"Музыка и кино" конспект урока искусста в 9 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Грозная Надежда Геннадьевна
Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку. Мы так привыкли к этому, что даже не всегда отдаем себе отчет:
Зачем нужна музыка в фильме, какого ее назначение?
Меняет что-либо музыка в восприятии кинофильма зрителем или просто же усиливает впечатление?
Является ли композитор одним из авторов фильма, наряду с режиссером и сценаристом, или подчиняется им? Очень часто мы слышим музыку в фильме и без всякой конкретной зрительной мотивировки. Она звучит "за кадром", только для зрителя фильма, а не для его героев. Ее иногда называют "фоновой" музыкой. Она очень важна, так как является своего рода подтекстом, раскрывающим внутренний смысл происходящих на экране событий. Такая музыка звучит в фильме как бы "от автора", передавая его отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_kino.docx32.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ Сандовская СОШ

Учитель изобразительного искусства Грозная Надежда Геннадьевна

Тема: Музыка в кино

Тип урока: урок -эврика(комбинированный)

Цель: расширить знания обучающихся о роли музыки в кино.

Задачи: 1.Образовательная.

Создать условия для систематизации имеющиеся у подростков знаний о функции музыки в кино; расширить знания о роли музыки в кино; разбора выразительных и изобразительных средств музыки из кинофильмов; повторения понятий, связанных с массовым кино.

2.Развивающая.

развивать творческое мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли; включения учащихся в процесс исполнения и восприятия киномузыки.

3.Воспитательная.

Создать условия для воспитания духовности и нравственности на примере знакомства с шедеврами мирового искусства.

Формирование УУД:

1.Личностные: осмысление духовно- нравственного значения киномузыки для интернациональных связей народов и государств; осмысление важности учения, значимости решения учебных задач для интеллектуального развития.

2.Познавательные: расширение представлений о функции музыки в драматургии фильма; исследование, отбор информации, моделирование изучаемого содержания.

3.Коммуникативные: рассмотрение коммуникативности самой музыки, включение детей в исполнительскую деятельность, умение работать в коллективе; умение слышать, слушать, понимать партнёра, распределять роли, правильно выражать свои мысли, вести дискуссию.

4. Регулятивные: анализ этапов восприятия и исполнения киномузыки; оценка качества исполняемой музыки; целеполагание, оценка ситуации, контроль.

5. Информационные: поиск, систематизация, отбор лучших образцов киномузыки для составления домашней коллекции.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, учебник «Искусство8-9классы»,музыкальные файлы, ВИДЕО фрагменты фильмов: «Человек с бульвара Капуцинов», «Летят журавли», « Мой ласковый и нежный зверь», «Александр невский». «Профессионал». презентация-сопровождение, вопросы к уроку.

Сценарий урока

СЛАЙД 1 Просмотр фрагмента из  кинофильма А. Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов»(1.03)

Учитель: Почему фильм вызвал такую реакцию у зрителей?

Ученики: Люди ещё были не знакомы с кинематографом.

Учитель: Эти события являются исторической правдой или вымыслом режиссёра?

Ученики: Ответы

Учитель:  Кадры из какого фильма вы сейчас видели?

Ученики: фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда».

Учитель: Где  и когда произошло данное событие?

 Ученики: 28 декабря 1895 г. в парижском «Гран-кафе», на бульваре Капуцинок, тридцать пять человек, заплативших по франку за сеанс ещё никому не известного «синематографа», стали свидетелями рождения нового искусства. 

Учитель: Произошли ли изменения в киноискусстве за последующие годы?
Ученики: Кинематограф со временем стал важнейшим средством коммуникации. Кино доступно, увлекательно, выразительно. Оно обладает свойствами  зримой литературы, движущейся живописи, цветомузыки.

Учитель: Интересно, что искушённый ценитель искусства, Горький сразу почувствовал недостаток звука и цвета – тех художественных средств, которыми кино обогатилось позднее, став синтетическим искусством. В кино слово, жест, пластика, пространство, свет, цвет, музыка создают единый образ. Едва ли не на первых просмотрах «движущихся фотографий» почувствовалось: тишина, в которой на экране подъезжал поезд к станции, набегала волна на берег, ходили, размахивая руками и разевали рты люди, совершенно невыносима. Запечатленный кинокамерой вполне реальный, но обеззвученный мир казался давящим кошмаром, и для «задыхающегося» слуха первых кинозрителей стрекот проекционного  аппарата был не помехой, а единственной отдушиной.
Тогда-то и воззвал кинематограф …. кто догадался о чем мы будем сегодня говорить?

СЛАЙД 2  Тема урока

Ученики: музыке в кино

Учитель: Кто озвучивал первые фильмы?

Ученики: Музыканты-аккомпаниаторы, звучание граммофонов за сценой.

СЛАЙД 3 Тапер

Учитель: Импровизации тапёров (аккомпаниаторов) избавили кинозалы от гнетущего беззвучия. Тапёры-музыканты исполняли музыку прямо в зрительном зале. Даже С. Рахманинов сопровождал немые фильмы своими импровизациями на рояле

Не раз уже говорилось, что «великий немой», по сути, никогда не был немым: он издавал звуки – «бешеные звуки затравленного фортепиано», как выразился поэт О. Мандельштам в стихотворении «Кинематограф».

Просмотр фрагмента из  кинофильма «Последнее лето детства»(1 минута)

Учитель: В чём сложность работы тапёра?

Ученики: Сложность в необходимости соответствия характера музыки и изображения, пианистам приходилось импровизировать на ходу.

Учитель: Выпускались альбомы рекомендуемых для сопровождения фильмов музыкальных произведений. Разве это не решение проблемы?

Ученики: Музыка была одинакова во всех фильмах, переходила из одного фильма в другой.

Учитель: Верно, появилась опасность стандартизации. Например, мелодрама сопровождалась надрывно-романсовой музыкой, комические фильмы – юморесками, приключенческие – галопом.

 Постепенно кино превратилось из немого и черно-белого в цветное и звуковое. Когда это произошло?

Ученики:В 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся в тот момент на грани банкротства, вложилась в рискованный звуковой проект. Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришёл только с фильмом «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики.

Ученики: Первый звуковой фильм-«Певец джаза» 1927 год США, в России 1931 год «Путёвка в Жизнь». В 1935 году картина «Бекки Шарп» становится первой официальной цветной картиной.

Учитель: Нужда в тапёре отпала – с экрана понеслись реальные звуки: речь героев, рокот прибоя, гудки автомобилей, шаги, вздохи, шорохи. Казалось бы, теперь, научившись воспроизводить не только движение жизни, но и её звучание, кинематограф мог бы расторгнуть союз с музыкой. Но союз не распался, а лишь упрочился. 

С момента рождения звукового кино, уже в 1930-е гг. произошло разделение киномузыки на внутрикадровую - конкретную, мотивированную, оправданную звучанием изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пением действующего лица и т. д., и закадровую - "авторскую", "условную".

Закадровая музыка как бы отстранена от действия и в то же время характеризует события фильма, выражает скрытое течение сюжета.

Музыка прочно обосновалась в кинематографе рядом с речью и шумами. То, оттесняя их, то уступая им первенство, то сливаясь с ними, она настолько срослась с киноизображением, что если, выходя из кинозала, мы не помним, была в фильме музыка или нет, то можно с уверенностью заключить, что она там была. Если бы её не было, мы непременно это бы заметили. Иногда, только зазвучат первые аккорды, а мы уже знаем какой фильм начался или уже идет не видя изображения. Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в такой музыкальной викторине: у вас на партах есть листы бумаги, на них указан № музыкальной композиции и название фильма

ВИКТОРИНА «Угадай фильм по саундтреку» (работа в группах)

№ саундтрека

Название фильма

1

«Иван Васильевич меняет профессию»

2

«Пятый элемент»

3

«Джентельмены удачи»

4

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

5

«Такси»

6

«Пираты карибского моря»

7

«Гардемарины вперед»

8

«Служебный роман»

9

«Кавказская пленница»

10

«Игрушка»

Учитель: Какую роль играет музыка в фильме?

Ученики: Музыка может быть фоном-иллюстрацией событий, может способствовать драматургическому развитию происходящего действия, помогает понять лучше внутренний мир персонажа, помогает создать зрительно-слуховой образ исторической эпохи.

Учитель выписывает на  доске варианты высказываний учеников:

  • иллюстрация событий,
  • драматургическое развитие,
  • внутренний мир персонажа,
  • создание зрительно-слухового образа исторической эпохи.

Учитель: Попробуйте определить, какую роль играет музыка Сергея Прокофьева в эпизоде «Ледовое побоище» фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»?

Просмотр фрагмента из  кинофильма  «Александр Невский»

Ученики: Музыка способствует драматургическому развитию происходящего, позволяет создать целостный образ произведения.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для характеристики русских воинов и тевтонских рыцарей? Как с помощью музыки противопоставляет два противоборствующих лагеря?

Ученики: Музыкальной характеристике русского народа присуща широкая мелодичность, напевность. Совсем иначе звучит музыка, характеризующая крестоносцев: жёсткие, суровые  звучности в оркестре, мелодии монотонны, угловаты. Тема «русской атаки» – лёгкая, полётная, напористая. Тема «атаки крестоносцев» – примитивная, резкая, тяжёлая.

Учитель: Можно ли считать сочинение музыки к фильму отдельным видом композиторской деятельности? В чём сложность этой работы?

Фильм состоит из эпизодов. Каждый эпизод делится на кадры, которые характеризуются полем изображения, планом и углом съёмки. Место композитора в среде микрофонов, вспышек фотоэлементов, целлулоидной спирали плёнки, миллиметровой точности, синхронности и математической выверенности длин и метража фильма.
Режиссёр составлял звукомонтажные схемы с точным хронометражём каждой сцены. Композитор по этим схемам сочинял музыку. «У нас с Эйзенштейном выработался такой метод работы: я просматривал в киностудии кусок фильма, … он попутно высказывал мне свои пожелания по поводу музыки. Вернувшись домой, я пишу музыку, пользуясь точными разметками в секундах».

Учитель: Да, назовём Сергея Прокофьева кинокомпозитором, потому что он понял, что настоящая киномузыка – не иллюстрация к «картинкам» на экране, не сопровождение отдельных эпизодов, а выражение внутреннего хода фильма, его образности, его драматургии в музыке. Всё, о чём говорил фильм, говорила на своём языке и музыка Прокофьева.

           Учитель: Ребята, снова возвращаю ваше внимание к фильму «Летят журавли». Откройте стр.175 и ещё раз взгляните на кадр. Взгляд Бориса устремлён в небо. Он убит. В его взгляде застыла картина уходящего мира. А что было за несколько минут до этого? Музыка нам расскажет об этом!

ВИДЕО фрагмент из фильма « ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ»

РАЗБОР выразительных и изобразительных средств музыки из кинофильма

Учитель: Помогла ли вам музыка этого фрагмента прочувствовать ужас происходящего, смерть главного героя?

Ученики Музыка в фильме передаёт как общее настроение картины, так и отдельных её частей; напоминает о прошедшем времени, другой эпохе; дополняет характеристику героев; проявляет ярче их взаимоотношения, заменяет диалоги; раскрывает подтекст фильма; выражает отношение авторов к героям и событиям.

Учитель: На слайде записаны термины: драматургия, драматическое развитие, контраст, повтор, фоновая музыка. Эти понятия являются основой развития киномузыки. Запишите их в тетрадь.

Учитель: Музыка к фильму - необычное творение композитора, от которого требуется развитие драматических принципов, заложенных в картину режиссёром. Когда речь идёт о драматургии, очень хорошо работает приём музыкального контраста. Например, музыка, являющаяся фоном, для, казалось бы, прекрасной свадебной сцены, предрекает фатальный исход, трагедию.

ВИДЕО фрагмент из фильма «МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ» (Свадебный вальс) муз. Е.ДОГА

Ученики: Героиня фильма погибает и начало этой трагедии мы видим на фоне прекрасного вальса. Мы это чувствуем, мы это видим.

           Учитель: Можно привести ещё примеры где музыка, являющаяся фоном для, казалось бы, успешного и непобедимого героя, как бы предрекает фатальный финал. Она иносказательно говорит о том, что всё не вечно и успех может обернуться неудачей. Именно это происходит в финале фильма «Профессионал» с Бельмондо в главной роли.

 ПРОСЛУШИВАНИЕ САУНДТРЕКА ИЗ ФИЛЬМА « ПРОФЕССИОНАЛ»

( Физкультминутка)

(Во время звучания музыки учащимся предлагается подвигаться на воображаемой « дискотеке», совершить гимнастику для глаз)

Учитель: Герои фильмов – красивые, бесстрашные, сильные ,проходят через «огонь и воду».  Зрители , погружаясь в атмосферу фильма, оценивают их действия, мечтают быть похожими на них. Их жизнь, их подвиги, их песни на экране нравятся нам и мы невольно влюбляемся в них. А какие ваши любимые герои? ( Ответы )

Учитель: Какую роль играет музыка в современных фильмах?

Ученики: Песни практически отсутствуют или остаются за кадром, одна инструментальная мелодическая тема

Учитель: Мы с вами на уроках неоднократно встречались с песнями, которые играют важную роль в раскрытии образа в кинофильме. Давайте вспомним эти песни. Каждому ряду задание по очереди: спеть несколько строк из песни.

Песенная  викторина

Домашнее задание

Найдите примеры фильмов, где музыка является фоном-иллюстрацией событий, способствует драматургическому развитию происходящего действия, помогает понять лучше внутренний мир персонажа, создает зрительно-слуховой образ исторической эпохи.

Учитель: Как вы думаете, что ещё можно добавить о предназначении музыки в кино? Характеризует ли она героя таким, каким я его вам представила? Согласны ли вы?( ответы)

5.Первичное закрепление материала.

Учитель:А сейчас ,ребята, мы систематизируем наши знания с учётом изученного на уроке:1.СЛ.10-11

2.CЛ12-14.Вопросы с ответами демонстрируются на экране. Учащиеся, повернувшись, отвечают и затем сверяют свои ответы с правильными.

1. Что необходимо знать композитору, который сочиняет музыку для кино? (знать развитие драматургии фильма)

2. Кого называли Моцартом киномузыки? (Энио Морриконе)

3. К каким фильмам сочинил музыку Энио Морриконе? («Однажды в Америке», «За пригоршню долларов», «Профессионал», «Хороший, плохой, злой», «Неприкасаемые», «Гамлет»)

4.Кто озвучивал немое кино? (музыкант-тапёр)

5.Какую роль играет музыка в кино? (одухотворяет фильм, вносит новые эмоции, выражает идею фильма)

6.Чем является внутрикадровая музыка?( Частью действительности)

7.Чем является закадровая музыка?(Внутреннее состояние героя. Философский духовный смысл)

8.С какой целью в фильмах звучит классическая музыка? (чтобы выразить состояние души, уйти от суеты повседневности, найти согласие с миром и с самим собой, поиск высших ценностей)

9.Какие функции имеет киномузыка? (передача общего настроения картины; напоминание о прошедшем времени, другой эпохе; дополняет характеристику героев; ярче проявляет их взаимоотношения, заменяет диалоги; раскрывает подтекст фильма; выражает отношение авторов к героям и событиям)

Учитель: Ребята,вы сделали вывод о роли музыки в кино . Давайте облачим ваши высказывания в красивую форму. Найдите в тексте учебника нужные слова (учащиеся читают последний абзац). Можно уверенно сказать, что удачно сочинённая киномузыка является ещё одним важным персонажем, актёром, которого нет в титрах, но без которого фильм перестаёт быть именно этим фильмом.

6Аргументированное выставление оценок

7.Домашнее задание 1 Делать презентацию « Энио Морриконе и его фильмы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный урок музыки в 5 классе по теме: "В чём сила музыки" и анализ урока

Данный урок проводился на районном  конкурсе "Учитель года". Урок проводился по методу художественно-педагогической драматургии. В анализе чётко и подробно описано строение урока, а также все при...

"Взаимопроникновение музыки и литературы". Урок в 5 классе

Данный урок был представлен на педагогическом совете "Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения" на секции практико-ориентированных дисциплин (МО физической культуры, техн...

"Музыкальный образ в музыке Я. Сибелиуса". Урок в 7 классе

На данном уроке применяется художественно-образный уровень полихудожественной деятельности, где проводится сравнительный анализ музыкального произведения с литературными произведениями и произведениям...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют  задания по карточкам.  В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Храмовый Синтез Искусст. Урок МХК 9 класс

Жанры инструментальной музыки 7 класс...