Ты сам - мастер.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Федорова Наталья Васильевна

План-конспект урока по программе Б.М. Неменского в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_v_5_klasse2018.docx336.22 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема урока: Ты сам – мастер .

 План - конспект урока по программе Б. М. Неменского в 5 классе.

 Форма коллективной изобразительной деятельности - комплексная. (2 урока)

 Тип урока: урок первичного предъявления новых знания. Урок – творчества.

 Цели урока:

Развитие коммуникативной культуры.

Задачи урока:

   а) Образовательные.

  • Познакомить и сформировать представление о новом виде декоративно - прикладного искусства - квиллинге.
  • Обучать учащихся скручивать бумажные полоски, придавая им разнообразные формы.  

   б) Развивающие.

  • Развить интерес к предмету , воображение, творчество,
  • развивать навыки работы с бумагой,
  • развивать глазомер, мелкую моторику рук.

   в) Воспитательные.

  • Воспитывать умение слушать, вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся ситуацию.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

 Оборудование и материалы, используемые на уроке.

  • Презентация,
  • Мультимедийное устройство.
  • Технологические карты.
  • Образцы работ.
  • Бумажные полоски для изготовления элементов квиллинга.
  • Цветная бумага и картон для основы панно.
  • Ножницы, клей, зубочистки, салфетки, цветные карандаши, резинка.
  • Формат А 4.

 Что учащиеся должны знать и уметь (результат работы).

    Познакомиться с возникновением и современной историей популярного во всем мире изящного рукоделия, носящего английское название  квиллинг. Научиться  технологии изготовления элементов для квиллинга. Каждая группа  учащихся создаст коллективное панно для оформления школьного стенда к празднику.

                           Структура   урока:

  • 1.Организационный момент.
  • 2. Активизация и постановка познавательной задачи.
  • 3. Основной этап урока (рассказ – презентация).
  • История квилинга
  • Техника работы с бумажными полосками.
  • 4. Деление детей по творческим группам (по 5 человек).
  • 5. Творческая работа детей.
  • 6. Рефлексия.

                                  Ход урока:

Организационный момент.

  • Приветствие, проверка готовности к уроку.  

Активизация и постановка познавательной задачи:

          Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

Основной этап урока:

 Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, хорошо получается накручивание на зубочистку.

 Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах.

Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3—7 мм.

Техника работы с бумажными полосками.

Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img1.jpg

Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img2.jpg

Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img3.jpg

Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img4.jpg

Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img5.jpg

http://festival.1september.ru/articles/574249/img6.jpg

Вся полоска свёрнута.

А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img7.jpg

Приклей конец полоски клеем ПВА.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img8.jpg

http://festival.1september.ru/articles/574249/img9.jpg

http://festival.1september.ru/articles/574249/img10.jpg

Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».

http://festival.1september.ru/articles/574249/img11.jpg

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Это заготовки «капля» и «лепесток».

Деление детей на творческие группы.  

Творческая работа детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Инструктаж учителя по технике безопасности (перед выполнением учащимися самостоятельной работы).

  • Проверка организации рабочих мест учащихся;
  • Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
  • Каждая группа совместно придумывает эскиз коллективной композиции, ее колористическое решение, используя цветные карандаши. Подбирает фон. Подсчитывает примерное количество элементов. Распределяет работу.  Приступает к изготовлению элементов композиции.

Подведение итогов урока. Выставка детских работ.

Детские работы вывешиваются на доске. Радуемся удачным работам. Можно сделать замечания по ошибкам (но в форме советов).

Рефлексия.

  • Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему научились?
  • Что понравилось на уроке?
  • Понравился вам урок и почему?

 Список использованной литературы:

  1. http://rukodeling.ru/
  2. «Искусство квиллинга: магия бумажных лент» автор: Анна Зайцева, Москва «ЭСМО», 2010 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства."

Творческий проект: " Тыс ам - мастер декоративно- прикладного искусства",  задуман как коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов и разработок эскизов для работы...

"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...

Мастер-класс по теме Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм

Тема: Построение графиков функций с помощью Мастера ДиаграммЦель: Формирование навыков построения графиков с помощью Мастера диаграмм, расширение представления о возможностях электронной таблицы...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Мастер-класс «Глиняных дел мастера»

Мастер-класс«Глиняных дел мастера»...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...