План-конспент открытого урока в 6 классе по теме:"Портрет"(Портет литературного героя).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Гражданинова Людмила Ивановна

Урок имеет свой подзаголовок: "Извлечение сущности". К моменту этого занятия  дети уже изучили основные особенности портрета (пропорции лица, освещение, колорит).  Им предлагается по только что изученному на уроке литературы произведению А.Пушкина "Капитанская дочка", создать свой образ литературного героя, пользуясь описанием из текста. Это урок не только закреплния изученного материала по теме "Портрет", но и возможность ссамостоятельно проникнуть в сущность портрета, наполнить его характером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_k_uroku.docx25.49 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku.docx19.12 КБ
Файл portret_literat_geroya_6_kl.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме "Портрет литературного героя."

Гражданинова Л.И. учитель ИЗО

Цели для ученика: 

  • познакомиться с особенностями портрета-иллюстрации, уметь выполнять портрет по литературному тексту, дополняя его своим смыслом и пониманием характера героя;
  • рассказывать о своих художественных впечатлениях.

Цели для учителя: 

  • Образовательные: на новом этапе обучать выполнению изображения лица человека, соблюдая основные пропорции, учить графическим приемам передачи характера.
  • Развивающие: формировать представление об основных этапах выполнения портрета, особенностях творчества художников-портретистов, способствовать формированию художественного вкуса у детей, помогать ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит, и они более сложны для понимания.
  • Воспитательные: формировать умение выражать свою эстетическую позицию.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: индивидуальная частично- поисковая работа

Опорные понятия, термины: портрет, иллюстрация

Новые понятия: разновидности портрета: психологический портрет литературного героя

Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимокотроль

Оборудование: для учителя: презентация, таблица пропорций лица человека (на доске), мимика лица (таблица в презентации), учебные рисунки учителя ; карточки с описанием героя, экоше.

Для учащихся: бумага, уголь, сангина, тетради по литературе.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент

Организация местоположения каждого ученика. Учитель мотивирует учащихся на начало урока, проверяя порядок на рабочем месте.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:  оптимальная организация раб. места

2.Мотивация и актуализация  знаний

Учитель организует работу для определения темы урока.
Работа с эпиграфом.

« ПОРТРЕТИСТ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НАРИСОВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ, НО И ПЕРЕДАТЬ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. ХУДОЖНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА СОБСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОРТРЕТИРУЕМЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЯ ИНАЧЕ» Д. Шмаринов.

-Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какая задача будет стоять сегодня перед нами?

Формулируют тему урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Познавательные:, умение осознанно строить речевое высказывание

3.Восприятие искусства. «Открытие» обучающимися нового знания

Сегодня мы сделаем ещё один шаг к освоению портрета в жанре иллюстрации. Но для этого вы должны выполнить задание на карточках. Учащиеся делятся на группы. Задание: Из представленных отрывков текста, определите героя и художественное произведение. (Дубровский, Троекуров и Маша)
(Подвести итог )

Воспринимают  задание

Работа по группам

Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: формирование художественного вкуса и способности чувствовать и воспринимать литературный образ

4. Осмысление искусства.(Первичное закрепление)

1.– Составьте небольшое словесное описание портрета своего героя.

 2. Можно сделать эскизную заготовку овала лица героя.
1-я группа дает словесное описание портрета Владимира Дубровского.
2-я группа рассказывает о  Кириле Петровиче Троекурове.

3-я группа дает описание  портрета Маши.

Можно опираться на таблицу «Мимика»


3. Знакомство с примерами литературных иллюстраций художников Б. Кустодиева  Дем. Шмаринова.(Презентация)


4.  Учитель дополняет и систематизирует ответы учеников учебным рисунком на доске, акцентируя внимание на особенности овала лица, передаче объема головы, прически )

Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Делают сообщения, зачитывая выдержки из карточек.

Повторяют изученное на уроке литературы.

Работа по вопросам, беседа

Рассматривают способы изображения, демонстрируемые учителем на доске, делают свои зарисовки.

Познавательные: см. находят информацию, необходимую для решения учебной задачи; владеют смысловым чтением, см. вычитывают фактическую информацию; могут в устной форме описать изображение человека в литературном произведении.
Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями.
Личностные: осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов;

Познавательные: знакомятся с творчеством великих художников; воспринимают и анализируют их иллюстрации.

5. Творческая практическая деятельность

1. Постановка творческого задания учителем:

-Выполнить потрет- иллюстрацию литературного героя по выбору. Основная задача-показать характер портретируемого.

2. Повторение композиционных правил по вопросам учителя (схема на доске, а способы передачи мимики на экране)

3. Творческая самостоятельная работа в графике.

4. Учебные обходы учителя направлены на соблюдение правильных пропорций лица человека.

Рассматривают таблицу и повторяют по вопросам учителя основные пропорции лица, подбирают мимическую схему к своему портрету.

В процессе работы обращают внимание на передачу объема в графике.

Коммуникативные: выражают свои эмоции через рисунок.

6. Итоги урока. Рефлексия

Учитель организует рефлексию. Выставка работ.

Закончите фразу:

– Сегодня я выступил (а) в роли…
– Я на уроке научился (лась)…
– У меня получилось…
– Делать своими руками – это…
– Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.
Анализ выставки работ.

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают выводы, рассматривая выставку.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  

Познавательные: рефлексия

Список использованной литературы:

1. Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского.  Изобразительное искусство 6 класс. М. Просвещение, 2012.

2. И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. Изобразительное искусство 5 класс. М. Баласс, 2012.



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал для групп.

Пушкин достаточно лаконично рисует черты внешности героя, которые играют в произведении важную роль. И что очень существенно, внешний облик передается не только самим автором, но и в восприятии разных лиц. Впервые о некоторых деталях внешности молодого ……………………упоминается в сцене встречи с приказными, когда ………………………предотвращает бунт крестьян.

 «Речь молодого  человека, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». В этой скупой зарисовке мы видим отражение лидерских качеств молодого офицера.

В образе француза ………………..произвел хорошее впечатление «приятной наружностию и простым обращением». Умение спокойно и мужественно держаться даже в самых исключительных обстоятельствах, как, например, в сцене с медведем, позволило Маше увидеть в нем храбрость и гордое самолюбие.

 Интересно, каким рисует …………………..-разбойника людская молва. Вот он предстает в рассказе добрейшей Анны Савишны Глобовой. В ее восприятии это генерал «лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде». Такой портрет, описанный Анной Савишной, произвел довольно сильное впечатление на барышень, которые, начитавшись романов, увидели в нем романтического героя.

 Контрастирует с этим восприятием казенное описание примет героя, составленное исправником по показаниям бывших дворовых людей……..: «От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».

Что касается……………………………….., то его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени.

Никто не дерзал отказываться от его приглашения. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что …………………выказывал все пороки человека необразованного. А так как физических сил у …………………было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. 

Какой же была…………………………….., если смогла так всецело и безраздельно завладеть сердцем молодого и благородного разбойника, бывшего воспитанника кадетского корпуса………………..? Сказать красавица — недостаточно, потому что вокруг так много красавиц, скрывающих под маской безупречной внешности черствую душу. В…………………………, наоборот, все было гармонично. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на лоне природы, с детства впитавшая в себя загадочные и таинственные сюжеты устного народного творчества, которыми изобиловали рассказы доброй няни-крестьянки, а затем вкусив сладость сентиментальных романов, которыми…………………., повзрослев, зачитывалась, сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной.

Дубровский Владимир Андреевич - благородный разбойник, "разбойник поневоле", главный герой романа Александра Сергеевича Пушкина "Дубровский". Марья Кирилловна Троекурова - главная героиня романа Пушкина "Дубровский", дочь основного врага Дубровского, возлюбленная Дубровского. Троекуров Кирилла Петрович - один из основных героев романа Пушкина "Дубровский", главный отрицательный персонаж, самодур. Он отсуживает единственное имение соседа, оставляя его единственного сына без средств к существованию. Дубровский Андрей Гаврилович - отец главного героя романа, Владимира Андреевича. Этот второстепенный персонаж выступает в роди жертвы, которую угнетает самодур-сосед, отбирающий имение путём интриг и взяток чиновникам.

Знакомство детей с художниками иллюстраторами детских книг позволяет решать задачи как нравственного, так и эстетического воспитания, а также способствует эмоциональному развитию детей.

Во – первых, рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречается ребёнок с раннего детства, и специальные занятия по ознакомлению с книжной графикой способствуют развитию у детей интереса к книге, воспитывают бережное отношение к ней, как к произведению искусства.

Во – вторых, высокохудожественные иллюстрации способствуют формированию художественного вкуса у детей, помогают ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит и они более сложны для понимания. Цвет, ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям более понятны и доступны.

О красоте человеческих лиц                                 

  Есть лица, подобные пышным порталам,                                   

 Где всюду великое чудится в малом.

  Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата.

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине, мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

                                                        Николай Заболоцкий

«ИЗВЛЕЧЕНИЕ СУЩНОСТИ». ПОРТРЕТИСТ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НАРИСОВАТЬ ЕГО, НО И ПЕРЕДАТЬ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. ХУДОЖНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА СОБСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОРТРЕТИРУЕМЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЯ ИНАЧЕ. Д. Шмаринов.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ИЗВЛЕЧЕНИЕ СУЩНОСТИ » «ПОРТРЕТИСТ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НАРИСОВАТЬ человека (литературного героя ), НО И ПЕРЕДАТЬ его душевные КАЧЕСТВА. ХУДОЖНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА СОБСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОРТРЕТИРУЕМЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЯ ИНАЧЕ».

Слайд 2

Цели нашего урока: познакомимся с особенностями портрета-иллюстрации; повторим основные пропорции лица человека; выполним портрет по литературному тексту, дополняя его своим смыслом и пониманием характера героя.

Слайд 3

Художник Дементий Шмаринов 1973 г. Образ Дубровского

Слайд 5

Художник Дементий Шмаринов 1973 г.

Слайд 6

Афиша к художественному фильму.

Слайд 7

Д. Шмаринов (1973 г) «Марья Кирилловна… залилась слезами и бросилась к ногам отца» Образ Троекурова

Слайд 8

К.П.Троекуров и заседатель Шабашкин . Художник Д. Шмаринов

Слайд 9

Б. Кустодиев (1919 г.) «На псарне»

Слайд 10

Троекуров и Маша в саду у Верейского . Художник Д. Шмаринов 1973 г . Маша

Слайд 11

Д. Шмаринов Б. Кустодиев «ХУДОЖНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА СОБСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОРТРЕТИРУЕМЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЯ ИНАЧЕ».

Слайд 12

Определитесь в выборе литературного персонажа для иллюстрирования. Прочитайте еще раз его описание в тексте произведения. Выполните портрет-иллюстрацию литературного героя. Постарайтесь дополнить свой портрет «рассказом» с помощью фона. Творческое задание:

Слайд 13

Методическая таблица: « МИМИКА» 1) – спокойное 2) – внимание 3) – размышление 4) – смех 4 ) – улыбка 5 ) – печаль 7) – ужас 6 ) – плач, старость

Слайд 14

Закончите фразу: – Сегодня я выступил (а) в роли… – Я на уроке научился ( лась )… – У меня получилось… – Я понял (а), что…

Слайд 15

«ИЗВЛЕЧЕНИЕ СУЩНОСТИ » «ПОРТРЕТИСТ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО НАРИСОВАТЬ человека (литературного героя ), НО И ПЕРЕДАТЬ его душевные КАЧЕСТВА. ХУДОЖНИК ИМЕЕТ ПРАВО НА СОБСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД, ДАЖЕ ЕСЛИ ПОРТРЕТИРУЕМЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЯ ИНАЧЕ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

Открытый урок по литературе на тему "Суд над литературным героем Чичиковым" по поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя

Нетрадиционный урок: урок-суд над литературным героем Чичиковым Н.В. Гоголя по поэме "Мертвые души" . Тема урока: "Образ Чичикова. Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или…?...