Рабочая программа по ИЗО, 4 класс для детей со сложными дефектами
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Колтунова Татьяна Викторовна

Рабочая программа по ИЗО для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10»

   СОГЛАСОВАНО:      

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

_____________ Т.В. Колтунова

_____________ 2018г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _______________ 2018г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор общеобразовательной организации

______________В.И. Часнык

_______________  2018г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ    4 «Б»   КЛАССА

НА  2018 - 2019  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

адаптированной основной программы образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Разработчик программы:

Колтунова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

Педстаж – 23 года.

с. Александровское

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………....

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 4б классе.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по предмету «Изобразительное искусство» в 4б классе.

3.Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 4б  классе.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами  предмета «Изобразительное искусство» в 4б классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Изобразительное искусство» в 4б классе.

 

                                   

Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету  «Изобразительное искусство»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

6. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;

7.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.        

8. Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10.Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.

12. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).

16. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.

17. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

18. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

19. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2014-2015 учебный год».

22. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 08.06.2015 г № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

 23. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 28.12.2015 г № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373».

25. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 26.01.2016 г № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253».

26. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

27. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

28. Письмо Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".

29. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 3 апреля 2003г. №27/2722-6.

30. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

31. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 "О сохранении
системы специализированного коррекционного образования".

32. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

33. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

34. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

35. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

36. Методические рекомендации по  внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.

37.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).

38. Закон Ставропольского края от 30.07.2013 N 72-кз  «Об образовании».

39. Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10».

40. Адаптированная основная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2018-2019 учебный год.

41. Учебный  план для обучающихся, воспитанников 4-9 классов со сложными дефектами ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10»  на  2018-2019 учебный  год.

1.2 Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 4б классе.

                Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 4б класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся, воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

        Уроки изобразительного искусства проводятся 3 раза в неделю. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение и оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствует формированию творческих способностей и развитию личности умственно отсталого ребенка со сложными дефектами, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

        Структурно и содержательно программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 4б класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков ИЗО в 1-3 классах, уроков математики в 1-3 классах, уроков предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда в 1-3 классах, уроков развития устной речи  в 1-3 классах и  рассчитана на 102 часа в год, по 3 часа в неделю.

        Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами  4б  класса   общеобразовательной организации.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год.

         Соответствие государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами  4б  класса   детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Искусство», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Изобразительное искусство».

       Цель – формирование духовной культуры личности, эстетического восприятия действительности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.   

        Задачи предмета:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

содействовать развитию у обучающихся, воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

дать обучающимся, воспитанникам  знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить обучающихся, воспитанников  с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у обучающихся, воспитанников  речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

          Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Основополагающие принципы.

        В основу программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся со сложными дефектами  4б  класса положены следующие принципы:

1. Тематический принцип планирования учебного материала;

2. Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающихся, воспитанников сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;

3. Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

4. Направленность на развитие у детей со сложными дефектами эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности;

5. Индивидуально - личностный подход к каждому обучающемуся, воспитаннику со сложными дефектами.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по предмету «Изобразительное искусство» в 4б классе.

Основные направления коррекционной работы по предмету:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие высших психических функций.

Формы обучения:

 - урок, практическая работа.

- индивидуальная и фронтальные формы работы на уроке.

Методы обучения:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, информация;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – рисование с натуры, декоративное рисование, упражнения, игры и творческие задания.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Типы уроков:

- актуализация знаний и умений;

- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

- комплексное применение знаний и умений;

- урок закрепления знаний, умений, навыков;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (урок-игра, урок- творческая мастерская и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Система межпредметных связей.

             Обучение изобразительному искусству носит предметно – практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами:

  • развитием устной речи, предметными уроками, экскурсиями (рисование с натуры);
  •  чтением (рисование на темы);
  • математикой (рисование предметов, форм геометрических фигур);
  • письмом (прививаются графические навыки при штриховке и раскрашивании рисунка, развитие  мелкой моторики, зрительно- двигательной координации);
  • трудовым обучением  (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).

Содержание рабочей программы по предмету

«Изобразительное искусство» в 4б классе.

         Изобразительное искусство – один из предметов, имеющий важное значение в плане развития и воспитания обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, коррекции их познавательной деятельности.

         Занятия по рисованию способствуют развитию у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами правильного восприятия  формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

    Программа по изобразительному искусству включает три вида деятельности.         Уроки изобразительного искусства в 4б классе состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. В случае необходимости, прежде чем перейти к занятиям изобразительной деятельностью, с обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами возможно проведение подготовительных упражнений, например, по:

развитию умений правильно держать карандаш;

уточнению понятий («верх», «низ» (листа бумаги), умений правильно располагать бумагу на парте;

уточнению представлений об основных цветах, заучивание их названий (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).

развитию умений проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам;

упражнениям в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурки, ветка);

различению основных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), рисованию их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам;

развитию навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура;

обводке с последующим закрашиванием изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.

         

Декоративное рисование

Учить обучающихся, воспитанников со сложными дефектами рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, по возможности определить структуру узора.

                                                    Примерные задания

Самостоятельное рисование декоративных узоров.

Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади.

Рисование растительного узора в полосе по образцу.

Составление растительного узора из 2-х фигурок – трафаретов в полосе.

Самостоятельное рисование растительного узора в полосе.

Рисование узора в квадрате по образцу и самостоятельно (платок, скатерть, салфетка).

Составление узора из линий различной конфигурации и цвета.

Составление и рисование узора в квадрате, расположенного на заданных линиях.

Рисование узора в круге (люстра).

                                                     Рисование с натуры

Продолжать учить обучающихся, воспитанников со сложными дефектами различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; по возможности развивать умение определять последовательность выполнения рисунка.

                                                       Примерные задания

Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом (одноэтажный, многоэтажный), автобус.

Рисование елки с игрушками.

Рисование листьев березы и ивы.

Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба.

Рисование гирлянды новогодних игрушек (шары).

Рисование овощей и фруктов различной формы.

Рисование снеговика.

Рисование цыпленка.

Рисование башенки из элементов строительного материала.

                                                Рисование на темы

Развивать у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться по возможности располагать их в определенном порядке; учить передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.

                                                 Примерные задания

Рисование на темы: «Ракета в космосе», «Деревья весной», «Моя улица». Иллюстрирование сказки «Гуси – лебеди».

Рисование на темы, связанные с празднованием дат Красного календаря.

3.Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 4б  классе.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами  предмета  «Изобразительное искусство»  в 4б классе.

        Характеристика обучающихся со сложными дефектами.

          Всегда  существовала и остаётся актуальной проблема социализации обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в развитии, проблема их подготовки к самостоятельной жизни.  На занятиях они учатся организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), управлять самим собой, анализировать и контролировать свои выполненные работы, а в последующем и  поступки, учатся работать в группах, в коллективе. Умение анализировать и контролировать свои поступки  способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности.  У детей со сложными дефектами формируется чувство прекрасного, воспитываются эстетические способности.  

    В 3б классе - 6 обучающихся, воспитанников. По возможностям обучения обучающиеся, воспитанники в классе делятся на  3-4 группы/ уровня.

Группа/

уровень

Возможности обучающихся, воспитанников

со сложными дефектами

Ф. И.

обучающегося

I  группа/

уровень

Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности.  Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, с незначительной помощью могут сделать элементарные выводы и обобщения.

II группа/ уровень

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у обучающихся, воспитанников II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.        

III группа/ уровень

Усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

IV группа/ уровень

Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. С заданием справится  могут при помощи учителя. Связи, отношения, причинно- следственные зависимости ими  осмысливаются частично. Поэтому необходимо решать следующие задачи: корригировать произвольное, непроизвольное внимание; развивать связную устную речь; развивать слуховой анализатор; развивать мелкую моторику кистей рук. Прививать навыки общения, умение контролировать свои поступки.  

Критерии оценки достижения обучающихся со сложными дефектами.

Оценка устных ответов.

           Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся со сложными дефектами. При оценке устных ответов по изобразительному искусству принимаются во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

      Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение; о нем (что больше всего понравилось, чем понравилось). Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей. Умеет отличать виды искусства.

       Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства с помощью учителя; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, но не умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей при помощи учителя. Умеет отличать виды искусства по наводящим вопросам.

        Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации. Плохо отличает виды искусства по наводящим вопросам.

Оценка практических, самостоятельных работ.

         Оценка «5» ставится, если ученик самостоятельно выполняет работу, умело пользуется приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении работы. Умеет пользоваться навыками на практике, создавая работу без опоры на оригинал.  Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно. Умеет пользоваться инструментами.

        Оценка «4» ставится, если ученик выполняет работу в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает правильную последовательность при выполнении работы и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливает последовательность выполнения работы. Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно.

Умеет пользоваться инструментами. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.

       Оценка «3» ставится, если ребёнок не умеет пользоваться навыками на практике, создаёт работу с опорой на оригинал.  Работа на листе расположена неправильно, выполнена неаккуратно. Перед ребёнком находится план выполнения работы. Если ребёнок пользуется шаблонами (если это не предусмотрено программой). Выполняет работу с помощью учителя. Нарушает правильную последовательность при выполнении работы.

Возможно использование следующих норм оценивания:

Знания и умения, обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по изобразительному искусству  оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы.

Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по предмету «Изобразительное искусство»:

        

В результате обучения обучающиеся, воспитанники со сложными дефектами должны знать/понимать:

- названия всех изображаемых предметов;

- знать названия предметов.

 Уметь:

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом , правильно держать бумагу и карандаш;

- пользоваться кистью и красками;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;

- уметь рисовать указанные в программе предметы по подражаниям действия учителя, по образцу и по словесной инструкции, передавая их основные свойства;

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

- рисовать от руки, по трафарету, шаблону и повторять чередующийся узор из геометрических форм и предложенных форм учителем;

- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, персонажей народных сказок, сравнивать их между собой;

- учить и раскрашивать по расставленным ориентирам.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения по предмету «Изобразительное искусство».

5.1. Учебно-методическое обеспечение.

Наименование

материала

Серия

Издательство

1.

Наглядно - дидактическое пособие «Инструменты домашнего мастера»

Серия «Мир в картинках»

Издательство «Мозаика-Синтез»

2.

Набор геометрических тел

-

-

3.

Обучающая игра-лото «Предметы и явления окружающего мира»  (48 фишек)

-

Издательство «Стеллар»

4.

Обучающие карточки для детей и взрослых «Пальчиковый театр» (рассказываем и показываем сказки)

Серия «Весёлые уроки»

Издательство

 «У - Фактория»

5.

Обучающие карточки для детей и взрослых «Магазин одежды»

Серия «Весёлые уроки»

Издательство

 «У - Фактория»

6.

Обучающие карточки для детей и взрослых «Магазин «Овощи. Фрукты. Ягоды»

Серия «Весёлые уроки»

Издательство

«У - Фактория»

7.

Обучающие карточки для детей и взрослых «Что сначала, что потом» (знакомство с  временами года)

Серия «Весёлые уроки»

Издательство

«У - Фактория»

8.

Обучающие карточки для детей и взрослых «Времена года и погода» (знакомство с  временами года)

Серия «Весёлые уроки»

Издательство

 «У - Фактория»

9.

16 обучающих карточек по теме «Птицы»

Серия «Учебные пособия для дошкольников» (уроки для самых маленьких)

Издательский дом «Проф - Пресс»

10.

16 обучающих карточек по теме «Цифры и фигуры»

Серия «Учебные пособия для дошкольников» (уроки для самых маленьких)

Издательский дом «Проф - Пресс»

11.

 Развивающая игра - лото «Овощи, фрукты»  (24 тематические  картинки)

Серия  игра - конструктор «Развивающее лото»

Издательство «Хатбер - пресс»

12.

 Развивающая игра - лото «Окружающий мир»(24 тематические  картинки)

Серия  игра - конструктор «Развивающее лото»

Издательство «Хатбер - пресс»

13.

 Развивающая игра - лото «Животные и птицы» (24 тематические  картинки)

Серия  игра- конструктор «Развивающее лото»

Издательство «Хатбер - пресс»

14.

 Развивающая игра - лото «Съедобное и несъедобное» (24 тематические  картинки)

Серия  игра - конструктор «Развивающее лото»

Издательство «Хатбер - пресс»

15.

 Развивающая игра - лото «Растения» (24 тематические  картинки)

Серия  игра - конструктор «Развивающее лото»

Издательство «Хатбер - пресс»

16.

Развивающая игра «Предметы и контуры»

Серия  игра «Забавы в картинках»

Издательство «Весна - дизайн»

17.

Игровое домино «Овощная семейка»

-

Издательство ООО «Задира»

18.

Набор карточек «Птицы» (20 шт.)

-

Издательство «Искатель»

19.

Карточки для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям о птицах» (12 шт.)

Серия «Расскажите детям»

Издательство «Мозаика-Синтез»

20.

Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Головные уборы. Обувь»

Серия «Маленький гений»

Издательство «Маленький  Гений - Пресс»

5.2. Материально- техническое обеспечение.

    5.2.1. ТСО:

• Ноутбук.

• Магнитофон.

• DVD - диски.

    5. 2. 2. Предметы для натуры:

• Поздравительные открытки.

• Люстра.

• Ёлка.

• Новогодние украшения (игрушки).

• Снеговик.

• Цыпленок.

 Башенка.

• Цифры и буквы.

• Шар.

• Косынка, платок.

• Скворечник.

• Весенние цветы.

Муляжи овощей и фруктов.

Гербарий для начальной школы.

Природный материал.

Геометрические фигуры, шаблоны.

Календари, открытки, плакаты. Конструктор. Трафаретные линейки.

Детские книги.

Иллюстрации:

• Иллюстрации картин известных художников.

• Иллюстрации с изображением сказочных избушек.

• Иллюстрации с изображением изделий городецких  мастеров.

• Иллюстрации с изображением изделий мастеров Хохломы, мастеров  Гжели.

• Иллюстрации с изображением декоративно -прикладного искусства  мастеров: вышивки, кружев, керамики, столярных изделий, строительных конструкций.

5.3. Литература.

1. Адаптированная основная общеобразовательная  программа образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

 2. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе» (часть 2), Воронеж, «ТЦ «Учитель», 2004г.

  4. Неменский  Б. М. ИЗО и художественный труд; 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003г.

  5. Неменский  Б. М. ИЗО и художественный труд: 1 -8 классы. - М.: Просвещение. 2003г.

  6. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.).

  7. Соколова Г.М. «Воспитание чувств» (методические материалы к урокам  ИЗО), Ставрополь, «СКИУУ», 1992 г.

Разработчик программы:

Колтунова Татьяна Викторовна,    

учитель начальных классов,

учитель высшей квалификационной категории                ______________

                                                                                                       Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по СБО в 5 классе для детей со сложным дефектом развития в коррекционной школе VIII вида по теме: «Обращение в поликлинику».

Урок объяснения нового материала и формирования практических умений и навыков  учащихся  обращения в регистратуру поликлиники для получения талона к врачу-специалисту с использованием ИКТ....

Рабочая программа по устной речи для детей со сложной структурой дефекта

Программа создана для детей с системным недоразвитие речи, вызванным умственной осталостью в выраженной степени....

Рабочая программа 5 класс для детей со сложным дефектом

Рабочая программа создана для учащихся 5 класса для детей со сложным дефектом....

Рабочая программа по предмету «Цветоводство» в 5 классе для детей со сложным дефектом.

Адаптированная программа по предмету «Цветоводство» предназначена для учащихся 5 класса со сложным  дефектом и рассчитана на один учебный год. На уроках решаются  следующие задачи:- про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ 1-9 КЛАССОВ НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся со сложными дефектами 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида....

рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом

данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми....