Рабочая программа по ИЗО 5-8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) на тему

Боярникова Ирина Алексеевна

Рабочая программа базового уровня  по изобразительному искусству для 5-8 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Образовательная область: искусство.

Предмет: Изобразительное искусство

Курс: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Класс: 5

 Год: 2018-2019

 Количество часов: в год – 34, в неделю – 1

   Рабочая программа базового уровня  по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе ООП 5-8 классы МБОУ«СОШ №14», на основании авторской  программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5  классе -34 часа, из расчета 1 учебный час.

        Стандарт ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

         Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.

На каждом занятии ученик в ходе осуществления продуктивных видов художественно-творческой деятельности (создание собственного продукта деятельности) самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл и замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости, осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

В рабочей программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности. Овладение ключевыми компетенциями составляющими основу для саморазвития обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

         Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

              Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире».

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»  5 класс разработана на основе, а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, в программу вставлены темы национально-регионального компонента.

Планируемые результаты изучения курса

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • Формирование основ художественной культуры обучающихся как  части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
  • Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Ученик научится:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

Ученик получит возможность научиться:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

  Содержание тем  курса

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-34 часа

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей  и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение  опыта  восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I четверти:

«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

1) Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.

2) Декор русской избы.

     Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы   России, Татарстана. Единство конструкции и декора в традиционном русском, татарском жилище.

3) Внутренний мир русской избы.

     Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). (??????)

4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

5) Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

6) Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Крестьянская и татарская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение. Т

7) Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?

Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.

8) Итоговая работа  по теме «Древние корни народного искусства»

Тема II четверти:

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

        Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.

  1. Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

  1. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.

 3) Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Традиционные народные промыслы русского и татарского народов– гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.

  1. Синие цветы Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

  1. Жостовские букеты.Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.
  2. Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.

  1. Истоки Городца. Роспись разделочных досок.

        Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.

         Природные        мотивы в изделиях городецких мастеров.

8) Итоговая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).

Тема III четверти:

«Декор – человек, общество, время» (10 ч)

        Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность.         Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами ,  о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

2)Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).

3)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

4)Легенды и мифы Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

5)Греческая керамика. Живопись на вазах.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.

6)Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

7)Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

8) Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

9)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб Татарстана. Гербы городов Татарстана. Герб города Казань.

10)Обобщающий урок по теме «Декор-человек, общество, время» (практика).

Тема IV четверти:

«Декоративное искусство в современном мире» (9 ч)

     1)Народная праздничная одежда.

Народный (татарский) праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и

Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной(татарской) одежде.

     2)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

     3)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

    4)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного  праздничного костюма(татарского костюма).

    5)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного праздничного костюма(татарского костюма).

     6)Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа.

Народные традиции и праздники. Изготовление панно

     7) Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современный татарский сувенир.

     8)Человек и мода.

Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.

     9)Обобщающий урок по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» (практика).



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область: искусство.

Предмет: Изобразительное искусство

Курс: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Класс: 6

 Год: 2018-2019

 Количество часов: в год – 34, в неделю – 1

      Рабочая программа базового уровня  по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе ООП 5-8 классы МБОУ«СОШ №14», на основании авторской  программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6  классе -34 часа, из расчета 1 учебный час.

     Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

На каждом занятии ученик в ходе осуществления продуктивных видов художественно-творческой деятельности (создание собственного продукта деятельности) самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл и замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости, осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

В рабочей программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формированная учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями коммуникативных качеств личности, составляющими основу для саморазвития обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

         Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

        Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

           Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

           Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Описание места учебного предмета в учебном плане

     Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2016. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

     Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Планируемые результаты

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты 

Ученик научится:

  • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Ученик получит возможность научиться:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
  • различать произведения разных эпох, художественных стилей;
  • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Содержание  учебного предмета, курса

Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часа

Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 часов.

Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительною искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линии, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим  пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Раздел 2:  Мир наших вещей. Натюрморт.    8 часов.

Беседа. Во всё времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные  и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных  возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Раздел 3:  Вглядываясь в человека.       8 часов.

Изображение человека в искусстве разных эпох. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Раздел 4: Человек и пространство.      10 часов.

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область: искусство.

Предмет: Изобразительное искусство

Курс: «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Класс: 7

Год: 2018-2019

Количество часов: в год – 34, в неделю – 1 

Рабочая программа базового уровня  по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе ООП 5-8 классы МБОУ«СОШ №14» для 7 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015,.

        Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Программа объединяет практические художественно–творческие задания, художественно–эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуально практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

В рабочей программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формированная учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями коммуникативных качеств личности, составляющими основу для саморазвития обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно – педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Содержание предмета « Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждого вида искусства.

Тема 7 класса– «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств , в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения , ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

•        владение основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Предметные результаты:

Ученик научится:

•основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

•проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Ученик получит возможность научится:

•основам рефлексивного чтения;

•ставить проблему, аргументировать её актуальность;

•самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

•выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

•организовывать исследование с целью проверки гипотез;

•делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

В итоге освоения программы учащиеся должны:

– знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

– знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);

– понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

– знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

– чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

– знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

– знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

– знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

– называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX–XX столетий;

– иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

– иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;

– получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

– научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

– развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

– получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

Содержание курса

Дизайн и архитектура в жизни человека — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (художник, дизайн, архитектура, рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной  изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Раздел 1 Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. (8 ч)

Темы. Мир, который создаёт человек. Основы композиции в конструктивных искусствах. Буква-строка-текст. Когда текст и изображение вместе. В бескрайнем море книг и журналов.

Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно- структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей.

Дизайн  —  логичное  продолжение  вклада художника в формирование  вещно-предметной  среды,  рукотворного  мира: от одежды, мебели,  посуды  до машин, станков и т. д.

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального  и  художественного  в  лучших  образцах  архитектурного  и  дизайнерского творчества. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй  природы»,  рукотворной  среды  нашего  обитания.  Единство  целесообразности  и  красоты,   функционального   и   художественного.

Композиция  как  основа  реализации  замысла  в  любой  творческой  деятельности.  Плоскостная  композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие),   динамика   и   статика,   ритм,   цветовая гармония.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально- психологические  и  социальные аспекты.

Раздел 2 В мире вещей и зданий. (9 ч)

Темы. Художественный язык конструктивных искусств. Объект и пространство. Композиционная организация пространства. Конструкция: часть и целое. Красота и целесообразность. Проект.

От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве.

Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре  зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в  конструкции  здания.  Модульное макетирование.

Дизайн как эстетика я машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция  —  каркас  дома  и  корпус  вещи.  Отражение  времени  в  вещи.  Взаимосвязь  материала и  формы в  дизайне.

Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее  и  эстетическое  значение цвета в архитектуре и   дизайне.

Раздел 3  Город и человек. (10 ч)

Темы. Город сквозь времена и страны. Город сегодня и завтра. Живое пространство города. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Проект.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров   и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно- стилевого   языка   конструктивных   искусств   и   технических   возможностей эпохи.

Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей.

Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь  дизайна  и  архитектуры  в  обустройстве  интерьерных пространств.

Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком.

Раздел 4  Человек в зеркале дизайна и  архитектуры. (8ч)

Темы. Образ  человека  и  индивидуальное  проектирование. Дизайн среды. Мода,  культура и ты. Выставка творческих работ.

Автопортрет на каждый день.

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или  общественной  персоны.  Моделируя  свой облик и среду, человек моделирует современный  мир.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область: искусство.

Предмет: Изобразительное искусство

Курс: «Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении»

Класс: 8 

Год: 2018-2019

Количество часов: в год – 34, в неделю – 1

Рабочая программа базового уровня по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе ООП 5-8 классы МБОУ «СОШ №14», на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015,.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 8 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы для основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2015 год издания).

  Художественная  деятельность  школьников  на  уроках находит  разнообразные  формы  выражения: изображение  на  плоскости  и  в  объеме  (рисование  с  натуры, по  памяти, по представлению),  декоративная  и  конструктивная  работа  восприятие явлений  действительности  и  произведений  искусства,  обсуждение работ  учащихся,  результатов  собственного  коллективного  творчества   и  индивидуальной  работы  на  уроках,  изучения художественного  наследия,  поисковая   работа  школьников  по  подбору иллюстративного  материала  к  изучаемым  темам,  прослушивание музыкальных  и  литературных  произведений  (народных,  классических, современных).

Развитие  художественного  восприятия  и  практическая деятельность  представлены  в   программе  в  их  содержательном  единстве.  Разнообразие  видов  практической  деятельности  подводит учащихся  к  пониманию  явлений  художественной  культуры,  изучение произведений  искусства  и  художественной   жизни  общества подкрепляется  практической  деятельностью  школьников.

Принцип  введения  школьников  в  связи  искусства  с  жизнью  выражен  в  программе  в  темах,  которые  логически  связаны  между  собой  и  развивают  друг  друга.

Тематическая  цельность  программы  помогает  обеспечить  прочные  эмоциональные  контакты  школьников  с  искусством,  приобщить  их  к  художественной  культуре.

Художественные  знания, умения  и  навыки  являются  основным  средством  приобщения  к  художественной  культуре,  вводятся  в  широком  воспитательном  контексте.  Художественные  умения  и  навыки  группируются  вокруг  общих  проблем:  форма  и  пропорции,  пространство,  светотональность, цвет,  линия, объем, фактура  материала, ритм, композиция.  Эти  средства  художественной  выразительности  учащиеся  осваивают  на  протяжении  1-9 классов.

В рабочей программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формированная учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями коммуникативных качеств личности, составляющими основу для саморазвития обучающихся.

Общая характеристика предмета

 Тематический блок: «Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении» изучаемый в 8 классе представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран — движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе дается лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.

Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Планируемые результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты :

Ученик научится:

  • Анализировать произведения  кино, театра, фотографии; понимать место данных искусств в ряду пластических искусств их общее и специфику;
  • Владеть понятием образного языка  конструктивных видов искусства; знают основные этапы развития и истории кино, театра, фотографии;
  • Моделировать театральных постановок;
  • Работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;н5

Ученик получит возможность научиться:

  • владеть формообразованием, объемом в кино и театре;
  • композиционному макетированию объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению художественный образ в театре и кино графическими материалами и др.

Содержание курса

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. Синтетические искусства и изображения. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества...

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение

Сценография– особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.

Сценография как искусство и производство.

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Костюм, грим и маска или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощен Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма

Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды.

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим. Образность театрального грима и причёски

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска.

Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок.

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса. Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра

Спектакль от замысла к воплощению. Третий звонок. Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы.


  
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.Художник и художественные технологии. Эстафета искусств. Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.

Фотография –взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.

Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность»

Человек на фотографии. Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Операторское мастерство фотопортрета. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре?  Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер.  Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация.

Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях.  «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?Кино – запечатлённое движение. Многоголосый язык экрана. Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино.

Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Азбука кинозыка. Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка.

Из истории кино. Киножанры.  Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой.

Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы  с человеком в кадре.

Телевидение, пространство, культура. Экран-искусство-зритель.Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное  средство. Актуальность и необходимость зрительской  творческойтелеграмоты.

Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.

Кинонаблюдение – основа документальноговидеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.

Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...