Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (ИЗО) по теме:
    Разработка серии уроков «Времена года»

    Филатова Александра Витальевна

    Воспитывать чувство прекрасного, эстетическое отношение к окружающей природе родного края, воспитывать чувство патриотизма и гордости а свою Родину. Развить знания и представления о пейзажной живописи. Научить через графические навыки передавать свое отношение к происходящему на рисунке и закрепить эти знания. Развивать творческое мышление, воображение. Развивать художественный вкус.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon blok_urokov.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка серии уроков «Времена года»

    Цели и задачи: Воспитывать чувство прекрасного, эстетическое отношение к окружающей природе родного края, воспитывать чувство патриотизма и гордости а свою Родину. Развить знания и представления о пейзажной живописи. Научить через графические навыки передавать свое отношение к происходящему на рисунке и закрепить эти знания. Развивать творческое мышление, воображение. Развивать художественный вкус.

    Оборудование урока:

    Для учителя: Репродукции картин русских художников с изображением пейзажей различного времени года и состояния. Таблица «Схема изображения человеческого тела». Музыкальное сопровождение ( «Пусть всегда будет солнце» и т. д.)

    Для учащихся: художественные принадлежности

    Ход уроков

    Речь учителя

    Ответы учащихся

    Оборудование

    Замечания

    Время

    I. «Пусть всегда будет солнце!»

    1.Оргмомент: -Посмотрите все ли готово у Вас к уроку?

    2.Сообщение темы, целей и задач урока.

    -Сегодня на уроке мы с Вами побеседуем о наступлении самого любимого всеми нами времени года, о лете. И познакомимся с известной картиной великого русского живописца Василия Поленова «Московский дворик». А чуть позже вы и сами попробуете в карандаше изобразить пейзажную композицию.

    3.Беседа: -Давайте подумаем, какие признаки наступающего лета мы знаем?

    -Чем Вы любите заниматься во время летних каникул? Как проводить время?

    4.Беседа по картине В. Поленова «Московский дворик»

    А теперь, давайте обратим наше внимание на картину, рассмотрите ее внимательно! Какое время года изобразил художник? Какие цвета преобладают? Теплые или холодные?

    Давайте подумаем почему художник выбрал именно такую композицию?каков был его творческий замысел?

    5. Постановка творческой задачи, выбор сюжета

    Кто из вас проводил лето за городом, на даче или в деревне?

    Представьте себе, что в теплый летний денек мы собрались за грибами в лес. Как мы одеты, что у нас в руках? Что интересного мы можем увидеть в лесу?

    А теперь закройте глаза и представьте себе эту картину под музыку. Почувствуйте легких летний ветерок в ваших волосах, услышьте песни птиц и жужжание мух.

    6. Самостоятельная творческая работа учащихся

    Легкими карандашными штрихами намечаем линию горизонта, помним что ровно по центру ее рисовать не стоит. Далее легко намечаем главных героев нашей композиции и окружающий их пейзаж. Стараемся не рисовать слишком мелко, выбираем основные главные фигуры и прорабатываем их с большим вниманием. Не забываем про линейную и тональную перспективу.

    7. Подведение итогов урока, анализ детских работ

    При подведении итогов, проводится анализ детских работ с учетом выполнения поставленных задач и правильности построения композиции.

    -Дни становятся длиннее ночи, солнце припекает. На деревьях распускаются листья, расцветают первые цветы, птицы прилетают из теплых стран.

    -Летом можно много гулять, играть в разные игры на свежем воздухе, купаться, ходить в лес и на реку.

    -На картине изображено лето, солнечный день. Небо ярко голубого цвета, нежная свежая зелень, тени легкие голубоватые. Цвета преобладают теплые? Вся картина залита солнечным светом. С помощью такого построения перспективы художник хотел показать уединенный уголок московской жизни того времени.

    Дети одеты легко, в руках у них корзинки для грибов и ягод. В лесу мы можем встретить различных птиц, увидеть красивые растения.

    Презентация по картине В. Поленова «Московский дворик», проектор, экран, компьютер, колонки

    Музыкальное сопровождение — песни о лете

    Презентация Пропорции человеческого тела

    Поленов вложил в свое полотно всю силу своей любви к людям и к жизни. В этой картине все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся постройки. А над всем этим царит бездонное небо. Картина говорит со зрителем, легко почувствовать ту безграничную любовь к Родине, которую чувствовал сам Поленов.

    Чем ярче и эмоциональнее мы опишем будущую картину, тем богаче заработает воображение учащихся. Чем больше разберем возможных композиций, тем проще им будет не теряясь изобразить тот или иной сюжет.

    II «Уж небо осенью дышало...»

    1.Оргмомент: -Посмотрите все ли готово у Вас к уроку?

    2.Сообщение темы, целей и задач урока.

    Сегодня на уроке мы побеседуем с вами о наступлении унылого времени года, об осени. И познакомимся с одним из шедевров русской живописи «золотой осенью» Исаака Левитана. А чуть позже и сами изобразим свой осенний пейзаж.

    3.Беседа: -Давайте подумаем, как мы узнаем что наступает осень? Какие природные явления мы можем наблюдать осенью?

    4.Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень»

    Давайте внимательно посмотрим на картину, что изобразил на ней художник?

    Какие цвета преобладают теплые или холодные? Какое средство использовал художник чтобы передать ощущение пространства? Что делает композицию динамичной? Какое настроение создает картина?

    Что вам нравится в этой картине?

    5.Постановка творческой задачи, выбор сюжета

    давайте представим, что мы с вами гуляем по осеннему парку. Под ногами шуршит опавшая листва, мы слышим пение последних птиц. Закройте глаза и представьте эту картину под музыку, постарайтесь услышить шорох листьев и почувствовать запах прелой листвы.

    6. Самостоятельная творческая работа учащихся

    Легкими карандашными штрихами начинаем намечать нашу будущую картину. Начинаем с линии горизонта, как мы помним, ее не стоит размещать ровно по центру листа. Особое внимание уделяем центру своей композиции и переднему плану. Как и Левитан давайте добавим некую диагональ на нашу работу, может это будет река, дорога, ветка дерева.

    7. Подведение итогов урока, анализ детских работ

    Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Погода портится, все реже выглядывает солнце и все чаще идет дождь. Листья становятся желтыми, золотистыми и красными, постепенно опадают.

    Художник изобразил осень, листья на картине желтые. Преобладают теплые золотистые цвет, особенно характерные для осенней поры. Чтобы передать пространство художник выстроил композицию с учетом законов перспективы. Река расположена немного диагонально, именно это придает картине скрытый динамизм.

    Презентация о создании картины Исаака Левитана «Золотая осень», проектор, экран, компьютер, колонки

    Антонио Вивальди Времена года. Осень.

    Картина отличается  яркостью, повышенной декоративностью, поражает и захватывает наполненностью и красотой эмоционального содержания. Переживание осеннего солнечного дня с его теплом и особой тишиной прекрасно подмечено Левитаном. В картине «Золотая осень» прекрасно передана и осенняя прозрачность воздуха, ясность далей, и неподвижность природы, подчеркнутая неподвижностью золотой листвы. Никто раньше в пейзажной живописи не давал такого торжественного, радостного в своем спокойствии образа осени.

    III «Здравствуй зимушка-зима!»

    1.Оргмомент: -Посмотрите все ли готово у Вас к уроку?

    2.Сообщение темы, целей и задач урока.

    Сегодня на уроке мы побеседуем о самом холодном и снежном времени года, о зиме. А так же познакомимся с замечательной картиной Станислава Жуковского «Иней». А ближе к концу урока и сами попробуем изобразить морозный, зимний пейзаж.

    3.Беседа: Давайте подумаем какие характерные особенности зимы мы знаем? Что бывает только зимой?

    4.Беседа по картине С.Жуковского «Иней»

    А теперь внимательно посмотрите на эту картину. На что первым делом мы обращаем внимание, при взгляде на эту картину? Какие цвета преобладают на снегу, в тенях, а какие на деревьях? Что вам напоминают деревья по своему строению и расположению на картине? Как называется такой композиционный прием? Какое впечатление оставляет у нас эта картина?

    5.Постановка творческой задачи, выбор сюжета

    Давайте представим, что мы находимся в заснеженном лесу, что снег искрится в ярких лучах солнца. Щеки горят от мороза, но одеты мы тепло, нам очень уютно.

    6. Самостоятельная творческая работа учащихся

    Как всегда, начинаем наш рисунок с легкого наброска. Выбираем высокую или низкую линию горизонта, в зависимости от замысла. Помним о законах контраста и перспективы.  

    7. Подведение итогов урока, анализ детских работ

    Только зимой выпадает снег, замерзают водоемы, на деревьях не остается листьев, ставится очень холодно.

    Художник изобразил морозный зимний день. Первым дело в глаза бросаются богатые по цвету падающие тени на снегу, на картине много солнца. Деревья по своему строению напоминают кулисы в театре,такая композиция называется кулисной.

    Презентация по картине Станислава Жуковского «Иней», компьютер, экран, проектор, колонки

    П.И. Чайковский  Симфония N 1 соль минор "Зимние грезы"

    В своей работе Жуковскому удалось передать ощущение морозного, солнечного, зимнего дня. Яркость колорита, звенящая чистота воздуха, радужные тени, в этом чувствуется настоящая любовь к Родине. Кажется, вот-вот и почувствуешь морозное дыхание русской зимы.

    IV «Весна идет»

    1.Оргмомент: -Посмотрите все ли готово у Вас к уроку?

    2.Сообщение темы, целей и задач урока.

    Сегодня нам предстоит беседа о само оптимистичном времени года, о весне. А так же мы познакомимся с еще одной картиной Левитана «Март» и сами попробуем создать весеннюю композицию.

    3.Беседа: Какие признаки приближающейся весны мы знаем?

    4.Беседа по картине И. Левитана «Март»

    Давайте внимательно рассмотрим картину, сколько планов мы можем найти на этой картине? Какая погода изображена на картине? С помощью каких средств, художник изобразил такую погоду? Что мы видим на первом плане? Где у картины смысловой и композиционный центры, совпадают ли они? Какое картина создает настроение? Какими средствами Левитан создал это настроение?

    5.Постановка творческой задачи, выбор сюжета

    А теперь послушайте музыку и вспомните то ощущение, которое бывает у каждого из нас ранней весной, ту усталость от серой и угрюмой зимы, усталость от холода. Каждое живое существо ждет весну каждый год, торопит ее наступление, радуется каждому новому лучику солнца, ждет первых почек, листьев и первоцветов. Запах весны ни с чем не перепутаешь, это запах нового начала и больших надежд.

    6. Самостоятельная творческая работа учащихся

    Свою работу начинаем с легкого эскиза в карандаше. Прежде всего надо выбрать высоту линии горизонта подходящую под ваш творческий замысел. Обязательно нужно выделить центр композиции и проработать его особенно тщательно. Нельзя забывать о законах перспективы, особое внимание уделите первому плану.

    7. Подведение итогов урока, анализ детских работ

    Весной природа просыпается, становится больше солнца, ставится теплее, таит снег, бегут ручьи.

    Художник изобразил самое начало весны, когда кроме ярких лучшей ласкового солнышка ее еще мало что предвещает. Яркое солнце создает радостное настроение. С помощью освящения и цветовой гаммы Левитану удалось изобразить такую погоду. Картина создает прекрасное настроение томительного ожидания пробуждения природы. Художник смог добиться этого сочетая разные цветовые пятна – под деревьями еще мрачно и лежит снег, а на дороге уже солнечно и вот-вот появятся первые проталины.

    Презентация по картине Исаака Левитана «Март», компьютер, колонки, экран, проектор

    П. Чайковский - Песня жаворонка 

    Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу,среди деревьев еще лежит снег, воздух еще стынет от мороза,деревья еще голы. Но солнышко уже пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловой синевой, на ветках набухают почки, все замерло в торжественном ожидании. Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустой скворечник напоминает, что скоро должны вернуться его обитатели, незакрытая дверь создает эффект недавнего присутствия человека. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"

    Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии,   воспитание моральных качеств, соч...

    Методическая разработка серии уроков по созданию коллективной работы на тему "Художник в театре"

    В 3 классе, изучая тему 3 четверти "Художник и зрелище" по программе общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" под редакцией Б.М. Неменского, ребята знакомятся с...

    Разработка урока "Времена года", 3 класс

    Урок - путешествие по теме "Времена года" разработан для учащихся 3 класса по материалам учебника Н.Д. Гальсковой, Н.И.Гез и дополнительным материалам. В прикреплённых документах вы найдёте развёрнуты...

    Разработка серии уроков французского языка по теме «La France, situation géographique et économique»

    В  данной работе рассматриваются способы и приёмы работы над лексической стороной речи при обучении французскому языку с помощью комплекса упражнений, который может применяться учителями школ на ...

    План-конспект урока < Времена года и погода. Будущее простое время.>

    План - конспект урока < Времена года и погода. Будущее простое время.> 4 класс по программе Биболетовой М.З....

    Разработка внеклассного мероприятия "Времена года"

    Сценарий мероприятия "Времена года" для учащихся 6-7 классов школы...

    методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

    laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...