Художественно-изобразительная деятельности во внеурочной деятельности.
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Очерет Галина Николаевна

Главная задача внеурочной деятельности по изобразительному искусству состоит в расширении и углублении знаний, полученных на уроках, по основам изобразительной грамоты, формированию практических художественных умений и навыков, воспитание эстетической отзывчивости и художественного вкуса, формирование личностных качеств.  

Планирование образовательного процесса, как урочной, так и внеурочной деятельности, тесно связанно с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей школьников. Анализируя психолого-педагогическую литературу и особенности изобразительной деятельности у подростков, можно выделить основные характеристики среднего школьного возраста:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_6.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности 6,7 классы.

 Кружок «Юный художник»

2017-2018 уч. год учитель Очерет Г.Н.

Слайды с 1 по 9 читаю с презентации.

Главная задача внеурочной деятельности по изобразительному искусству состоит в расширении и углублении знаний, полученных на уроках, по основам изобразительной грамоты, формированию практических художественных умений и навыков, воспитание эстетической отзывчивости и художественного вкуса, формирование личностных качеств.  

Планирование образовательного процесса, как урочной, так и внеурочной деятельности, тесно связанно с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей школьников. Анализируя психолого-педагогическую литературу и особенности изобразительной деятельности у подростков, можно выделить основные характеристики среднего школьного возраста:

  • формирование системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, обучение планированию, контролю и оцениванию собственных учебных действий и их результатов. Осмысление важности творческого процесса для собственного развития повышает мотивационную составляющую;
  • выносливость, упорство, позволяющих осуществлять учебную деятельность, требующую напряжения и длительной сосредоточенности. Развитие данных качеств в художественном творчестве позволит применить их в других видах деятельности;
  • эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность, управление проявлениями своих чувств. Обладая эмоциональностью, искусство способствует выражению собственных эмоций и пониманию окружающих;

  • приобретение опыта жизни в учебном коллективе, возрастание значимости межличностных и деловых отношений. Данный опыт формируется на примере коллективной художественно-творческой деятельности;
  • усиление роли самооценки подростка, понимание того, как его деятельность оценивает учитель. Изобразительная деятельность характеризуется наглядным продуктом, который легко сравнить с образцом или работами товарищей, что способствует развитию объективной самооценки.

        Эффективным на занятиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству является чередование индивидуальных и коллективных форм работы. Коллективная форма организации творческого процесса рассматривается как одна из основных форм творческого развития.

Специфику взаимодействия участников коллективной работы отражает классификация, предложенная Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым: совместно-индивидуальная; совместно-последовательная; совместно-взаимодействующая [3; 4, с. 14].  

Совместно-индивидуальная форма коллективной работы может быть построена по принципу неожиданности. Каждый обучающийся выполняет индивидуальную работу, а в конце занятия результаты творческой деятельности собираются в общий проект. Заранее озвученное задание тоже является важным воспитательным средством. Понимая важность своей работы в коллективном результате, обучающийся развивает в себе чувство ответственности за общий конечный творческий продукт.  

        Совместно-последовательная форма коллективной творческой деятельности активно применяется на занятиях внеурочной деятельности, так как легко можно учесть разный уровень подготовленности детей, дать каждому посильное для него задание. Зато в итоге, чувство удовлетворённости испытает каждый.  

        Организация совместно-взаимодействующей формы творческой деятельности от учащихся требует постоянного согласования действий всех участников коллективной деятельности. Эту форму еще называют формой сотрудничества или сотворчества [3, с. 26]. Сотрудничество начинается с разработки идеи, выбора материала, колорита и д.т. и заканчивается оформлением элементов композиции в единое целое.

Занятия внеурочной деятельности должны отличаться от урочных. Они могут строиться по следующим рекомендациям: создание неформальной эмоционально-эстетической среды (применение музыки, литературы); создание атмосферы открытости, сотворчества и равенства между учителем и учениками (парты расставляются с учетом удобства в общении и творчестве); основа на имеющие знания, умения, навыки; чередование индивидуальных и коллективных форм художественно-творческой деятельности; поддержка творческой инициативы, свобода выбора; отсутствие официальных оценок; уважение права на ошибку; присутствие словесных оценок в виде похвалы и коллективных обсуждений;  лучшие работы принимают участие в выставках и конкурсах.

        Таким образом, внеурочная деятельность школьников среднего звена по предмету «Изобразительное искусство» является продолжением художественного образования в рамках образовательного учреждения и средством всестороннего развития обучающихся Организация внеурочной деятельности должна осуществляться с учетом психолого-педагогических особенностей подростков, а также с учетом специфики предмета «Изобразительное искусство». Эффективным условием является чередование индивидуальной и коллективной творческой деятельности обучающихся, а также различных видов творческой деятельности. Проводиться внеурочная деятельность может в различных формах: экскурсии, секции, круглого стола, конференции, диспута. Высокой результативность внеурочной деятельности школьника является желание заниматься искусством самостоятельно, участие в творческих конкурсах.

За прошедший год уч-ся 7 класса приняли участие в 9-ти творческих конкурсах по ИЗО на районном уровне. Результаты 2 работы с номинациями, 5 работ призовые места. Вчера сообщили результаты 1 этапа конкурса искусств, у нас 2 вторых места.

 На школьном уровне призовые места в конкурсе костюмов из вторсырья (1и2 место), конкурс букетов ко Дню учителя 1 место.

        Выше была названа главная задача внеурочной дельности где прозвучало «формирование практических художественных умений и навыков». Считаю, что поставленные цели и задачи выполнятся.

  • Библиография

1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с., ил.

2. Гёте, И.В. Собрание сочинений. Т. 9. – М., 1935. –  471 с.

3. Комарова, Т. С., Савенков, А. И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с., с. 8

4. Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.: ил. – (Б-ка учителя изобразительного искусства), с. 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Загадай желание золотой рыбке". Занятие по художественно- изобразительной деятельности.

Цель занятия:- Учить детей рисовать с помощью подручного материла-  поролоновой губки, сочетать рисование и аппликацию в одной композиции;- Развивать технику примакивания, умение проводить волнис...

Программа деятельности художественно-изобразительного кружка "Мир красок"

создание условий для формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной...

Статья "Организация учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся"

В статье рассказывается об организации учебно-исследовательской деятельности. Указаны цели, которые эта деятельность преследует, советы, как выбрать тему, форма выполнения, где можно выступить со свое...

Презентация проектной деятельности по внеурочной деятельности курса «Мир профессии

Курс «Мир профессий» реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах.Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимал...