Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

"Народные промыслы России", 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind_gr_zan_6_kl_izo.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

        Для формирования мировоззрения школьников особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

             Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

             Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Программа индивидуально-групповых занятий «Народные промыслы России»   в 6 классе   разработана на основе авторской программы О.А. Кожиной «Художественная роспись тканей» «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. — М.: Просвещение, 2010.

        Примерные программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

        Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

        Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве;

- научить приемам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Авторская программа О. А. Кожиной «Художественная роспись тканей»  рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). 

В соответствии с учебным планом МБОУ «Перенская средняя школа» на индивидуально-групповые занятия «Народные промыслы России» в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

        Рабочая программа предусматривает изменения количества часов, отведенных автором на изучение отдельных тем.

В связи с уменьшением количества часов, в рабочей программе предусмотрено перераспределение часов:

  1. Сокращено количество часов в разделе «Вводное занятие» на 1 час.
  2. Сокращено количество часов в разделе «Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»» на 11 часов.
  3. Сокращено количество часов в разделе «Значение орнамента. Орнамент в одежде» на 10 часов.
  4. Сокращено количество часов в разделе «Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды» на 11 часов.
  5. Сокращено количество часов в разделе «Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки» на 3 часа.

Распределение часов по разделам и темам

Тема, раздел

Количество часов по программе

Количество  часов        

с изменениями

Вводное занятие

2

1

Виды декоративно-прикладного искусства

3

3

Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета

8

8

Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей

8

8

Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»

15

4

Значение орнамента. Орнамент в одежде

15

5

Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды

15

4

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки

4

1

Итого

70

34

  1. Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения занятий

        Личностные универсальные учебные действия

        У обучающегося будет сформированы:

-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

-адекватное понимания причин успешности не успешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

        Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

        Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнёра;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-владеть монологической и диалогической формой речи.

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет:

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать; устанавливать аналогии;

 -проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

  1. Содержание  занятий «Народные промыслы России» 6 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

1

Вводное занятие

1

2

Виды декоративно-прикладного искусства

3

3

Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета

8

4

Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей

8

5

Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»

4

6

Значение орнамента. Орнамент в одежде

5

7

Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды

4

8

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки

1

                                                                                                         Итого

34

                                       Вводное занятие (1ч)

История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел.

Виды декоративно-прикладного искусства (3 ч)

Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей. Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.

Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета (8 ч)

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение.

Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета.

Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей (8ч)

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок. Выполнение художественной росписи платка

Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» (4 ч)

История появления техники «бандан». Виды техники росписи данным способом.

Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика 

Значение орнамента. Орнамент в одежде (5 ч)

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный орнаменты. Современные технологии. Применение батика в оформлении интерьера. Оформление одного из изделий по выбору.

Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды (4 ч)

Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия. Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. Современные технологии. Применение батика в оформлении интерьера. Оформление одного из изделий по выбору.

Подведение итогов (1 ч)

Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта.

IV. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Название раздела.  

Тема занятия.

Количество  

  часов

Дата

план

факт

Вводное занятие

1

1

История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. ТБ на занятиях.

1

07.09

Виды декоративно-прикладного искусства

3

2

Основные виды декоративно-прикладного искусства.

1

14.09

3

Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.

1

21.09

4

Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.

1

28.09

Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета

8

5 - 6

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение.

2

05.10

12.10

7 - 8

Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.

2

19.10

26.10

9 - 10

Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

2

02.11

16.11

11 - 12

Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета.

2

23.11

30.11

Свойства тканей, их взаимодействие с красителями.

Свободная роспись тканей

8

13 - 14

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи.

2

07.12

14.12

15

Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи.

1

21.12

16 - 17

Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани.

2

28.12

11.01

18 - 20

Свободная роспись ткани с применением масляных красок.

Выполнение художественной росписи платка

3

18.01

25.01

01.02

Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»

4

21 - 22

История появления техники «бандан». Виды техники росписи данным способом

2

08.02

15.02

 23 - 24

Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

2

22.02

01.03

Значение орнамента. Орнамент в одежде

5

25 - 26

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России.

2

15.03

05.04

27 - 28

Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный орнаменты

2

12.04

19.04

29

Орнамент в круге, в полосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета. Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия.

1

26.04

Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды

4

30

Итоговый проект (промежуточная аттестация)

1

03.05

31

Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика.

1

10.05

32 - 33

Современные технологии. Применение батика в оформлении интерьера. Оформление одного из изделий по выбору.

2

17.05

24.05

Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки - ярмарки

1

34

Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта.

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"

Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.

Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»

1.    Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...