Урок ИЗО в 5 классе «Рисуем отгадки к народным загадкам»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Забатурина Елена Павловна

Прочитаю вам стишок

А размером он с вершок

В нём замудреный вопрос

И смекалки нужен воз

              Что  за стишок, кто догадался?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zagadki.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО в 5 классе

«Рисуем отгадки к народным загадкам»

Структура урока

Начало урока: Звучат наигрыши плясовой

  1. Оргмомент,
  2. - Все встали! Здравствуйте! Перед тем как начать урок, давайте поприветствуем наших гостей.– Спасибо, садитесь!

Все готовы к уроку? (учащиеся отвечают). –  А, тему нашего урока вы попробуйте назвать, после  подсказки.

Прочитаю вам стишок

А размером он с вершок

В нём замудреный вопрос

И смекалки нужен воз

Что  за стишок, кто догадался?

Как вы думаете почему мы урок начали с загадки?

  1. Тема сегодняшнего урока «Рисуем отгадки к народным загадкам».
  2. - Ребята, а что такое загадки?  (учащиеся отвечают).
  3. Загадки – это

Загадки – вид устного народного творчества – это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа.

А знаете ли вы ,что существуют другие виды загадок?

Я хочу вас познакомить с ними.

1 Прямые загадки – это загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление.

2.Загадки – рифмовки Отгадывать такие загадки легче, чем народные загадки.      

 Ведь нужное слово так и просится на язычок.

3 Загадки – обманки тоже рифмуются.

Но отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу

4 Загадки на смекалку – это особый вид загадок, в решении которых не помогут ни жизненный опыт, ни знания, ни рассуждения. Чтобы найти ответ, нужно просто догадаться.

5 Шарада – это загадка, составленная в стихах. В ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причём каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное.

6 Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой   (звуком).

Метаграммами часто называют головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы.

7 Логогриф – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путём добавления или отбрасывания буквы ( слога).

8 Загадки – сказки Для того, чтобы отгадать такую загадку, нужно внимательно послушать сказку.

 -Все знаете сказку теремок? (учащиеся отвечают). Но, у нас будет не дом, а гриб. Сейчас я вам загадаю загадки, тот, кто угадает отгадку, то и будет рисовать. Когда вы все закончите рисовать, то приклеим ваши рисунки около гриба.

1. В небе разноцветные лепесточки летают? (Бабочки).

2. Летом – серый, зимой – белый? (Заяц).

3. Кто зимой в лесу голодным рыщет? (Волк).

4. И грузчик, и плотник, а без пилы и топора строит города? (Муравей).

5. Кошки боится, и, от человека прячется? (Мышь).

6. Некто, у столба сидя, квакает? (Лягушка).

7. Горитгорит да не кончается? (Солнце).

8. Подушка с иголками? (еж)

9. У старика – плута доха славится? (Лиса).

10. Самое большое зверище, косолапо ходит – бродит, шерстью лохматой покрыт, зиму в берлоге проводит, летом по лесу рыщет? (Медведь).

11. Кто дважды рождается? (Птицы.Впервые — когда птица откладывает яйцо, а во второй раз — когда появляются птенцы.)

Главные герои нашей сказки это:

Бабочка, заяц, волк, муравей, мышь, лягушка, солнце, еж, лиса, медведь, птица.

Физкультминутка

Прежде чем начать практическую работу, я предлагаю отдохнуть. –Отгадайте загадки

Без нее человек не проживет и дня,

Очень нужна для здоровья … (вода).

Без него человек не сможет дышать, А деревья помогают его очищать.(Воздух).

После него остается лишь пепел,

Искра залетела и раздул его ветер.(Огонь).

Она весь мир кормит, сама же ничего не ест.

Ответ. Земля.

Жизнь на Земле является проявлением энергии. Основные природные стихии – Ева огонь, вода, земля и воздух - Предлагаю немного подвигаться и изобразим эти стихии. Встаньте, пожалуйста.

  • Огонь.мы активно двигаем руками, изображая языки пламени. Мы ощущаем энергию и тепло в своем теле, когда они двигаемся подобным образом.
  • Вода.  Мы  представляем себе, что класс превращается в бассейн, и делаем мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, плечи.
  • Земля.  Мы должны установить контакт с землей,  и почувствовать уверенность. Мы вместе  стоя на одном месте, можем топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно покрутиться на месте, ощущаем  свои ноги и чувствуем  стабильность и уверенность.

Воздух. Начинаем  дышать глубже, чем обычно, делаем глубокий вдох, а затем выдох. Мы представляем, что наше тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.

 Все помнят задания? (учащиеся отвечают). - Начинайте рисовать

(учащиеся рисуют героев загадок).

Проверка готовности к уроку,

Чтобы творчеством заняться.

Нужно очень постараться

Карандаш, линейка здесь

И альбом конечно есть

Плюс смекалка и догадка

Нарисуется загадка.

Творческая работа учащихся,

Учитель задает вопросы обучающимся:

- Интересно ли вам было на сегодняшним уроке?

Рефлексия.Что нового узнали, в чём были трудности, что понравилось больше всего, что было необычного

  1. - Какую отметку вы бы поставили себе?

Молодцы, вы хорошо потрудились. Благодаря вашим стараниям мы смогли организовать выставку сказочных героев.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И занятия точно уж вам пригодились!

Учитель: Спасибо за урок, не забудьте привести в порядок свои рабочие места!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии-7 класс Тема: «Русский женский народный костюм»

В ходе урока учащиеся знакомятся с тадициями русского народа, с женским народным русским костюмом.Одежда может многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сослов...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"

Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах,  те...

План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.

Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии  и дальнейшее раз...

Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".

Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....

Открытый урок в 5 классе «Связь времен в народном искусстве»

Открытый урок в 5 классе «Связь времен в народном искусстве»...

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы"

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы".I четверть. Учащиеся знакомятся с декоративно - прикладным искусством России и Осетии....