Условия, способствующие успешности ребёнка
статья по изобразительному искусству (изо)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_sposobstvuyushchie_uspeshnosti_rebyonka.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Условия, способствующие успешности ребёнка

        Очень важное условие создания ситуации успеха - гуманистическая направленность педагога. Она проявляется прежде всего в отношении педагога к ребёнку как к главной цели педагогического процесса, как к равноправному партнёру по учебно-воспитательной деятельности, в доверительном, диалогическом общении с воспитанниками, в уважительном отношении к из жизненному опыту, их мировоззренческим установкам.

        Существуют три необходимых и достаточно субъективных организационно-педагогических условия, призванные способствовать успешности ребёнка:

1) эмпатия, понимание, сопереживание и адекватное принятие воспитанника таким, каков он есть (альтернатива традиционному "оценочному пониманию")

2) безусловное позитивное отношение к обучающемуся - внутренняя уверенность педагога в возможностях и способностях каждого ребёнка (альтернатива "оценочному отношению")

3) искренность (конгруэтность), или открытость педагога своим собственным мыслям и переживаниям, способность искренне выражать и  транслировать их в межличностном общении с учащимися (альтернатива ролевому поведению). Искренность предполагает также естественные и спонтанные реакции ребёнка, не обусловленные его социальным статусом, успеваемостью, положением родителей и т.д.

        При отсутствии у педагога хотя бы одного из этих личностных качеств, которые в данном контексте выступают как профессиональные, не может быть и речи о доверии со стороны учащихся. Следовательно, не может быть искреннего самораскрытия и принятия детьми помощи со стороны педагога в самопроектировании личности.

        Именно личностные установки педагога, а не  методы его работы и не содержание образования как такового, составляют основу успешного педагогического взаимодействия.

        Следующим условием развития успешности обучающихся выступает потребностно-мотивационная конгруэтность субъектов воспитания (терминология А.Р. Лопатина). Это совпадение направленности на достижение успеха как у педагога, так и воспитанника. По мнению исследователя, вероятность достижения успеха повышается в том случае, если присутствуют встречные усилия: стремление к достижению успеха как у ребёнка (в образовательной. коммуникативной и других видах деятельности), так и у педагога (в его профессиональной деятельности). Показателями подобного совпадения являются соотносимые уровни мотивации достижения успеха у обеих сторон образовательного процесса, а также совпадение самочувствия (эмоции успеха) в ситуациях взаимодействия педагога с конкретным ребёнком и наоборот.

        Немаловажным условием эффективности рассматриваемого процесса является создание атмосферы эмоционального комфорта. Педагогами уже давно подмечена закономерная связь между отношением человека к учению и его успешностью, но между тем процесс обучения в современной школе воздействует главным образом на мышление и память учеников и даёт мало пищи для их чувства и воображения.

        Уроки изобразительного искусства построены на совместных эмоционально-чувственных переживаниях педагога и учеников. Занятия изобразительным искусством, как ни один предмет в школе, развивают воображение и фантазию. Задача учителя любого предмета - создать условия, особенный эмоциональный климат для поддержания мотивации учения, а это возможно, если возникают положительные эмоции:

  • связанные с уроками изобразительного искусства и школой в целом (они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе в семье);
  • обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами. отсутствием конфликтов, участием в жизни классного руководителя и школьного коллектива;
  • основывающиеся на чувствах сопереживания, возникающих у школьников в общении с учителем и сверстниками;
  • связанные с оптимистическим осознанием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач; с положительными результатами своего учебного труда; со справедливо поставленной отметкой;
  • появляющиеся при столкновении с новым и интересным учебным материалом (здесь психологи выделяют ряд стадий-"реакций" на новизну и увлекательность материала: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом, до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к урокам изобразительного искусства, характеризующего увлечённость учащихся этим предметом);
  • возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей учебной работы, самообразования (большую радость у школьников обычно вызывает предоставленная им возможность проявить инициативу и самостоятельность в творческой деятельности).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное собрание с родителями "Успешный ребёнок.Являются ли семейные ценности основой школьной успешности"

Вашему вниманию представляю классное родительское собрание на тему "Успещный ребёнок. Являются ли семейные ценности основой школьной успешности" Представлен ход мероприятия и презентация к нему....

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВНУЮ СТУПЕНЬ

Адаптация – процесс присущий каждому человеку.  На протяжении всей своей жизни человек переживает  его несколько раз.   Существует три переломных момента, которые ребенок проходит ...

« Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»

         Современная школа стоит на пороге  разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГО...

« Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»

                      Современная школа стоит на пороге  разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов обще...

Консультация для воспитателей «Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста и приобщение его к социальному миру всегда остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности....

Условия, способствующие успешности ребёнка

Условия, способствующие успешности ребёнка...

"Воспитание трудолюбия, формирование мотивов трудовой деятельности обучающихся, способствующих успешной адаптации в условиях рынка".

В докладе на тему: «Воспитание трудолюбия, формирование мотивов трудовой деятельности обучающихся, способствующих успешной адаптации в условиях рынка» освещается аспекты, сп...