Главные вкладки

    Рабочая программа по Изо 5-7 классы
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

    Светличная Валентина Николаевна

    Рабочая программа по Изо 5-7 классы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_izo_5-7_kl._2018.doc219 КБ

    Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛОФИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    Рассмотрена на педагогическом

    совете школы

    Протокол заседания

    1 от «29» августа 2018 г.

    Утверждаю

    Директор школы

    ___________ Талыкова Н.И.

    Приказ № 47  от «29» августа 2018 г.

    Рабочая программа

     по изобразительному искусству

    основной уровень

    5-7 классы

    Срок реализации программы - 3 года

    Составила:  Светличная Валентина Николаевна

                        учитель изобразительного искусства

    I квалификационной категории

    2018 г.

    Содержание.

    1. Пояснительная записка.

    1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

    1. Содержание учебного предмета.

    1. Тематическое планирование.

    1. Календарно-тематическое планирование:

    а) Календарно-тематическое планирование 5 класс (Приложение 1);

    б) Календарно-тематическое планирование 6 класс (Приложение 2);

    в) Календарно-тематическое планирование 7 класс (Приложение 3).

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского.  5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011.Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

          Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

    Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

    Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

    Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

    -        формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

    -        освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

    -        формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

    -        развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

    -        формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

    -        воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

    -        развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

    -        овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

    -        овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

            Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

    Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

    Программа «Изобразительное искусство. 5-7  классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

    Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

    Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

    Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.

    Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

    Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

    Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5-7 классах.

    Описание учебно-методического обеспечения:

            Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 5-7 классы (с методическими рекомендациями)/ Под руководством и ред.Б.М. Неменского

    (Просвещение 2011)

    5 класс

    Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского

    6 класс

    Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / Под ред. Б.М. Неменского

    7 класс

    Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 7 класса / Под ред. Б.М. Неменского

    (Просвещение 2006)

    1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

           В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

    в ценностно-ориентационной сфере:

    • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
    • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
    • освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

    воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

    в трудовой сфере:

    -        овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

    в познавательной сфере:

    -        овладение средствами художественного изображения;

    -        развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;

    -        формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

    Метапредметные результатыосвоения изобразительного искусства в основной школе:

    в ценностно-ориентационной афере:

    -        формирование активного отношения к традициям культуры  как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

    -        воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

    -        умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

    в трудовой сфере:

    1. обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
    2. умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

    в познавательной сфере:

    -        развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

    -        формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

    -        развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

    -        получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

    Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

    в ценностно-ориентационной сфере:

    • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
    • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
    • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

    в познавательной сфере:

    • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
    • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыка исредств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
    • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

    в коммуникативной сфере:

    • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
    • диалогический подход к освоению произведений искусства;
    • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

    в трудовой сфере:

    - применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).

    Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

    Выпускник научится:

    • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

    • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

    • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

    • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

    • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

    • различать произведения разных эпох, художественных стилей;

    • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

    Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

    Выпускник научится:

    • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

    • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

    • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

     передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

    • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

    • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

    • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

    Язык пластических искусств и художественный образ

    Выпускник научится:

    • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

    • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

    • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

    • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

    • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

    • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

    • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

    •  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

    Виды и жанры изобразительного искусства

    • Выпускник научится:

    • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

    • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

    • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

    • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

    Изобразительная природа фотографии, театра, кино

    • Выпускник научится:

    • определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;

    • понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

    • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);

    • применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;

    • применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;

    • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;

    • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.

            

    1. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

     

    Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

    Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

    Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

    Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

    Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

    Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

    Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

    Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

    Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

    Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

    Средства художественной выразительности

    Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

    Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

    Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

    Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

    Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

    Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

    Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

    Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

    Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

    Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

    Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн, арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

    Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

    Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

    1. Тематическое планирование.

    5 класс

    Раздел

    Кол-во часов

    1

    «Древние корни народного  искусства»

    5

    2

    «Связь времен в  народном искусстве»

    4

    3

    «Декор-человек, общество, время»

    5

    4

    «Декоративное искусство в современном мире»

    3

    Итого

    17

    6 класс

    Раздел

    Кол-во часов

    1

    «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

    4

    2

    «Мир наших вещей. Натюрморт»

    4

    3

    «Вглядываясь в человека. Портрет»

    6

    4

    «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

    3

    Итого

    17

     

    7 класс

    Раздел

    Кол-во часов

    1

    «Изображение фигуры человека и образа человека»

    4

    2

    «Поэзия повседневности»

    4

    3

    «Великие темы жизни»

    6

    4

    «Реальность жизни и художественный образ»

    3

    Итого

    17

    Приложение 1

     к рабочей программе по изобразительному искусству 5 - 7 классы

    Календарно тематическое планирование по  изобразительному искусству

    5 класс

    Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред.  Б.М. Неменского.- 4-е изд. М. : Просвещение, 2014.

    № урока

    Тема урока

    Дата

      Древние корни народного искусства.

    План.

    Факт.

    1.

    Древние образы в народном искусстве.  Дом-космос. Единство конструкции и декора  в народном жилище

    2.

    Интерьер крестьянского дома. Конструкция и декор предметов народного быта.

    3.

    Русский народный орнамент.  Внутреннее убранство крестьянского дома. Посиделки.

    4.

    Народная праздничная одежда.

    5.

    Праздничные народные гулянья.

    Связь времен в народном искусстве.

    6

    Древние образы в современных народных игрушках.  Единство формы и декора в игрушках.

    7.

    Народные промыслы, их истоки и современное развитие.

    8.

    Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

    9.

    Промыслы нашего края.

     Декор: человек, общество, время.

    10.

    Введение в проблематику четверти: зачем людям украшения. Украшения в жизни древних обществ.

    11.

    Украшения в жизни древних обществ.

    Декоративное искусство Древней Греции.  Греческая вазопись.

          12.

    Что такое эмблемы, зачем они людям. Гербы и эмблемы.

    13.

    Декоративное искусство Западной Европы ΧVII века.  Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины  ΧVII века.

    14.

    Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Роль декоративного искусства в жизни общества.

     Декоративное искусство.

    15.

    Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.  Современное декоративное искусство. Витраж.

    16.

    Древние образы в современном декоративном искусстве.

    17.

    Создание коллективной декоративной работы из мозаики. Нарядные декоративные вазы. Просмотр рисунков. Итоговый урок.

    Приложение 2

    к рабочей программе по изобразительному искусству 5 – 7 классы

    Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству

    6 класс

    Учебник: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Б.М.. Неменского.- 3-е изд.- М. : Просвещение, 2014

    урока

    Тема урока

    Дата

    План.

    Факт.

     

               Виды изобразительного  искусства и основы образного языка.

    1.

    Изобразительное искусство в семье пластических искусств.  Рисунок- основа изобразительного творчества.

    2.

    Линия и ее выразительные возможности.

    3.

    Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

    4.

    Цвет. Основы цветоведения.  Цвет в произведениях живописи.

    5.

    Объемные изображения в скульптуре.  Основы языка изображения.

     Мир наших вещей. Натюрморт.

    6.

    Реальность и фантазия в творчестве художника.  Изображение предметного мира – натюрморт.

    7.

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.  Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

    8.

    Освещение. Свет и тень.  Натюрморт в графике.

    9.

    Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

                                        Вглядываясь в человека. Портрет.

    10.

    Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображения головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

    11.

    Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека.

    12.

    Образные возможности освещения в портрете.  Портрет в живописи.

    13.

    Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы).

                  Человек и пространство в изобразительном искусстве.

    14.

    Жанры в изобразительном искусстве.  Изображение пространства.

    15.

    Правила  линейной и  воздушной перспективы. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

    16.

    Пейзаж - настроение. Природа и художник. Городской пейзаж.

    17.

    Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.  Просмотр рисунков. Итоговый урок.

    Приложение 3

    к рабочей программе по изобразительному искусству 5 – 7 классы

    Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству

     7 класс

    Учебник: Изобразительное искусство. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Б.М. Неменского.- 2-е изд.- М. : Просвещение, 2014

    № Урока

    Тема урока

    Дата проведения

    План.

    Факт.

    Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

    1.

    Изображение фигуры человека в  истории искусства. Техника безопасности на уроке ИЗО. Пропорции и строение фигуры человека.

    2.

    Пропорции фигуры человека (рисунок в цвете)

    3.

    Лепка фигуры человека. Лепка. Передача движения и пропорции.

    4.

    Набросок фигуры человека с натуры. Наброски фигуры человека (акварель). Контрольная работа.

                                 Поэзия повседневности.

    5.

    Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

    6.

    Тематическая  картина. Бытовой и исторический и батальный жанр. Сюжет и содержание в картине.

    7.

    Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в Тульском регионе в прошлых веках. Построение тематической композиции.

    8.

    Выполнение композиции в цвете. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

                                          Великие темы жизни

    9.

    Исторические темы и мифологические темы и великие исторические события в русском и зарубежном искусстве. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. В.И.Суриков.

    10.

    Процесс работы над тематической картиной.

    Линейно – конструктивное построение композиции.

    11.

    Работа в цвете. Проработка переднего плана.

    12.

    Завершение работы. Защита тематической картины.

    13.

    Великие темы жизни. Библейские  темы  в изобразительном  искусстве.

    14.

    Монументальная  скульптура и тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России. Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

                        Реальность жизни и художественный образ.

    15.

    Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.Зрительские умения и их значение для современного человека.

    16.

    История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

    Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

    17.

    Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

    Урок обобщение и систематизации изученного. Просмотр рисунков. Итоговый урок.

    Отметка о выполнении программы и корректировка.

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

    Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

    Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

    В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

    Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

    1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

    Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

    РАБОЧАЯ программа по математике в 5 классе (индивидуальное обучение).паспорт рабочей программы по математике в 5 классе (индивидуальное обучение)

    Иногда бывает очень трудно составить паспорт рабочей программы по предмету. Я представляю вашему вниманию паспорт рабочей программы по математике в 5 классе индивидуального обучения по учебнику Виленк...