Программа по изобразительному искусству 6 класс. Б.М.Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Белобородова Людмила Руслановна

Пояснительная записка + калндарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

             Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 А класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
  2. Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;  
  3. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ р.п.Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 28.08.2017 года №16);
  4. Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 29.06.2017 года №140).

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского: М.Просвещение 2015 г., утверждённый приказом директора ОУ от от 20.05.2016 года №92.

Состав УМК:

- Горяева Н.А.: Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник по изобразительному искусству для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.

- Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»  в 6 классе — является  развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания, развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Поставленная  цель реализуется в конкретных задачах обучения:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

На обучение  предмету «Изобразительное искусство» отводится 35 часов в год (1 час в неделю). 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся и реализации программы развития универсальных учебных действий образовательной программы МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь».

Учебно-тематический план в  6 классе «Изобразительное искусство в жизни человека»

Наименование  раздела учебного курса

Всего

часов

Количество  часов

Практические занятия

Контрольные и диагностические материалы

1.

Виды изобразительного искусства

8 ч.

8ч.

1 ч.

Обобщение – контрольный тест

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка».

2.

Мир наших вещей. Натюрморт

9 ч.

9 ч.

1 ч.

Обобщение – зачёт "Мир наших вещей. Натюрморт"

3.

Вглядываясь в человека. Портрет

9 ч.

9 ч.

1 ч.

Обобщение. Защита проекта «Великие портретисты».

4.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

9 ч.

9 ч.

1ч.

Обобщение. Защита проекта «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

Всего

35ч.

35 ч.

4

1 раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч.)

Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых.

1.Изобразительное искусство в семье пластических искусств

2.Рисунок- основа изобразительного творчества

3.Линия и ее выразительные возможности.

4.Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен.

5.Цвет. Основы цветоведения.

6.Цвет в произведениях живописи.

7 Объемные изображения в скульптуре.

8.Основы языка изображения.

2 раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (9 ч.)

Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения в натюрморте

1.Реальность и фантазия в творчестве художника.

2.Изображение предметного мира. Натюрморт.

3.Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.

4.Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

5.Освещение. Свет и тень.

6.Натюрморт в графике.

7.Цвет в натюрморте.

8.Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

3 раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (9 ч.)

Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами.

1.Образ человека- главная тема искусства.

2.Конструкция головы человека и ее пропорции.

3.Изображение головы человека в пространстве.

4.Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

5.Портрет в скульптуре.

6.Сатирические образы человека.

7.Образные возможности освещения в портрете.

8.Портрет в живописи.

9.Роль цвета в портрете.

10.Великие портретисты (обобщение темы)

4 раздел «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч.)

Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл.

1.Жанры в изобразительном искусстве.

2.Изображение пространства.

3. Правила воздушной и линейной перспективы.

4.Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

5.Пейзаж – настроение. Природа и художник.

6.Городской пейзаж.

7.Выразительные возможности изобразительного искусства.

8.Язык и смысл.

         Учебный предмет «Изобразительное искусство»  является приоритетным для формирования следующих УУД: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета на ступени обучения (отражены в образовательной программе МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь»)

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся (См. приложение №1).

В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:

-наблюдение;

-беседа;

-фронтальный опрос;

-опрос в парах;

-практикум.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу шестого класса:

В результате изучения изобразительного искусства шестиклассник научится:

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

- известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
  • пользоваться различными графическими техниками
  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 6 класса:

  • Таблицы по цветоведению, перспектив,
  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

- Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.

- Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Технические средства обучения

Компьютер

Классная  магнитная доска с креплениями для таблиц.

Интернет – ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.
  2. http://smallbay.ru/autograf.html – просветительский и образовательный ресурс.
  3. http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
  4. http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.
  5. http://www.museum.ru/ - портал посвященный всем музеям России и мира.
  6. http://www.art-education.ru/AE-magazine/about.htm - научный журнал «Педагогика
  7. искусства».
  8. 9.http://art-in-school.narod.ru/ - научно-методический журнал «Искусство в школе».
  9. http://www.1september.ru/ - Издательский дом «Первое сентября».
  10. http://www.rusiskusstvo.ru/journal/ - журнал «Русское искусство».
  11. http://historic.ru/ - электронная библиотека.
  12. http://www.arthistory.ru/ - изобразительное искусство. История, стили, художники,
  13. картины.
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия. Свободная энциклопедия.
  15. http://tmn.fio.ru/works/83x/311/index.htm - история костюма.

Дополнительная литература:

  1. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
  2. коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
  3. Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
  4. С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
  5. О.В.Павлова, Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
  6. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

по изобразительному искусству 6 А класс

№ /п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

1 четверть. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов).

   1.

Повторный инструктаж по О.Т. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

07.09

2.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

14.09

3.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

1

21.09

4.

Пятно как средство выражения. Композиция, как ритм пятен.

1

28.09

5.

Чёрное и белое – основа языка графики. Цвет. Основа цветоведения.

1

05.10

6.

Цвет в произведениях живописи.

1

12.10

7.

Объёмные изображения в скульптуре.

1

19.10

8.

Обобщение – контрольный тест

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка».

1

26.10

2 четверть.«Мир наших вещей. Натюрморт»  (8 часов).

10.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

09.11

11. 12.

Изображение предметного мира-натюрморт.

2

16.11

23.11

13.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

30.11

14

Изображения объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

07.12

15.

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

1

14.12

16.

Цвет в натюрморте.

1

21.12

17.

Обобщение – зачёт «Мир наших вещей. Натюрморт».

1

28.12

3 четверть.«Вглядываясь в человека. Портрет»  (11  часов).

18

Повторный инструктаж по О.Т. Образ человека – главная тема в искусстве.

1

18.01

19

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

25.01

20

Изображение головы человека в пространстве.

1

01.02

21

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

08.02

22

Портрет в скульптуре.

1

15.02

23

Сатирические образы человека.

1

22.02

24

Образные возможности освещения в портрете.

1

01.03

25

Портрет в живописи (проект) Роль цвета в портрете.

1

15.03

26

Обобщение. Защита проекта«Великие портретисты».

1

22.03

4  четверть.«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8  часов).

27.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

05.04

28.

Изображение пространства.

1

12.04

29.

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

19.04

30

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

26.04

31

Пейзаж – настроение. Природа и художник (проект).

1

03.05

32

Городской или сельский пейзаж.

1

10.05

33.

Городской или сельский пейзаж.

1

17.05

34.35.

Обобщение. Защита проекта «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

1

24.05

Календарно - тематическое планирование

по изобразительному искусству 6 Б класс

№ /п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

1 четверть. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (9 часов).

   1.

Вводный инструктаж по О.Т. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

02.09

2.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

09.09

3.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

1

16.09

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

23.09

5.

Цвет. Основы цветоведения.

1

30.09

6.

Чёрное и белое-основа языка графики.

1

07.10

7.

Цвет в произведениях живописи.

1

14.10

8.

Объёмные изображения в скульптуре.

1

21.10

9.

Обобщение. Контрольный тест "Виды изобразительного искусства и основы образного языка"

1

28.10

2 четверть.«Мир наших вещей. Натюрморт»  (9 часов).

10.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

11.11

11.

Изображение предметного мира-натюрморт.

1

18.11

12.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

25.11

13. 14.

Изображения объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

02.12

15.

Освещение. Свет и тень.

1

09.12

16.

Натюрморт в графике.

1

16.12

17.

Цвет в натюрморте.

1

23.12

18.

Обобщение-зачёт «Мир наших вещей. Натюрморт».

1

30.12

3 четверть.«Вглядываясь в человека. Портрет.»  (9  часов).

19.

Повторный инструктаж по О.Т. Образ человека – главная тема искусства.

1

20.01

20.

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

27.01

21.

Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

03.02

22.

Портрет в скульптуре.

1

10.02

23.

Сатирические образы человека.

1

17.03

24.

Образные возможности освещения в портрете.

1

03.03

25.

Портрет в живописи (проект).

1

10.03

26.

Роль цвета в портрете.

1

17.03

27.

Обобщение. Защита проекта«Великие портретисты».

1

24.03

4  четверть.«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8  часов).

28.

Жанры в изобразительном искусстве.

1

07.04

29.

Изображение пространства.

1

14.04

30.

Правила линейной и воздушной перспективы.

1

21.04

31.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

28.04

32.

Пейзаж – настроение. Природа и художник (проект)

1

05.05

33.

Городской или сельский пейзаж.

1

12.05

34.

Городской или сельский пейзаж.

1

19.05

35

Обобщение. Защита проекта «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

1

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...