Рабочие программы по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 9 класс)

Кордяшова Наталия Васильевна

Рабочие программы по изобразительному искусству  для 5,6,7 классов составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  второго поколения основного общего образования, примерной программы «Изобразительное искусство 5-8 классы» Т.Я.Шпикаловой. М,Просвещение,2018г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_kl_fgos_moya_18-19_g.docx48.01 КБ
Файл moya_izo_6_kl_18-19g.docx52.87 КБ
Файл izo_7_kl_18-19g.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Керш-Борковский филиал

Муниципального  бюджетного  общеобразовательного учреждения

 Сокольниковской  средней общеобразовательной школы

 Моршанского района Тамбовской области

             Рассмотрена и рекомендована к утверждению                                                                                                                         Утверждена

ШМО  учителей                                                                                                                                                        приказом МБОУ Сокольниковской СОШ

технологии, искусства                                                                                                                                                       от  «    »   08.  2018 г. №_____    

протокол №1

от 27. 08. 2018 г.

«Рабочая программа учебного курса

 по изобразительному искусству

для учащихся 5-го класса».

 2018 – 2019 учебный год.

Срок реализации 1 год.

Составила учитель изобразительного искусства:  Кордяшова Наталия Васильевна.

с. Керш-Борки, Моршанского района. Тамбовской обл.

2018г

                                                  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета .

                                                               

Личностные результаты:

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

   Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные): 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Предметные:

Фиксация изображений и звуков

Выпускник научится:  

  • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

 передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

                                                                     Содержание учебного предмета

Тема года:  Природа и человек в искусстве.

Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве   9 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников:  И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Творческие практические работы:

Образ плодородия земли в изобразительном искусстве-5

Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве-4

Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ  и художественно-выразительные средства  графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Творческие  практические работы:

Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность-2

Образ времени года в искусстве-2

Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества-2

Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев- 2

Раздел 3.  Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие,  символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Творческие  практические работы:

Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота-5

Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств-3

Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни -3

Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.6 часов Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства  Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Творческие  практические работы:

Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа-2

Тема защиты и охраны природы и памятников культуры-1

Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве-2

 Выставка работ, конкурсы, викторина- резерв- 1ч

                                                                 

                                                                              Тематическое планирование.

п/п

Тема

раздела

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД)

Форма контроля

       

практика

теория

I.

Образ родной земли в изобразительном искусстве

9

Изображать с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнять наброски, эскизы,  с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Создавать иллюстрации к литературным произведениям,

Творческие практические работы.

II.

«Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве»

8

Выполнять зарисовки человека в движении с натуры или по описанию для многофигурной композиции бытовой картины. Выполнять зарисовки деревьев, архитектурных построек, людей зимой по наблюдению. Зимний пейзаж в графике. Называть графические материалы, которыми выполнены зимние пейзажи. Использовать технику симметричной вырезанки, для изготовления  дымника- беседочки четырёхскатной.  Уметь создавать образ фольклорного героя для новогодней галереи. Пользоваться схематической таблицей для зарисовки пропорции головы, лица

Творческие практические работы.

III.

« Мудрость народной жизни в искусстве»

11

Выполнять графические зарисовки деревянной постройки своего села, Конструировать  и строить крестьянское подворье из бумаги. Принять участие в сборе иллюстративного материала на тему « Памятники деревянного русского зодчества в музеях под открытым небом. Изготовлять элементы декора( орнамент причелин, красных окон, полотенца) избы из бумаги, способом многослойного симметричного вырезания. Выполнять эскизы декорации и костюма сценического персонажа к театральной постановке

« Снегурочка».

Творческие практические работы.

IV.

« Образ единения человека с природой в искусстве»

6

Создавать скульптурный этюд животного по памяти и представлению, используя различные приемы лепки. Осуществлять поиск информации о памятниках животным в городах России с помощью поисковых систем Internet. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,  плакатов, эскизов и моделей одежды. Изготовление куклы в праздничном наряде, в связи с празднованием Святой Троицы.

Творческие практические работы.

v

  Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина

        Резерв

1

Уметь анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников. Активное  участие в конкурсах, викторине

Выставка работ, конкурсы, викторина

Итого

35

                                                  Календарно- тематическое планирование.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Утверждено

приказом МБОУ Сокольниковской СОШ

                                                                                                                                                                                                                          от ___ .08.2018 г. №______

Тема разделов и уроков

Кол-во ч.

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов)

Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.)

1

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта.

1

2

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта.

1

3

Осенние плоды в твоём натюрморте.

1

4

Осенние плоды в твоём натюрморте.

1

5

Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства.

1

Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.)

6

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике

1

7

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике

1

8

«Осенних дней очарованье» в книжной графике

1

9

«Осенних дней очарованье» в книжной графике

1

Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.)

Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.)

10

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового  и природного цикла.

1

11

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно- промышленными товарами и форма общения между людьми.

1

Тема 4. Образ времени года в  искусстве (2ч.)

12

Зимняя пора в живописи и графике.

1

13

Зимняя пора в живописи и графике.

1

Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль

 декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.)

14

Делу время -потехе – час. Искусство вокруг нас

1

15

Рукодельницы и мастера

1

Тема 6. Сплав фантазии и  реальности в образах фольклорных героев (2ч.)

16

Герои сказок и былин  в творчестве мастеров искусства

1

17

Герои сказок и былин  в творчестве мастеров искусства

1

 Раздел III « Мудрость народной жизни в  искусстве» (11ч.)

Тема 7. Русское народное  деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.)

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.

1

19

Изба – творенье русских мастеров- древоделов

1

20

Изба – творенье русских мастеров- древоделов

1

21

Изба – модель мироздания

1

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность

1

Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.)

23

Художник в театре. Декорации к опере – сказке «Снегурочка

1

24

Образы персонажей. Образы персонажей оперы – сказки «Снегурочка»

1

25

Народные традиции в сценическом костюме к опере- сказке

« Снегурочка».

1

Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.)

26

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве

1

27

Традиции оформления праздничной среды.

1

28

Традиции оформления праздничной среды.

1

Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов)

Тема 10. Изображение в  искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.)

29

Животные – братья наши меньшие

1

30

Животные и его повадки в творчестве скульпторов -аниматоров

1

Тема 11. Тема защиты и охраны  природы и памятников культуры (1ч.)

31

Экологическая тема в плакате

1

Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.)

32

Троицына неделя и её образы в искусстве

1

33

Троицына неделя и её образы в искусстве

1

34

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.

1

35

Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина

1

резерв

Всего

35



Предварительный просмотр:

     Керш-Борковский филиал

Муниципального  бюджетного  общеобразовательного учреждения

 Сокольниковской  средней общеобразовательной школы

 Моршанского района Тамбовской области

             Рассмотрена и рекомендована к утверждению                                                                                                                         Утверждена

ШМО  учителей                                                                                                                                                        приказом МБОУ Сокольниковской СОШ

технологии, искусства                                                                                                                                                       от  «     »   08.  2018 г. №____

от 27. 08. 2018 г. протокол №1

«Рабочая программа учебного курса

 по изобразительному искусству

для учащихся 6-го класса».

 2018 – 2019 учебный год.

Срок реализации 1 год.

Составила учитель изобразительного искусства:  Кордяшова Наталия Васильевна.

с. Керш-Борки, Моршанского района. Тамбовской обл.

2018г

                                                                         Планируемые результаты освоения предмета, курса .

                                                               

Личностные результаты:

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

   Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные): 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Предметные:

Фиксация изображений и звуков

Выпускник научится:  

  • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

 понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

 передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

                                                                       Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

        

        

Содержание учебного предмета

Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры.

1раздел: Образ цветущей природы  - вечная тема в искусстве (6ч)

Диалоги об искусстве. Искусство натюрморта. Особенности живописной манеры художников в передаче очертаний цветов, причудливости и изысканности форм, контрастов и нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композициионных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей. Изображение цветов — любимая тема народных мастеров. Расписной поднос — традиционный бытовой предмет и произведение искусства. Разнообразие форм подносов в традиционных промыслах. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и символичность. Своеобразие  техники росписи на лаковых  подносах в одном из центров народного мастерства. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции; прием «плафонной» росписи. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта  (расположение предметов, цветов).Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западноевропейских (А. Матисс) художников начала XX в. Диалог об искусстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта  (расположение предметов, цветов).Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западноевропейских (А. Матисс) художников начала XX в.

Творческие практические работы:

Этюд осенних цветов с натуры- 1

Зарисовки-повтор элементов цветочной росписи подносов. Эскиз росписи подноса-3

Творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм цветка в декоративные, декоративные формы цветка, взятой из природы и переходящей в орнамент, украшающий предмет.-2

2 раздел : Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур (10ч) Диалоги об искусстве. Древний Египет — родина растительного орнамента. Растительные элементы орнамента: лотос, папирус, пальметта. Колорит древнеегипетского искусства — белый, черный, красный, синий, желтый. Символика цвета.  Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.  Вазопись и особенности ее декора. Древнегреческая керамика — память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных греческих сосудов (амфора, кратер, килик, лекиф и др.) современными художниками - керамистами. Использование различных орнаментальных мотивов в росписи современной керамики. . Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Яркость, веселье, карнавальность — черты, присущие новогоднему празднику в разных концах планеты.

Творческие практические работы:

Зарисовка орнамента- 4

Конструирование  и роспись объемной вазы- 2

Выполнение эскиза коврика покрывала для слона- 1

Конструирование сувенира, украшения для елки- 1

Рисование по памяти, по представлению карнавального шествия.-2

3раздел : Исторические реалии в искусстве разных народов (10 ч Крепостная архитектура русского каменного зодчества — памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Народные истоки крепостного каменного зодчества. Кремль как своеобразный тип крепости и центральная укрепленная часть древнерусского города. Своеобразие средневековой русской архитектуры в разных регионах России. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы европейского средневекового города Костюм средневекового воина — памятник высочайшего мастерства обработки металла, свидетель военных походов и сражений. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы, орнаментики элементов воинского снаряжения: шлема, щита, лат, кольчуги и др. Образ средневекового воина в различных видах искусства. Сцены боевых действий (баталии) как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. Средства художественной выразительности в передаче воинской доблести, исторической достоверности эпохи.

Творческие практические работы:

Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов крепостей средневекового города и   силуэтов средневековых европейских замков. Передача особенностей романского или готического стиля. Выполнение силуэтов замков разных стилей из бумаги.-2

 .Зарисовки по представлению  женского лица, фигуры  в народном костюме- 6

Зарисовки по представлению и описанию воинских костюмов. Своеобразие воинского снаряжения (конструкции, деталей, декора) средневекового рыцаря и русского воина – богатыря- 1

Составление коллективной композиции на исторические темы «Бой у крепостной стены средневекового города», «Осада крепости», «Оборона города», «Бой у стен Кремля». Работа в группах. Передача особенностей архитектуры, воинского снаряжения.- 1

4раздел: Образ времени года в искусстве. Весна – утро года (9ч)

Диалоги об искусстве. Символ птицы в народной игрушке. Игрушка из дерева — древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север — родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птиверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкции игрушки с декором, материалом, технологией изготовления. Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина — бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского пейзажа. Многообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов.Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху. природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых.

Творческие практические работы:

Выполнение работ по памяти, зарисовки птиц, пейзажа с водным пространством- 4ч

Эскизы пасхального натюрморта-2

Урок декоративного творчества. Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается» (панно), скульптуры  птицы-2

Выставка работ, конкурсы, викторина- резерв- 1ч


                                                                                  Тематическое планирование.

п/п

Тема

раздела

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД)

Форма контроля

       

практика

теория

I.

Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве

6

Рассматривать натюрморты живописцев, запечатлевших красоту цветов в букетах. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их цветами в осенней природе родного края и описаниями в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца. Наблюдать цветы в природе, различать их характерные особенности. Объяснять смысл понятий идеал, красота, мировоззрение и мироощущение художника, художественный образ. Сравнивать натюрморты художников Западной Европы и России, находить в них общее и различия. Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения цветов (обогащение техники приёмов письма: воздушная среда, нюансы, насыщенность цвета, контраст и сближенные цвета).Анализировать изображение цветов, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнять творческое задание, согласно с условиями Создавать с натуры этюд осенних цветов, используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в нём своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи. Описывать словами замысел своей творческой композиции — живописный этюд цветов с натуры. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности .Рассматривать изделия из разных региональных центров России и характеризовать росписи лаковых подносов из Жостова и Нижнего Тагила. Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах из Нижнего Тагила с росписью Жостова. Находить общее и раз Выполнять с натуры этюда осенних цветов в букете.  Уметь делать зарисовки-повтор элементов цветочной росписи подносов жостово, эскиз росписи . использовать приёмы трансформации природных форм цветка в декоративные. 

Творческие практические работы.

II.

Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур

10

Рассматривать произведения разных видов искусства, украшенных растительным орнаментом. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Древнего Египта на примере росписей дворцов, храмов и гробниц, изделий декоративно-прикладного искусства.Объяснять смыслпонятий канон, символ.Сопоставлять изображение реального лотоса и тростника (папируса) с их декоративным изображением. Анализировать приёмы трансформирования формы, цвета, объёма природных растений в декоративные. Участвовать в обсуждении символического значения растительных мотивов в древнеегипетском орнаменте, художественных приёмов создания образа растений в орнаменте. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, какова последовательность составления древнеегипетского «растительного орнамента. Рассматривать образы божеств в искусстве Древнего Египта. Анализировать аллегорическую форму выражения отвлечённых понятий (священный жук — знак солнца и др.).Объяснять смысл понятий аллегория, символ. Рассматривать сюжетно-изобразительную роспись древнегреческой керамики — своеобразную энциклопедию жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры, мифологии (VI—V вв. до н. э.).Сопоставлять декор чернофигурных и краснофигурных ваз, выявлять связь сюжетной росписи с формой сосудов, узнавать, какие сюжетно-изобразительные росписи тебе известны о героях мифов, спортивных состязаниях, и находить их. Рассматривать изделия балхарской керамики, фарфор Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, гончарную чернолощёную керамику российских современных мастеров. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. Определять, чем отличается декоративная трактовка мотива «индийская пальметта» («восточный огурец»), варианты применения этого мотива, согласно традициям художественной культуры в искусстве народов Западной Европы, Востока и России .Уметь проектировать объект, на примере вазы.  Уметь делать зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта» («восточный огурец») и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика-покрывала для слона.  Знать основные черты, присущие новогоднему празднику в разных концах планеты.  Делать зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних карнавальных костюмов разных национальностей, масок.

Творческие практические работы.

III.

Исторические реалии в искусстве разных народов

10

Рассматривать крепостные сооружения древнерусских городов. Узнавать и называть древнерусские крепости России, известные из курса начальной школы, по урокам истории в 5 классе. Рассказать о взаимосвязи архитектурных крепостных сооружений с особенностями ландшафта. Находить сходство и различия. Высказывать своё суждение о значении творчества А. М. Васнецова, создавшего архитектурные виды древней Москвы, в которых археологическая точность сочетается с поэтичностью. Участвовать в обсуждении главных архитектурных элементов древнерусских крепостей с учётом региональных особенностей архитектуры, древнерусских крепостей как памятников архитектуры и символа борьбы нашего народа за независимость нашей Родины. Выполнять зарисовки по памяти, представлению и описанию элементов древнерусских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы, связь крепости с ландшафтом) с учётом региональных особенностей архитектуры. Использовать различные художественные приёмы для создания задуманного образа. Рассматривать особенности крепостной архитектуры Западной Европы. Объяснять смысл понятий романский и готический стиль. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Объяснять, что означает понятие батальный жанр. Рассматривать боевое снаряжение русского воина и западноевропейского рыцаря, применять его элементы при изображении русского воина или рыцаря. Рисовать батальную композицию Выполнять зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах. Рассматривать произведения иконописи и светской живописи, воссоздавшие образ женщины. Рассматривать женские портреты, созданные отечественными и западноевропейскими художникамиСоздавать портретно-историческую композицию с передачей исторического времени с помощью костюма героини.

Намечать лёгкими линиями разработку фигур людей в народных костюмах России. Выполнять по памяти зарисовки элементов древнерусских крепостей.  Уметь делать зарисовки по представлению силуэтов средневековых европейских замков. . женской фигуры в народном костюме .Уметь передать особенности романского или готического стиля. Выполнять силуэты замков разных стилей из бумаги. Составление коллективной композиции на исторические темы «Бой у крепостной стены средневекового города», «Осада крепости», «Оборона города», «Бой у стен Кремля».

Творческие практические работы.

IV.

Образ времени года в искусстве. Весна – утро года

8

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Осуществлять сбор и поиск информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet. Готовить презентацию. Выполнять по памяти зарисовки птиц ,  эскиз скульптуры птицы, пейзажа с водным пространством, пасхального натюрморта. Выполнять графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых

Творческие практические работы.

v

  Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина

        Резерв

         1

Уметь анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников. Активное  участие в конкурсах, викторине Участвовать в подведении итогов творческой работы. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Выставка работ, конкурсы, викторина

Итого

35

 Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству на 6 класс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Утверждено

приказом МБОУ Сокольниковской СОШ

                                                                                                                                                                                                                          от ___ .08.2018 г. №_____

Тема разделов и уроков

Кол-во ч.

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел I.

Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве

6

1

Осенний букет в натюрморте живописцев

1

2

Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостово и Нижнего Тагила

1

3

Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостово и Нижнего Тагила

1

4

Осенние цветы в росписи твоего подноса.

1

5

Цветочные мотивы в искусстве народов России , стран Запада и Востока.

1

6

Цветочные мотивы в искусстве народов Росии , стран Запада и Востока

1

Раздел 2 . Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур

10

7

Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта.

1

8

Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта

1

9

Изысканный декор сосудов Древней Греции

1

10

Древние орнаменты в творчестве художников разного времени

1

11

Древние орнаменты в творчестве художников разного времени

1

12

Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка

1

13

Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка

1

14

Традиции встречи Нового года в современной культуре

1

15

« Новый год шагает по планете…»

1

16

« Новый год шагает по планете…»

1

Раздел 3.Исторические реалии в искусстве разных народов

10

17

Каменные стражи России

 ( 12-14в. в)

1

18

Рыцарский замок в средневековой Европе  

1

19

Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря

1

20

Батальная композиция  

1

21

Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве

1

22

Личность женщины в портретно-исторической композиции 19-начала 20 в

1

23

Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества.

1

24

Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества

25

« Возьмемся за руку друзья…»Разноликий хоровод   

1

26

« Возьмемся за руку друзья…»Разноликий хоровод   

1

Раздел 4 Образ времени года в искусстве. Весна- утро года

8

27

Весенний гомон птичьих стай в жизни и в искусстве

1

28

Весенний гомон птичьих стай в жизни и в искусстве

1

29

« Живая зыбь»

1

30

« Живая зыбь».

1

31

« Как мир хорош в своей красе нежданной…»

1

32

« Как мир хорош в своей красе нежданной…»

1

33

Земля пробуждается

1

34

Земля пробуждается

1

35

Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина

1

резерв

Всего

35



Предварительный просмотр:

     Керш-Борковский филиал

Муниципального  бюджетного  общеобразовательного учреждения

 Сокольниковской  средней общеобразовательной школы

 Моршанского района Тамбовской области

             Рассмотрена и рекомендована к утверждению                                                                                                                         Утверждена

ШМО  учителей                                                                                                                                                        приказом МБОУ Сокольниковской СОШ

технологии, искусства                                                                                                                                                от  « 30 »   08.  2018 г. №400_

протокол № 1от 27. 08. 2018 г.

«Рабочая программа учебного курса

 по изобразительному искусству

для учащихся 7-го класса».

 2018 – 2019 учебный год.

Срок реализации 1 год.

Составила учитель изобразительного искусства:  Кордяшова Наталия Васильевна.

с. Керш-Борки, Моршанского района. Тамбовской обл.

2018г

Планируемые результаты освоения предмета, курса .

 В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

 в ценностно-эстетической сфере- 

  • Формирование худ-го вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем   многообразии их видов и жанров;
  • толерантное принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • худ-й вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной ) сфере- ;

  • умения е познавать мир через образы и формы из-го ис-ва;

в трудовой сфере-

  • формирование навыков самостоятельной  работы при выполнении практических творческих работ;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • умение видеть и воспринимать проявления худ-й культуры в окружающей жизни(техника, музеи ,арх-ра, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с ис-вом, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений ис-ва;
  • активное  использование языка изо-го ис-ва  и различных худ-х мат-в для освоения содержания разных учебных предметов ( лит-ра, окр.мир, родной язык и др.)
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных ,деятельных и др.) худ-но- эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений самостоятельно организовывать худ-но-творческую  и предметно- продуктивную деятельность, выбирать ср-ва для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

 в познавательной сфере-

  • познавать мир через визуальный худ-й образ, представлять место и роль из-го ис-ва  в жизни чел-ка и об-ва;
  • осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка  разных видов из-го ис-ва,  худ-х средств выразительности;
  •  приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  • различать изученные виды пластических искусств;
  • воспринимать и анализировать смысл ( концепцию) худ-го образа произведений пластических ис-в;
  • описывать произведения из-го ис-ва  и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

 в ценностно-эстетической сфере- 

  • формировать эмоционально- ценностное отношение к ис-ву и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
  • развивать эстетический  (художественный )вкус как способность чувствовать и  воспринимать  пластические ис-ва во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную  картину современного мира;
  • понимать ценность худ-й культуры разных народов мира и места в ней отечественного ис-ва:
  • уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное  отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях ис-ва: ориентироваться в системе  моральных норм и ценностей, представленных  в произведениях ис-ва;  

в коммуникативной сфере-

  • способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в р ориентироваться в социально- эстетических и информационных коммуникациях;
  • организовывать диалоговые формы общения с произведениями ис-ва;

в трудовой сфере- 

применять различные выразительные средства, худ-е материалы и техники в своей творческой деятельности;

в эстетической сфере- 

  • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
  • развивать худ-е мышление, вкус, воображение  и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
  • воспринимать эстетические ценности , высказывать мнение о достоинствах произведений высокого  и массового из-го ис-ва, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
  • проявлять устойчивый интерес к ис-ву, худ-м традициям своего народа и достижениям мировой культуры4 формировать эстетический кругозор;

В результате изучения изобразительного искусства  ученик 7 класса освоит:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

научатся:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
  • повседневной жизни для:
  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера

Содержание учебного предмета

Тема года:  Человек и рукотворный мир в  искусстве

Глава 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. 8 часов.

Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись.  Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин. В. Ван Гог, П. Пикассо.

 Творческие практические работы: Наброски и зарисовки с натуры элементов архитектурного сооружения  или внешнего вида здания-1ч

         Композиция сельского пейзажа  в графике-1ч

                                                                     Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти - 1ч

                                                                     Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры- 2ч

        Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов-2 ч.

                                                        Выполнение эскиза  интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы- 1 ч.

Глава. 2.  Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 6 часов.

Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников  и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива  в изображении интерьера.

Творческие практические работы: Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху- 1ч

                                     Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. – 2ч

        Зарисовки элементов одежды дворян-1 ч

                                   Эскиз муж. или жен. Фигуры в светском костюме-1ч

                                        эскизы кукол вертепного театра- 1ч

Глава 3. Народный мастер – носитель национальной культуры. 10 часов.

Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.

Творческие практические работы: Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике                           коллажа- 2ч

        Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России.- 2ч

                                                                   Изготовление и роспись глиняной игрушки- 2ч

        Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма.- 2ч

        Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров-2ч

Глава 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 11 часов.

Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. Пространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников  и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье.

Творческие практические работы:   Эскизы космических аппаратов будущего- 2ч

                                                                  Рисование   на тему космоса Проектирование макета и конструирование космической станции- 2ч.

        Работа над композициями на тему защитников Отечества- 2ч.

Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта- 2ч.

        Тематическая композиция на спортивную тему- 3ч.

                                                                                   Тематическое планирование.

п/п

Тема

раздела

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД)

Форма контроля

       

практика

теория

I.

 Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве

8

Р. Уметь организ-ть свое раб место  с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать оценивать учебные действия

П.умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи

К. . уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулир-ть собственное

Л. . сориентированы на эмо-но-эст-е  восприятие любимых уголков родного города

Творческие практические работы.

II.

 Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве

6

Р.Уметь осущ-ть пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснения учителя

П. Умение эмоц-но реагировать на цвет,форму предметов, осуществлять анализ предметов. Оосознанное и произвольное речевое высказывание об особенностях архитектурного облика  дворянской усадьбы.  

К.уметь пользоваться языком изо ис-ва, доносить свою позицию до собеседника

Л Сориентированы на наблюдение  и восприятие форм   предметов в жизни , в произведениях народ. ис-ва,  на  эмоцианально-эстетическое  восприятие натюрморта. Воспринимать и эмоц-но оценивать красоту внутреннего убранства  интерьеров.

Творческие практические работы.

III.

 Народный мастер – носитель национальной культуры.

10

Р. Уметь организ-ть свое творческое пространство ,опр-ть послед-ть промежуточных целей с учетом конечного результата

П. выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для вышивки  Сориентированы на эст-е восприятие многоцветия мезенской росписи. Осознанное высказывание об особенностях изображения ювелирных украшений

К. уметь обмениваться

К. уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулир-ть собственное мнение

Л. Воспринимают народную вышивку , понимают ее  широкой значение   жизни

Творческие практические работы.

IV.

Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.

11

Р. Уметь организ-ть свое раб место  с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать оценивать учебные действия

П.  осознанное и произвольное речевое высказывание о о красоте космоса

К. использовать образную речь при описании космического пространства

Л. сориентированы на эмо-но-эст-е  восприятие космоса

Творческие практические работы.

Итого

35

 Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству на 7 класс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Утверждено

приказом МБОУ Сокольниковской СОШ

                                                                                                                                                                                                                          от 30 .08.2018 г. №400_

Тема разделов и уроков

Кол-во ч.

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел I.

 Человек его среда обитания

8

1

Природа мест, где я живу

1

2

Красота городского и сельского пейзажа

1

3

О чем поведал натюрморт

1

4-5

Атрибуты искусства в твоем натюрморте

2

6-7

Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве

2

8

Интерьер твоего дома

1

Раздел 2 . Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве

6

9

Архитектурный облик дворцовой усадьбы 17 –второй половины 18 в. Особенности паркостроения

1

10-11

Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца18-середины19 в. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека и его духовной жизни

2

12

Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий

1

13

Русская скульптура 18-начала19в. В пространстве города, дворянской усадьбы и парка

1

14

Быт и традиции русского дворянства 18-начало19 в. В жизни и искусстве

1

Раздел 3.Народный мастер- носитель национальной культуры

10

15-16

Без вышивки в доме не обойтись…»

2

17-18

«Разметные травы,цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России

2

19- 20

«Каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушка-свистулька разных регионов России.

2

21-22

Русские ювелирные украшения России 17-20в.в. Традиции и современность

2

23-24

Весенняя ярмарка- праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России

2

Раздел 4 Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство

11

25-26

Галактическая птица

2

27-28

В «конструкторском бюро» новых космических кораблей.

2

29-30

Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20в.в

2

31-32

Образ спортсмена в изобразительном искусстве

2

33-34

«Спорт,спорт,спорт…»

2

35

Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина

1

резерв

Всего

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...