Рабочие программы по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 9 класс)
Рабочие программы по изобразительному искусству для 5,6,7 классов составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего образования, примерной программы «Изобразительное искусство 5-8 классы» Т.Я.Шпикаловой. М,Просвещение,2018г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_kl_fgos_moya_18-19_g.docx | 48.01 КБ |
moya_izo_6_kl_18-19g.docx | 52.87 КБ |
izo_7_kl_18-19g.docx | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Керш-Борковский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждена
ШМО учителей приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
технологии, искусства от « » 08. 2018 г. №_____
протокол №1
от 27. 08. 2018 г.
«Рабочая программа учебного курса
по изобразительному искусству
для учащихся 5-го класса».
2018 – 2019 учебный год.
Срок реализации 1 год.
Составила учитель изобразительного искусства: Кордяшова Наталия Васильевна.
с. Керш-Борки, Моршанского района. Тамбовской обл.
2018г
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета .
Личностные результаты:
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Предметные:
Фиксация изображений и звуков
Выпускник научится:
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
Содержание учебного предмета
Тема года: Природа и человек в искусстве.
Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве 9 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.
Творческие практические работы:
Образ плодородия земли в изобразительном искусстве-5
Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве-4
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Творческие практические работы:
Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность-2
Образ времени года в искусстве-2
Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества-2
Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев- 2
Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
Творческие практические работы:
Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота-5
Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств-3
Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни -3
Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.6 часов Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Творческие практические работы:
Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа-2
Тема защиты и охраны природы и памятников культуры-1
Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве-2
Выставка работ, конкурсы, викторина- резерв- 1ч
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД) | Форма контроля | |
практика | теория | ||||
I. | Образ родной земли в изобразительном искусстве | 9 | Изображать с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнять наброски, эскизы, с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Создавать иллюстрации к литературным произведениям, | Творческие практические работы. | |
II. | «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» | 8 | Выполнять зарисовки человека в движении с натуры или по описанию для многофигурной композиции бытовой картины. Выполнять зарисовки деревьев, архитектурных построек, людей зимой по наблюдению. Зимний пейзаж в графике. Называть графические материалы, которыми выполнены зимние пейзажи. Использовать технику симметричной вырезанки, для изготовления дымника- беседочки четырёхскатной. Уметь создавать образ фольклорного героя для новогодней галереи. Пользоваться схематической таблицей для зарисовки пропорции головы, лица | Творческие практические работы. | |
III. | « Мудрость народной жизни в искусстве» | 11 | Выполнять графические зарисовки деревянной постройки своего села, Конструировать и строить крестьянское подворье из бумаги. Принять участие в сборе иллюстративного материала на тему « Памятники деревянного русского зодчества в музеях под открытым небом. Изготовлять элементы декора( орнамент причелин, красных окон, полотенца) избы из бумаги, способом многослойного симметричного вырезания. Выполнять эскизы декорации и костюма сценического персонажа к театральной постановке « Снегурочка». | Творческие практические работы. | |
IV. | « Образ единения человека с природой в искусстве» | 6 | Создавать скульптурный этюд животного по памяти и представлению, используя различные приемы лепки. Осуществлять поиск информации о памятниках животным в городах России с помощью поисковых систем Internet. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, плакатов, эскизов и моделей одежды. Изготовление куклы в праздничном наряде, в связи с празднованием Святой Троицы. | Творческие практические работы. | |
v | Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина Резерв | 1 | Уметь анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников. Активное участие в конкурсах, викторине | Выставка работ, конкурсы, викторина | |
Итого | 35 |
Календарно- тематическое планирование. Утверждено
приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
от ___ .08.2018 г. №______
№ | Тема разделов и уроков | Кол-во ч. | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве (9 часов) | |||||
Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве(5ч.) | |||||
1 | Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. | 1 | |||
2 | Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. | 1 | |||
3 | Осенние плоды в твоём натюрморте. | 1 | |||
4 | Осенние плоды в твоём натюрморте. | 1 | |||
5 | Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства. | 1 | |||
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве (4ч.) | |||||
6 | Красота осеннего пейзажа в живописи и графике | 1 | |||
7 | Красота осеннего пейзажа в живописи и графике | 1 | |||
8 | «Осенних дней очарованье» в книжной графике | 1 | |||
9 | «Осенних дней очарованье» в книжной графике | 1 | |||
Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве» (8ч.) | |||||
Тема 3.Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность (2ч.) | |||||
10 | Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. | 1 | |||
11 | Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно- промышленными товарами и форма общения между людьми. | 1 | |||
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2ч.) | |||||
12 | Зимняя пора в живописи и графике. | 1 | |||
13 | Зимняя пора в живописи и графике. | 1 | |||
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2ч.) | |||||
14 | Делу время -потехе – час. Искусство вокруг нас | 1 | |||
15 | Рукодельницы и мастера | 1 | |||
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2ч.) | |||||
16 | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства | 1 | |||
17 | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства | 1 | |||
Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве» (11ч.) | |||||
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (5ч.) | |||||
18 | Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. | 1 | |||
19 | Изба – творенье русских мастеров- древоделов | 1 | |||
20 | Изба – творенье русских мастеров- древоделов | 1 | |||
21 | Изба – модель мироздания | 1 | |||
22 | Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность | 1 | |||
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств (3ч.) | |||||
23 | Художник в театре. Декорации к опере – сказке «Снегурочка | 1 | |||
24 | Образы персонажей. Образы персонажей оперы – сказки «Снегурочка» | 1 | |||
25 | Народные традиции в сценическом костюме к опере- сказке « Снегурочка». | 1 | |||
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни (3ч.) | |||||
26 | Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве | 1 | |||
27 | Традиции оформления праздничной среды. | 1 | |||
28 | Традиции оформления праздничной среды. | 1 | |||
Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве» (6 часов) | |||||
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2ч.) | |||||
29 | Животные – братья наши меньшие | 1 | |||
30 | Животные и его повадки в творчестве скульпторов -аниматоров | 1 | |||
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры (1ч.) | |||||
31 | Экологическая тема в плакате | 1 | |||
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве (3ч.) | |||||
32 | Троицына неделя и её образы в искусстве | 1 | |||
33 | Троицына неделя и её образы в искусстве | 1 | |||
34 | Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. | 1 | |||
35 | Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина | 1 резерв | |||
Всего | 35 |
Предварительный просмотр:
Керш-Борковский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждена
ШМО учителей приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
технологии, искусства от « » 08. 2018 г. №____
от 27. 08. 2018 г. протокол №1
«Рабочая программа учебного курса
по изобразительному искусству
для учащихся 6-го класса».
2018 – 2019 учебный год.
Срок реализации 1 год.
Составила учитель изобразительного искусства: Кордяшова Наталия Васильевна.
с. Керш-Борки, Моршанского района. Тамбовской обл.
2018г
Планируемые результаты освоения предмета, курса .
Личностные результаты:
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Предметные:
Фиксация изображений и звуков
Выпускник научится:
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
Содержание учебного предмета
Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры.
1раздел: Образ цветущей природы - вечная тема в искусстве (6ч)
Диалоги об искусстве. Искусство натюрморта. Особенности живописной манеры художников в передаче очертаний цветов, причудливости и изысканности форм, контрастов и нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композициионных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей. Изображение цветов — любимая тема народных мастеров. Расписной поднос — традиционный бытовой предмет и произведение искусства. Разнообразие форм подносов в традиционных промыслах. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и символичность. Своеобразие техники росписи на лаковых подносах в одном из центров народного мастерства. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции; прием «плафонной» росписи. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта (расположение предметов, цветов).Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западноевропейских (А. Матисс) художников начала XX в. Диалог об искусстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте. Способы организации композиции натюрморта (расположение предметов, цветов).Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства народов России, Западной Европы и Востока и натюрмортов отечественных (Н. Н. Сапунов) и западноевропейских (А. Матисс) художников начала XX в.
Творческие практические работы:
Этюд осенних цветов с натуры- 1
Зарисовки-повтор элементов цветочной росписи подносов. Эскиз росписи подноса-3
Творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм цветка в декоративные, декоративные формы цветка, взятой из природы и переходящей в орнамент, украшающий предмет.-2
2 раздел : Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур (10ч) Диалоги об искусстве. Древний Египет — родина растительного орнамента. Растительные элементы орнамента: лотос, папирус, пальметта. Колорит древнеегипетского искусства — белый, черный, красный, синий, желтый. Символика цвета. Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Вазопись и особенности ее декора. Древнегреческая керамика — память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных греческих сосудов (амфора, кратер, килик, лекиф и др.) современными художниками - керамистами. Использование различных орнаментальных мотивов в росписи современной керамики. . Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Яркость, веселье, карнавальность — черты, присущие новогоднему празднику в разных концах планеты.
Творческие практические работы:
Зарисовка орнамента- 4
Конструирование и роспись объемной вазы- 2
Выполнение эскиза коврика покрывала для слона- 1
Конструирование сувенира, украшения для елки- 1
Рисование по памяти, по представлению карнавального шествия.-2
3раздел : Исторические реалии в искусстве разных народов (10 ч Крепостная архитектура русского каменного зодчества — памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Народные истоки крепостного каменного зодчества. Кремль как своеобразный тип крепости и центральная укрепленная часть древнерусского города. Своеобразие средневековой русской архитектуры в разных регионах России. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы европейского средневекового города Костюм средневекового воина — памятник высочайшего мастерства обработки металла, свидетель военных походов и сражений. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы, орнаментики элементов воинского снаряжения: шлема, щита, лат, кольчуги и др. Образ средневекового воина в различных видах искусства. Сцены боевых действий (баталии) как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. Средства художественной выразительности в передаче воинской доблести, исторической достоверности эпохи.
Творческие практические работы:
Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных архитектурных элементов крепостей средневекового города и силуэтов средневековых европейских замков. Передача особенностей романского или готического стиля. Выполнение силуэтов замков разных стилей из бумаги.-2
.Зарисовки по представлению женского лица, фигуры в народном костюме- 6
Зарисовки по представлению и описанию воинских костюмов. Своеобразие воинского снаряжения (конструкции, деталей, декора) средневекового рыцаря и русского воина – богатыря- 1
Составление коллективной композиции на исторические темы «Бой у крепостной стены средневекового города», «Осада крепости», «Оборона города», «Бой у стен Кремля». Работа в группах. Передача особенностей архитектуры, воинского снаряжения.- 1
4раздел: Образ времени года в искусстве. Весна – утро года (9ч)
Диалоги об искусстве. Символ птицы в народной игрушке. Игрушка из дерева — древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север — родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птиверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкции игрушки с декором, материалом, технологией изготовления. Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина — бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского пейзажа. Многообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов.Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства. Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху. природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых.
Творческие практические работы:
Выполнение работ по памяти, зарисовки птиц, пейзажа с водным пространством- 4ч
Эскизы пасхального натюрморта-2
Урок декоративного творчества. Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается» (панно), скульптуры птицы-2
Выставка работ, конкурсы, викторина- резерв- 1ч
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД) | Форма контроля | |
практика | теория | ||||
I. | Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве | 6 | Рассматривать натюрморты живописцев, запечатлевших красоту цветов в букетах. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их цветами в осенней природе родного края и описаниями в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца. Наблюдать цветы в природе, различать их характерные особенности. Объяснять смысл понятий идеал, красота, мировоззрение и мироощущение художника, художественный образ. Сравнивать натюрморты художников Западной Европы и России, находить в них общее и различия. Участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения цветов (обогащение техники приёмов письма: воздушная среда, нюансы, насыщенность цвета, контраст и сближенные цвета).Анализировать изображение цветов, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнять творческое задание, согласно с условиями Создавать с натуры этюд осенних цветов, используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражать в нём своё отношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи. Описывать словами замысел своей творческой композиции — живописный этюд цветов с натуры. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности .Рассматривать изделия из разных региональных центров России и характеризовать росписи лаковых подносов из Жостова и Нижнего Тагила. Сравнивать изображение цветочного мотива на подносах из Нижнего Тагила с росписью Жостова. Находить общее и раз Выполнять с натуры этюда осенних цветов в букете. Уметь делать зарисовки-повтор элементов цветочной росписи подносов жостово, эскиз росписи . использовать приёмы трансформации природных форм цветка в декоративные. | Творческие практические работы. | |
II. | Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур | 10 | Рассматривать произведения разных видов искусства, украшенных растительным орнаментом. Высказывать суждение об орнаментальном искусстве Древнего Египта на примере росписей дворцов, храмов и гробниц, изделий декоративно-прикладного искусства.Объяснять смыслпонятий канон, символ.Сопоставлять изображение реального лотоса и тростника (папируса) с их декоративным изображением. Анализировать приёмы трансформирования формы, цвета, объёма природных растений в декоративные. Участвовать в обсуждении символического значения растительных мотивов в древнеегипетском орнаменте, художественных приёмов создания образа растений в орнаменте. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, какова последовательность составления древнеегипетского «растительного орнамента. Рассматривать образы божеств в искусстве Древнего Египта. Анализировать аллегорическую форму выражения отвлечённых понятий (священный жук — знак солнца и др.).Объяснять смысл понятий аллегория, символ. Рассматривать сюжетно-изобразительную роспись древнегреческой керамики — своеобразную энциклопедию жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры, мифологии (VI—V вв. до н. э.).Сопоставлять декор чернофигурных и краснофигурных ваз, выявлять связь сюжетной росписи с формой сосудов, узнавать, какие сюжетно-изобразительные росписи тебе известны о героях мифов, спортивных состязаниях, и находить их. Рассматривать изделия балхарской керамики, фарфор Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, гончарную чернолощёную керамику российских современных мастеров. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. Определять, чем отличается декоративная трактовка мотива «индийская пальметта» («восточный огурец»), варианты применения этого мотива, согласно традициям художественной культуры в искусстве народов Западной Европы, Востока и России .Уметь проектировать объект, на примере вазы. Уметь делать зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта» («восточный огурец») и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика-покрывала для слона. Знать основные черты, присущие новогоднему празднику в разных концах планеты. Делать зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних карнавальных костюмов разных национальностей, масок. | Творческие практические работы. | |
III. | Исторические реалии в искусстве разных народов | 10 | Рассматривать крепостные сооружения древнерусских городов. Узнавать и называть древнерусские крепости России, известные из курса начальной школы, по урокам истории в 5 классе. Рассказать о взаимосвязи архитектурных крепостных сооружений с особенностями ландшафта. Находить сходство и различия. Высказывать своё суждение о значении творчества А. М. Васнецова, создавшего архитектурные виды древней Москвы, в которых археологическая точность сочетается с поэтичностью. Участвовать в обсуждении главных архитектурных элементов древнерусских крепостей с учётом региональных особенностей архитектуры, древнерусских крепостей как памятников архитектуры и символа борьбы нашего народа за независимость нашей Родины. Выполнять зарисовки по памяти, представлению и описанию элементов древнерусских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы, связь крепости с ландшафтом) с учётом региональных особенностей архитектуры. Использовать различные художественные приёмы для создания задуманного образа. Рассматривать особенности крепостной архитектуры Западной Европы. Объяснять смысл понятий романский и готический стиль. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Объяснять, что означает понятие батальный жанр. Рассматривать боевое снаряжение русского воина и западноевропейского рыцаря, применять его элементы при изображении русского воина или рыцаря. Рисовать батальную композицию Выполнять зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах. Рассматривать произведения иконописи и светской живописи, воссоздавшие образ женщины. Рассматривать женские портреты, созданные отечественными и западноевропейскими художникамиСоздавать портретно-историческую композицию с передачей исторического времени с помощью костюма героини. Намечать лёгкими линиями разработку фигур людей в народных костюмах России. Выполнять по памяти зарисовки элементов древнерусских крепостей. Уметь делать зарисовки по представлению силуэтов средневековых европейских замков. . женской фигуры в народном костюме .Уметь передать особенности романского или готического стиля. Выполнять силуэты замков разных стилей из бумаги. Составление коллективной композиции на исторические темы «Бой у крепостной стены средневекового города», «Осада крепости», «Оборона города», «Бой у стен Кремля». | Творческие практические работы. | |
IV. | Образ времени года в искусстве. Весна – утро года | 8 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Осуществлять сбор и поиск информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet. Готовить презентацию. Выполнять по памяти зарисовки птиц , эскиз скульптуры птицы, пейзажа с водным пространством, пасхального натюрморта. Выполнять графические зарисовки с натуры цветов, трав, насекомых | Творческие практические работы. | |
v | Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина Резерв | 1 | Уметь анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников. Активное участие в конкурсах, викторине Участвовать в подведении итогов творческой работы. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | Выставка работ, конкурсы, викторина | |
Итого | 35 |
Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству на 6 класс. Утверждено
приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
от ___ .08.2018 г. №_____
№ | Тема разделов и уроков | Кол-во ч. | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Раздел I. Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве | 6 | |||
1 | Осенний букет в натюрморте живописцев | 1 | ||
2 | Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостово и Нижнего Тагила | 1 | ||
3 | Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостово и Нижнего Тагила | 1 | ||
4 | Осенние цветы в росписи твоего подноса. | 1 | ||
5 | Цветочные мотивы в искусстве народов России , стран Запада и Востока. | 1 | ||
6 | Цветочные мотивы в искусстве народов Росии , стран Запада и Востока | 1 | ||
Раздел 2 . Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур | 10 | |||
7 | Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта. | 1 | ||
8 | Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта | 1 | ||
9 | Изысканный декор сосудов Древней Греции | 1 | ||
10 | Древние орнаменты в творчестве художников разного времени | 1 | ||
11 | Древние орнаменты в творчестве художников разного времени | 1 | ||
12 | Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка | 1 | ||
13 | Орнаментальные мотивы в художественном текстиле Индии и русская набойка | 1 | ||
14 | Традиции встречи Нового года в современной культуре | 1 | ||
15 | « Новый год шагает по планете…» | 1 | ||
16 | « Новый год шагает по планете…» | 1 | ||
Раздел 3.Исторические реалии в искусстве разных народов | 10 | |||
17 | Каменные стражи России ( 12-14в. в) | 1 | ||
18 | Рыцарский замок в средневековой Европе | 1 | ||
19 | Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря | 1 | ||
20 | Батальная композиция | 1 | ||
21 | Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве | 1 | ||
22 | Личность женщины в портретно-исторической композиции 19-начала 20 в | 1 | ||
23 | Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества. | 1 | ||
24 | Русский народный костюм как культурное достояние нашего Отечества | |||
25 | « Возьмемся за руку друзья…»Разноликий хоровод | 1 | ||
26 | « Возьмемся за руку друзья…»Разноликий хоровод | 1 | ||
Раздел 4 Образ времени года в искусстве. Весна- утро года | 8 | |||
27 | Весенний гомон птичьих стай в жизни и в искусстве | 1 | ||
28 | Весенний гомон птичьих стай в жизни и в искусстве | 1 | ||
29 | « Живая зыбь» | 1 | ||
30 | « Живая зыбь». | 1 | ||
31 | « Как мир хорош в своей красе нежданной…» | 1 | ||
32 | « Как мир хорош в своей красе нежданной…» | 1 | ||
33 | Земля пробуждается | 1 | ||
34 | Земля пробуждается | 1 | ||
35 | Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина | 1 резерв | ||
Всего | 35 |
Предварительный просмотр:
Керш-Борковский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждена
ШМО учителей приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
технологии, искусства от « 30 » 08. 2018 г. №400_
протокол № 1от 27. 08. 2018 г.
«Рабочая программа учебного курса
по изобразительному искусству
для учащихся 7-го класса».
2018 – 2019 учебный год.
Срок реализации 1 год.
Составила учитель изобразительного искусства: Кордяшова Наталия Васильевна.
с. Керш-Борки, Моршанского района. Тамбовской обл.
2018г
Планируемые результаты освоения предмета, курса .
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
в ценностно-эстетической сфере-
- Формирование худ-го вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- толерантное принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- худ-й вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной ) сфере- ;
- умения е познавать мир через образы и формы из-го ис-ва;
в трудовой сфере-
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- умение видеть и воспринимать проявления худ-й культуры в окружающей жизни(техника, музеи ,арх-ра, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с ис-вом, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений ис-ва;
- активное использование языка изо-го ис-ва и различных худ-х мат-в для освоения содержания разных учебных предметов ( лит-ра, окр.мир, родной язык и др.)
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных ,деятельных и др.) худ-но- эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений самостоятельно организовывать худ-но-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать ср-ва для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
в познавательной сфере-
- познавать мир через визуальный худ-й образ, представлять место и роль из-го ис-ва в жизни чел-ка и об-ва;
- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов из-го ис-ва, худ-х средств выразительности;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- различать изученные виды пластических искусств;
- воспринимать и анализировать смысл ( концепцию) худ-го образа произведений пластических ис-в;
- описывать произведения из-го ис-ва и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
в ценностно-эстетической сфере-
- формировать эмоционально- ценностное отношение к ис-ву и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный )вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические ис-ва во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность худ-й культуры разных народов мира и места в ней отечественного ис-ва:
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях ис-ва: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях ис-ва;
в коммуникативной сфере-
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в р ориентироваться в социально- эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями ис-ва;
в трудовой сфере-
применять различные выразительные средства, худ-е материалы и техники в своей творческой деятельности;
в эстетической сфере-
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать худ-е мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности , высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового из-го ис-ва, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к ис-ву, худ-м традициям своего народа и достижениям мировой культуры4 формировать эстетический кругозор;
В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса освоит:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
научатся:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
- повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера
Содержание учебного предмета
Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве
Глава 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. 8 часов.
Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин. В. Ван Гог, П. Пикассо.
Творческие практические работы: Наброски и зарисовки с натуры элементов архитектурного сооружения или внешнего вида здания-1ч
Композиция сельского пейзажа в графике-1ч
Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти - 1ч
Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры- 2ч
Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов-2 ч.
Выполнение эскиза интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы- 1 ч.
Глава. 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 6 часов.
Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении интерьера.
Творческие практические работы: Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху- 1ч
Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. – 2ч
Зарисовки элементов одежды дворян-1 ч
Эскиз муж. или жен. Фигуры в светском костюме-1ч
эскизы кукол вертепного театра- 1ч
Глава 3. Народный мастер – носитель национальной культуры. 10 часов.
Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.
Творческие практические работы: Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа- 2ч
Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России.- 2ч
Изготовление и роспись глиняной игрушки- 2ч
Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма.- 2ч
Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров-2ч
Глава 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 11 часов.
Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. Пространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье.
Творческие практические работы: Эскизы космических аппаратов будущего- 2ч
Рисование на тему космоса Проектирование макета и конструирование космической станции- 2ч.
Работа над композициями на тему защитников Отечества- 2ч.
Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта- 2ч.
Тематическая композиция на спортивную тему- 3ч.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД) | Форма контроля | |
практика | теория | ||||
I. | Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве | 8 | Р. Уметь организ-ть свое раб место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать оценивать учебные действия П.умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи К. . уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулир-ть собственное Л. . сориентированы на эмо-но-эст-е восприятие любимых уголков родного города | Творческие практические работы. | |
II. | Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве | 6 | Р.Уметь осущ-ть пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснения учителя П. Умение эмоц-но реагировать на цвет,форму предметов, осуществлять анализ предметов. Оосознанное и произвольное речевое высказывание об особенностях архитектурного облика дворянской усадьбы. К.уметь пользоваться языком изо ис-ва, доносить свою позицию до собеседника Л Сориентированы на наблюдение и восприятие форм предметов в жизни , в произведениях народ. ис-ва, на эмоцианально-эстетическое восприятие натюрморта. Воспринимать и эмоц-но оценивать красоту внутреннего убранства интерьеров. | Творческие практические работы. | |
III. | Народный мастер – носитель национальной культуры. | 10 | Р. Уметь организ-ть свое творческое пространство ,опр-ть послед-ть промежуточных целей с учетом конечного результата П. выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для вышивки Сориентированы на эст-е восприятие многоцветия мезенской росписи. Осознанное высказывание об особенностях изображения ювелирных украшений К. уметь обмениваться К. уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулир-ть собственное мнение Л. Воспринимают народную вышивку , понимают ее широкой значение жизни | Творческие практические работы. | |
IV. | Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. | 11 | Р. Уметь организ-ть свое раб место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать оценивать учебные действия П. осознанное и произвольное речевое высказывание о о красоте космоса К. использовать образную речь при описании космического пространства Л. сориентированы на эмо-но-эст-е восприятие космоса | Творческие практические работы. | |
Итого | 35 |
Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству на 7 класс. Утверждено
приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
от 30 .08.2018 г. №400_
№ | Тема разделов и уроков | Кол-во ч. | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
Раздел I. Человек его среда обитания | 8 | |||
1 | Природа мест, где я живу | 1 | ||
2 | Красота городского и сельского пейзажа | 1 | ||
3 | О чем поведал натюрморт | 1 | ||
4-5 | Атрибуты искусства в твоем натюрморте | 2 | ||
6-7 | Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве | 2 | ||
8 | Интерьер твоего дома | 1 | ||
Раздел 2 . Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве | 6 | |||
9 | Архитектурный облик дворцовой усадьбы 17 –второй половины 18 в. Особенности паркостроения | 1 | ||
10-11 | Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца18-середины19 в. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека и его духовной жизни | 2 | ||
12 | Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий | 1 | ||
13 | Русская скульптура 18-начала19в. В пространстве города, дворянской усадьбы и парка | 1 | ||
14 | Быт и традиции русского дворянства 18-начало19 в. В жизни и искусстве | 1 | ||
Раздел 3.Народный мастер- носитель национальной культуры | 10 | |||
15-16 | Без вышивки в доме не обойтись…» | 2 | ||
17-18 | «Разметные травы,цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени» в народной росписи по дереву в разных регионах России | 2 | ||
19- 20 | «Каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушка-свистулька разных регионов России. | 2 | ||
21-22 | Русские ювелирные украшения России 17-20в.в. Традиции и современность | 2 | ||
23-24 | Весенняя ярмарка- праздник народного мастерства и традиционное явление в культуре России | 2 | ||
Раздел 4 Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство | 11 | |||
25-26 | Галактическая птица | 2 | ||
27-28 | В «конструкторском бюро» новых космических кораблей. | 2 | ||
29-30 | Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20в.в | 2 | ||
31-32 | Образ спортсмена в изобразительном искусстве | 2 | ||
33-34 | «Спорт,спорт,спорт…» | 2 | ||
35 | Итоговая выставка работ, конкурсы, викторина | 1 резерв | ||
Всего | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...