«Цветы и птицы Гжели»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

 Декоративно прикладное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvety_i_ptitsy_gzheli.docx18.98 КБ
Файл egipetskiy_ornament.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Изобразительное искусство»

Тема: «Цветы и птицы Гжели»

Цель урока:

   -продолжить ознакомление декоративно-прикладным искусством нашей страны на примере Гжели;

   -ознакомление с Гжельским  фарфором на конкретных примерах; историей возникновения и особенностями росписи;  

   -выполнить роспись.

Задачи урока:

   -Обучающие:

  - расширить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

активировать творческое воображение, ознакомить особенностями росписи Гжельского фарфора, углублять представление о разнице реальных и декоративных цветов, передача характерного стиля, совершенствование техники работы с акварелью.

   -Развивающие:

   - развивать чувство композиции;

   -формировать графические умения в рисовании кистью декоративного мотива:  

   -развивать художественный вкус;

   -содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей.

Воспитательные:

   -воспитать интерес и любовь к искусству своего народа;

   -чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;

   -воспитывать уважение к людям труда;

   -воспитывать трудолюбие, воспитание аккуратности;

   -увидеть прекрасное в произведениях народного творчества.

Материалы и оборудование:

    магнитофон (кассеты с записью песен «Золотое кольцо», «Иван Купала») наглядные пособия, выполненные от руки; ваза и тарелка, выполненные под Гжель.

Ход урока.

I.Организационное начало.

II.Сообщение темы урока.

   Здравствуйте, ребята! Садитесь! Тема нашего урока «Цветы и птицы Гжели».

III. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

-Сегодня урок я хочу начать со стихотворений.

                          В Гжели любили песни, пляски,

                          В селе рождались чудо - сказки.

                          Вечера зимою длинные,

                          И лепили там из глины

                          Все игрушки не простые,  

                          А волшебно расписные.

                          И пошла о Гжели слава,

                          Заслужив на это право.

                          Удивительному чуду

                          Мы поклонимся не раз,

                          О древней гжельской посуде

                          Поведем сейчас рассказ.

    Мы отравимся с вами в путешествие в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще М.В.Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которая нигде не видел я белизною превосходные».

 Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслось не только в нашей стране, но и рубежом. И стали гжельскую посуду называть «лучшею из всех делаемых в России».

 Еще в 14 веке на гжельской земле была обнаружена особая глина, пригодная для приготовления керамических изделий. Благодаря этой находке, сложилось гончарное производство. Почти все жители 30 окрестных деревень работали у гончарного круга и лепили из глины сначала игрушки, а со временем разнообразную посуду. Изделие расписывали цветами, птицами, жанровыми сценками, украшали скульптурами.

Возможно, что само название села, давшего имя всей округе, как-то связано с обжигом керамики – измененное «гжель».

    Вторая половина 18 века – расцвет творчества мастеров Гжель. Здесь стали делать нарядные кувшины, квасники, чашки с росписью по светлой глазури с преобладанием 3-4 цвета, зеленого, желтого, лилово – коричневого.

   В 19 веке в Гжели активно развивается производство фаянса и фарфора.

Современный гжельский фарфор называют декоративным, подарочным. Главное назначение – радовать людей, украшать жилище.

   Особенностью гжельского фарфора является сочетание разных оттенков синего цвета на белом фоне.

Знакомство с работами мастеров.

   -А теперь ребята познакомимся поближе с работами мастеров. Перед вами витрина производственного объединения «Гжель». Рассмотрите, что здесь выставлено. Что объединяет эти изделия?

   -Белоснежные фарфоровые посуды, расписанные бело – синий цвет.

   -Сами гжельцы считают, что небо у них как нигде синее – синее. Вот и перенесли они эту синеву на белый фарфор.

   -А теперь зайдем в цех. Здесь работают скульпторы, которые придумывают красивую форму для посуды и художницы расписывают изделие.

   - Посмотрите, на чем лепит скульптор?

   -На столике.

   -Что вы видите на столе художника?

   -Что уже расписано? Как вы думаете, для чего предназначена эта тарелка?

   Гжельский фарфор создают сегодня несколько художников и много мастеров – исполнителей. Одни мастера по образцу художника делают форму и заливают в них  раствор, другие помещают изделие в специальную печь для обжига. Но, самый интересный цех – живописный. Здесь мастера расписывают изделие после первого обжига.

   По белому фону квасника рука мастера ведет кисточку с синей краской – кобальтом. То сильнее, то слабее нажимает художник на нее. Рождаются волшебные узоры. Сначала  рисунок кажется черным, но после обжига он становится синим. Всего одна краска, а какая нарядная, праздничная получается роспись!

   -Обратите  внимание, как художники выполнили розу, георгины, пионы, ромашки.

У этой кружки – затейливая ручка. Что можно рассказать про рисунок, которым художник украсил кружку? Как можно назвать этих петушков?

   -Петушки – драчуны.

   -А вот коробочка для мелочей. Кого она напоминает?

   - Большую и добрую рыбу.

   -А этот кувшин?

   -Веселого петушка.

   -Делают в Гжели и корпуса для часов. Форма у них не простая. Причудливая. Расписаны они узорами снизу доверху. Посмотрите на эти часы. Как бы вы назвали эти часы?

   -Часы – теремок, часы – карусель.

А теперь зайдем в другой цех. Здесь работают дети. Посмотрите, как дети расписывают узорами свою лепку.

Как вы думаете, им нравится такое занятие? А хотите, и вы научится рисовать гжельские узоры и украшать ими свои изделия?

   -Хорошо ребята! Гжельские мастера нам дали свои работы. Вы должны расписать их. Работы должны быть выполнены аккуратно. Но, сначала я ознакомлю вас наиболее часто встречающимися узорами.

 Работа с таблицей.

   Посмотрите на эту таблицу.

Под ругой, как над мостом

Точки нарисуй рядком.  

А   эти завитушки – шустрые подружки.

Нарисую я кружок, длинный тонкий стебелек

Раз мазок, два мазок – получается цветок.

Это синяя травка, нежная травка, муравка.

Нарисуем сеточку, словно тетрадь в клеточку.

Закрепление изученного материала.

   -Давайте повторим. Из какого материала делается гжельский фарфор?

   -Из белой глины.

   -Какие цвета применяются?

   -Белый и синий.

   -Что делают из глины мастера?

   -Самовары, чайники, чашки, тарелки, подсвечники....

   -Главное назначение этих изделии, какое?

   -Радовать людей, украшать жилища.

   -Представителями, каких профессии вы познакомились?

   -Скульпторы, художники.

   -Ребята вы то же можете стать мастерами Гжели. После школы вы можете поступить в училище при производственном объединении «Гжель», где вас обучат тонкостям гжельской росписи.

Выполнение работ.

   -А теперь ребята приступайте к работе. Что бы веселее было работать, я включу магнитофон.

Выставка рисунков.

   -У нас получается неплохие работы. Посмотрите, ребята!

Подведение итогов урока.

    -Итак, ребята, сегодня на уроке мы ознакомились Гжелью и выполнили роспись чайника. С работой вы справились, из вас получится хорошие художники.

Урок окончен. Всем спасибо! Можете идти.



Предварительный просмотр:

План – конспект урока «История изобразительного искусства»

Тема: Египетский орнамент.

Цель:

Обучающая:

∙​  Познакомить учащихся  с  видами орнамента , такими понятиями как : стилизация, мотив,

  Развивающая:

∙​ Развить представления учащихся об особенностях проявления стиля

Воспитывающая:

∙​ Воспитать культуру поведения, общения, творческую активность, интерес к предмету история искусства, выработать потребность в повышении образовательного уровня.

Задача; Сформировать представление о египетском орнаменте.

Познакомить обучающихся с ролью декоративного искусства в Древнем Египте;

сформировать представление об основных элементах растительного

орнамента Древнего Египта;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;

развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию;

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, практическая работа.

Оборудование: Наглядные пособия в виде учебного материала, рисунки обучающихся, материал с изображением элементов орнамента собранный обучающимися, изображения образцов формы ювелирных украшений древнего Египта, альбом для зарисовок и записей, ручка, словари и справочная литература. доска, мел.

Ход занятия.

 1.​ Организационный момент.

Приветствие, концентрация внимания, организация рабочего места.

 2.​ Постановка задачи.

Сегодня мы с вами совершим знакомство с искусством Древнего Египта, а именно Египетским орнаментом.

Как разобраться в вопросах истории? Что может помочь?

 Путешествие во времени силой воображения

Итак, отправляемся в путешествие по времени. Готовы? В путь!

3.​ Объяснение нового материала

 Урок начинаем со стихотворения. Учащийся читает стих О. Тарутина из книги « Что я видел в Эрмитаже».

На плите,

на саркофаге,

на папирусной бумаге

и на всем, что видит взгляд,

иероглифы пестрят.

Рыбы,

звери,

птицы,

точки,

загогулины,

кружочки …

Все знакомое почти,

А попробуй-ка, прочти!

- О какой стране идет речь?

Уч-ся: Древний Египет.

Так давайте поговорим  о Древнем Египте, а именно о орнаменте. Человек с давних времен привык жить так, чтобы его окружала красота. Сначала это была природа, потом человек стал украшать свои жилища, посуду, одежду. Для этого использовались узоры. Узор – это рисунок являющийся сочетанием линий, красок и теней. Узоры использовались в резьбе по дереву при изготовлении мебели, икон. Его рисовали на предметах быта, коробах, шкатулках, прялках. Мастера наносили узоры на посуду. Искусные рукодельницы украшали одежду, расписывали игрушки. На предметы наносили орнамент.

Орнамент (с латинского яз. «украшение») — это ритмическое повторение тех или иных элементов рисунка т. е это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным. Виды орнамента определяются в зависимости  от  мотива .Мотив -это декоративный элемент орнамента.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, многогранников, звезд, ромбов и др. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, плодов, ягод, веток и т.д Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры животных. Антропоморфный орнамент составляют стилизованные фигуры человека. Геральдический – узор из элементов гербов. Каллиграфический – узор из букв. Смешанный орнамент – узор из нескольких видов орнамента.

Орнамент делится на следующие виды.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, многогранников, звезд, ромбов и др.

 Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, плодов, ягод, веток и т.д

 Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры  животных.

 Антропоморфный орнамент составляют  стилизованные фигуры человека.

 Геральдический – узор из элементов гербов.

 Каллиграфический – узор из букв.

 Смешанный орнамент – узор из нескольких видов орнамента.

 А по характеру композиций можно выделить такие типы орнамента:

- ленточный или линейный это узор в полосе (бордюр, кайма),
- розетка (в круге),
- замкнутый (в квадратной  или прямоугольной фигуре),
- сетчатый.

 А теперь мы с вами поговорим о египетском орнаменте. В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями.

 Древний Египет это родина растительного орнамента.  В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

  В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, Персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. В орнаменте также использовался трилистник.

 Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося  мирового порядка) и др.

Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

Все это можно назвать стилизацией.

 Стилизация - декоративное обобщение фигуры, заимствованной от внешних форм животных, растений путем упрощения рисунка, формы, цвета, объёма.

 Древние египтяне не знали перспективы они изображали дальние предметы рядом с ближними

 Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл.

Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др.

  Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов.  Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.

4.Постановка художественной задач

Возьмите и положите перед собой  альбом и попробуйте зарисовать  один из видов египетского орнамента.

5. Подведение итогов.

Урок прошел, ребята с интересом слушали новый материал , с  самостоятельной  частью работы- зарисовка египетского орнамента ,  все справились , все молодцы . Выставляем оценки.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Повторить правила написания и оформления сочинений: воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной  речи. Разв...

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф. П. ТОЛСТОГО «ЦВЕТЫ, ФРУКТЫ, ПТИЦА»

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ....

Рабочие материалы к сочинению-описанию картины Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица".

Рабочие материалы по темеРабочие материалы для сочинения-описания картины Ф.Толстого "Цветы, фрукты, птица"....