Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Патрикеева Валентина Анатольевна

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство в жизни человека-35 часов

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Раздел 1. «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч.)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

2. Художественные материалы

3. Рисунок - основа изобразительного творчества.

4. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линия.

5. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

6. Цвет в Основы цветоведения.

7. Цвет в произведениях живописи.

8. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения

Раздел 2. «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч.)

        История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

9.  Реальность и фантазия в творчестве художника

10.Изображение предметного мира – натюрморт.

11.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

12.Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

13.Освещение. Свет и тень

14.Натюрморт в графике

15.Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта

Раздел 3. «Вглядываясь в человека. Портрет» (11 ч.)

        Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

16. Образ человека - главная тема в искусстве.

17. Конструкция головы человека и её пропорции

18. Изображение головы человека в пространстве.

19. Портрет в скульптуре. Эскиз.

20. Портрет в скульптуре.  Объем в скульптуре.

21. Графический портретный рисунок

22. Сатирические образы человека

23. Образные возможности освещения в портрете.

24. Роль цвета в портрете

25. Великие портретисты. Великие портретисты Татарстана

26. Портрет в изобразительном искусстве 20 веке.

Раздел 4.  «Человек и пространство. Пейзаж» (8 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроение.

27. Жанры в изобразительном искусстве

28. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Линейная    перспектива

29. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

30.31. Пейзаж в русской живописи. Дали моей Родины

32. Пейзаж в графике.

33. Городской пейзаж

34. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа , своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- ормирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной , творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни , уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения , ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

   - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

        -  развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

   - развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

 - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

 - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Учащийся научится:

  • понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической организации изображения;
  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);
  • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

1

02.09.

-

07.09.

2

Художественные материалы

1

09.09.

-

14.09.

3

Рисунок - основа изобразительного творчества.

1

16.09.

-

21.09.

4

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линия.

1

23.09

-

28.09.

5

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1

30.09.

-

05.10.

6

Цвет в Основы цветоведения.

1

07.10

 -

12.10.

7

Цвет в произведениях живописи.

1

14.10.

-

19.10.

8

Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения

1

21.10.

-

26.10.

Мир наших вещей. Натюрморт.

7

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

28.10.

-

09.11.

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

11.10.

-

16.11.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

18.11.

-

23.11.

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

25.11.

-

30.11.

13

Освещение. Свет и тень

1

02.12.

-

07.12.

14

Натюрморт в графике

1

09.12.

-

14.12.

15

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта

1

16.12.

-

21.12.

Вглядываясь в человека. Портрет

11

16

Образ человека - главная тема в искусстве.

1

23.12.

-

11.01.

17

Конструкция головы человека и её пропорции

1

13.01.

-

18.01.

18

Изображение головы человека в пространстве.

1

20.01.

-

25.01.

19

Портрет в

скульптуре. Эскиз.

1

27.01.

-

01.02.

20

Портрет в

скульптуре.  Объем в скульптуре.

1

03.02.

-

08.02.

21

Графический портретный рисунок

1

10.02.

-

15.02

22

Сатирические образы человека

1

17.02.

-

22.02.

23

Образные возможности освещения в портрете.

1

24.02.

-

29.03

24

Роль цвета в портрете

1

02.03.

-

07.03.

25

Великие портретисты. Великие портретисты Татарстана

1

09.03.

-

14.03.

26

Портрет в изобразительном искусстве 20 веке.

1

16.03

-

21.03.

Человек и пространство. Пейзаж.

8

27

Жанры в изобразительном искусстве

1

01.04.

-

04.04.

28

Изображение пространства. Правила построения

перспективы. Линейная перспектива

1

06.04.

-

11.04.

29

Изображение пространства. Правила построения воздушной перспективы.

1

13.04.

-

18.04

30

31

Пейзаж в русской живописи.

 Дали моей Родины

2

20.04.  -

02.05.

32

Пейзаж в графике.

1

04.05.

-

09.05.

33

34

Городской пейзаж

Тестирование.

2

11.05.

-

23.05.

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

25.05.

-

30.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...