Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Патрикеева Валентина Анатольевна

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35 часов

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности.

Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Раздел 1. «Древние корни народного искусства» (8 ч.)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Урок 1. Древние образы в народном искусстве

Урок 2. Убранство русской избы

Урок 3. Внутренний мир русской избы

Урок 4. Конструкция и декор предметов народного быта

Урок 5. Русская народная вышивка

Урок 6. Народный праздничный костюм (женский)

Урок 7. Народный праздничный костюм (мужской)

Урок 8. Народные праздничные обряды.

Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве» (7 ч.)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Урок 9. Древние образы в современных народных игрушках

Урок 10. Искусство Гжели

Урок 11 Городецкая роспись

Урок 12. Хохлома

Урок 13. Жостово. Роспись по металлу

Урок 14. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Урок 15. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Раздел 3. «Декор – человек, общество, время» (11 ч.)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века

Урок 16. Зачем людям украшения.

Урок 17. Зачем людям украшения. Украшения древних воинов

Урок 18. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Урок 19. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Украшения древних египтян.

Урок 20. Родь декоративного искусства древних Булгар

Урок 21. Одежда «говорит» о человеке. Искусство Древнего Китая

Урок 21. Одежда «говорит» о человеке. Искусство Западной Европы

Урок 22. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Эскиз.

Урок 23. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Работа в цвете.

Урок 24. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Урок 25. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Раздел 4. «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч.)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.

Урок 27. Современное выставочное искусство

Урок 28. Ты сам - мастер. Лоскутная аппликация.

Урок 29. Ты сам - мастер. Коллаж

Урок 30. Ты сам - мастер. Декоративные игрушки из мочала.

Урок 31. Ты сам – мастер. Витраж.

Урок 32. Ты сам - мастер. Нарядные декоративные вазы. Тест.

Урок 33. Ты сам - мастер. Декоративные куклы.

Урок 34. Ты сам - мастер. Отчетная выставка «Украсим школу своими руками».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

  Метапредметные результаты:

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 

Предметные результаты:

1) Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности

 

Планируемые результаты изучения изобразительного искусства

Учащийся научится:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Учащийся получит архитекторами возможность научиться:

  • различать произведения разных эпох, художественных стилей;
  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
  • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Древние корни народного искусства

8

1

Древние образы в народном искусстве

1

02.09.

-

07.09.

2

Убранство русской избы

1

09.09.

-

14.09.

3

Внутренний мир русской избы.

1

16.09.

-

21.09.

4

Конструкция, декор предметов народного быта

1

23.09

-

28.10.

5

Русская народная вышивка

1

30.09.

-

05.10.

6

Народный праздничный костюм (женский)

1

07.10

 -

12.10.

7

Народный праздничный костюм (мужской)

1

14.10.

-

19.10.

8

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

21.10.

-

26.10.

Связь времен в народном искусстве.

7

9

Древние образы в современных народных игрушках

1

28.10

29.10

07.11.

-

09.11.

10

Искусство Гжели

1

11.11.

-

16.11.

11

Городецкая роспись

1

18.11

.-

23.11.

12

Хохлома

1

25.11.

-

30.11.

13

Жостово.

1

02.12.

-

07.12.

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

09.12.

-

14.12.

15

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

16.12.

-

21.12.

Декор – человек, общество, время

11

16

Зачем людям украшения

1

23.12

-

26.12

09.01.

-

11.01.

17

Зачем людям украшения. Украшения воинов.

1

13.01.

-

18.01.

18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

20.01.

-

25.01.

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Украшения др.египтян

1

27.01.

-

01.02.

20

Роль декоративного искусства в жизни Булгар.

1

03.02.

      -

08.02.

21

Одежда «говорит» о человеке. Искусство Древнего Китая

1

10.02.

-

15.02.

22

Одежда «говорит» о человеке. Искусство Западной Европы

1

17.02.

-

22.02

23

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Эскиз.

1

24.02.

-

29.02.

24

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Работа в цвете.

1

02.03.

-

07.03.

25

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

09.03

-

14.03.

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

16.03.

-

21.03.

Декоративное искусство в современном мире

8

27

Современное выставочное искусство

1

01.04.

-

04.04.

28

Ты сам - мастер.

Лоскутная аппликация.

1

06.04.

-

11.04.

29

Ты сам - мастер.

Коллаж

1

13.04.

-

18.04.

30

Ты сам - мастер.

Декоративные игрушки из мочала.

1

20.04.

-

25.04.

31

Ты сам - мастер.

Витраж.

1

27.04.

-

02.05.

32

Ты сам - мастер.

Нарядные декоративные вазы.

Тестирование.

1

04.05.

-

09.05.

33

Ты сам - мастер. Декоративные  куклы.

1

11.05.

-

16.05.

34

Декоративные игрушки.

1

18.05.

-

23.05.

35

Декоративные игрушки. Отчетная выставка«Украсим школу своими руками».

1

25.05

-

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...