Рабочая программа по ИЗО 5, 6, 7 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Мамаева Светлана Александровна

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

J:\Рабочая программа\2.jpg

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5,6,7  классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1.1. Нормативно-правовые документы для 5-7 классов, работающих по ФГОС:

-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)  (для V-VI классов образовательных организаций, а также для VII классов, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);

- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;

-Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);

- Примерная программа по учебному предмету «_Изобразительное искусство»» Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-7» М.: Просвещение, 2014;

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 13  муниципального образования «город Донецк»;

-  Учебный план МБОУ СОШ №13 г. Донецка Ростовской области на   2017- 2018 учебный год

             1.2. УМК: Н.А. Горяева  О.В. Островская 5  класс  Москва«Просвещение»   2014

 Н.А.Горяева  Поурочные разработки по ИЗО 5 класс  Москва «Вако»2014

 Н.А.Горяева  Изобразительное искусство «Декоративно-прикладное  искусство в жизни  человека  5 класс Москва«Просвещение»2011 г.

Л.А.Неменская Изобразительное искусство 6 класс «Искусство в

 жизни человека»  Москва «Просвещение» 2014

Л.А.Неменская  Твоя мастерская  6класс Москва «Просвещение»  2014

А.С.Питерских Г.Е. Гуров  Изобразительное  искусство 7 класс

                             «Дизайн и архитектура в жизни человека» Москва «Просвещение» 2014

В.Б.ГолицинаА.С.Питерских  «Уроки изобразительного искусства»

                               Поурочные разработки 7 класс Москва «Просвещение» 2014

                               Поурочные разработки по изобразительному искусству 7 класс Москва Веко»013

  1.  Цели: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры; приобретение практических навыков работы различными материалами.

Задачи:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды
  1. Место предмета  изобразительное искусство в учебном плане.

.Федеральный базисный план отводит 136 часов для образовательного изучения »Изобразительное искусство» в 5-7 классах из расчёта 1часа в неделю.

В соответствии с этим реализуется   изучение  изобразительного искусства в объеме 136 часов,1 час в неделю.

  1.  Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процессаи преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания(ребенок выступает в роли художника), художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности(ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры)в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого учащиеся работают со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Формы проведения занятий: урок-беседа, дискуссия, урок-путешествие, урок-игра, урок-театр, урок-проект, урок-выставка…

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность,четкость поставленных задач ивариативностьих решения, освоение художественных традиций и импровизационный поискличностно значимых смыслов.На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

                                                 II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

«Изобразительное искусство» 5 класс

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов

Предметные:

  • понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;
  • осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;
  • выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;

Метапредметные:

приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);

  • научатся  принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
  • смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Личностные:

  • уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
  • социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
  • активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
  • осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

В результате изучения изобразительного искусства в 5 классе учащийся научится:

  • понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • понимать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • понимать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • называть известные народные художественные промыслы России;
  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, композицию как целостность и образном строе произведения, роль формата.

получит возможность:

  • научиться пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • использовать язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическим навыкам выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • научиться владеть навыкам работы в конкретном материале (батик, роспись и т. п.);
  • использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

«Изобразительное искусство» 6 класс

Личностные:

  • знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр  изобразительного искусства;
  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

Метапредметные:

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;
  •  выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);
  • передавать движение фигуры человека в пространстве;
  • проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;

Предметные:

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;
  • выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
  • участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.
  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в  них духовно-нравственных ценностей  и  идеалов,   при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;
  • использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.

В результате изучения изобразительного искусства в 6 классе учащийся научится:

знать /понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественных.        

Изобразительное искусство» 7класс

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  •  воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

В результате изучения изобразительного искусства в 7 классе учащийся научится:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
  • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

                                                        III. Содержание учебного предмета.

Содержание программы для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящено изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное) специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное декоративное искусство - область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Древние корни народного искусства.Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
  2. Связь времен в народном искусстве.Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
  3. Декор — человек, общество, время.Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
  4. Декоративное искусство в современном мире.Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.

Содержание программы для 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящено изучению основ изобразительного искусства: виды искусства и основы его образного языка, жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая картина в истории искусства. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Практическая творческая художественная деятельность учащихся.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Место и роль картины в искусстве XX века.
  2. Мир наших вещей. Натюрморт.История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
  3. Вглядываясь в человека. Портрет.Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Монументальная скульптура и образ истории народа.
  4. Человек и пространство. Пейзаж.Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Содержание программы для 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека» раскрывает конструктивные виды искусства: дизайн и архитектуру. Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн — логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Художник — дизайн — архитектура.Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
  2. В мире вещей и зданий.Художественный язык конструктивных искусств. От плоскостного изображения — к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
  3. Город и человек.Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
  4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

  1. Учебно – тематический план.

5 класс

Раздел учебного курса

Кол-во часов на изучение раздела

1

Древние корни народного искусства

8

2

Связь времен в народном  искусстве

8

3

Декор- человек ,общество и время

13

4

Декоративное искусство в современном мире

5

Итого:

34

6 класс

Раздел учебного курса

Кол-во часов на изучение раздела

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка –

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт -

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет -.

11

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве -

7

Итого:

34

7класс

Раздел учебного курса

Кол-во часов на изучение раздела

1

Художник- дизайн-архитектура

8

2

В мире вещей и зданий

11

3

Город и человек

8

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

7

Итого:

34

  1. Контрольные работы.

                                                                     5 класс

Виды контроля обученности

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего часов

Проект

1

1

Контрольная работа

1

1

1

3

                                                                  6 класс

Виды контроля обученности

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего часов

Проект

1

1

Контрольная работа

1

1

1

3

                                                                7 класс

Виды контроля обученности

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего часов

Проект

1

1

Контрольная работа

1

1

1

3



Предварительный просмотр:

                

J:\Рабочая программа\3.jpg

  1. Пояснительная записка.         

Программа разработана на основе «Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе», утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156.

При составлении программы  учтены рекомендации методик трудового обучения “Основы дизайнобразования”; “Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Культура быта»; и «Образовательной программы дополнительного образования детей «Кудесница» С.В. Сидоренко.

Программа относится к художественно-эстетической направленности. Содержание программы построено так, чтобы максимально облегчить и сделать как можно более увлекательным и результативным образовательный процесс, сделать более доступными сложные художественные технологии.

Программа ориентирована на детей, как со средними способностями, так и даёт возможность раскрыть внутренние резервы талантливых учащихся.

        Актуальность программы

  • развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности;
  • социализация учащихся обществе;
  • развитие интеллектуальных умений, инструментальных способностей и образного мышления;
  • существенное снижение знаний по  народному промыслу и  традициям России;
  • доступность для детей разного уровня развития и возможностей;
  • возможность развивать художественную одаренность детей.

      Отличительные особенности программы. Новизна программы.

  1. Ведущим в обучении является деятельностный подход. Учащиеся участвуют в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
  2. Освоение каждого раздела программы происходит через предметно–практическую деятельность:  выполненное ребенком изделие обязательно является предметом интерьера собственного дома, подарком для близких людей, друзей, детей – инвалидов.  
  3. Программа предоставляет возможность творчески подходить к заданиям, применять свои собственные разработки по дисциплинам, вместе с тем она требует унификации подходов к обучению с тем, чтобы уровень подготовки любого учащегося соответствовал общим требованиям.

  Педагогическая целесообразность

 Программа «Рисовать умеют все» являясь интегрированной, даёт обучающимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Содержание программы составляют отдельные предметы учебного плана по изобразительному искусству: живопись, декоративное рисование.

Программа являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, и призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники, но и пробудить творческую деятельность.

                    1.2.     Общая характеристика предмета.

Программа «Мастерская изящных искусств» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процесс се бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно - нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства

Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся постепенно учатся владеть терминологией, выражать своё отношение к цветовому решению, различать тёплые,  холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Программа знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно - композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части. Дети учатся правильно выбирать формат рисунка, создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, изображать главное и второстепенное.

  1. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.

        Учебный курс «Рисовать умеют все» изучается через дополнительную часть учебного плана.

       Общий объём часов – 34 (1 ч. в неделю)

       1.4. Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  Создание условий для дальнейшего определения и становления творческой личности, сообразно индивидуальным способностям.    

Задачи:

  • формировать у детей эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;
  • формировать у учащихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формировать у детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства и художественного творчества;
  • вырабатывать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения        результата.

1.5. Межпредметные связи.

ИЗО может быть дополнительным средством активизации эмоций у учащихся, способствующих усвоению ими знаний по литературе, истории, природоведению. При этом знакомство с произведением искусства служит педагогически направленному процессу приобщения учащихся к прекрасному, к науке. Которое, как и искусство неотделимо от жизни и является продуктом творчества.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Живопись:

- законы воздушной перспективы,

- понятие  сближенный колорит, нюанс;

- приемы передачи материальности и фактуры предметов;

- передавать плановость натюрморта;

- последовательно вести работу над живописным изображением.

             Рисунок:

- законы линейной и воздушной перспективы;

- способы передачи фактуры;

- иметь представление об основных пропорциях головы человека;

- приемы изображения гипсовых предметов;

- новые приемы работы с материалами (смешанные техники);

- изображать бликующие предметы (стекло, металл);

 - последовательно вести работу над натюрмортом.

 Композиция:

- понятия - станковая композиция, декоративная композиция, стилизация, орнамент;

- понятие смысловой контраст;

- приемы создания образа человека в композиции;

- применять композиционные приемы в создании станковой и декоративной композиции;

- создавать выразительную сюжетную композицию;

- последовательно вести работу над композицией.

       К концу третьего года учащиеся должны знать, уметь:

  • изготавливать шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
  • использовать инструменты для работы;
  •  изготовлять отдельные детали;
  • соединять детали в готовое изделие;
  • составлять композицию из отдельных элементов;
  • сушить изделие;
  •  гармонично сочетать цвета;
  •  проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
  • выполнять правила безопасной работы;
  • организовывать рабочее место;
  • определять качество готового изделия.

         Проверка результативности образовательного процесса

осуществляется через отчётные просмотры законченных работ.

        Критерии:

- умение передавать плановость натюрморта;

- знание линейной и воздушной перспективы;

- умение последовательно вести работу над живописным произведением;

- умение создавать сюжетную композицию;

- умение передавать контраст форм.

  1. Содержание учебного предмета.

                  Содержание программы третьего года обучения.

 «Живопись» (14 ч.)

1. Наблюдение за живыми природными формами (1 ч.).

Теория. Повторение  теоретических и практических знаний и навыков, самостоятельно организовать натюрморт.

Практика. Живописное изображение 2-3  небольших постановок из живых растительных форм на  светлом фоне.

  1. Плановость натюрморта. (2 ч.).

 Теория. Передача объема, плановости, богатства цветовых оттенков, цельности букета.  Цветущее растение или букет цветов.

Практика. Этюдное решение постановки. Использование различных живописных техник.

3.  Монохром (2яч.).

Теория. Продолжение изучения возможностей монохромной живописи.  Натюрморт со стеклянным предметом.  

Практика. Выполнение предварительных упражнений. Определение в  шкале тонов локального тона предметов Передача тонального богатства натюрморта. Технические приемы изображения стекла.

  1. Сближенные цветовые и контрастные тональные отношения   (3 ч.).   

Практика.    Организация цветовой и тональной гармонии  натюрморта.

Живописное решение натюрморта из предметов и драпировок двух близких групп цветов (синие -   зеленые) разной тональности. Предметы второго плана - близкие по тону к фону, предметы первого плана - контрастны фону по тону.

5.  Гармония сближенного колорита (3 ч.).

 Практика. Итоговый натюрморт.  Применение технических приемов живописи акварелью.  Живописное решение натюрморта с явно выдержанным колоритом.

  1. Тематическая живопись к праздникам (3 ч.).

                            Рисунок (10 ч.)

1. Линейная перспектива (2 ч.).

    Теория. Понятие о способах конструктивного  построения прямоугольных предметов.  Беседа. Наблюдение за  разнообразными явлениями наглядной перспективы (точки   схода и горизонта, точка  зрения, вертикальное и горизонтальное положение шахматной доски).

Практика. Выполнение упражнений на линейную  перспективу. Простой карандаш.

    2. Драпировка со складками (3 ч.).

        Теория. Знакомство со способами изображения складок на драпировке.

        Практика. Рисунок однотонной или полосатой драпировки с несложными складками, с верхним боковым освещением.  Передача формы средствами светотени. Простой карандаш или мягкие материалы.

3.  Фигура человека в интерьере (1 ч.).

Практика. Совершенствование навыков работы «живой линией». Передача позы, одежды, характера модели, пространства интерьера. Зарисовки фигуры в характерной позе, в одежде, соответствующей образу,  в сочетании с предметами интерьера. Интерьер обозначается линейно.  Простой карандаш или мягкие материалы.

  1. Материальность (1 ч.).

      Практика. Стекло и металл. Передача материальности стеклянных и металлических предметов. Зарисовки отдельных блестящих и прозрачных предметов. Простой карандаш или мягкие материалы на тонированной бумаге

  1. Конструкция и материальность (1ч.).

Закрепление умения и навыков  работы над передачей материальности предметов.  Постановка с гипсовой античной вазой и 1-2 бытовых предметов из стекла или металла. Конструктивное построение формы, пространственное решение, передача материала, освещение.  Простой карандаш.

        6. Тематический натюрморт (2 ч.).

Практика. Совершенствование навыков в передаче освещенности, материальности, пространства в натюрморте.  Темы: «Спортивный», «Атрибуты художника», «Строительный», «Музыкальный». Компоновка предметов, подчиненных общей теме, выявление центра композиции. Анализ формы предметов, передача тональных отношений. Простой карандаш, мягкие материалы или тушь, перо, кисть.

                                  Композиция (10 ч.)

1.  Воздушная перспектива. Тональность (2 ч.).

Теория. Ознакомление с  изменением тона, цвета, размера в перспективе.  

Практика. Темы «Сказочный замок», «Пейзаж».

             2. Композиция абстрактная и сюжетная (2 ч.).

              Практика. Применение цветовых и тональных средств выражения, используемые для передачи воздушной перспективы и настроения в пейзаже.   Композиция в пейзаже. Выбор сюжета, формата. Организация сюжета на плоскости.

            3. Графическая  композиция (3 ч.).

            Практика. Создание выразительной композиции, используя возможности  графики: Сюжетная композиция на тему «Спорт», «Мой город», «Мои друзья».  

 4. Человек в образе (3 ч.).

Практика. Передача характерных черт внешности, единство внешности и костюма, связь с предметной средой.  Изображение человека в образе (костюм, предметная среда). По мотивам литературных произведений.

  1. Учебно – тематическое планирование.

 Содержание программы

Всего часов

Виды   деятельности

1.

Живопись

14

Уметь следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия.

Уметь применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности цветов.

Уметь пользоваться разными приемами декорации;  следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

2.

Рисунок

10

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

3.

Композиция

10

Уметь различать многообразие форм предметного мира; конструировать по замыслу; моделировать предметы на плоскости.

Уметь изображать глубину пространства на плоскости; передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами



Предварительный просмотр:

 J:\Рабочая программа\4.jpg         

                                                                                             

                                                                                             Пояснительная записка.         

Программа разработана на основе «Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе», утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156.

При составлении программы  учтены рекомендации методик трудового обучения “Основы дизайнобразования”; “Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Культура быта»; и «Образовательной программы дополнительного образования детей «Кудесница» С.В. Сидоренко.

Программа относится к художественно-эстетической направленности. Содержание программы построено так, чтобы максимально облегчить и сделать как можно более увлекательным и результативным образовательный процесс, сделать более доступными сложные художественные технологии.

Программа ориентирована на детей, как со средними способностями, так и даёт возможность раскрыть внутренние резервы талантливых учащихся.

        Актуальность программы

  • развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности;
  • социализация учащихся обществе;
  • развитие интеллектуальных умений, инструментальных способностей и образного мышления;
  • существенное снижение знаний по  народному промыслу и  традициям России;
  • доступность для детей разного уровня развития и возможностей;
  • возможность развивать художественную одаренность детей.

      Отличительные особенности программы. Новизна программы.

  1. Ведущим в обучении является деятельностный подход. Учащиеся участвуют в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
  2. Освоение каждого раздела программы происходит через предметно–практическую деятельность:  выполненное ребенком изделие обязательно является предметом интерьера собственного дома, подарком для близких людей, друзей, детей – инвалидов.  
  3. Программа предоставляет возможность творчески подходить к заданиям, применять свои собственные разработки по дисциплинам, вместе с тем она требует унификации подходов к обучению с тем, чтобы уровень подготовки любого учащегося соответствовал общим требованиям.

  Педагогическая целесообразность

 Программа «Рисовать умеют все» являясь интегрированной, даёт обучающимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Содержание программы составляют отдельные предметы учебного плана по изобразительному искусству: живопись, декоративное рисование.

Программа являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, и призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники, но и пробудить творческую деятельность.

                    1.2.     Общая характеристика предмета.

Программа «мастерская изящных искусств» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процесс се бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно - нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства

Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся постепенно учатся владеть терминологией, выражать своё отношение к цветовому решению, различать тёплые,  холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Программа знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно - композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части. Дети учатся правильно выбирать формат рисунка, создавать асимметричные и симметричные композиции, передавать движение в рисунке, изображать главное и второстепенное.

  1. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.

        Учебный курс «Рисовать умеют все» изучается через дополнительную часть учебного плана.

       Общий объём часов – 26 (1 ч. в неделю)

       1.4. Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  Создание условий для дальнейшего определения и становления творческой личности, сообразно индивидуальным способностям.    

Задачи:

  • формировать у детей эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;
  • формировать у учащихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формировать у детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства и художественного творчества;
  • вырабатывать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения        результата.

1.5. Межпредметные связи.

ИЗО может быть дополнительным средством активизации эмоций у учащихся, способствующих усвоению ими знаний по литературе, истории, природоведению. При этом знакомство с произведением искусства служит педагогически направленному процессу приобщения учащихся к прекрасному, к науке. Которое, как и искусство неотделимо от жизни и является продуктом творчества.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Живопись:

- законы воздушной перспективы,

- понятие  сближенный колорит, нюанс;

- приемы передачи материальности и фактуры предметов;

- передавать плановость натюрморта;

- последовательно вести работу над живописным изображением.

             Рисунок:

- законы линейной и воздушной перспективы;

- способы передачи фактуры;

- иметь представление об основных пропорциях головы человека;

- приемы изображения гипсовых предметов;

- новые приемы работы с материалами (смешанные техники);

- изображать бликующие предметы (стекло, металл);

 - последовательно вести работу над натюрмортом.

 Композиция:

- понятия - станковая композиция, декоративная композиция, стилизация, орнамент;

- понятие смысловой контраст;

- приемы создания образа человека в композиции;

- применять композиционные приемы в создании станковой и декоративной композиции;

- создавать выразительную сюжетную композицию;

- последовательно вести работу над композицией.

       К концу третьего года учащиеся должны знать, уметь:

  • изготавливать шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
  • использовать инструменты для работы;
  •  изготовлять отдельные детали;
  • соединять детали в готовое изделие;
  • составлять композицию из отдельных элементов;
  • сушить изделие;
  •  гармонично сочетать цвета;
  •  проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
  • выполнять правила безопасной работы;
  • организовывать рабочее место;
  • определять качество готового изделия.

         Проверка результативности образовательного процесса

осуществляется через отчётные просмотры законченных работ.

        Критерии:

- умение передавать плановость натюрморта;

- знание линейной и воздушной перспективы;

- умение последовательно вести работу над живописным произведением;

- умение создавать сюжетную композицию;

- умение передавать контраст форм.

  1. Содержание учебного предмета.

                  Содержание программы третьего года обучения.

 «Живопись» (7 ч.)

  1. Плановость натюрморта. (2 ч.).

 Теория. Передача объема, плановости, богатства цветовых оттенков, цельности букета.  Цветущее растение или букет цветов.

Практика. Этюдное решение постановки. Использование различных живописных техник.

3.  Монохром (1ч.).

Теория. Продолжение изучения возможностей монохромной живописи.  Натюрморт со стеклянным предметом.  

Практика. Выполнение предварительных упражнений. Определение в  шкале тонов локального тона предметов Передача тонального богатства натюрморта. Технические приемы изображения стекла.

  1. Сближенные цветовые и контрастные тональные отношения   (2 ч.).   

Практика.    Организация цветовой и тональной гармонии  натюрморта.

Живописное решение натюрморта из предметов и драпировок двух близких групп цветов (синие -   зеленые) разной тональности. Предметы второго плана - близкие по тону к фону, предметы первого плана - контрастны фону по тону.

5.  Гармония сближенного колорита (2 ч.).

 Практика. Итоговый натюрморт.  Применение технических приемов живописи акварелью.  Живописное решение натюрморта с явно выдержанным колоритом.

                            Рисунок (14 ч.)

1. Линейная перспектива (3 ч.).

    Теория. Понятие о способах конструктивного  построения прямоугольных предметов.  Беседа. Наблюдение за  разнообразными явлениями наглядной перспективы (точки   схода и горизонта, точка  зрения, вертикальное и горизонтальное положение шахматной доски).

Практика. Выполнение упражнений на линейную  перспективу. Простой карандаш.

    2. Драпировка со складками (3 ч.).

        Теория. Знакомство со способами изображения складок на драпировке.

        Практика. Рисунок однотонной или полосатой драпировки с несложными складками, с верхним боковым освещением.  Передача формы средствами светотени. Простой карандаш или мягкие материалы.

3.  Фигура человека в интерьере (2 ч.).

Практика. Совершенствование навыков работы «живой линией». Передача позы, одежды, характера модели, пространства интерьера. Зарисовки фигуры в характерной позе, в одежде, соответствующей образу,  в сочетании с предметами интерьера. Интерьер обозначается линейно.  Простой карандаш или мягкие материалы.

  1. Материальность (2 ч.).

      Практика. Стекло и металл. Передача материальности стеклянных и металлических предметов. Зарисовки отдельных блестящих и прозрачных предметов. Простой карандаш или мягкие материалы на тонированной бумаге

  1. Конструкция и материальность (2ч.).

Закрепление умения и навыков  работы над передачей материальности предметов.  Постановка с гипсовой античной вазой и 1-2 бытовых предметов из стекла или металла. Конструктивное построение формы, пространственное решение, передача материала, освещение.  Простой карандаш.

        6. Тематический натюрморт (2 ч.).

Практика. Совершенствование навыков в передаче освещенности, материальности, пространства в натюрморте.  Темы: «Спортивный», «Атрибуты художника», «Строительный», «Музыкальный». Компоновка предметов, подчиненных общей теме, выявление центра композиции. Анализ формы предметов, передача тональных отношений. Простой карандаш, мягкие материалы или тушь, перо, кисть.

              Практика. Применение цветовых и тональных средств выражения, используемые для передачи воздушной перспективы и настроения в пейзаже.   Композиция в пейзаже. Выбор сюжета, формата. Организация сюжета на плоскости.

                                  Композиция (5 ч.)

1.  Воздушная перспектива. Тональность (2 ч.).

Теория. Ознакомление с  изменением тона, цвета, размера в перспективе.  

Практика. Темы «Сказочный замок», «Пейзаж».

             2. Композиция абстрактная и сюжетная (1 ч.).

              Практика. Применение цветовых и тональных средств выражения, используемые для передачи воздушной перспективы и настроения в пейзаже.   Композиция в пейзаже. Выбор сюжета, формата. Организация сюжета на плоскости.

            3. Графическая  композиция (2 ч.).

            Практика. Создание выразительной композиции, используя возможности  графики: Сюжетная композиция на тему «Спорт», «Мой город», «Мои друзья».  

  1. Учебно – тематическое планирование.

 Содержание программы

Всего часов

Виды   деятельности

1.

Живопись

7

Уметь следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия.

Уметь применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности цветов.

Уметь пользоваться разными приемами декорации;  следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

2.

Рисунок

14

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры.

3.

Композиция

5

Уметь различать многообразие форм предметного мира; конструировать по замыслу; моделировать предметы на плоскости.

Уметь изображать глубину пространства на плоскости; передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...