Веселый карандаш
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Жабина Валентина Владимировна

Цель

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2.Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3.Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ТНР» Городского округа Подольск Московской области.

Рабочая программа кружка по ИЗО

«Веселый карандаш»

 для учащихся 2 класса

1 час в неделю

                                                   Разработчик  рабочей программы :

                                                                                  Учитель ИЗО

  Жабина Валентина Владимировна

2019 год.

Пояснительная записка.

        В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности.

        Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики  начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое.

        В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровье сберегающих технологий.

        Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.

        В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей  отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Веселый карандаш» может рассматриваться как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Направленность детского объединения – художественная.

        Цель:  

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2.Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3.Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

Программа «Веселый карандаш » рассчитана на детей от 8 до10 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-11 человек. Занятия 1 раз в неделю.

Формы организаций занятий :

  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
  • художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

Задачи  реализации программы:

  1. формировать художественные умения и навыки
  2. приобщать к миру искусства через практическую деятельность
  3. развивать воображение и навыки сотрудничества.
  4. обогащать нравственный опыт детей

1.Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
  • умение организовать рабочее место.
  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.
  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и рисовальных материалов
  • умение передавать форму, величину изображения
  • Соблюдение  последовательности выполнения работы.
  • Умение сравнивать и правильно определять  пропорции предметов, их расположение, цвет..
  • приобретение навыка работы в паре, группе
  • Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
  • Участие в коллективном обсуждении

2.Учебно-тематическое планирование

тема

Вид занятия

Кол-во часов

Теоретич. знания

Практич. знания

1

«Учимся у природы»

Рисование с натуры, по памяти, представлению

7 ч

1 ч

2.

« Искусство вокруг нас»

Рисование на темы

2 ч

3.

« Всяк мастер на свой лад»

Декоративное рисование

8 ч

2 ч

6 ч

4.

Творческая мастерская

Аппликация

8 ч

2 ч

6 ч

5.

Вернисаж

Выставка работ, участие в конкурсах.

3 ч

-

3 ч

                   Всего:                 34 ч                 7ч          27 ч

3.Содержание программы.

Тема №1 «Учимся у природы»

Рисование с натуры по памяти, представлению: грибное лукошко, земляничная поляна, натюрморт из овощей и фруктов, уборка урожая, осенний парк, ваза для цветов различной формы (розы, гладиолуса, фиалки), рыбки в аквариуме ,морозные узоры на стекле, веселые снеговики (несколько вариантов формы и украшения), гнездо птицы, разные формы гнезд, эскизы скворечников.

Тема № 2 «Искусство вокруг нас»

Рисование на темы: осенний пейзаж, отлет  перелетных птиц, деревянные постройки Руси, эскиз русского костюма, русские воины А. Невский, Д. Донской, рисуем космическое пространство, весенний луг.

Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»

Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных  форм растительного и животного мира,

узор в полосе и круге из растительных и геометрических форм, знакомство с элементами городецкой, украшение предметов быта, роспись кухонной доски.

Тема № 4 Творческая мастерская

Аппликация создание коллективного панно «Гроздья рябины», аппликация из осенних листьев. Поисковые работы (репродукции картин русских художников-портретистов).  

Тема № 5 Вернисаж

Организация выставок работ в конце полугодия и года. Персональные выставки.   Участие в конкурсах.

Выставка фоторабот. Тематическое деление: «Пейзаж», «Портрет», «Животные», «Мои друзья», «Мой город», «Моя школа».

Тематическое планирование

п\п

Тема урока

Колич.  часов

Дата    

план.

Дата

факт.

1

Рисуем простые формы листьев и веток.

1

с 02.09 по 06.09

05.09.19

2

Узор в полосе из растительных форм.

1

с 09.09 по 13.09

12.09.19

3

Осенние цветы

1

с 16.09 по 20.09

19.09.19

4

Осенний парк.

1

с 23.09 по 27.09

26.09.19

5

Рисуем овощи и фрукты.

1

с 30.09 по 04.10

03.10.19

6

Уборка урожая

1

с 07.10 по 11.10

10.10.19

7

Женский головной убор. Кокошник.

1

с 14.10 по 18.10

17.10.19

8

Русская красавица.

1

с 21.10 по 25.10

24.10.19

9

Городецкая роспись. Розан и купавка.

1

с 05.11 по 08.11

07.11.19

10-11

Городецкая роспись.

 Эскиз росписи кухонной доски.

2

с 11.11 по 16.11

с 18.11 по 22.11

14.11.19 21.11.19

12

Поздняя осень.

1

с 25.11 по 29.11

28.11.19

13

Карнавал снежинок.

1

с 02.12 по 06.12

05.12.19

14

Рисуем снеговика.

1

с 09.12 по 13.12

12.12.19

15-16

Зимний пейзаж.

2

с 16.12 по 20.12                

с 23.12 по 27.12

19.12.19    26.12.19

17

Новогодний карнавал

1

с 13.01 по 17.01

16.01.20

18

Хохломская роспись. Узор в полосе «травка»

1

с 20.01 по 24.01

23.01.20

19

Гжельская роспись. Моя любимая чашка.

1

с 27.01 по 31.01

30.01.20

20

Узор в круге из растительных форм.

1

с 03.02 по 07.02

06.02.20

21

Русский богатырь.

1

с 10.02 по 14.02

13.02.20

22

Поздравляем папу. Эскиз  открытки

1

с 17.02 по 21.02

20.02.20

23

Расписной платок. Узор в квадрате.

1

с 24.02  по 28.02  

27.02.20

24

Подарок для мамы.

1

с 02.03  по 06.03

05.03.20

25

Рисуем сказочную птицу.

1

с 09.03 по 13.03

12.03.20

25

Рисуем птиц. Синичка на ветке.

1

с 16.03  по 20.03

19.03.20

27

Космические дали.

1

с 30.03 по 03.04

02.04.20

28

Пасхальное яйцо.

1

с 06.04 по 10.04

09.04.20

29

Весенний пейзаж.

1

с 13.04 по 17.04

16.04.20

30

Весенний букет

1

с 20.04 по 24.04

23.04.20

31

День победы! Эскиз поздравительно открытки.

1

с 27.04 по 01.05

30.04.20

32

Рисуем жучков и бабочек

1

с 04.05 по 08.05

07.05.20

33

Здравствуй ,лето!

1

с 11.05 по 15.05

14.05.20

34

Выставка работ.

1

18.05 – 25.05

21.05.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурсно - развлекательное мероприятие "Весёлый карандаш"

В нашем объединении регулярно проходят конкурсы и развлечения для воспитанников. в этом году мы решили провести обряд посвящения в юные художники в форме интересного праздника "Весёлый карандаш", где ...

"Волшебная страна" - занятие творческого объединения "Весёлый карандаш"

Занятие кружка по изобразительному искусству должно быть запоминающимся событием, поэтому в начале занятия я настроила ребят на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Продумала своё занятие как ...

Программа дополнительного образования для СКОШИ "Веселый карандаш"

Программа дополнительного образования для СКОШИ "Веселый карандаш"...

Кружок "Веселый карандаш"

Рабочая программа внеурочной деятельности...

НОД учителя-дефектолога на якутском языке "Помощь веселому карандашу"

НОД "Помощь веселому карандашу". Коррекционно-развивающее занятие на якутском языке. Можно проводить в индивидуальной или подгрупповой форме. Цель: повторение основных цветов, узнавание цвет...