Конспект интегрированного урока "Музыкальный портрет Бабы-Яги"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_baba_yaga.docx25.52 КБ
Файл krossvord_baba-yaga.docx734.13 КБ
Файл baba_yaga_wecompress.com_.pptx1.73 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока

тема: «Музыкальный портрет Бабы-Яги»

5 класс

 

Цель: формирование ключевых компетенций школьников на основе восприятия музыкальных и художественных произведений, повышение мотивации и результативности обучения при использовании ИКТ.

Задачи:

·        Образовательные:

- познакомить обучающихся со средствами музыкальной выразительности, «музыкальными красками» через музыкальное произведение М.П.Мусоргского «Баба-Яга»; с картинами В.М.Васнецова, В.Гартмана, иллюстрацией Е.Комраковской

- закрепить знания о средствах выразительности в музыке, живописи; определять их роль в создании произведений искусства;

- углубить представления о многогранных связях музыки и живописи;

- формировать ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.

·        Развивающие:

- развивать коммуникативную, общекультурную и информационную компетенции обучающихся;

- развивать умение слышать в музыке определённые музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными.

·        Воспитательные:

- формировать общекультурную компетенцию;

- воспитывать музыкальную «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии;

- вырабатывать умение самостоятельно анализировать.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Вид урока: урок-исследование.

Принципы организации деятельности: деятельностный подход, наглядности, учет возрастных особенностей.

Методы и приемы организации:

- методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнительный;

- метод выхода за пределы музыкального искусства;

- проблемно-исследовательский, беседа, слушание и анализ музыкальных фрагментов.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: видео-,аудио-оборудование.

Музыкальный материал: «Избушка на курьих ножках» муз. М. П. Мусоргского, песня «Баба-Яга».

 

Художественный материал: В.Гартман «Часы с кукушкой», В. Васнецов «Баба-Яга», Е. Комраковской «Моя тихая старость». 

 

 


Ход мероприятия:

Организационный момент:

В.Здравствуйте, ребята!

          Сегодня у нас будет необычный сказочный урок, который соединит 2 вида искусства.

В.На уроке мы будем рисовать музыкальными и художественными красками потрет:

В.  Что такое портрет? (изображение лица человека)

Какие виды портрета вы знаете? (парадный…)

В.  Художник с помощью чего рисует портрет? (Живопись, графика, скульптура)

С.   У композитора тоже свои музыкальные краски, о которых мы сегодня будем говорить на уроке. А вот чей именно портрет мы будем сегодня рассматривать, вы узнаете, отгадав загадку:

«В облаках, не по земле,

Летит баба на метле,

Страшная и злая-

Кто она такая? (Баба-Яга)

 

С.Так как же будет звучать тема нашего урока?

Тема нашего урока «Музыкальный и художественный портрет Бабы-Яги"(запишите в тетрадь)

И что мы должны будем узнать на уроке?

Как с помощью муз. красок композитор и худ. красок художник может изобразить Бабу Ягу.

С.  А вот и она сама. Надоело Бабе-Яге одной в глуши сидеть, решила в гости к нам пожаловать, и правильно сделала, Баба-Яга. Мы как раз о тебе собираемся сегодня говорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе через музыкальные и художественные произведения, в которых авторы воплотили твой образ.

   Но прежде скажите, что вы знаете о Бабе-Яге? Где она живёт? В чём летает? Кто друзья Бабы-Яги?

(живет в лесу, в самой глуши, летает в ступе, метлой следы заметает)

А вот кто её друзья, мы узнаем, отгадав кроссворд

(кощей, кикимора, леший...)

А друзья Бабы Яги добрые или злые персонажи? (злые, бессердечные)

 Да, ведь мы знаем, что Баба Яга тоже не добрая.

Знакомство с новым материалом:

С. Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своём произведении великий русский композитор 19 века М.П.Мусоргский.

С. Однажды композитор посетил выставку картин своего друга- художника и архитектора Виктора Гартмана, и в память о нём решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки». Своё изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик людей, сказочных персонажей композитор перенёс в мир фортепианной музыки.

Одной из работ В.Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой».

Внимательно посмотрите на эту картину, какие образы предстают перед вами, когда вы смотрите на эту неё? (русская изба, сказка, избушка на курьих ножках)

С. А вот композитор М.П.Мусоргский увидел здесь целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полёт Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса, и избушка на курьих ножках. Мусоргский очень хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже побывал в костюме Бабы-Яги на маскараде в Академии Художеств. Рыжие космы, лохматая шапка, надвинутая на глаза, в онучах, костлявые руки, страшные глаза на размалёванном лице. Его Баба Яга готова была на любые превращения.

С.А сейчас послушаем музыкальное произведение М.Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках. Баба Яга». Запишите в тетрадь М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках. Баба Яга." Это произведение композитор написал для фортепиано, но я хочу, чтобы сегодня вы послушали его в исполнении симфонического оркестра. В этом исполнении вы услышите больше муз. красок, т.к. будет звучать много разных инструментов. Сядем ровненько, как слушатели.  Во время слушания подумайте, какой характер музыки? Какие средства муз. выразительности -музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?

Слушание музыкального произведения «Избушка на курьих ножках»:

С.   Какая была музыка по характеру? (резкая, таинственная, сказочная, устрашающая) Какие средства муз. выразительности использовал композитор?

    Музыка звучала громко или тихо? (громко и тихо)

   Темп в музыке менялся? (да, быстрое звучание менялось медленным)

Какой вы представили Бабу-Ягу? Опишите мне её. (злая, растрёпанные волосы, нос крючком, глаза угрожающие, зубы торчат)

Давайте ещё раз послушаем пьесу, и вы теперь нарисуете портрет Б.Я. прямо в тетради. Где -то на пол странички, чтобы не маленький. Не забываем, что портрет-это только лицо и могут быть шея и плечи.

Давайте посмотрим, что получилось.

       М.П.Мусоргский показал, как с помощью средств муз. выразитеьности - муз.красок можно изобразить портрет.

 Ребята, что-то у нас Баба-Яга засиделась, надо ее расшевелить.

Я буду говорить слова, а ВО. будет показывать движения, а вы будете повторять.

Физкультминутка:

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Показ избушки)

Бабушка Яга живёт. (показываем старушку)

Нос крючком, (нос)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

  Молодцы, расшевелили старушку.

В. А теперь поговорим о худ. портрете. Вы сейчас услышали, как с помощью музыки композитор изобразил портрет и даже сами пытались это сделать, правда при помощи простого карандаша, чтобы показать характер героя по его портрету.

 А вот если бы вы были художниками, какие бы краски использовали для создания портрета? (серые, холодные)

  А теперь посмотрим, как художники представляли себе Бабу-Ягу.

  На слайде вы видите русского художника В.М.Васнецова. Мы с ним знакомы по картине "Богатыри", "Алёнушка". Это один из немногих художников, которые писали картины на сказочные темы. Он тоже написал картину «Баба-Яга».

   Что вы видите на картине? (Бабу ягу)

   Какую мы видим Бабу-Ягу? Опишите мне её портрет? (Страшная, безобразная ведьма, растрёпанные волосы, выпученные глаза, нос крючком). Васнецов изобразил самое страшное воплощение Бабы-Яги, как похитительницы и пожирательницы маленьких детей.

   Какие атрибуты Бабы-Яги мы видим на картине? (перст, ступа, метла, которой Баба-Яга заметает следы). Какие слуги Бабы-Яги на картине? (сорока, филин, а также змеи, которых художник изобразил иносказательно; змеится орнамент на юбке Бабы-Яги, змеятся корни деревьев, торчащие из болота).

А вот посмотрите, как дети изобразили её на своих рисунках, слушая музыку.

(детские рисунки)

В. Теперь посмотрите на иллюстрацию современной русской художницы, книжного иллюстратора Е. Комраковской «Баба-Яга».

    Какой изобразила Бабу – Ягу художница? Опишите её.

(весёлая старушка, в платочке, бабулька добродушная, с улыбкой)

   Сравните Бабу-Ягу на иллюстрации с картиной Васнецова (на иллюстрации добрая, улыбчивая, опрятная, на картине Васнецова злая, лохматая, худющая, неопрятная).

С.К какой картине подходит музыка М.Мусоргского "Избушка на курьих ножках"?

(к картине Васнецова)

Почему?

(музыка по характеру похожа с образом Бабы Яги на картине)

-А как должна звучать музыка, изображающая Бабу Ягу на иллюстрации?

(легко, весело, игриво)

-Давайте послушаем песню про такую Бабу Ягу. Как будут звучать муз. краски, представьте её портрет, охарактеризуйте его.

(Весело, игриво, легко; старушка добродушная, весёлая, мягкая)

С.    Сегодня мы познакомились с образом Бабы-Яги, увидели, какой это многогранный образ, и как его воплотили в своём творчестве композиторы и художники. Вы сумели выразить свои чувства, эмоции, настроения и переживания. Смогли нарисовать музыкальный и художественный портрет.

 Мы уже знаем, что такое портрет, а давайте скажем что же такое муз. портрет?

    Музыкальный портрет - это портрет характера героя, и вы увидели на примерах, что музыка обладает изобразительностью. Музыка изображает героя, а мы по характеру представляем его портрет. Ребята, дома проявите фантазию и сочините или найдите песенку или частушку про Бабу-Ягу. Это задание по музыке. А В.О. задаст своё задание.

В. Ребята, дома нужно будет нарисовать художественный портрет нашего персонажа.

Откроем дневник, запишем домашнее задание.

С.    Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся в свой сказочный лес к своим друзьям, и не забывай, что доброй быть всё - таки приятней. Добро побеждает зло и сказки нас этому учат. Давайте же исполним нашу песню "Сказки гуляют по свету". Поём выразительно, не забываем про дыхание, дикцию, слушаем друг друга.

Молодцы, все старались.

 Итог урока:

   С.Что нового вы узнали на уроке? (муз.портрет)

  В. Что вам понравилось больше всего на уроке?

С.   Наш урок хочу закончить строками поэта М.Яворского:

 

Много странного в жизни у нас,

Например, я мечтал много лет,

Даже делал попытки не раз

Написать музыкальный портрет.

И сегодня «рисую »портрет

Не простая, поверьте работа,

Мне пюпитр заменит мольберт

Вместо красок, кистей - только ноты.

Партитура не будет простой,

Только нотный закон не нарушу,

И портрет этот будет такой -

Все услышат в нём сердце и душу.

оценки за урок

Спасибо, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

  1. Жилище Бабы-Яги
  2. Подружка Бабы-Яги, которая живёт на болоте
  3. «Украшение» носа Бабы-Яги
  4. Кто является хранителем леса и другом Бабы-Яги
  5. Птица в жилище Бабы-Яги
  6. Ёмкость для варки добычи
  7. Название животного, на чьих ножках стоит избушка
  8. Домашнее животное Бабы-Яги
  9. Чем Бабы-Яги заметает следы
  10.  Какая нога у Бабы-Яги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Музыкальный и художественный портрет Бабы-Яги»

Слайд 3

Знакомьтесь: Баба-Яга

Слайд 6

Кощей Бессмертный

Слайд 7

Леший

Слайд 8

Кикимора

Слайд 10

Модест Петрович Мусоргский

Слайд 11

Виктор Гартман

Слайд 13

В.Гартман «Часы с кукушкой»

Слайд 14

М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках. Баба -Яга»

Слайд 19

Виктор Васнецов

Слайд 20

В. М. Васнецов «Богатыри»

Слайд 21

В. М. Васнецов «Алёнушка»

Слайд 22

« Баба-Яга»

Слайд 23

Титов Кирилл, 10 лет

Слайд 26

Сравните:

Слайд 27

« Баба-Яга»

Слайд 31

Всем спасибо!

Слайд 35

Много странного в жизни у нас, Например, я мечтал много лет, Даже делал попытки не раз Написать музыкальный портрет. И сегодня «рисую »портрет Не простая, поверьте работа, Мне пюпитр заменит мольберт Вместо красок, кистей - только ноты. Партитура не будет простой, Только нотный закон не нарушу, И портрет этот будет такой - Все услышат в нём сердце и душу . М.Яворского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок Портрет

Интегрированный урок литературы и ИЗО в  7 классе. Цель урока - рассмотреть  портрет как средство постижения внутреннего состояния человека....

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

конспект интегрированного занятия "Рисуем музыку" - "Образ Бабы-Яги в произведении П.И.Чайковского

Задачи деятельности:               1.     Познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Баба - Яга».2.    Обратить внимание детей...

Урок музыки "Музыкальный портрет Бабы яги"

Разработка урокатема: «Музыкальный портрет Бабы-Яги»5 класс Цель: формирование ключевых компетенций школьников на основе восприятия музыкальных и художественных произведений, повышение моти...

Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».

Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...

Конспект интегрированное НОД по произведению П.И. Чайковского «Баба Яга» для детей дошкольного возраста старшей группы

Предлагаю конспект занятия в старшей группе по произведению П.И. Чайковского "Баба-Яга" Материал предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада....