Разработка к уроку изобразительного искусства в 5 классе " Древнегреческая керамика. Вазопись"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Мосиюк Полина Александровна

Разработка к уроку изобразительного исквусства в 5 классе " Древнегреческая керамика. Вазопись".

Архив включает презентацию и технологическую карту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тема

Греческая вазопись

Учитель

Мосиюк П.А.

Педагогическая цель:

Задачи урока:

Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных, краснофигурных), их форме.

  • Способствовать формированию  умения передавать единство формы и декора.
  • Способствовать формированию навыков работы с вазописью  
  • Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного

 

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные

 расширить представление об искусстве Древней Греции, познакомить с древнегреческим искусством вазописи, его символикой, научить видеть форму, цвет, декор изделия, выполнять вариации орнаментальных и сюжетных композиций по мотивам древнегреческой керамики, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.

Личностные

 

- понимать роль культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

     Метапредметные  

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

 

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

 вазопись, керамика, форма,  краснофигурный и чернофигурный стиль.

Образовательные ресурсы.

Зрительный ряд:  Презентация «Греческая керамика», индивидуальные карточки с силуэтами ваз  

Словарь: пальметта, меандр, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Художественные материалы: альбом, акварель, гуашь, кисти.

Раздаточный материал: таблицы с изображением греческих ваз, примеров орнамента, шаблоны ваз.

 

   

                                                                                        Ход урока

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

      Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие  ценностных ориентиров  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки учащимися  готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Сегодня на уроке мы погрузимся в древнегреческую культуру, и вы познакомитесь с древнегреческой керамикой, а так же узнаете о видах древнегреческих ваз, их форме, декоре.

 Что использовали мастера для украшения одежды?  (орнамент)

Какие виды орнамента вы знаете? (растительный, геометрический)

Какие предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции сохранило время?

Звучит мелодия «Сиртаки»

 

Познавательные

 анализируют, выделяют главное и обобщают;  

Регулятивные   

формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов 

Коммуникативные

вести диалог, участвовать в дискуссии, 

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о  чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Каких знаний нам не хватает для изображения греческих ваз?

- Что нового вы хотели бы узнать на этом уроке, каковы будут его задачи?

-Задачей нашего урока будет знакомство с искусством древнегреческой вазописи. И вы сами выполните эскиз росписи вазы.

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия Называют тему урока, задачи.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание:  краснофигурный и чернофигурный стиль

Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство с основными    понятиями, терминами.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по древнегреческому кварталу гончаров, прикоснёмся к тайнам греческих мастеров. 

Во время археологических раскопок было найденного множество керамических изделий, относящихся к разным периодам развития древнегреческого общества. Время сохранило красиво декорированные вазы. Амфоры для перевозки и хранения вина, зерна, бытовую посуду. Изображенные на этих керамических изделиях орнаменты и сцены, позволяют получить представление о жизни людей, живших много лет назад.

Одним из предместий Афин был район КЕРАМИК. Назван он так потому, что там селились гончары. В гончарной мастерской трудились в основном рабы, выполняя самую грязную работу – заготавливали и месили глину. Это была очень тяжёлая работа. В Древней Греции выражение «делать горшки» означало «тяжело работать».

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы, она была наградой победителю на играх. У греческих мастеров были свои секреты изготовления и изделия их очень ценились. В своей работе мастера-гончары обращались за помощью к богине Афине: Внемли молитвам, Афина, десницею печь охраняя. Дай, чтобы вышли на славу  Древние греки были прекрасными гончарами и изготавливали большое количество посуды. Слова «сосуды», «посуда» на латинском –«вазы». В древней Греции они изготавливались из обожженой глины. Слово «глина» по-гречески звучит как «керамос». Горшки, и бутылки, и миски! Чтоб обожглись хорошенько и прибыли дали довольно.

Поэтому все изделия, выполненные из глины называют керамикой. замечательным образцом древнегреческой керамики служили вазы, украшенные прекрасной росписью. Они имели разные формы и размеры. Вазопись –роспись керамических сосудов

Это только часть сосудов, которые изготавливались в гончарных мастерских и использовались в хозяйстве. Мы знаем, что вещи должны быть не только практичными, но и красивыми.

Как вы уже видели греческие сосуды были очень разные по форме и служили для различных нужд жителей: черпания воды, хранения зерна и вина, для ароматического и оливкового масел, для питья, а также для захоронения и голосования.

А какие цвета использовались мастерами?  

В Греции существовали два стиля вазописи: краснофигурный и чернофигурный.  

В центре вазы (на тулово) рисунки с изображением сцен из жизни и сюжетов из мифологии.

Но только ли сюжетное изображение имеется на вазах? Посмотрите, очень часто оно дополняется орнаментальной полосой, характерной для греческой вазописи. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.  Анализируют новые сведения.  Рассуждают о назначении ваз, их конструкции и декоре, выявляют характерные особенности.

Анализируют как строится композиция росписи.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

- Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз.

Для выполнения работы вы  должны сделать следующее: 

1. Выбрать сюжет росписи.

2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе.  Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.

3.Сюжетное изображение дополнить орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.

Используя шаблон изображения ваз, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость,   ритм, симметрия) в творческой работе

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Выставка ваз.

 -Оцените результаты своей работы.

 Критерии оценивания работ-аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т.д.

-Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент.

Выставка ваз. (само оценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

    Продолжите предложения:

Новым для меня стало…

Особенно мне интересно было…

Наиболее трудным для меня оказалось…

– Что нового вы узнали на уроке?

-что такое керамика?

-дайте определение термину вазопись?

-какие основные типы росписи древнегреческих ваз вы знаете?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий  

 Выполнить эскиз-импровизацию на тему «Греческая ваза» . Придумать и нарисовать интересную форму и украсить ее орнаментом, используя известные вам символы.

Запись д/з в дневник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ЦИКЛА УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ПРОГРАММЕ Т.Я.ШПИКАЛОВОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ « ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПТИЦА. ПРОЕКТ ТВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ»

ЦИКЛ УРОКОВ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЗАНЯТИЙ.1 занятие  «ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПТИЦА» -ЦЕЛЬ - ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЙ.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – игровая программа, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащих...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

Презентация по изобразительному искусству 5 класс "Греческая керамика"

Презентация позволяет расширить представление обучающихся  об искусстве Древней Греции, познакомить с древнегреческим искусством вазописи, его символикой....

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...