Русская народная роспись "Гжель".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Барсукова Роза-Надежда Михайловна

Бело-синие узоры. Конспект урока для уроков изобразительного искусства в 7-х классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гжель


Цель:  создать условия для ознакомления учащихся с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства.
Задачи: 

  • Обучающие: - познакомить учащихся с искусством гжельской росписи;
                          -
    научить применять простейшие приемы и элементы данной росписи

                      -  научить различным

  • Развивающие: - развивать творческое воображение;
                            - развивать умение работать с кистью и красками.

                         - развивать чувство компоновки на разной по своей форме поверхности предмета

  • Воспитательные: - воспитывать у детей интерес к искусству, истории своей страны.

Оборудование для учителя: презентация, краски, листы, кисточки, баночка для воды.
Оборудование для учеников: краски, кисти, баночка для воды, листы бумаги.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент

Ребята, посмотрите вашу готовность к уроку. Из дома вы должны были принести следующие материалы:

  • акварель
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги

Если у всех все на месте через пару минут вы сможете приступить к работе.

Проверяют  свою готовность к уроку.

Выявление темы и цели урока

Ребята,  посмотрите пожалуйста на экран, перед вами ваза, выполненная в Китае. На данной вазе вы видите бело-синий узор, в центре композиции которого изображён дракон. Данная китайская роспись очень древняя. Но у нас в России есть роспись, очень схожая с китайской, но в ней мы точно не увидим драконов. Кто может сказать, как эта роспись называется, и тем самым назовет тему нашего сегодняшнего урока?  

Молодцы, наша сегодняшняя тема и правда – Гжель!

А какую цель мы можем поставить для сегодняшнего занятия?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с росписью Гжели и попробуем потренироваться в различных мазках данной техники и выполнить прописи с цветами и птицами.

Гжель.

Узнать, что такое Гжель. Научиться различным мазкам в данной технике.

 Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

Актуализация знаний

Ребята, вы знакомы с этим видом росписи?
Я сейчас вас познакомлю с ним подробнее.

Давайте обратимся за помощью к видео ресурсу (рассматриваем выпуск передачи «Галилео» «Гжель»).

Теперь вы понимаете почему посуда с настоящей гжельской росписью такая дорогостоящая?

Правильно, т.к она выполняется исключительно вручную. Требует много времени, сил и внимания мастера. Более того, каждое изделие выполненное в традиционной гжельской росписи –уникально, ведь композиция и изображения придумываются мастерами каждый раз новые, таким образом, каждое изделие единственное в своем роде!

А теперь ответьте пожалуйста на несколько вопросов.

Из какого материала должно быть выполнено изделие для гжельской росписи?

Перечислите пожалуйста изделия, на которых мы можем встретить данную роспись.

Мастер изначально рисует синей краской?  Если нет, то какими цвета видит мастер во время работы?

Слово «гжель» обозначает…..?

Глиняные изделия перед росписью проходят несколько контролей качества. Сколько этих контролей?

Фирменным знаком гжельской росписи считаются….?

Из-за чего изделия перед обжигом становятся белого цвета?

Сколько времени изделия должны находиться на обжиге внутри печи?

Подготовка к росписи

Сейчас, мы с вами познакомимся с основными элементами гжельской росписи. И попробуем их изобразить.

  1. Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи  и линии.  
    Давайте попробуем их изобразить. Линии и штрихи должны быть тоненькими, рисуем кончиком кисти.
  2. Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Делаем капельки - примакиванием кисти.
  3. Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону"Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета - от темного к светлому.  

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти - с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой.

На слайде вы видите основные типы мазка с тенью, а также последовательность рисования цветочка: синей розы.

(Каждый элемент гжельского узора а так же прописи (цветы и птицы) высвечиваются в презентации на экране)

Пытаются изобразить предложенные в задании элементы.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Физминутка

Ребята, сейчас мы с вами отдохнем.

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения)

И поедем в магазин («поездить» вокруг своей оси)

Повторяют вместе с учителем слова и выполняют движения вслед за словами.

Практическая работа по изготовлению изделия

Настроились на работу.

Мы только что попробовали с вами несколько вариантов гжельского мазка.

Теперь вам необходимо попрактиковаться в рисовании гжельских птиц и цветов.

Хочу обратить ваше внимание на то, что роспись это кропотливая и мелкая работа, поэтому наши прописи так невелики в размере. Пожалуйста не торопитесь.
На работу вам дается 20 минут.

Прошу работать очень аккуратно.

Внимательно слежу за ходом работы.
Моя задача направлять в работе, подсказывать, по надобности поправлять, отвечать на вопросы.

(Каждый элемент гжельского узора а так же прописи (цветы и птицы) высвечиваются в презентации на экране)

Начинают рисовать.

Если возникают вопросы, то зовут учителя.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Выставка и анализ работ учащихся

Все справились?

Кто не справился, ничего страшного. Давайте теперь устроим мини-презентацию своих работ. Возьмите пожалуйста магнитики и прикрепите вашу работу на доску.

 С места, по очереди дайте комментарий каждый своей работе, Что получилось, что не получилось, на что нужно в следующий раз обратить особенное внимание?

После краткого самоанализа, каждый даёт оценку своей работы, что бы он себе поставил за работу,  видя перед собой другие работы и их качество исполнения?

После того как каждый выскажется, спрашиваю у всего класса, как они считают, честно ли они поставили сами себе оценки?

Выставляю оценки (некоторые оценки могут корректироваться, если кто-то осознанно недооценил, или переоценил свою работу).

Ответы:

Да/Нет/Почти

Показывают работы и оценивают их. Объясняют, почему данная работа им понравилась больше или меньше.

Итог урока

Ребята, урок подходит к завершению.

Давайте вспомним, чем мы сегодня на уроке занимались?

Что нового вы узнали?

Знакомились с гжелью.
Выполняли прописи с цветами и птицами.

Отвечали на вопросы.

Что такое гжельская роспись.
Какие цвета используются.
 (Ответы могут быть разнообразные).

 Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

Уборка рабочих мест

Приведите пожалуйста ваши рабочие места в порядок.

Запишите пожалуйста в дневник, какие материалы нам понадобятся на следующем уроке.

Всем спасибо за урок!

Убирают рабочие места.

Делают запись в дневнике.

Умение организовать свое рабочее место.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...