План-конспект занятия «Африканские маски»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Сурвило Ирина Ивановна

Комбинированное занятие, направленное на решение нескольких задач: овладение новыми знаниями, проверка знаний (вопросно-ответная беседа), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_zanyatia_afrikanskie_maski_3god_o.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия «Африканские маски»

                       

Дата проведения - 17.12.2014

Время занятия - 2 часа 15 мин

Возраст детей -  9-12 лет

Провела студентка 4 курса группы ДКГ РГПУ им. Герцена Сурвило Ирина Ивановна

Тип занятия: комбинированное занятие, направленное на решение нескольких задач: овладение новыми знаниями, проверка знаний (вопросно-ответная беседа), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

Цель:

  • Создание декоративной композиции по мотивам Африканских масок в технике граттаж

Задачи:

  • Обучающие:

знакомство детей с самобытным творчеством племен Африканского континента;

знакомство с основными видами африканских масок и обрядами племен;

обучение технике граттаж;

знакомство с анатомическими особенностями черепа (с наиболее заметными костями лицевой части черепа: лобные бугры, скуловые кости, глазницы)

обучение пропорциональному изображению человеческого лица;

  • Развивающие:

развитие интереса к африканскому искусству;

развитие творческой активности и самостоятельности;

развитие воображения при создании узоров.

  • Воспитательные:

воспитание аккуратности при выполнении маски из бумаги;

воспитание любви и уважения к африканской культуре.

воспитание художественного вкуса.

Оборудование:

Компьютер, проектор (или телевизор), доска, мел, запоминающее устройство (USB-флеш-накопитель)

Художественные материалы: бумага А4, восковые мелки, кисти, гуашь, баночки для воды, зубочистки, скрепки, перья, шило, ножницы, резинки (веревочные).

Зрительный ряд:

Слайды или фотографии с изображением масок и обрядов, наглядное пособие (пример работы и поэтапное выполнение), педагогический рисунок на доске.

План занятия:

  • Организационный момент. (5-7 мин.)
  • Объявление темы и задач урока. (5-7 мин.)
  • Объяснение нового учебного материала. (25-30 мин.)
  • Техника безопасности. (3-5 мин.)
  • Самостоятельная работа учащихся. (с перерывом и физ. разминкой) (60-70 мин)
  • Подведение итогов урока. Экспресс-выставка. (7-10 мин)
  • Приведение в порядок рабочего места. (3-5 мин)
  • Физ. разминка «Обряд вызывания снега» (солнца, тепла, дождя, и т.п., в зависимости от погодных условий) (5-7 мин)

Развернутый план занятия:

  •  Организационный момент:

Подготовка преподавателя: включена презентация, проверка наличия мела и чистой доски, на столе лежат пульт и указка.

Наглядные пособия: представлены лучшие работы по этой тематике и образцы поэтапного выполнения работы.

Проверка готовности группы к занятию: расставлены стулья, мольберты, планшеты, бумага, краски, кисти, восковые мелки, баночки с водой.

  • Объявление темы и задач урока:

Для активизации знаний группе задаются вопросы:

Кто из вас нам скажет: какие маски бывают? Предполагаемый ответ детей – театральные, карнавальные, праздничные.

Где вы с масками уже встречались? Предполагаемый ответ детей – на празднике, в театре, в цирке, в фильме.

А зачем люди одевают маски? Предполагаемый ответ детей – скрыть личность, напугать, перевоплотиться.

Помните знаменитый фильм «Маска» с Джимом Керри? Один из героев одевает маску и преобразуется. Маска - удивительная вещь. Ты надеваешь ее, когда хочешь быть кем-то другим. Примерно тоже и происходит в обрядах африканских племен, когда они надевают маски.

  •  Объяснение нового учебного материала. (проводится параллельно с показом зрительного ряда – слайдов или фотографий)

              Сегодня мы будем делать африканские маски техникой граттаж – то есть вырезать, а точнее выцарапывать рисунок, прямо как африканские мастера вырезают маски из дерева.

            Африканцы верят в существование параллельного мира духов. Духи бывают дружелюбные и враждебные. Маски настолько значимы в культурах африканских племен, что далеко не каждый может их делать, и уж тем более не каждый имеет право до них дотрагиваться.

            По внешнему виду маски можно довольно точно определить, откуда она родом. Например, для представителей одного из древних и самых многочисленных на сегодняшний день племён – Бамбара, проживающих на территории современной Мали, характерны «воинствующие» маски. Что вполне закономерно: грозные духи предков хранят традиции племени от колонизаторских веяний, а мифические животные помогают выжить в не всегда благоприятных условиях земледельцам и охотника.

               Каждая из них покровительствует определённому событию и выглядит соответствующе, олицетворяет связь с духом или божеством. Если ритуал с участием новой маски прошёл успешно, и результат оправдал надежды, стало быть, духи одобрили работу мастера. Теперь маска одушевлённое существо, наделённое недоступными человеку возможностями. Нередко маска живёт в собственной хижине, с ней общаются, к ней относятся с почтением. Когда придёт срок, и маска треснет – «умрёт», её торжественно похоронят. Отныне все последующие маски для такого же ритуала будут создаваться по её образу и подобию. И так будет продолжаться до тех пор, пока мастеру не явится во сне новый образец.

               Большинство масок вырезано из дерева, реже встречаются из слоновой кости, принадлежащие, как правило, коронованным особам.

                 Надевающий ритуальную маску на время вверяет своё тело духу – её хозяину, действо нередко сопровождается танцем, доводящим исполнителя до состояния транса.

Примеряя на себя полосатую маску, можно заручиться поддержкой духов предков – хранителей племени, полоски также символизируют преемственность поколений, попросту говоря, помогают решить извечную дилемму отцов и детей.

Волнистые линии олицетворяют личный жизненный путь, который предстоит пройти с гордо поднятой головой, в духовном мире непременно зачтётся каждый правильный шаг

Маска в чёрно-белую клетку невольно вызывает в памяти сравнение жизни не с полосатой зеброй, а с шахматной доской, где все зависит от твоего хода. Маска помогает сделать выбор между добром и злом, когда приходится играть вслепую.

Маска-шлем, запечатлевшая разъярённое животное, выполняет защитные функции и заодно скрывает лица стражей порядка в чрезвычайных ситуациях.

  • Педагогический рисунок. Преподаватель рисует на доске узоры, наполняющие маски.

Авторитет этих масок настолько силён, что иногда самого факта их появления в толпе бывает достаточно, чтобы навести порядок.

Наряду с ритуальными и карнавальными, тотемные маски играют огромную роль в жизни африканских народов. Не секрет, что быт африканцев зависит от капризов природы куда сильнее, чем быт жителей любого другого континента. Вот почему у африканской культуры с ней такая тесная взаимосвязь, которая нашла своё отражение в тотемных масках. Данный вид масок позволяет общаться с духами животного мира, призывая для помощи и защиты лучшие качества, которыми, согласно преданиям, наделены те или иные представители фауны. Многие племена хранят легенды о том, что их родоначальником был тот или иной грозный хищник, например, ягуар, крокодил или огромная змея.

              По свидетельствам очевидцев, тотемные маски наделяют членов племени не только силой, ловкостью и храбростью, но даже некоторыми внешними признаками хищника.

  • Преподаватель просит выйти двоих учеников (выбирает с более выраженными глазницами, скуловыми костями, лобными буграми). На примере учеников объясняет, где какая кость находится. Затем ученики рассматривают более подробно маски и находят аналогии.

        И мы сегодня тоже создадим африканскую маску, только придумаем свою особую, обладающую самыми лучшими качествами маску!

  • Техника безопасности

Перед началом работы преподаватель объясняет технику безопасности при работе с ножницами, зубочистками, скрепками, перьями. Только после беседы детям раздаются необходимые материалы.

  • Самостоятельная работа учащихся.

Учитель сообщает последовательность работы. Походу работы детям задаются контрольные вопросы: Вы поняли последовательность работы? У кого возникли вопросы? Всем понятно?

Итак, приступим. Для работы в технике граттаж нам необходимо специальным образом подготовить бумагу.

1.  Раскрашиваем бумагу восковыми мелками. Цвета берем яркие: желтый, красный, оранжевый, эти же цвета использовали и сами африканские мастера при росписи масок. Раскрашиваем как хочется: можно полосами (горизонтальными, вертикальными, наискосок), можно пятнами, можно одним цветом (но несколькими будет интереснее), как душе угодно, - главное не пропустить ничего, закрасить всю-всю белую бумагу и пожирнее, погуще.

2.  Покрываем гуашью. Раскрашенную поверхность мелками мы густо покрывает гуашью. Цвета берем контрастные к ярким желтым, красным и оранжевым – берем коричневые ( в цвет дерева) или кто хочет синие или темно фиолетовые. Краска должна быть сметанообразной, свежей. Покрываем гуашью густо поверхность, главное – чтобы не видно было раскрашенной мелками бумаги.

3.  Выполнение эскиза. Пока краска сохнет (3-5 мин) дети выполняют на небольшом листочка эскиз будущей маски. Так как техника граттаж требует аккуратности, и стереть линию в этой технике будет невозможно.

4.  Процарапывание маски. После высыхания краски дети процарапывают зубочистками по выполненному эскизу маску.

5.  Вырезание маски. Дети сами вырезают по контуру маску. Преподаватель вырезает глаза и протыкает дырочки для резинки. Дети завязывают резинки (в соответствии с собственным размером головы).

Контроль: после каждого этапа преподаватель просит поднять всех работу, чтобы проследить, кто успевает, а кому нужно помочь.

  • Подведение итогов урока

Делается экспресс выставка.

Вопросы к группе: Чья работа нравиться и почему. Самооценка работ, дети сами выбирают самые лучшие, потом те, которые менее хорошо вышли (но чтобы никто не обиделся – сглаживаем углы, например, говорим, что работа просто не до конца доделана).

Обязательные вопросы группе для закрепления материала: 

Что вы узнали за сегодняшнее занятие? Предполагаемые ответы детей – африканские маски могут изображать как животных, так и людей, африканские маски помогают людям, вырезаются из дерева, на них много узоров, они цветные.

Чему вы научились? Предполагаемые ответы детей – технике граттаж, разным узорам.

  • Критерии оценки

Композиционное расположение маски

Цветовое решение

Детализированность рисунка

Оригинальность идеи

Аккуратность выполнения

  • Приведение в порядок рабочего места.

Выливание воды, протирание мольберта, (если необходимо), складывание изобразительных и декоративных материалов.

  • Физ. разминка «Обряд вызывания снега» (солнца, тепла, дождя, и т.п., в зависимости от погодных условий)

Все дети надевают маски, встают в круг, и выполняют элементы простой зарядки (наклоны и повороты туловища, прыжки на месте, махи руками, повороты кистей). Зарядка сопровождается словами (превращается в обряд): «Снег, снег, выпадай». Преподаватель показывает движения и говорит – дети повторяют.

Использованы материалы http://afroforum.ru/showthread.php?197-Mnogoobrazie-aphrikanskikh-masok 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"

Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....