Матрешка 5 класс
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Лескина Светлана Сергеевна

Урок для 5 класса  изобразительное искусство, по теме "Матрешка".

Цель: Знакомство  с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

Плданируемые результаты: 

Предметные: научатся определять понятия, художественные термины; научатся смешивать краски и применять в узорах, рисовать с образца лицо и узор костюма.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять  способы достижения цели; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать свои версии, работать по плану.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; критически осмысливают свое поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект108.61 КБ
Файл Презентация1.55 МБ
Файл Самоанализ урока23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый план-конспект урока

Г.Болотное  Новосибирская область МБОУ СОШ № 21 г

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Тема урока: «Матрешка»

Вид урока: тематическое рисование

Тип урока: знакомство с новым материалом

Цели деятельности учителя

  • Знакомство  с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

 задачи деятельности учителя

  1. Обучающие:
  • Сформировать представление о Матрешке, как разновидности декоративно-прикладного искусства
  • Познакомить с  историей создания матрешки, особенностями внешнего вида.
  • Познакомить с пропорциями и особенностями туловища матрешки
  • Формировать умение смешивать краски и работать со сложными цветами (палитра цветов)
  • Формировать умение по составлению гармоничной композиции
  1. Развивающие:
  • Формировать навыки создания единого образа;
  • Формировать наглядно-образное мышление
  • Формировать представление о предназначении русской Матрешки
  1. Воспитывающие:

Создавать условия для развития внимательности, интерес к истории родной страны, аккуратность, творческие способности и фантазию.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся определять понятия, художественные термины; научатся смешивать краски и применять в узорах, рисовать с образца лицо и узор костюма.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять  способы достижения цели; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать свои версии, работать по плану.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; критически осмысливают свое поведение.

Методы обучения

Эвристический (частично-поисковый), объяснительно-иллюстративный

Формы обучения

индивидуальная, фронтальная

Интернет-ресурс

Оборудование

  • У учителя: заготовки матрешек (из бумаги), образцы росписи,  презентация “Красавица-матрешка”.
  • У учащихся: альбом, краски (гуашь), кисти округлые №5, №2, №1, карандаш ТМ, М, ластик, тряпочка.

Основные понятия  и термины

  • Основные цвета (красный, синий, желтый)
  • Дополнительные цвета (производные – оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый)
  • Матрёшки из Сергиева Пасада
  • Матрёшки из Полховского Майдана
  • Матрёшка Семёновская
  • Шлифовка
  • Обрисовывание деталей
  • Фон.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность учащихся

формы организации

формируемые умения

( универсальные учебные действия)

1.Организационный момент

- Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.

проверяют друг у друга наличие материалов

парная

Аккуратность, организованность

2.Формулирование темы урока и целеполагание

загадка -  актуализация темы

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

В этой молодице,
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица – 
Для меньшей,  темница. (Матрешка)

               

- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и выполним эскизы ваших будущих игрушек.

отгадывают загадку.

фронтальная работа

регулятивные:

определяют цель и проблему в учебной деятельности.

личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала.

познавательные:

определяют понятия молодица. сестрица, матрешка

3.Изучение нового материала

объяснительно -иллюстративный

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

- А на самом деле все было так…

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Если попытаться дать определение этой игрушке, то оно примерно такое: матрешка – русская деревянная кукла, внутри которой вложены подобные ей, отличающиеся друг от друга по размеру и росписи такие же куклы–матрешки.

- Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»?

Матрёшка удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы  играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении.

А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?

- Матрёшка – известная во всём мире, как символ России, а так же изделие декоративно-прикладного искусства.

  - Город Загорск считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и расписанной куклы.

Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в семью известных русских промышленников– то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку, которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неёспрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.…

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки.

И так появилась  в России  деревянная расписная кукла.

Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов,

http://gorod.tomsk.ru/uploads/28460/1236135961/7e5f3d940a76.jpg

 а выточил её токарь Звёздочкин.

http://gorod.tomsk.ru/uploads/28460/1236135961/4e01d7d4c3a0.jpg

Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка.Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

http://gorod.tomsk.ru/uploads/28460/1236135961/38377764_mat1_2.jpg

- Как вы думает, почему деревянную куклу назвали матрешкой, откуда такое имя?

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой не случайно.Матрешка – производное от имен Маша, Маня, Мария. Это широко используемое имя у славян во все времена.

Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку?

- Матрёшку сделать непросто.Чтобы изготовить её, требуется большое мастерство.

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху, берёзу.

-  Затем  надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.

Как вы думаете с какой матрешки мастер начинает свою работу. С маленькой или большой?

А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.

   Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.

Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

(На доске расположены образцы матрешек)

- Скажите, а чем то эти матрешки отличаются друг от друга?

Виды матрешек:

Старейшая русская матрёшка –Загорская.Эта матрёшка пришла к нам из Загорска.Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. . На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

В это же время производство Семеновских матрёшек, в Семёновском Нижегородской области.

Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища.

Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам.  преобладают несколько вытянутой формы с узкой, как бы срезанной сверху головой, с покатыми плечиками.

Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом.Все элементы объединяет чёрный контур.

 В 2004 году в Москве был открыт музей матрешки. Самая большая матрешка ростом с метр, а всего в ней 300 матрешек.

вот вкратце история замечательной куклы матрешки

УГАДАЙ МАТРЕШКУ

- У меня русский  сарафан,  светлые волосы выглядывают из-под платка, по краю платка-кайма, на переднике узор. У меня  нет платка,  сарафана и фартука.

- В овале лицо, а всё остальное занято крупными яркими  цветами. Есть  чёрные кудри.

- У меня большой букет  занимает весь фартук. Края платка украшает цепочка небольших бутонов

Ответы и предположения детей

Ответы и предположения детей.

Ответы и предположения детей

Ответы и предположения детей.

Ответы и предположения детей.

фронтальная работа

4.Актуализация знаний и умений

Ребята, работая парами, в группе:

- дайте характеристику этим изображениям

- какими выразительными и особенными средствами пользуются мастера, чтобы эти матрешки отличались от других, были особенными?

- какие новые слова мы сегодня встретили?

отвечают на вопросы,

фронтально в парах

5.Этап творческого применения

Практический. Творческий поиск

А теперь вы, ребята, превратитесь в мастеров росписи матрёшек.

- Предлагаю вам выполнить любую матрешку, выбрав семеновскую, загорскую или полхов-майданскую.
- Начинайте свою работу с наброска, выполнение больших цветовых плоскостей - частей одежды (платка, шубы).
- После того, как краска высохнет, приступаем к рисованию узора и лица матрёшки.

- Раздаю заготовки силуэтов матрешек

- Помощь и консультирование учащихся, при необходимости проведение фронтальной работы по устранению ошибок

выбирают вариант понравившей

ся матрешки, ищут свой путь решения учебной задачи, подбирают самостоятельно цветовую гамму, соотносят свой рисунок с работами мастеров

Коммуникативные:соблюдают нормы коллективного общения.

Познавательные:осваивают приемы художественной росписи матрешек, смешивают краски, подбирают цвета. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему создания неповторимого образа матрешки.

Личностные: осознают свои интересы и цели, художественный образ, адекватно выражают на рисунке

6.Физкультминутка

охрана здоровья

- А перед тем, как начать работу, давайте немного отдохнём.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. 
На ногах сапожки, 
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись, 
Всем знакомым поклонись. 
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.

делают физзарядку

каждый отдельно

7.Итоги урока. Рефлексия

демонстрация рисунков

-Выбираю несколько лучших работ. Обучающиеся рассказывают, какой рисунок, какой стиль им понравился и какими приемами росписи они пользовались.

Рефлексия:

- чему научился?

- в чем затруднялся?

коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.

Регулятивные: выдвигают свои версии, работают по плану.

Личностные: учатся критически оценивать свою работу, сравнивать с образцами.

8. Домашнее задание

-Ребята, на следующем уроке альбом, краски, карандаш


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М атрёшка

Слайд 2

Матрёшка – символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно-прикладного искусства.

Слайд 3

История матрёшки Город Загорск – родина русской расписной матрёшки, точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. В 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с о. Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи ( Фукурума ), которая оказалась с «сюрпризом» – разымалась на две части.

Слайд 4

Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад С.А. Малютин, а выточил токарь Звёздочкин . Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой.

Слайд 5

Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Слайд 6

Алгоритм изготовления матрёшки Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу.

Слайд 7

Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.

Слайд 8

Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.

Слайд 9

После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.

Слайд 10

Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

Слайд 11

Матрёшкины одежды Много видов у матрёшки Ведь она из разных мест. Есть загорская , тверская, И семёновская есть, Полховская , вятская – Вот какая разница! Давайте их сейчас сравним. Наряд её определим. Ведь чтоб её нарисовать, Отличия необходимо знать.

Слайд 12

Семёновская матрёшка Стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

Слайд 13

Полхов-Майданская матрёшка Разнообразны по формам: есть среди них вытянутые одноместные матрёшки–столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой с покатыми плечиками. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур.

Слайд 14

Загорская матрёшка На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. В руках держит корзинку, маленький букет чёрных цветов или чёрного петуха. На кукле чётко обозначены чёрным контуром края матрёшки Эта матрёшка – труженица.

Слайд 15

Отличительные особенности матрёшек Семёновская матрёшка Полхов-Майданская матрёшка Загорская матрёшка

Слайд 16

Одень свою матрёшку * Платок * Рубаха * Сарафан * Фартук

Слайд 17

Практическая часть Выполнить эскиз матрешки в цвете.

Слайд 18

Нарисую свою матрёшку 1.Выбери образец матрешки; 2.Составь эскиз будущего наряда; 3.Выполни матрешку в цвете, в соответствии с ее видом; 4.Распиши матрешку яркими цветами.

Слайд 19

Семеновская Полхов-Майданская Загорская

Слайд 20

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

Слайд 21

Закрепление: Что нового узнали на уроке … Что вызвало наибольший интерес … Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке …



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока Изобразительного искусства Лескиной С.С.

Данный урок проводился в 6 классе. В классе 19 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Есть ребята, которые умеют творчески мыслить, анализировать, искать пути решения.  

Обучение идет по программе «Изобразительное искусство» автор программы Б. Неменский.

Данный урок очередной по плану, является продолжением изучения темы «Связь времен в народном искусстве». Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

Тема урока: Матрешка

Цель: Знакомство  с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать; понимають и осмысливаать свое поведение.

Регулятивные: соотнешение известного и неизвестного, определение последовательности действий, прогнозирование результатов,  самоконтроль.

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний (определение границ знания-незнания); анализ своей творческой деятельности; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов творческой деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества,  умение вести диалог, слушать и понимать речь других, достаточно полное и точное выражение своих мыслей, нацеливание на получение  продукта - результата деятельности.

Предметные: владение художественными терминами, материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла.

Тип урока: знакомство с новым материалом

Форма урока: беседа, практическая работа.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные технологии;проблемно-диалогическая технология; технология оценивания учебных успехов; педагогика сотрудничества.

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный; проблемный – объяснение с опорой на наглядность; рефлексия.

Использовалась фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Приемы: Анализ, сравнение, контроль, самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка.

Принципы:

- доступности; сознательности и активности; наглядности;связи теории и практики; учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей; принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

Оборудование: Использовала на уроке презентацию, музыкальную композицию, оценочные листы; мультимедийный проектор ;компьютер; экран;изображение матрешки.

После урока учащиеся смогут : применять знания, полученные на уроке на других предметах (история, литература);применять навыки выполнения изображения матрешки на других занятиях ИЗО, во внеклассной работе; быть толерантными.

Для подготовки данного урока мною был подобран иллюстративный материал, подготовлена презентация, подобрана музыка.

Урок имеет межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через нетрадиционное приветствие – загадку. Была определена задача и цель урока.

На этапе  актуализации  знаний и фиксации затруднения применялись:  ответы на вопросы, самоконтроль. Были представлены изображения нескольких видов матрешек. С помощью иллюстративного  материала и рассуждений учащиеся получили полное представление истории создания матрешки, особенностях внешнего вида и формы.

Учащиеся сравнивали, определяли сходство и различия, сошлись во мнении, что у всех матрешек при изображении рисуется голова и туловище, у одного вида вытянутее, у другого приземистей форма. У каждого вида матрешек свои элементы оформления.

Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность,  метод самостоятельной работы.

В ходе урока планировалось развитие творческих способностей, фантазии в процессе выполнения самостоятельной работы учащимися. Были подготовлены шаблоны для учащихся особого типа.

Для меня важным было участие каждого ребенка в учебной деятельности, а знание реальных возможностей и способностей учеников помогло им проявить себя в творчестве Работы получились хорошие, аккуратные и все разные.

Рефлексия учебной деятельности позволила учащимся осознанно оценить свою работу на уроке, ученики высказываются по поводу результата урока, выбрали ответы на  предложенные вопросы. И как оценка настроения в конце урока – у всех восторг.

Считаю, что детям на уроке было комфортно.  Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Русская матрешка" во 2 классе.

Перед уроком была проведена с детьми большая подготовительная работа по изучению различных промыслов....

Описание игрушки (матрешка). 5 класс презентация

СМ. урок  русского языка Описание игрушки (матрешка). 5 класс...

Урок 5 класс "Форма и декор в народной игрушке, матрешке"

Театрализованный урок по программе Б.Неменского. Все о русской матрешке....

Урок ИЗО 5 класс Тема Русская Матрешка

5 класс  презентация для урока ИЗО на тему "Русская матрешка"...

Тема урока "Промыслы нашего края. Матрешка" ИЗО 5 класс.

Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с...

Открытый урок в 5-6 классах по изобразительному искусству "Русская матрешка".

Познакомить учащихся с русской народной деревянной игрушкой. Научить выделять характерные особенности формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана....

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».Цели:1.      Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2....