Самоанализ урока изо "Троицына неделя и ее образы в искусстве"
материал по изобразительному искусству (изо)

Царева Евгения Вячеславовна

Самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока изобразительного искусства в 5 классе

«Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве.

Троицына неделя и её образы в искусстве.»

Учитель изобразительного искусства МОУ «Бадарская средняя общеобразовательная школа» Царева Е.В.

Тема «Троицына неделя и образы ее в искусстве» является вводным занятием темы «Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве» открывающий цикл занятий по данной теме. Основной педагогической целью которого является знакомство учащихся с понятием «Троицына неделя», «традиции», с историей появления праздника и особенностями его встречи. Воспитание любови к национальному искусству, к различным видам народного творчества, развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

       Урок строится на основе использования проектной деятельности учащихся, продуктом которой является коллективная творческая работа «Праздник Троица».

       Использовался совместно-взаимодействующий метод коллективной деятельности специфика которого заключается в следующем: учащиеся класса разделены на рабочие группы, выполняющие отдельные части единой творческой композиции. Сначала учащиеся работают с текстом, выделяют главное и на основе этого разрабатывают сюжет – традиция празднования праздника «Троица».

При планировании урока были учтены следующие особенности школьников среднего возраста:

  • внимание в этом возрасте произвольное, достаточно устойчивое, достаточно хорошо развит самоконтроль и самоанализ;
  • не последнее место занимает воображение и фантазия, школьники осознают значение практического труда, стремятся к развитию приобретенных умений и навыков;
  • школьники запоминают яркий и интересный материал, увлекательные и эмоциональные образы;
  • активно развивается творческого воображение, увеличивается разнообразие сюжетов, появляется возможность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое.

На уроке в полном объеме были решены следующие задачи:

1. Личностные – формирование интереса к предметно-познавательной деятельности; формирование таких качеств личности как дружелюбие, осознание ответственности за себя и своих товарищей; первичные умения оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

2. Предметные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение образов-символов в народном искусстве); развитие эстетического вкуса, художественного мышления, умение строить логически обоснованные рассуждения; использование различных средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

3. Метапредметные – определение цели и задач урока, участие в учебном диалоге, изложение собственного суждения, осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, презентации, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта); планирование собственной деятельности.

4. Коммуникативные – формирование умений оперирования специальными терминами; умений работать в сотрудничестве; умений оценивать свою деятельность.

5. Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, способность к мобилизации сил и энергии.

Выбранная структура занятия была рациональной для решения поставленных задач:

  • организация начала занятия;
  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • усвоение новых знаний; первичная проверка усвоения учащимися нового материала на репродуктивном уровне;
  • закрепление новых знаний в коллективной деятельности с использованием проблемно-поискового метода;
  • обобщение и систематизация знаний; контроль и самоконтроль полученных знаний; подведение итогов урока и рефлексии.

Между этапами занятия существовала логическая связь.

На уроке использовались различные методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения - один из наиболее экономных способов передачи знаний. Был применен в начале изучения новой темы, когда у учащихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала. Использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации.
  • Проблемно-поисковое задание применила с той целью, чтобы ученики самостоятельно выполнили определенные виды действий, которые подведут их к усвоению и закреплению новых знаний, был использован прием «чтение с пометками». Практика показывает, что метод достаточно эффективен в тех случаях, когда содержание материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний; когда содержание доступно для самостоятельного поиска школьников, т. е. проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей школьников.

На уроке были использованы различные формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная форма способствует сплочению коллектива, учит ребят умению слушать других. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний.  Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию.
  • групповая форма была эффективной, на уроке были созданы учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой цели. В самом начале занятия был обеспечен контакт с классом, привлечено внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний.  Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Использовалось не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно - иллюстративное изложение нового материала. Во время выполнения коллективной работы к учащимся применялся дифференцированный подход, который включал в себя не только объем предстоящего задания, но и его сложность.

Проверка степени понимания учащимися новой темы проводилось систематически, при этом внимание школьников концентрировалось на главном. Ученики привлекались для исправления недочетов, проводилась связь учебного материала с жизнью.

В ходе занятия школьники показали высокую активность, самостоятельность, дисциплинированность, умение работать индивидуально и в коллективе. Время на занятии использовалось рационально за счет умелой организации учебного процесса. Для предупреждения перегрузок была введена физминутка.

Вывод:

Предложенные технологии и виды учебной деятельности, формы и методы обучения способствуют достижению высоких образовательных результатов. Развивают у учащихся эмоциональную отзывчивость, чувство эмпатии, а также формируют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, мотивов личных достижений и творческого самовыражения личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс

Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...

Конспект и самоанализ урока по изобразительному искусству в 6 классе "Сатирические образы человека"

Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Сатирические образы человека"...

Самоанализ урока изобразительного искусства по теме «Театральная афиша»

Эффективное владение и применение современных психолого-педагогических технологий, различных способов формирования у обучающихся мотивации к обучению. Представлен комплексный подход к достижению ...

Самоанализ урока изобразительного искусства по теме «Цветение сакуры. Японский веер»

Использование особых методов преподавания искусства, направленных  на развитие творческой  активности личности: метод широких ассоциаций (мифология Японии, поэзия «хокку», музыка японская, п...

Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)

Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита») составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Троицына неделя и её образы в искусстве. Презентация по изобразительному искусству для 5 класса

Троицына неделя и её образы в искусстве. Презентация по изобразительному искусству для 5 класса...