Разработка урока в 6 классе по теме "Портрет"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Конструкция головы человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по ИЗО403.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА

ВЕРХ-АЛЕУССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Разработка урока в 6 классе по теме:

«Портрет. Знакомство с конструкцией головы человека и её пропорциями»

  

Подготовила: учитель ИЗО

1 квалификационной категории

                                                                                                            Н.А.Казанцева

                                                 

                                                             

                                                             2015г

Тема урока: «Портрет. Знакомство с конструкцией головы человека и её пропорциями».

 

Демонстрационный материал и оборудование :  слайды.

 Цель: ознакомление учащихся с одним из жанров изобразительного искусства - портрет и  закономерностями в конструкции построения головы человека, соотношением пропорций его черт лица.

Задачи:

-  познакомить  с разновидностями портретов(парадный, камерный; в полный рост, по пояс, по грудь, лицо);

- дать понятие-«осреднённая схема»(средняя линия и симметрия лица; соотношение количества модулей пропорций по вертикальной и горизонтальной линиям лица).

-   развивать наблюдательность, навыки анализа при построение схемы лица;

- воспитывать эстетический вкус через формирование умения увидеть красоту и гармонию во внешнем облике любого человека опираясь на теорию толерантности.

   

                                                       План урока:

I.Введение.

II. Основная часть(практическая).

III. Заключение(рефлексия).

Ход урока

 I.Введение.

 1. Приветствие,  объявление темы и цели урока.

2.Проверка готовности учащихся к уроку(наличие листа бумаги А4, простого карандаша и ластика.

  У ч и т е ль. Здравствуйте, я-Казанцева Наталья Александровна, учитель изоб. искусства В-Алеусской школы. Сегодня я у вас буду вести урок, но время его ограничено(30 минут), а нам нужно многое успеть. Огромная просьба к вам, дети, давайте постараемся внимательно меня слушать, не отвлекаться, чётко и быстро, по возможности,  выполнять все действия, которые я вам предложу. 

(№1)Тема  нашего занятия-«Портрет. Знакомство с конструкцией головы человека и её пропорциями».

Посещая музеи, Рассматривая иллюстрации в журналах, книгах и учебниках, мы встречаемся с лицами далёких и незнакомых нам людей. И эти изображения лиц называются портретами. Перед вами известный всем портрет кисти титана эпохи Возрождения- Леонардо да Винчи -Джоконда (Мона Лиза), который находится в Париже, в Лувре.

(№2)Цель нашего сегодняшнего занятия: познакомиться с одним из жанров изобразительного искусства - портрет и  закономерностями построения изображения головы человека, соотношением пропорций его черт лица.

(№3) Что же такое - портрет? Это-образ реального определённого человека. Его смысл-отображение индивидуальных, характерных качеств и черт лица, присущих только портретируемому, ведь в переводе с латинского, слово «портрет»  обозначает «извлечение сущности». Все портреты непохожи друг на друга. Вроде бы и устроены мы все  одинаково: глаза, нос, губы, но как же  мы индивидуальны.  Посмотрите друг на друга и вы сразу же увидите различия черт лица у своего соседа с собой. Мы все разные, но все мы прекрасны. И именно наша индивидуальность делает нас такими неповторимыми. Представьте, если бы мы были все на одно лицо, то мир бы стал скучным и нам трудно было бы отличать друг друга. Задача портретистов-запечатлеть и оставить потомкам изображения   своих современников: знаменитых и незнаменитых, красивых и не очень.

(№4) В России первые портреты назывались – парсуна, что обозначает персона, то есть человек. Это парсуна 17 века и на ней изображён князь  Скопин-Шуйский. Эта парсуна написана в соответствие с канонами иконописи и он не полностью соответствует правилам написания портрета.

(№5) А вот уже настоящий портрет - перед вами знаменитый портрет помещицы  Струйской кисти великого русского художника-портретиста  Фёдора Степановича Рокотова. Всмотритесь в этот портрет, неправда ли он прекрасен? Мы бы и не знали эту даму, если бы художник в 1772г не написал  её портрет, который живёт своей жизнью уже  почти 250лет. Поэт Николай Заболоцкий- в 1953г,увидев портрет - был потрясён им и написал стихотворение «Портрет».

ПОРТРЕТ
Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

 С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

 Полуулыбка, полуплач

Ее глаза - как два обмана,

 Покрытых мглою неудач.

 Соединенье двух загадок,

 Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

 Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

(№6)Все портреты по виду используемых художественных материалов делятся на портреты, которые пишут красками(акварель. гуашь. масло),это-живопись. 

(№7)На портреты, которые рисуют(карандаш, тушь, сангина, уголь, мелки….), это-графика.

(№8)На портреты, которые лепят из глины и гипса, это-скульптура.

(№9-№10)На скульптурные портреты, которые вырезают из дерева или высекают из камня.

(№11)На скульптурные портреты, которые льют из металла.

(№12)Можно сделать из бумаги учебную работу-портрет в технике -бумажная пластика и аппликация.

(№13)Так же портреты по назначению делятся на парадные, целью которых показать общественное положение героя.

(№14)Камерные, в котором большее внимание уделялось индивидуальным особенностям человека.

(№15)Ещё существует одна разновидность деления портрета, это по способу изображения: в полный рост.

(№16)по пояс.

(№17)по грудь, такой портрет в скульптуре ещё называют - бюст.

(№18)и изображение лица героя.

(№19)Художники тоже хотели, чтобы их облик остался в памяти потомков и тогда рождались – автопортреты, это когда художник изображал свое портрет.

Вот мы и познакомились с жанром ИЗО-портрет и его разнообразием.

II. Основная часть(практическая).

(№20) Перед вами мои работы, я тоже когда-то училась рисовать и научилась и работы моих учеников, тоже 6классников. Перед началом  практической части нашего урока  я хочу пожелать нам всем удачи.  «Дорогу осилит идущий». Давайте и мы попытаемся осилить дорогу. И как мы уже поняли, голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человеческого тела и лица с древности. Особенных успехов в этом достигли художники эпохи Возрождения.

Давайте и мы приступим  к изучению конструкции головы человека и её пропорций.

(№21) И так, посмотрим друг на друга.Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорциям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет По началу мы познакомимся с «осредненной схемой» пропорций человеческого лица. Так как время нашего урока ограничено и поэтому я подготовила для вас уже готовые сетки для построения этой схемы. Я же сейчас быстро  нарисую её на доске.

Как вы уже видите: каждая ячейка сетки - квадратик 2х2см. БУДЕМ НАЗЫВАТЬ ЕГО МОДУЛЕМ.  По вертикале отложено 7 модулей, а по горизонтале-5 модулей.

 В большинстве случаев голова человека  повторяет силуэт яйца, впишем в нашу сетку форму яйца, так, чтобы она полностью занимала всю сетку и по возможности не выходила за её рамки и получим овал человеческого лица.

Ещё на ваших сетках есть 2 линии: горизонтальная и вертикальная и они делят наш овал лица строго на две равные части. Горизонтальная линия - ось глаз (ОГ)- проходит точно на половине общей высоты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это представляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разработана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.


Рис.1.Пропорции головы человека(осреднённая схема).

СЧИТАТЬ ВМЕСТЕ 

вассмотрим размещение остальных деталей лица, если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя (Т) (волосы-займет l/7 часть этой величины-модуль.  

На лоб-до линии бровей мы отложим 2 модуля(ЛБ),

дальше откладываем ещё 2 модуля на нос(ЛН)

 и  1 модуль, чтобы обозначить линию рта(ЛР)

Эта величина – l/7 высота головы - оказывается модулем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз.

Найдём линию глаз и разделим её на 5 равных частей, во 2 и 4 частях будем располагать глаза. Нарисуем формы, напоминающие листочки  или вытянутые овалы.

Расстояние между глазами равно длине глаз и расстоянию от внешних уголков глаз до крайних точек висков, а также-равно ширине крыльев носа -модулю. ОТМЕТИМ ЭТО Ширина рта немного шире ширины крыльев носа. ОТМЕТИМ ЭТО

Мы установили вертикальные и горизонтальные параметры деталей лица.

Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индивидуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении конкретных особенностей каждой индивидуальной головы. 

Рисунок головы требует более глубоких знаний и большого опыта. Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, затем деталей, но не срисовывая их в упор по отдельности, а сопоставляя их друг с другом и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке. То есть в начале работы вы должны наметить на листе общую форму головы, показывая ее основные части. В середине работы выясняются ее мелкие формы. В конце работы необходимо возвратиться к обобщению, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное. Займёмся прорисовыванием формы деталей лица.Вернёмся к глазам

Характер глаз, их посадка бывают разнообразным: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п. Подрисовываем веки(верхнее чуть шире нижнего). Рисуем зрачки(большой –это цвет глаз-это радужная оболочка и маленький - чёрный).

Рисуем надбровные дуги ,они тоже могут иметь разную форму(прямые, изогнутые дугой или, так называемым, «домиком»).

От бровей вниз рисуем ствол носа и обращаем внимание на то, что переносица(основание) уже ширины крыльев носа.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на (три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие ...

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту.

А теперь нарисуем рот, ширина рта чуть шире крыльев носа. Верхняя губа уже нижней. У рта есть уголки и они смотрят вниз или вверх.

Начинаем рисовать уши, их высота располагается в 4 и 5 модулях от макушки головы, то есть от бровей и до кончика носа. Заметим, что верхняя часть уха больше и шире нижней части-мочки. СЧИТАТЬ

Шея состоит из 3 фигур: прямоугольника по центру и 2 пологих  лежачих треугольников. Она у нас всех разной ширины. Можно определить её ширину по уровню внешних уголков глаз или чуть шире. И обратите внимание, что  шея в месте соединения с головой уже, чем  в основании.

В самой верхней части головы рисуем волосы, линия волос может быть конечно выше или ниже этого уровня, но мы возьмём усреднённый вариант.

Вот мы и нарисовали портреты неизвестных нам людей, может где-то в мире наверняка существуют люди с такой внешностью, мир так разнообразен, но  существуют же в мире двойники. Мы рисовали по одной схеме, но портреты получились разные. Это зависит от ваших индивидуальных художественных возможностей и индивидуального видения человеческого лица.  Конечно, работа незавершенна, требуется более детальная разработка и выбор цветовоего решения. Этим вы можете заняться дома. 2ая часть цели нашего урока выполнена-мы познакомились с соотношением пропорций черт лица человека.

 III. Заключение(рефлексия).

Чтобы все присутствующие увидели результат нашей работы, сделаем импровезированную выставку-быстро развешаем ваши рисунки на доску.       ВЫБИРАЮ ТРОИХ И ОНИ БУДУТ СОБИРАТЬ И ПОДНОСИТЬ РИСУНКИ К ДОСКЕ -пусть они их оценят.

Спасибо! Теперь, пожалуйста, вы сами оцените наш урок. У каждого из вас по 2 кружочка. При помощи их(красного- вам понравился урок и вы чему-то научились и серого- вам не понравился урок)- оцените наше занятие. Выбранный кружок поднимите вверх.

Спасибо вам за работу и поддержку. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...