«Праздничный народный костюм – целостный художественный образ».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Кручинина Марина Сергеевна

Конспект урока ИЗО в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo_v_5_klasse.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Кручинина Марина Сергеевна,

учитель ИЗО и музыки,

МБОУ Ромодановская СОШ Алексеевского района Республики Татарстан

  Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему:

 «Праздничный народный костюм – целостный художественный образ».

        Цель урока: познакомить обучающихся с видами и символическим значением русского народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде.

Задачи урока:

- познакомить с особенностями русского праздничного костюма;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус;

- воспитывать интерес к народному творчеству.

Используемый УМК: Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс»: учеб. для общеобразоват. организаций/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.  М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование  ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков  доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с  опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;

коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учащимся предлагается посмотреть видеоролик «Русский танец».

- Ребята, что вы сейчас увидели? (Русские народные танцы).

- Что особенного вы заметили в исполнителях этих танцев? (Костюмы).

- Верно. Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде «и в пир, и в мир, и добрые люди». (Повседневная, праздничная, обрядная).

3. Постановка цели и задач урока.

- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке? Попробуем сформулировать тему урока. Исходя из темы, сформулируем цель и задачи  урока.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель читает фрагмент стихотворения:

«Нам, россиянам, русского костюма

историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

о быте, нравах может рассказать».

 «По одежке встречают…»

Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д.  Чаще всего знаками различия были е покрой и вид одежды, а её цвет и количество декора. Цвет в костюме имел своё значение.

Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим.

-Можете ли вы предположить, какой костюм считается северорусским? Почему? Что является основой северного и южного костюмов?

Рассмотрим мужской праздничный костюм. Основой мужского костюма была «рубаха» - от древнеславянского «руб»- кусок ткани.

-Рассмотрим орнамент на рубахе, где-то мы его уже встречали?

Единство пользы и красоты орнамента, связь с природой.

-Какую роль играла вышивка на рубахе?

-Какие цвета преобладали в народном орнаменте?

- Каково их значение?

Собственную рубаху  не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье.

Частью костюма были штаны (порты). Штаны были неширокими синего или чёрного цвета. Праздничные штаны бывали в полоку. Они заправлялись в сапоги.

На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс.

- Какую функцию он мог выполнять, если одевали его сразу после крещения?

Рассмотрим женский праздничный костюм. Сарафан был одеждой всех сословий.

-Что представлял собой сарафан? Как украшен? Где расположен орнамент?

Сарафан обязательно подпоясывался  пояском, и девушки носили на нем съёмные карманы - «лакомники».

-Как вы думаете, что там находилось?

- Что еще одевали в праздник поверх сарафана, опишите?

(душегрея-епанечка- коротея).

 В южных районах России модницы одевали поневный комплекс.

-Чем наряд отличается от северного?

Понева-юбка. Она одевалась поверх рубахи, затем передник и навершник.

Завершал праздничный костюм головной убор.

-Какие русские головные уборы вы уже знаете?

-Есть ли отличие между женским головным убором и девичьим?

 -Отличаются ли головные уборы северных народов, от южных?

 Учитель ведёт речь о головных уборах и украшениях.

Любой  национальный костюм, так или иначе, отражает особенности национальной культуры.

-А где сейчас используют элементы национального русского костюма?

5. Динамическая пауза.

Представьте, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы  современных дизайнеров.

Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы!

6. Творческая практическая деятельность.

Предлагается работа над созданием изображения русского народного костюма.

Ребята, сегодня вы команда дизайнеров-костюмеров, работаете в Доме культуры, в котором будет проводиться бал русского народного праздничного костюма.

Я предлагаю вам выполнить эскиз русского народного праздничного костюма. У вас на партах лежат куклы. Вот их мы и будем наряжать. По этой кукле мы изготовим элементы русских нарядов. Рубаху, сарафан, фартук, головной убор. Нарядим наших кукол?

Начнём работу с изготовления рубахи. Прикладываем куклу на лист бумаги и нарисуем рубаху, на заготовках нарисуем орнамент, украсим ворот, оплечья, грудь и подол – места возможных «входов» злых сил.

Далее мы изготовим сарафан, фартук и головной убор. А какими они будут, всё зависит от вас, ребята, от ваших способностей и знаний, которые вы приобрели на уроке.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы. Работа выполняется под звучание русской народной мелодии.

-Ребята, все вы сегодня старательно выполняли работу. Внимательно изучали новый материал, творчески подошли к практической работе, а теперь мы организуем выставку ваших работ.

Нашу выставку дополнят слайды из презентации, где мы увидим русский костюм в произведениях художников.

7. Информация о домашнем задании.

- Ребята, вместе с родителями найдите в книгах, журналах, Интернете образцы народной праздничной одежды разных регионов России, сравните их общие и отличительные признаки.

8. Рефлексия деятельности.

Ребята осуществляют самооценку собственной деятельности

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

 «Самым интересным на уроке было…»

«Урок для меня показался  …»

 «Мое настроение  …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной одежде»

Целью урока является ознакомление учащихся с историческим прошлым русского народного костюма, изучение условно-символический языка  крестьянского прикладного искусства на основе женского народног...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Проект: «Народный костюм, его состав, художественные особенности, социальная и возрастная особенность»

Одна из действенных инновационных систем является исследовательская деятельность. Актуальность исследовательской работы вызвана, с одной стороны, необходимостью совершенствования уже имеющихся подходо...