Конспект занятия "На морском дне"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Гурьева Людмила

Занятие реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» художественной направленности. Цель занятия - закрепление знаний об анималистическом жанре, выполнение творческой коллективной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_morskom_dne.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Гимназия 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по теме

 «На морском дне»

Занятие разработала:

педагог дополнительного образования

ГБОУ Гимназии 295

Гурьева Людмила Александровна

Санкт-Петербург

2020г.

Пояснительная записка

Тема учебного занятия: «На морском дне».

Продолжительность учебного занятия: 3 учебных часа по 45 минут.

Возраст детей: 10 - 14 лет.

Направленность - художественная.

Тема раздела: «Анималистический жанр».

Объединение: 15 человек, состав постоянный.

Программа: Занятие реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Акварелька» художественной направленности.

Сроки реализации программы: 1 год: 180 учебных часов в год (5 часов в неделю).

Этапы учебного занятия: организационный момент, мотивация к занятию, актуализация знаний, теоретическая часть I, практическая часть I, переменка, теоретическая часть II,

практическая часть II, рефлексия, подведение итогов занятия.

Форма обучения: коллективная.

Результаты учебного занятия: коллективное обсуждение готовой детской работы.

Цель: закрепление знаний об анималистическом жанре, выполнение творческой коллективной работы

Задачи:

-обучающие – углубить знания о размерах, анатомическом строении, цветовой окраске животных, разнообразии жизненных форм на морском дне, осуществлять связь с другими школьными предметами (литература, биология, технология);

-развивающие – совершенствовать умения рисовать животных, учить видеть общее и индивидуальное в строении тела животных, дальнейшее  развитие умений в использовании различных технических приемов в рисовании;

-воспитывающие – воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, добиваться качественной работы,  взаимную вежливость, дисциплину, коллективистские качества, экологическую культуру.

Методы и приёмы проведения занятия:

-словесные (рассказ, беседа, вопрос, совет, обсуждение);

-стимулирование интереса (показ работ художников-анималистов);

-наглядные (демонстрация приемов работы);

-практические (работа над рисунками);

-при проведении занятия используются элементы технологии групповой работы, ИКТ-технологии, исследовательской деятельности.

Наглядный материал, реквизит: Тематические подборки репродукций, фотографий, ксерокопий, рисунков по разделам программы «Акварелька». Папка-накопитель А4 «Рыбы». Составитель Гурьева Л.А., презентация в формате Power Point для занятия, составитель Гурьева Л.А., Тематические электронные подборки фотографий, репродукций для занятия, папка с документами в формате JPEG «Рыбы». Составитель Гурьева Л.А. учебные таблицы и пособия с изображением рыб, обитателей морского дна, игрушки, сувениры, изделия, книги по теме, магнитофон, компьютер

Компьютерные технологии: использование компьютера и программного обеспечения

для создания мультимедийных презентаций (PowerPoint),

Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений

Материальное обеспечение: компьютер, краски, кисти, палитры, клеенки, баночки для воды, карандаши, фломастеры, ножницы, клей ПВА, бумага

Межпредметные связи (интеграция образовательных областей): литература, биология, технология,

Обоснование темы: воспитание художественного вкуса, образного мышления, навыков

работы в коллективе.

Эпиграф:

Океан, мой древний прародитель,

Ты хранишь тысячелетний сон.

Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,

Водный, вглубь ушедший, небосклон.

                           Константин Бальмонт

План занятия:

  1.      Организационный.момент
  2.      Вступление
  3.      Повторение (беседа о художниках-анималистах)
  4.      Упражнение (графическое отгадывание загадок о животных)
  5.      Работа по теме занятия (просмотр видеоряда)
  6.      Практическая работа
  7. Итог занятия

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверка принадлежностей и готовности к занятию

  1. Вступление 

Море – колыбель жизни на нашей планете. В море возникли первые организмы – бактерии, одноклеточные, затем и многоклеточные существа.Из моря, более 400 миллионов лет назад, животные начали осваивать cушу. Мы, люди, существа сухопутные, однако на давнюю связь с морем указывает наша кровь: она такая же соленая, как и морская вода. Не потому ли так манят людей моря и океаны, с их бескрайними сверкающими на солнце просторами и черными холодными безднами. Странная, давно чуждая нам среда обитания: в одних местах почти водная пустыня, в других – буйство красок и форм жизни. Большинство обитателей морей и океанов не похожи на существ сухопутных. Сегодня мы узнаем об особенностях и формах некоторых морских животных и выполним две коллективные работы «На морском  дне» (представление команд и ответственных за выполнение работы).

  1. Повторение 

Поговорим  об анималистическом жанре.

-Как называют художников, изображающих животных?

-Давно ли человек стал рисовать животных?

-Где чаще всего мы видим рисунки художников-анималистов?

IV. Упражнение (графическое отгадывание загадок)

А теперь отгадайте загадки о животных, при этом сделайте это графически (каждому учащемуся дается бумага с текстом, после прочтения ребята должны нарисовать отгадку карандашом или фломастером).

Мордочка усатая

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

(Кошка)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

(Собака)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыбка)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток

(Рыбка)

В воде – жива,

На суше – мертва

(Рыбка)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

Сама пестрая,

Ест зеленое

Дает белое.

(Корова)

Серовато, грубовато

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Теремок ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая, рогатая.

(Улитка)

Удивляется цветок:

«Что за новый лепесток?»

Кто так прячется?

(Бабочка)

Снизу камень,

Сверху камень,

Четыре ноги

Да одна голова

(Черепаха)

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге

Голова торчит да ноги.

(Черепаха)

(Собрать рисунки, отметить лучшие, показать).

  1. Работа по теме занятия (просмотр видеоряда).

Ребята, художники-анималисты хорошо сами знают повадки, образ жизни, внешний вид тех животных, которых изображают. Давайте и мы познакомимся с некоторыми обитателями моря.

Сообщение учащегося :Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Удивительное разнообразие  внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение – змеевидные (угри, мурены) (слайд 1), плоские (скаты, камбала) (слайд 2), дисковидные (рыба-луна) (слайд 3), торпедообразные (акулы, тунцы) (слайд 4), шарообразные (кузовок, рыба-шар) (слайд 5). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать. Еще  более  невероятной кажется окраска рыб. Окраску  рыб определяет слой клеток кожи, находящихся под прозрачной чешуей. Эти цветоносные  клетки называются хроматофорами и содержат в себе зерна пигмента – чаще всего оранжевого, желтого и красного цветов (слайд 6). Чаще всего окраска рыб имеет не сигнальный, а покровительственный характер. Очень искусно маскируются под цвет грунта донные рыбы. Один из самых умелых мастеров камуфляжа – обыкновенная камбала, которая с легкостью хамелеона подделывает свою окраску под камни, песок, ил (слайд 7). Иногда рыбы достигают такого совершенства, что имитируют окружающие предметы не только по цвету, но и по форме. Амазонская рыба-лист напоминает побуревший опавший лист дерева (слайд 8). Не уступает ей и морской конек-тряпичник, сливающийся с водорослями, в которых обитает (слайд 9). Таким же затейливым образом саргассовый морской клоун, покрытый длинными кожными выростами вроде нитей, имитирующими стебли растений (слайд 10 – один из видов рыбы-клоуна). Многие рыбы меняют цвет при испуге и после смерти.  Такие удивительные перемены происходят с яркой зелено-золотой корифеной. Прощаясь с жизнью  она  становится  синей и  чисто-белой, затем тусклой  буровато-оливковой (слайд 11).

 Педагог. А теперь еще раз посмотрите на рисунок обитателей коралловых рифов (слайд 12). Кроме красочных рыбок мы видим причудливой формы кораллы, губки, а также растения – водоросли. Выполняя коллективный рисунок «На морском дне», используйте формы рыб и других обитателей моря, с которыми вы познакомились.

VI. Практическая работа.

1. Распределение работы: первая пара рисует рыбок-бабочек и водоросли, вторая – ринекант и кораллы, третья – рыбок-клоунов и ракушки и т.д.

2. Раздать подготовленные рисунки (рыбки, кораллы, водоросли)

3. Напомнить последовательность выполнения рисунка (от простого к сложному) по таблице.

4. Использовать различные художественные материалы и различные техники рисования («по сухому» - наложение цвета, «по сырому» - вливание одного цвета в другой и т.д.).

5. Техника безопасности при работе с ножницами:

 - работать аккуратно, следить за положением пальцев;

 - ножницами не размахивать, передавать осторожно, тупым концом вперед;

 - после работы положить ножницы на место (чехол, коробочка).

По мере выполнения рисунков помощники педагога собирают вырезанные заготовки и приклеивают их на большие листы с уже подготовленным фоном (ребята могут советовать, как лучше расположить заготовки).

VII. Итог занятия.

Выступление учащихся-помощников педагога. Рассказ о полученной работе: что является центром (выделение главного), уравновешена ли композиция, применение ритмического повтора, показ движения, цветовое решение, аккуратность выполнения, чьи заготовки удачнее.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Змеевидные (мурена)

Плоские (камбала, скат)

Дисковидные (рыба-луна)

Торпедообразные (акулы)

Шарообразные (рыба-шар)

Яркая окраска

Камбала (мимикрия)

Рыба-лист

Конек-тряпичник

Морской клоун

Корифена (дорада)

На слайде №16 презентации «На морском дне», подготовленной к занятию для обучающихся, цифрами обозначены:

3, 11, 16 – рыбы-бабочки

4 – рогатый  занкл

5 – вымпельный щетинозуб

6 – рыба-единорог

10 – пигоплит

12 – ринекант

13 – рыба-хирург

15 – голакант

19 – креветка

20 – морской  еж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия "Морское путешествие"

Данное коррекционное занятие способствует созданию толерантных отношений в группе-классе. Через совместную деятельность учащиеся учатся выстраивать межличностные отношения между собой....

конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР "На морском дне"

Цель: продолжать обучать детей образованию глаголов-антонимов (стоит-лежит, наливает-выливает, одевается-раздевается); продолжать работу над умением подбирать однородные определения и составлять...

Конспект занятия на тему "Морское дно" (графика)

Конспект занятия по изобразительному искусству для учреждений дополнительного образования. На занятии дети знакомятся с выразительными средствами и видами графики и выполняют практическую работу на те...

Конспект занятия в старшей группе «Жизнь в морских глубинах»

познавательный материал для детей старшего возраста...

конспект занятия "Морские свинки"

занятие "Морские свинки" входит в состав раздела "Oбитатели живого уголка" программы "Юный натуралист....

Конспект занятия "Морской пейзаж"

конспект занятия для детей 8-10 лет....

Конспект занятия морское путешествие.

Конспект занятия по познавательному развитию для среднней группы....