"ЖИВОПИСЬ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Симкова  Елена Владимировна

Живопись - это:

  • искусство изображать предметы на какой-либо поверхности (стены, доски, холста) красками с ближайшею целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы;
  • вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность;
  • важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivopis.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Живопись

Живопись - это:

  • искусство изображать предметы на какой-либо поверхности (стены, доски, холста) красками с ближайшею целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы;
  • вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность;
  • важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.

Палитра древних художников

Пещера Альтаира

Неожиданно перед изумленным взором подземных путешественников из темноты возникли необыкновенные рисунки. На стене пещеры были нарисованы мощные бизоны, легконогие олени и хрупкие лани. Более всего поражало то, что эти изображения были цветные.

Вскоре после этого открытия пещера Альтаира в испанской провинции Сантандер вошла в число наиболее замечательных мест земного шара. С тех пор вот уже целый век (рисунки обнаружены в 1876 г.) альтамирская пещера – цель паломничества многочисленных туристов со всех концов света.

Влечение к ней объясняется тем, что настенная живопись альтамирской пещеры отличается от зарисовок древнего человека в других точках планеты своей древностью. Это наиболее древняя доисторическая живопись, выполненная в красках. Творения принадлежат художнику времен палеолита. Несмотря на ограниченный набор красок, в качестве которых послужили уголь, мел, цветная глина и некоторые «цветные земли», живопись в пещере Альтамира важна для нас как свидетельство извечного, постоянного стремления людей изображать мир в цвете, в красках.

Древние красители

Поначалу палитра красок первых художников была небогата и расширялась очень медленно. Однако уже 4000 лет назад в Египте имелось, по крайней мере, четыре разновидности красных красителей: 

  • прокаленная охра,
  • киноварь,
  • индиго (органические),
  • пурпур (органические).

Изучение древних памятников показало, что, кроме красного, египтянам были известны синие и зеленые красящие вещества. Их изумляющая наших современников невыцветаемость объясняется тем, что в большинстве своем это были либо оксиды (металл + кислород), либо соли (металл + кисл. остаток), т. е. наиболее устойчивые естественные (природные) образования. Именно в такие формы самопроизвольно стремятся перейти металлы, соединения которых составляли основу древних составов.

По данным тщательных исследований, синий краситель представлял собой тонко измельченное медное стекло. Оно отличается не только стойкостью к свету, но и к действию кислот и щелочей.

Зеленый пигмент на основе меди был, по-видимому, медянкой – ацетатом меди – Cu(CH3COO)2. Вполне возможно, что в качестве еще одного зеленого красителя служил оксид хрома (Сг203).

Темно-синяя глазурь того времени, безусловно, содержала в качестве красящего вещества оксид кобальта, – то вещество, которое и сейчас используют при варке стекла, чтобы сделать его синим.

На Руси летописцы, художники и переписчики рукописей к XI в. располагали основательным ассортиментом для раскрашивания заглавных букв и заставок. В древнейших памятниках русской письменности – «Остромирово евангелие» (1056-1057), «Изборник Святослава» (1073) и других уже встречаются и красная киноварь, и свинцовые белила, и медянка, и ультрамарин, и немало красящих составов на органической основе. Древнерусским мастерам была известна и способность красок менять цвет. Так, учитывалось свойство киновари чернеть под действием света. В одной из древних церковных рукописей мы читаем:

...а киноварем писать внутри церкви, а извне не писать, потому что почернеет.

Знали они и о токсичности некоторых пигментов. Встречается даже целая «статья» на эту тему:

Чем помогать себе от ядов, имеющих происхождение от меди и яри.

По мере увеличения цветовой гаммы одновременно накапливались сведения и о самых главных свойствах красящих веществ: 

  • взаимодействиe со светом;
  • изменениe цвета;
  • усиление или ослабление оттенков.

Однако, объяснение того, как возникает цвет, относится к значительно более поздним временам. Для того, чтобы разобраться в природе цвета, необходимо было выяснить, в первую очередь, что такое свет.

Первая научная попытка исследования света принадлежит английскому физику и химику Исааку Ньютону , впервые выдвинувшему вместо существовавших до этого чисто умозрительных теорий гипотезу, основанную на наблюдении и эксперименте.

Техника живописи

Cлово «техника» имеет двоякое значение.

  1. Техника – совокупность приемов, которыми определяется эстетико-практическое знание художника, направленное к наилучшему пользованию красками и другими материальными средствами для наиболее совершенного исполнения картины в смысле подражательности. Эта техника видоизменяется в зависимости от рода материалов, избранных для живописи: живопись масляными красками, живопись акварелью и т. п. требуют каждая своего рода техники. И, однако, художник может иметь свою индивидуальную технику, позволяющую ему достигнуть желаемого впечатления легче или иначе, чем достигает того другой, приобретший иную технику; это есть художественная техника, в высшем значении этого термина.
  2. Техника живописи – ряд правил, доступных всякому, и, с исполнения которых, должны начинать приступающие к занятиям живописью. Сюда должно войти первое знакомство с разнообразными материалами, в зависимости от технического рода живописи.

В техническом отношении живопись может быть

Изучение красок – тех материалов, на поверхности которых пишутся картины, способы закладывания красок и весь вспомогательный материал, нужный для живописца, - все это составляет предмет множества сочинений более или менее практического характера.

Вообще все технические виды живописи могут быть разделены в оптическом отношении на матовую или блестящую.

Матовый вид имеет гуашь, пастель, темпера, фреска, восковая живопись.

Блестящую поверхность имеют масляные картины, покрываемые вдобавок лаком, что еще более усиливает их отблеск.

С физической точки зрения представляется большая разница между матовыми и блестящими красками: в матовых – скала светотени ограниченнее, чем в блестящих. Оптическое расстояние между белым и черным цветными карандашами (пастель) значительно меньше, чем между белой и черной масляными красками. Свет, падающий на матовые краски, сообщает им некоторую белесоватость и отнимает у темных тонов то, что художники называют прозрачностью – свойство, по которому и в темных частях картины видны выступающие из глубины предметы. Краски с блестящей поверхностью, принимая на себя свет, отражают часть его в сторону без изменения, остальная же преобразовывается в поверхностных слоях красок и показывает их красочные свойства во всей полноте.

Неудобство блестящих красок: 

  • рассматривать картину можно только с некоторых определенных мест,
  • картина должна быть наклонена к стене для устранения отражающего света.

В ряду разных технических родов живописи фреска, гуашь, пастель – самые матовые.

Материальная часть акварелиста гораздо менее сложна, чем для живописца масляными красками, и занимает гораздо меньше места. Ящик с красками имеет крышки, служащие одновременно палитрой, металлический футляр или флакон с чашечками назначается для воды, а иногда и для хранения кистей. Кисти приготовляются из волоса пушных зверей (куница, соболь), что требует большой тщательности, и потому цена им высокая, но зато акварелисту достаточно полудюжины кистей, тогда как живопись масляными красками требует гораздо более кистей, которые вдобавок скорее портятся, чем акварельные. Губка, замша, стальные скоблилки, агатовые гладилки и некоторые другие принадлежности дополняют багаж акварелиста.

Технический сведения о живописи: Karl Robert, «L'aquarelle» (1879); «Traite d'aquarelle par Cassagne» (1875; есть русский перевод); «Die Technik der Aquarell Malerei von Fischer» (1888). Сведения о всех этих сочинениях часто неосновательны: непостоянные краски не резко выделены из прочих.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).

Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма); локальный неизменяемый цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве; рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой; валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр).

Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура).

Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов.

Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки (тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита).

Жанры живописи: 

  • исторический;
  • бытовой;
  • батальный;
  • портрет;
  • пейзаж;
  • натюрморт.

Виды живописи: 

  • монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно);
  • станковая живопись (картина);
  • декорационная живопись (театральные и кинодекорации);
  • декоративная роспись предметов обихода;
  • иконопись;
  • миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет);
  • диорама;
  • панорама.

Основные технические разновидности - масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж.

Акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

 главная страницаистория графики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ.ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»

Программы учебных предметов "Беседы об искусстве", «История изобразительного искусства»   разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофес...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Трафаретная живопись. Презентация по изобразительному искусству Автор: учитель ИЗО Фомченко Е.С.

Вид урока: декоративное рисованиеЦели:  научить выполнять трафаретную живопись.Задачи:1. Ознакомить учащихся с декоративно - прикладной техникой трафаретной живописи.2.Развивать декора...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г....

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...