Психолого-педагогические приемы, упражнения и игры для работы с детьми и подростками с ОВЗ
статья по изобразительному искусству (изо)

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с ОВЗ, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности обучающегося. Это сложное педагогическое явление.

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует педагог, другая игровая, ради которой действует обучающийся. Эти две цели должны дополнять друг друга.

Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НА 9-ОЙ ЛИНИИ» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Психолого-педагогические приемы, упражнения и игры для работы
с детьми и подростками с ОВЗ»

Автор:

Соломатина Татьяна Валерьяновна,

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021


Введение

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с ОВЗ, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности обучающегося. Это сложное педагогическое явление.

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует педагог, другая игровая, ради которой действует обучающийся. Эти две цели должны дополнять друг друга.

Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний обучающихся.

Иначе говоря, определяя дидактическую игру, нужно знать:

  • какие знания, умения, навыки имеют обучающиеся;
  • какие  знания, навыки, умения нужно закрепить;
  • какие умственные операции развиваются;
  • какие личностные качества формируются.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Основное содержание

  1. Игра  «Было – стало» 

Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.

Оснащение. На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.

Содержание. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

 Игры на развитие интеллекта, логического мышления, внимания, памяти

 2."Найди отличие"

      Ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.

     Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Ласковые лапки"

      Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверёк" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверёк" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверёк" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный,

круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

«Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса

синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает,

поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой?

(Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

Заколдованные сказки

Цель: развить наглядно-образное мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.

Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки — ищите в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»

Игра: "Кляксы"

Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Правила: Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная "клякса". Можно дорисовать кляксу для полного образа.

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью и ЗПР (задержкой психомоторного развития)

Рассмотрим подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.

  • «Назови слово». Дети становятся в шеренгу. Учитель бросает каждому из них мяч и называет букву. Малыш должен поймать мяч, присесть, встать, назвав слово, начинающееся на эту букву и бросить мяч обратно учителю.
  • «Воробушки». С помощью считалки выбирают одного участника, который будет «котом». Его задача поймать «воробушков» – остальных игроков. «Воробушки» могут прятаться от «кота», становясь на бревно или на обозначенную мелом линию. Когда ведущий произносит фразу «полетели воробушки», участники должны спрыгнуть с «жердочки», «чирикая» и «махая крыльями», «кот» в это время начинает свою охоту

Подвижные игры для детей с нарушением зрения

Рассмотрим подвижные игры для слепых и слабовидящих детей.

  • «Догонялки с колокольчиком». Любому из детишек дают колокольчик. Выбирается пара водящих, они должны догнать участника с колокольчиком, окружив его. В свою очередь, игрок может передать колокольчик любому другому участнику. Если водящие поймали игрока, то он выбывает и передаёт колокольчик другому ребенку или сам становится водящим. Вместо колокольчика можно использовать яркую шапку или колпак.
  • «Что в мешке?» В мешочек кладут несколько разных предметов (желательно заранее познакомить детишек с ними). Малыш должен на ощупь определить их, не подсматривая, в течение определенного времени (например, за 30 секунд). Победителем будет тот игрок, кто больше всех правильно назовет предметы.

Заключение

Какие задачи можно решить через разные виды игр с особенными детками?

  • Физическое развитие происходит через подвижные, спортивные, коррекционно-оздоровительные игры. Широко рекомендуется применять упражнения с мячом, бег по силам малыша, гимнастика и т.п. Кроме непосредственно подвижных игр, обязательно нужно чередовать другие виды забав с физкультурой. В промежутках возьмите себе за привычку делать забавные движения с детками, разминая все части тела;
  • Речевое совершенствование возможно через абсолютно все виды забав, даже во время игры в мячик мы комментируем свои действия и общаемся, подталкивая ребенка отвечать нам и повторять за нами слова и выражения. Есть, конечно, специальные дидактические игры и упражнения, целенаправленно развивающие «говорение» малыша.

Также неоценимое значение в этом вопросе играет сюжетно-ролевая забава, а также театрализованные представления. Если вас интересует этот аспект развития ребенка, есть возможность принять участие в офлайн-вебинаре «Развитие речи детей с ОВЗ (формы, методы, техники)», оформить заявку можно на том же «УчМаге».

А пальчиковые и сенсорные забавы и упражнения просто незаменимы для тренировки мозговой деятельности в целом и речи в частности.

  • Развитие познавательного процесса осуществляется посредством дидактических, сенсорных забав, игры-эксперимента, игры-исследования, наблюдения. В этом направлении работают интерактивные упражнения. Стоит заметить, что речь идет не только лишь о компьютере как специальном устройстве для интерактивных игр.

Есть многофункциональные пособия, настольные игры и приспособления. Цель интерактивных игр – активное обучение, основанное на имеющемся опыте участников.

  • Социализация и развитие коммуникации происходит через коммуникативные игры, сюжетно-ролевые, игры-инсценировки, театрализованные и дидактические забавы. Хотя эти качества, так необходимые для жизни в обществе, можно натренировать во время любой совместной деятельности с малышом – поход в магазин, прогулка, работа по хозяйству и т.д.

Но нельзя недооценивать роль игр на коммуникацию, они исключительно необходимы для развития малыша.

  • Художественно-эстетическое развитие осуществляет музыкальная, театральная, художественно-прикладная деятельность, а также специальные дидактические упражнения, сюжетно-ролевые, фантазийные забавы.
  • ОСОБЕННОСТИ! К каждому ребенку с особенностями развития необходим индивидуальный подход. Следует учитывать не только сохраненные двигательные и интеллектуальные функции малыша, но и его темперамент, возраст и пол, а также волевые качества.

Библиография

  1. Колосова Т.А., Ильева Е.М. Особый ребенок. Методические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – СПб: ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2019. – 68 с.
  2. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2016. – 171 с.
  3. Ушакова О.С. Статья Развитие речи детей дошкольного возраста. – 25 с.

Интернет – источники

  1. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/11/11/kartoteka-igr-dlya-detey-s-ovz - картотека игр для детей с ОВЗ
  2. https://infourok.ru/podvizhnie-igri-dlya-detey-s-ovz-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1018510.html - подвижные игры для детей с ОВЗ
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-po-rabote-s-detmi-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja-ovz.html - картотека игр для детей с ОВЗ
  4. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/podvizhnyie_igryi_dlya_detej_s_ogranichennyimi_vozmozhnostyami_zdorovya/ - подвижные игры для детей с ОВЗ
  5. https://grot-school.ru/rcdo-spb - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, использующих ИКТ в работе с детьми с разными образовательными потребностями

Представленная программа рассматривает один из возможных путей реализации психолого - педагогического сопровождения педагогов, использующих ИКТ в работе с детьми  с разными образовательными потре...

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных компьютерными играми.

Психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных компьютерными играми. Уровень развития, характеризующий детей подросткового возраста, не является постоянным. Он растет и изменяется вм...

Тема: «Психолого –педагогические рекомендации для педагогов в работе с девиантными детьми».

Часто мы не можем до конца понять, как нам справляться с такими детьми, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу свои...

Психолого-педагогический семинар для родителей Тема: «Взаимодействие с тревожными детьми»

Тема: Взаимодействие с тревожными детьми Цель: дать участникам первичное представление об особенностях работы с категорией «тревожных детей». Знакомство родителей с приемами...