Психолого-педагогический семинар для родителей Тема: «Взаимодействие с тревожными детьми»
план-конспект занятия (5 класс)

Палагина Маргарита Николаевна

Тема: Взаимодействие с тревожными детьми

 

Цель: дать участникам первичное представление об особенностях работы с категорией «тревожных детей». Знакомство родителей с приемами и методами работы с детьми, испытывающими чувство тревоги. Разработка рекомендаций по воспитанию тревожных детей.

Оборудование: мультимедийные слайды с отображением диагностических данных, бланки для составления психологического портрета тревожного ребенка, бланки с вопросами для родителей.

План психолого-педагогического семинара:

1). Приветствие.

2). Знакомство с данными диагностических исследований.

3). Мини-лекция «Что такое тревожность».

4). Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

5). Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

6). Игра «Кенгуру».

7). Упражнение на релаксацию.

8). Упражнение «Царская семья».

9). Игра «Щепки на реке».

10). Обратная связь.

11). Индивидуальная работа с родителями воспитанников

12)  Используемая литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_seminar-attestatsionnoe_zadanie.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Психолого-педагогический семинар

для родителей

 Тема: «Взаимодействие

с тревожными детьми»

                                        Составитель: педагог–психолог

                                                           Первой квалификационной категории

Палагина Маргарита Николаевна

                                                                                                                     

г.Нижневартовск

2017 г.

Тема: Взаимодействие с тревожными детьми

Цель: дать участникам первичное представление об особенностях работы с категорией «тревожных детей». Знакомство родителей с приемами и методами работы с детьми, испытывающими чувство тревоги. Разработка рекомендаций по воспитанию тревожных детей.

Оборудование: мультимедийные слайды с отображением диагностических данных, бланки для составления психологического портрета тревожного ребенка, бланки с вопросами для родителей.

План психолого-педагогического семинара:

1). Приветствие.

2). Знакомство с данными диагностических исследований.

3). Мини-лекция «Что такое тревожность».

4). Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

5). Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

6). Игра «Кенгуру».

7). Упражнение на релаксацию.

8). Упражнение «Царская семья».

9). Игра «Щепки на реке».

10). Обратная связь.

11). Индивидуальная работа с родителями воспитанников

12)  Используемая литература

Содержание:

1.Приветствие.

2.Знакомство с данными диагностических исследований.

3.Мини-лекция «Что такое тревожность».

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь, 1997, с. 386).

Эти два термина часто смешивают, однако, это совсем неидентичные термины. «Тревога» - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, «ком в горле», слабость в ногах и т.п.  Однако помимо физиологических существуют и поведенческие проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы.

                                                         

                Мобилизирующая                                              Расслабляющая

     (дает дополнительный импульс)                           (парализует человека)

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще — во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.

Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами (Раншбург Й., Поппер П., 1983, Захаров А.И., 1997 и др.). Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.

   В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6—7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7—8 — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Причиной повышенной тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможности им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.  

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

        1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.

4. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

Родители разбиваются по группам и каждая группа составляет словесный портрет тревожного ребенка: какие качества и свойства поведения ему характерны.

По истечении 5 минут групповой работы составляется общий портрет тревожного ребенка. Ватман с характеристиками вывешивается на доску.

5. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

Повышенный уровень тревожности приводит к серьезным затруднениям в учебе, общении, сказывается на всех сферах жизни ребенка. У детей сирот тревога часто является следствием какой-либо пережитой психологической травмы.

На наш взгляд, работу с тревожными детьми необходимо проводить в трех основных направлениях:

  1. повышение самооценки ребенка;
  2. обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  3. отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

1). Повышение самооценки ребенка.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта». Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.              

 Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.

Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).

При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время.

Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

 Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно чтобы учитель в классе проводил беседы  на классных часах, во время которых все дети рассказывали бы о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях.

Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.

2). Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.

Как показали наши наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)

   Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения.

3). Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях.

Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.                        

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

6. Игра «Кенгуру».

Цель: отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание: участники делятся на пары. Один из них — кенгуру — стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д.

На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем — партнерами.

Обсуждение: участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

7. Упражнение на релаксацию.

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго — отгадать «написанное» («нарисованное»).

Затем происходит смена ролей.

Обсуждение: участники отвечают на вопрос: какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.

8. Упражнение «Царская семья».

Второе направление в работе с тревожными детьми связано с повышением самооценки. Мы предлагаем вам  следующее упражнение.

Содержание: участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет».

1-я подгруппа -  представляет царскую семью;

2-я подгруппа -  семью всемирно известного ученого;

   3-я подгруппа  - семью «новых русских»;

       4-я подгруппа  - семью кинозвезды.

Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото». Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.

9. Игра «Щепки на реке».

Цель: эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе

Содержание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться:

быстро или медленно.

Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...

Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

10. Обратная связь.

Бланк для участников содержит следующие вопросы:

1). Чем полезна для Вас эта встреча?

2). Какие приемы Вы будете использовать при общении со своим ребенком?

3). Ваши предложения.

11. Индивидуальная работа с родителями.

12. Используемая литература:

1. Лютова Е.К., Монеша Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: ООО изд-во «Речь», 2010.

2. Фролова Н.В. Влияние рассогласования когнитивного согласования стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. Авт. канд. дис. Бийск, 2015.

3. Эйберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.

4. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути её профилактики и коррекции. Авт. канд. дис.Томск, 2016.

5. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – М., 2007.

6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – СПб, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический конкурс для замещающих родителей "Родительский батл"

Психолого-педагогический конкурс для родителей был организован и проведен с целью  создание условий для повышения родительского мастерства через осмысление родителями собственного опыта воспитани...

Родительское собрание «Психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме ЕГЭ»

Скоро наступит пора экзаменов. Очень непросто школьникам пережить этот напряженный период. Нелегко, конечно, и родителям: сплошные страхи и переживания. Но, согласитесь, у нас, взрослых, в отличие от ...

Рекомендации для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми

Методические рекомендации для родителей по организации работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности...

Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»

Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...

Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития

Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...

Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с тревожными обучающимися»

Семинар-практикум был организован с целью повышение уровня профессиональной компетентности педагогов начального общего образования по проблеме профилактики школьной тревожности обучающихся. Для участн...

Психолого-педагогический потенциал юмора в повышении эффективности усвоения учебной программы детьми и практическое применение ироничного рассказа в рамках предмета «Английский язык» на примере авторского материала

Требование усваивать информацию зачастую порождает прямопротивоположный эффект. В особенности, если оно адресовано ребенку, мировосприятие которого отличается от установок взрослого человека. Детская ...