Роль и функции художественного образования
статья по изобразительному искусству (изо)
Цель: значимость художественного образования.
Методы исследования: анализ нормативных документов.
Результаты: подтверждение необходимости художественного образования в системе общего образования.
Новизна: определение роль художественного образования в системе общего образования.
Практическая значимость: предназначена для педагогов среднеобразовательной и дополнительной системы образования.
Ключевые слова: художественное образование; концепция; роль; процесс; личность; восприятие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: значимость художественного образования.
Методы исследования: анализ нормативных документов.
Результаты: подтверждение необходимости художественного образования в системе общего образования.
Новизна: определение роль художественного образования в системе общего образования.
Практическая значимость: предназначена для педагогов среднеобразовательной и дополнительной системы образования.
Ключевые слова: художественное образование; концепция; роль; процесс; личность; восприятие.
Художественное образование является важным элементом в гармоничном развитии личности. Процесс такого образования имеет ступенчатую систему. С самого раннего возраста человек сталкивается с искусством познает его бессознательно. Пытаясь изучить этот мир и осознать свое место в нем. Со временем человек вырастает и многие так и не получив ответа, разочаровавшись теряют интерес к искусству. Судорожно пытаясь избежать всякой встречи с ним. Но так как система художественного образования в России имеет непрерывность в обучении, то человеку не вольно приходиться вновь и вновь приходиться сталкиваться с искусством.
Итак, нужно ли художественное образование обычному человеку. И оправдана ли его непрерывность.
Во- первых, необходимо рассмотреть само понятие: «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [1].
Так же существует «Концепция художественного образования» – это своевременный и необходимый основополагающий государственный документ, опирающийся «на национальную доктрину образования в Российской Федерации, решающий многие насущные проблемы в области художественного образования».
Цели художественного образования:
1. повышение общего уровня значимости духовной культуры и искусства в области образования;
2. сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование уникальной системы учреждений художественного образования как носителей духовной культуры и искусства в многонациональной России [1].
Исходя из целей художественного образования, можно выделить задачи, осуществление которых оно призвано обеспечить:
1. формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;
2. подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
3. приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
4. сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
5. широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества [1].
В процессе формирования гармоничного духовного мира в человека значительное влияние оказывают предметы имеющие эстетическую направленность. Эта область определена понятием «Искусство», которое представлено тремя учебными предметами: изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Каждый из этих предметов имеет самостоятельный характер, выделен в отдельный образовательный блок. Такого рада предметы имеют возможность развивать эмоционально- нравственную культуру школьника, побуждают способность воспринимать и создавать действительность по законам прекрасного в жизни. Понимание картины мира лежит в основе формирования личности школьника, освоение опыта поколений, приобщение к духовному наследию и познанию настоящего.
Сохранение и перспектива на развитие национальной культуры лежит в основе художественного образования.
Получение эмоционально- ценностного опыта возможно лишь при условии, что этот опыт обусловлен собственными прожитыми переживаниями. В этом состоит суть и своеобразие художественного образования.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимет себя до светлого и прекрасного…» – эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития новой демократической России [2, с. 172].
Человечность, доброта и полноценное восприятие реальности- те качества, которые стоят во главе художественного образования.
Художественное образование школьников осуществляется в основном в трех формах:
1. Школа общего среднего образования, где художественное образование представлено уроком «Изобразительное искусство» и я валяется обязательным для каждого обучающегося.
2.Кружки, студии –необязательное обучения, имеющее место быть в школе, и вне ее стен, охватывая лишь заинтересованных или мотивируемых.
3.Профильные образовательные учрежден я с художественным уклоном.
Проблема развития всесторонне развитой личности на основе высокого гуманизма, нравственности и творческой активности через художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности, можно выразить замечательными словами классика русской литературы Ф.М. Достоевского. «Красота спасет мир» – сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты и невежества …»
Литература
1.Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации" (вместе с "Концепцией ...", утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001)
2. Таланов А.В. К.С. Станиславский. М., 1965, с. 172
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественного образования, как непрерывный процесспознания объективной реальности человека.
Художественное образование это очень важный элемент встановлении гармонически развитой творческой личности. В образовании осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, которое включает д...

Роль художественного образования в формировании креативной и духовной личности.
Обобщение опыта работы...

Роль и место дополнительного образования в реализации дополнительного образования нового поколения
Перспективно педагогический проект.Цель проекта - актуализировать дополнительное образование в реализации образовательных стандартов нового поколения среди детей и их родителей....

Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»
Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования....

Эссе «Роль и место дополнительного образования в современной модели образования»
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том...

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)
В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....

«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»
laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...