Роль и функции художественного образования
статья по изобразительному искусству (изо)

Цель: значимость художественного образования.

Методы исследования: анализ нормативных документов.

Результаты: подтверждение необходимости художественного образования в системе общего образования.

Новизна: определение роль художественного образования в системе общего образования.

Практическая значимость: предназначена для педагогов среднеобразовательной и дополнительной системы образования.

Ключевые слова: художественное образование; концепция; роль; процесс; личность; восприятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_khudozhestvennogo_obrazovania.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель: значимость художественного образования.

Методы исследования: анализ нормативных документов.

Результаты: подтверждение необходимости художественного образования в системе общего образования.

Новизна: определение роль художественного образования в системе общего образования.

Практическая значимость: предназначена для педагогов среднеобразовательной и дополнительной системы образования.

Ключевые слова: художественное образование; концепция; роль; процесс; личность; восприятие.

Художественное образование является важным элементом в гармоничном развитии личности. Процесс такого образования имеет ступенчатую систему. С самого раннего возраста человек сталкивается с искусством познает его бессознательно. Пытаясь изучить этот мир и осознать свое место в нем. Со временем человек вырастает и многие так и не получив ответа, разочаровавшись теряют интерес к искусству. Судорожно пытаясь избежать всякой встречи с ним. Но так как система художественного образования в России имеет непрерывность в обучении, то человеку не вольно приходиться вновь и вновь приходиться сталкиваться с искусством.

Итак, нужно ли художественное образование обычному человеку. И оправдана ли его непрерывность.

Во- первых, необходимо рассмотреть само понятие: «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [1].

Так же существует «Концепция художественного образования» – это своевременный и необходимый основополагающий государственный документ, опирающийся «на национальную доктрину образования в Российской Федерации, решающий многие насущные проблемы в области художественного образования».

Цели художественного образования:

1.        повышение общего уровня значимости духовной культуры и искусства в области образования;

2.        сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование уникальной системы учреждений художественного образования как носителей духовной культуры и искусства в многонациональной России [1].

Исходя из целей художественного образования, можно выделить задачи, осуществление которых оно призвано обеспечить:

1.        формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;

2.        подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

3.        приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

4.        сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

5.        широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества [1].

В процессе формирования гармоничного духовного мира в человека значительное влияние оказывают предметы имеющие эстетическую направленность. Эта область определена понятием «Искусство», которое представлено тремя учебными предметами: изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Каждый из этих предметов имеет самостоятельный характер, выделен в отдельный образовательный блок. Такого рада предметы имеют возможность развивать эмоционально- нравственную культуру школьника, побуждают способность воспринимать и создавать действительность по законам прекрасного в жизни. Понимание картины мира лежит в основе формирования личности школьника, освоение опыта поколений, приобщение к духовному наследию и познанию настоящего.

Сохранение и перспектива на развитие национальной культуры лежит в основе художественного образования.

Получение эмоционально- ценностного опыта возможно лишь при условии, что этот опыт обусловлен собственными прожитыми переживаниями. В этом состоит суть и своеобразие художественного образования.

«Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимет себя до светлого и прекрасного…» – эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития новой демократической России [2, с. 172].

Человечность, доброта и полноценное восприятие реальности- те качества, которые стоят во главе художественного образования.

Художественное образование школьников осуществляется в основном в трех формах:

1. Школа общего среднего образования, где художественное образование представлено уроком «Изобразительное искусство» и я валяется обязательным для каждого обучающегося.

2.Кружки, студии –необязательное обучения, имеющее место быть в школе, и вне ее стен, охватывая лишь заинтересованных или мотивируемых.

3.Профильные образовательные учрежден я с художественным уклоном.

Проблема развития всесторонне развитой личности на основе высокого гуманизма, нравственности и творческой активности через художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности, можно выразить замечательными словами классика русской литературы Ф.М. Достоевского. «Красота спасет мир» – сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты и невежества …»

Литература

1.Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации" (вместе с "Концепцией ...", утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001)

2. Таланов А.В. К.С. Станиславский. М., 1965, с. 172


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль причастия в художественном тексте

Урок развития речи по русскому языку. Анализ художественного текста....

Л.Ю. Лату. О свойствах педали и о роли ее как художественного фактора

Педаль – душа рояляФункция и действие правой педалиО педальной и беспедальной звучностиОсновные правила применения правой педалиФакторы, влияющие на применение педали, ее воздействие на игруОпасность ...

Роль художественного образования, как непрерывный процесспознания объективной реальности человека.

Художественное образование это очень важный элемент встановлении гармонически развитой творческой личности. В образовании осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, которое включает д...

Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»

Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования....

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....

«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»

laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...