Методическая разработка урока по Изо "Космос глазами художника" (5 класс)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Тимофеева Татьяна Геннадьевна

"В методической разработке урока, которая оформлена как презентация, учащимся предлагается познакомится с известными художниками, которые изображали космические пейзажи и оценить всю фантастическую палитру цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-kosmos_glazami_hudozhnika.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Космос глазами художника Тимофеева Татьяна Геннадьевна, учитель изобразительного искусства, ГБОУ Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова

Слайд 2

Космос интересует и завораживает каждого. Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал полететь к звездам и разгадать тайны космоса. Но звезды далеко. Наука и астрономические исследования дали нам возможность представить себе окружающую нас Вселенную. И она предстала перед нами как мир величественных и интригующих тайн. Вселенная будит воображение и вдохновляет и, наверное, именно художникам раньше других удалось наглядно показать людям ошеломляющую красоту неведомых миров и величие окружающего нас мира.

Слайд 3

С. Крайнев «Огонь и лед»

Слайд 4

С. Крайнев «Астероид

Слайд 5

С. Крайнев «Долина Туманов»

Слайд 6

Космизм в живописи Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий как работы философов и ученых, так и произведения поэтов, музыкантов, художников. Сюда можно отнести творчество М.В. Ломоносова, Ф.И. Тютчева, Вячеслава Иванова, А.Н. Скрябина, Н.К.Рериха, М.Чюрлениса… А. Маранов «Аромат цветов»

Слайд 7

Сущность этого интересного философского и художественного направления состоит в отображении единства человека и Космоса, нашего внутреннего духовного мира и мира Вселенной, в преображении мира и человечества через Красоту и искусство. Е. Войнова – Богородицкая «Рождение новых миров».

Слайд 8

Художников, которые рисуют космос называют художники-космисты. Творчество художников-космистов посвящено звездному небу, планетам, Солнцу и Космосу. Мир непознанного, загадочного и манящего воплощается в их картинах . С. Крайнев «Затерянный мир»

Слайд 9

Работы художников-космистов – это поэмы о Космосе, где видимое подчиняется незримому, образы рождаются на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в изысканные формы, приоткрываются невидимые миры Земли и Вселенной с ее дыханием, звуками, красками. Задумывая сюжеты о современной космонавтике, художники-космисты используют научную литературу, фотографии нашей планеты, фантастические произведения отечественных и зарубежных писателей и, конечно же, полагаются на свое воображение. О. Высоцкий «Аурическое Яйцо»

Слайд 10

Картины космистов предвосхищают раскрытие тех процессов космической эволюции, которые разворачиваются в настоящее время, но пока не могут быть описаны средствами традиционного научного познания. В своих живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о взаимосвязи человека и Вселенной, о мирах иных измерений и иных состояний материи – взаимопроникающих друг в друга и существующих как единая реальность, о красоте этих нездешних миров. Б. А. Смирнов-Русецкий «Поэма солнечного дня. Полдень»

Слайд 11

Творчество художников-космистов – это своеобразное возвращение к изначальной нерасчлененности философии и искусства, но возвращение на совершенно новом уровне – как идейном, так и изобразительном. Художники-космисты дают возможность прикоснуться к энергетическим изменениям, происходящим сейчас в мире, к изменениям, связанным с Космической эволюцией, – эти изменения наиболее полно ощущаются во внутреннем творческом пространстве искусства.

Слайд 12

Амаравелла К числу художников - космистов можно отнести объединение, которое в 1927 г. по предложению Н.Рериха стало называться необычным и красивым именем « Амаравелла ». Это слово можно перевести с санскрита как «берег бессмертия», «ростки бессмертия» или «обитель бессмертных». В объединение входили А.П. Сардан (Баранов) (1901-1974), Б.А. Смирнов-Русецкий (1905–1993), П.П. Фатеев (1892-1971), С.И. Шиголев (1895-1942?), В.Т. Черноволенко (1900-1972) и В. Н. Пшесецкая (Руна) . Космисты в своих необычайно смелых по мысли картинах воплощали те идеи, о которых писали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Мощное влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Рерихами и знакомство с учением Живой Этики. К несчастью, члены группы «Амаравелла» разделили судьбу многих талантливых русских людей, уничтоженных тоталитарным режимом. Космическое искусство на долгие десятилетия оказалось под запретом.

Слайд 13

Николай Константинович Рерих и русский космизм Творчество Н. К. Рериха, наиболее яркого из художников этого направления, продолжает древнерусскую традицию "умозрения в красках". Оно благодатно для изучения, поскольку Рерих был не только живописцем, но и мыслителем, оставившим литературные и философские сочинения. Все это позволяет провести некоторые сопоставления с идеями русского космизма, выявить особые смыслы, которые раскрываются через космизированное изобразительное искусство.

Слайд 14

Космизм в картинах Рериха Возвращению к первожизни посвятил Рерих целый цикл картин о каменном веке. Ушедшая эпоха, но, сколько значительного для нашего времени нашел там художник! Казалось бы, давно герои приобщаются к тайнам космической жизни, внимая подымающимся облакам в картине " Веления неба или небесным сферам в картине " Знамения ". Не дикарь, не полузверь, а человек тонкой душевной организации, которому были присущи удивительные способности, ныне почти утраченные, — таков древний герой Рериха.

Слайд 15

Однако в картинах Рериха есть и другое — зловещие замыслы, заклятия воды, земли, огня. Попадая под чары природных духов, человек становится "язычником". В предвоенные, предгрозовые годы Рерих создает поразительное по силе " Заклятие ”, где разрастающаяся злобная тень силится захватить весь мир.

Слайд 16

Рерих, погружаясь в древнейшую жизнь, словно безоружным глазом прозревал «клочок звездного неба». В картинах Рериха о каменном веке все предстает живым, одушевленным. Вся природа, словно откликаясь на экстатическое состояние людей, участвует в призыве солнца — " Призыв солнца ". " Небесный бой " захватывает каким-то первобытным чувством мощи стихий. И сколь бы далеко не отошли мы сегодня от открытого простора, спрятавшись за бетонными крышами, все же какие-то очень глубокие струны души, какие-то "генетические" корни отзываются при взгляде на космическую битву облаков. И уже здесь в творчестве Рериха проявилось то, что в дальнейшем утвердится и разовьется шире. Космос эстетически осмысляется как некое могучее беспредельное, почти одушевленное начало, неиссякаемый резервуар энергий.

Слайд 19

Космонавты-художники Первым же конечно вспоминается Алексей Архипович Леонов, действительно являющийся прекрасным художником, без каких-либо скидок. Его картины видели многие, их часто экспонируют, печатают в самых разных книгах о космосе и космонавтике.

Слайд 20

КОСМОС И ЧЕЛОВЕК на картинах Алексея Леонова Самая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в Космосе. Только глаза и кисть художника способны донести до людей красоту космоса и Земли, открывающиеся с космической высоты... Многие картины Леонов создавал по свежим впечатлениям. Вот картины А.А. Леонова, сделанные из космоса Первый советский искусственный спутник связи «Молния-1»

Слайд 21

Будущее освоение космоса в картинах Леонова и Соколова На заре космонавтики казалось очевидным, что освоение космоса, создание поселений на Луне и Марсе, полёты к другим звёздам - это дело обозримого будущего. Помните: На пыльных тропинках далеких планет Останутся наши следы! Никто не сомневался, что в начале 21 века на Луне уже будет поселение землян. Но, реальность оказалась иной… А о том, каким космос представляли себе в недалёком будущем советский космонавт и художник Алексей Леонов и художник-фантаст Андрей Соколов мы увидим в их картинах. На Луне А.Леонов, А.Соколов. Начало торможения

Слайд 22

Прекрасно рисует и еще один наш великий космонавт Владимир Александрович Джанибеков. Мало кто летал в космос 5 раз, причем все 5 раз командиром экипажа! Его картины тоже хорошо знакомы широкому зрителю.

Слайд 23

Картины Владимира Джанибекова Алоцвет. В. Джанибеков Рисованием он так увлекся, что это стало для него второй профессией.

Слайд 24

Юрий Гагарин В. Джанибеков Картины Владимира Джанибекова находятся во многих музеях России, США. Германии, Узбекистана, Украины и много раз выставлялись на выставках в нашей стране и за рубежом. В основном его картины и рисунки о Космосе, но иногда Владимир Александрович рисует и пейзажи.

Слайд 25

Художники – космисты доносят до зрителей идеи об одухотворенном Космосе, о беспредельности мироздания, о взаимосвязи человека и Вселенной, о мирах иных измерений и иных состояний материи. Документальные Картины космонавта Леонова и его друга Соколова. Это самые реальные космические картины, большая часть из которых нарисована человеком, видевшим все своими глазами. Каждая картина выверена технически и основана на строго научных представлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

" Методическая разработка урока по ИЗО в 3 классе. Тема: Художник в цирке.

Технологическая карта урока по ИЗО в 3 классе. Тема: Художник в цирке. УМК: Н.А.Горяева, Л.А.Неменская. Искусство вокруг нас.Учебник для 3 класса М. Просвещение, 2013. Методическое пособие к...