Диагностика и творческие задания на уроках ИЗО в 5-7 кл
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Диагностика и творческие задания на уроках ИЗО в 5-7 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_i_tvorcheskie_zadaniya_5-7_kl.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагостика и творческие задания на уроках

изобразительного искусства  5-7класс

     Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить...».

Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения. В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у детей ярко проявляется положительная эмоциональная реакция.

В школьной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности.

Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, отмечая следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий.

- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим ребятам, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение школьника к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

Творчески одарённые школьники могут проявлять большой интерес к различным видам занятий, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить – открыть, создать что-то новое. Как правило, такие дети с радостью и большой увлечённость занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией и за сведениями, как эту информацию получить. Такие дети целеустремлённы и настойчивы в осуществлении задуманного, их полностью поглощает сам процесс творчества.

На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж.Рензулли и Р.Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам:

- Проявляет интерес ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

- Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;

- Склонен к рискованным действиям;

- Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

- Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

- Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

- Нонконформист, не боится отличаться от других;

- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

   К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию предметов.

Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала школьника. Если при этом расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о раскрытии творческого потенциала учащихся.

Комплексность, многогранность понятия творчества предполагает и комплексный подход к его диагностике. Выделение одной какой-либо характеристики или качества, а также использование одного какого-то диагностического метода недостаточно для объективной и точной оценки способностей школьника.

Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.

Особенности диагностики:

Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.

Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.

Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (учитель работает вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.

Занятие являются основными методами.

Для занятия обязателен подготовительный период.

Снят лимит времени.

Основные показатели при диагностировании:

- Беглость.

- Гибкость (количество идей, умение переключаться).

- Оригинальность.

- Устойчивость интереса.

- Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).

При проведении диагностики со школьниками необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у школьников есть склонность к подражанию.

Методы диагностики должны включать словесное пояснение школьника со стороны, т.к. их речь адекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.

Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы и через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток.

Школьнику поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами. Ему необходимо показать, этот объект, придумать ему речь, язык. Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

Так для школьников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением графического рисунка, натюрморта, портрета, пейзажа, и т.д.

При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность рисунка;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

     Данные ниже задания помогут педагогу сосредоточить внимание детей на конкретной деятельности, а при необходимости переключить внимание на предмет искусства, в тоже время они активно развивают фантазию и воображение. Возможны переносы заданий из одной возрастной категории в другую.

Творческие задание

5 класс.

1. Вид сверху «Я на ковре самолете»

Задание для уроков изобразительного искусства и черчения. При его выполнении важно объяснить школьникам, что в композиции важно отобразить пейзаж, на который мы смотрим сверху. Перед выполнением задания желательно вспомнить, что видит человек из окна самолета, с крыши дома.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  вспомнить сказку о ковре-самолете;

•  обратить внимание школьников на то, как художники-архитекторы рисуют планы ландшафтов, будущих строений;

•  нарисовать вид сверху на ландшафт, находящийся в непосредственной близости от школы;

•  предусмотреть в изображении дома, парки, достопримечательности, животных, людей.

2. Эскиз украшения печи для интерьера народной архитектуры (хаты, юрты, избы)

Задание желательно проводить после экскурсии в этнографический музей. Если такой возможности нет – посмотреть видео или документальный фильм о народной архитектуре различных народов.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  перед выполнением провести беседу о взаимосвязи архитектуры, окружающей природы, климата и основными занятиями коренного населения;

•  обратить внимание на особенности окружающей природы разных народностей, влияние природных мотивов на украшение жилья и одежды;

•  цветовое своеобразие народного орнамента разных национальностей, примечательные декоративные элементы украшения, составляющие орнамент;

•  выполнять эскиз желательно гуашевыми красками. Печь изображать в интерьере.

3. Создание рассказа-картинки с использованием солярных знаков

Задание можно выполнять на уроках изобразительного искусства, истории, литературы, мировой художественной культуры.

•  перед выполнением задания необходимо провести беседу о солярных знаках (происхождение, значение, особенности);

•  ознакомится с предметами народного быта, в украшении которых наши предки использовали солярные знаки;

•  эскиз может напоминать вышивку, ткачество, роспись;

•  в изображении нужно зашифровать какой-либо рассказ, историю;

•  материал по выбору (цветные карандаши, фломастеры).

4. Эскиз буквицы к былине, сказанию

Задание вполне уместно и на уроках изобразительного искусства, и истории, и литературы.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  вспомнить, что такое былина, сказание;

•  рассмотреть внимательно буквицы в книгах, выполненные художниками к сказкам, былинам;

•  эскиз буквицы желательно давать с небольшим текстом;

•  характер буквицы, ее изобразительные и декоративные элементы должны перекликаться с основным содержанием текста.

5. Изобразить символ Бурятии, Улан-Удэ.

Вспомнить главные достопримечательности  Бурятии, Улан-Удэ (по выбору), историю происхождения города.

Пояснения к заданию:

•  предложить в создании символики города использовать такие выразительные средства, которые подчеркивали бы значимость города, его особенности;

•  тщательно подбирать цветовое решение символа. Не более трех цветовых отношений.

Выразить слово «таинственность»: в цвете, в форме, линии, звуке (описание звука), в запахе (описание), передача словесного образа (описание словами) – задание может быть предложено также и в 5, 6, 7 классах:

В процессе выполнения задания у детей максимально включается в работу разные виды творческого мышления (музыкальное, художественное, визуальное, двигательное, осязательное, вкусовое и др.). Работа выполняется на одном листе бумаги, разделенном на шесть частей.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  в каждой части ученику необходимо выразить с помощью цветных карандашей (фломастеров, красок – по выбору) свое эмоционально-чувственное отношение к воспринимаемому слову;

•  в 1-м квадрате необходимо с помощью цвета (нескольких цветов) формально выразить «какого цвета таинственность» (рисуем без конкретного изображения чего-либо – только цветом);

•  во 2-м квадрате с помощью линии (карандаш, фломастер) показываем какова форма таинственности (замкнутая линия, имеющая какую-то определенную. «таинственную» форму);

•  в 3-м квадрате фломастером или карандашом рисуем таинственную линию;

•  в 4-м квадрате пытаемся описать (если писать не умеем сказать учителю или помощнику, и он запишет) какого вкуса таинственность (какого вкуса «таинственная конфета»);

•  в 5-м квадрате необходимо описать «таинственную музыку»;

•  в 6-м квадрате нужно описать словами, что такое «таинственность».

6 класс.

1. Эскиз орнамента на основе заданной модульной сетки

Задания такого рода можно выполнять на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черчения, истории, литературы. Такие примеры работы помогают лучше почувствовать атмосферу изучаемой эпохи. Они особенно нравятся учащимся 6 – 7 классов. Перед выполнением задания желательно сходить на экскурсию по городу, парку, где встречаются декоративные решетки. Посмотреть документальные и видео фильмы.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  обратить внимание на декоративные элементы, материал, из которого выполняются декоративные решетки;

•  решетка – часть архитектурного ландшафта и садово-паркового ансамбля;

•  задание желательно вначале выполнить в карандаше, а затем в туши или фломастером;

•  можно выполнить решетку сада к какому-то литературному произведению, к конкретной архитектуре, саду;

•  стараться максимально отобразить время, стиль, направление в искусстве.

2. Эскиз авторского иероглифа, знака, символа (передача характера и увлечения).

Перед выполнением задания вспомнить, что такое иероглиф, знак, символ. Общее и различия. Проводится задание на уроке ИЗО, литературы или истории.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  рассмотреть внимательно эскизы авторских иероглифов, знаков;

•  попытаться передать в знаке, символе свои особенности, увлечения, интересы;

•  цвет использовать скупо (2-3 цветовых отношения).

3. Эскиз «Дом вечности», «Дом-Звезда»

Задание для уроков изобразительного искусства или дополнительных занятий искусством, а также уроков астрономии. Перед выполнением желательно пообщаться с учащимися на темы будущего, космоса (звезды, планеты, галактики). Было бы неплохо провести такое занятие после посещения планетария. Задание особенно полезно для развития фантазии и воображения, пробуждения интереса к чтению научно-фантастических книг, самостоятельному фантазированию на тему путешествий в будущее.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  прочитать на уроке интересные отрывки из научной фантастики;

•  порассуждать о вечности, бесконечности космоса, других планетах, о писателях-фантастах;

•  сочинить всем классом сказку, повесть;

•  создать эскизы домов будущего, придумать их назначение;

•  работу выполнять в туши, фломастером, карандашами.

4. Изобразить символ Пскова, Новгорода и др.

Задание можно с успехом провести на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, черчения, мировой художественной культуры.

Вспомнить особенности и главные достопримечательности старинных русских городов, истории их происхождения. Сравнить с историей своего родного города.

Пояснения к заданию:

•  предложить в создании символики города (по выбору);

•  использовать такие выразительные средства, которые подчеркивали бы значимость города, его особенности;

•  тщательно подбирать цветовое решение символа. Не более трех цветовых отношений;

•  по окончании работы сделать выставку, дать возможность каждому автору обосновать свой выбор сюжета, его характерные особенности.

5. Что означают выражения о человеке: «Золотой мешок», «Золотые руки», «Золотая голова», «Золотая душа»

Задание направлено на развитие логики и обобщения. Выяснить где и как используются эти слова, в каких случаях и почему люди их применяют в своей речи. Его проведение вполне уместно на разных уроках.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  вспомнить примеры из жизни или книг, где учащиеся сталкивались с такими определениями;

•  желательно описать эти выражения словами;

•  проиллюстрировать их изображением;

•  сочинить индивидуальный или коллективный сюжет, который можно было бы сыграть на сцене.

6. Сочинить новое приключение «Маленького принца» («найди Звезду» и придумать с ней приключение

Задание особенно хорошо проходит на уроках литературы и изобразительного искусства. Эта сказка одинаково интересна детям разного возраста. Важно выдержать текст сказки в стиле А. Экзюпери.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  перед выполнением задания вспомнить сказку, почитать ее вслух;

•  проговорить выразительные средства и особенность изложения сюжета;

•  разделить класс на небольшие группы по 3-5 человек, в каждой из которой учащиеся должны придумать свою небольшую историю;

•  написать историю, сделать к ней иллюстрации;

•  придумать и подготовить небольшой спектакль с продолжением.

7 класс.

1. Эскиз лабиринта для игровой площадки (вид сверху)

Задание можно выполнять на уроке изобразительного искусства, черчения, математики. Оно направлено на развитие способности логического мышления, умения составлять сложный путь продвижения от одного выхода к другому с учетом обманных ходов (вариантов движения).

Задание предполагает следующие пояснения:

•  познакомиться с вариантами игр, в которых предусмотрены лабиринты;

•  экскурсия в парк, прогулка по лабиринтам, просмотр фильмов, мультиков;

•  при выполнении задания важна оригинальность мышления, нестандартность предлагаемого варианта лабиринта;

•  работа карандашом, фломастером на небольшом по формату листе, возможно применение компьютерного дизайна, создание своей игровой программы.

2. Графический эскиз необычной декоративной формы по природным мотивам.

Задание желательно выполнять на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Направлено на развитие наблюдательности, образного мышления и фантазии.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  предложить школьникам посмотреть «иными» глазами на встречающиеся природные формы деревьев, камней, пней, сучков, растений, цветов;

•  выбрать для себя понравившийся объект и на основе его форты (силуэта, контура, структуры) создать свою оригинальную декоративную форму без конкретного применения;

•  украсить форму декоративными элементами.

 

3. Эскиз рисунка ткани по мотивам природных рисунков (камней, паутины, ажура листвы, окраса ягуара, леопарда и др.)

Задание для уроков изобразительного искусства, дизайна, мировой художественной культуры, оно направлено на развитие способности школьников замечать необычное и оригинальное в природных мотивах; находить мотивы, созвучные природным, в реальных предметах, объектах действительности.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  внимательно рассматривать природные рисунки, выполнить ряд набросков и зарисовок рисунков с природных объектов (камней, окраса животных); ля этого желательно сходить на экскурсию в зоопарк, в зоосад, зоологический музей, посмотреть документальный фильм о животных и др.;

•  выбрать понравившийся объект и на основе его природного рисунка создать эскиз ткани (гобелен, ковер);

•  работа фломастером, карандашом, акварелью (по желанию).

4. Графическая композиция по мотивам древней мифологии.

Задание одинаково актуально как для уроков изобразительного искусства, так и для уроков истории и литературы.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  перед выполнением задания вспомнить основные мотивы древней мифологии (славянской, греческой, индийской и др. — по желанию учителя);

•  рассмотреть иллюстративный материал в художественной литературе;

•  создавая в классе графическую композицию по мотивам предлагаемой мифологии, следует распределить между ребятами кто и какой сюжет будет выполнять;

•  возможна работа в технике компьютерной графики;

•  создание коллективной книги по мифологии.

5. Эскиз оформления зала для прослушивания космической музыки

Здание направлено на развитие фантазии и воображения учащихся, формирование способности замечать, наблюдать и находить общее в разных видах искусства.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  перед выполнением задания обсудить в классе, как выглядит зал для прослушивания музыки, особенности решения пространства;

•  послушать разную музыку (отрывки): народную, колыбельную, камерную, симфоническую, детскую, танцевальную. Обсудить ее характер, поразмышлять над тем, какое пространство желательно для прослушивания той или иной музыки;

•  внимательно прослушать музыкальные композиции, несущие в себе образы космической музыки;

•  создать эскиз зала для прослушивания этой музыки: цветовое решение интерьера, организация пространства зала;

•  работа карандашом, акварелью, аппликация.

6. Изображение условными знаками ритма стихов (С. Есенина, В. Маяковского).

Здание на развитие чувства ритма, фантазии и воображения.

Задание предполагает следующие пояснения:

•  прочитать стихи Есенина и Маяковского. Обсудить их художественные средства выражения, ритмические композиции, оригинальность творчества;

•  предложить школьникам подумать о выборе выразительных изобразительных элементов, знаков, которые адекватно отвечали бы структуре и характеру стихов;

•  на одном листе, разделенном на две части, создать две композиции, максимально отвечающие стихам этих поэтов.

Заключение

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Проблема развития способностей школьников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в школьном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др.

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Очень важны условия, при которых школьник  эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию эмоционально окрашенных образов.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Для достижения цели применяются следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

Литература

1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль.

2. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород.

3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС.

4. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М.

5. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М.

6. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М.

7. Костерин Н. учебное рисование. – М.

8. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев.

9. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М.

10. Педагогический энциклопедический словарь. – М.

11. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М.

12. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М.

13. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.

14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ.

15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ.

16. Соломенникова О. Радость творчества. – М2019.

17. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М2007.

18. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М2004.

19. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль.

20. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2019.

21. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания на уроках музыки.

Я предлагаю примеры творческих заданий, которые использую на своих уроках. Надеюсь, что они помогут Вам при подготовке к уроку....

Использование творческих заданий на уроке иностранного языка.

Использование творческих заданий на уроке иностранного языка....

Творческие задания на уроках географии

Знание – результат разнообразного, прежде всего творческого труда. Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться должно быть интересно, что эмоции играют боль...

Творческие задания на уроках музыки

В публикации рассказывается о творческих заданиях и о значении таких заданий в уебном процессе...

Творческие задания на уроках и во внеурочное время

Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний – творческий процесс. Большую помощь при этом оказывает введение в обучение творческих заданий....

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...