Проект на тему: «Построение чертежа фасада здания с использованием приёмов перспективы»
проект по изобразительному искусству (изо, 9 класс)

Тельных Ольга Викторовна

Данный проект по черчению был выполнен ученицей 9 класса в рамках Выпускного индивидуального проекта. Работа получила высокую оценку экспертов, а также в дальнейшем заняла 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса детского рисунка "Мой любимый город", организованного компанией "Леонардо" при поддержке Международного объединения учителей художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя общеобразовательная школа №3»

Индивидуальный проект

«Построение чертежа фасада здания

с использованием приёмов перспективы»

предмет: черчение

вид проекта: творческий

Выполнила:

ученица 9 В класса

Тетерина Кристина

Руководитель:

учитель ИЗО и черчения

Тельных О.В.

пгт Березовка

2022г

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        6

ВВЕДЕНИЕ

Тема проекта: «Построение чертежа фасада здания с использованием приёмов перспективы»

        Тема построения перспективы очень интересная и сложная для освоения  учащимися общеобразовательных учреждений. Она развивает синтетическое, образное, интуитивное и ситуативное (правополушарное) мышление. Но с ней обучающиеся знакомятся кратко, в упрощённом виде на уроках ИЗО в 7 классе, на уроках черчения этой темы вообще нет в программе, поскольку считается, что освоить её сложно. Так как я успешно освоила программу курса черчения, то мне стало интересно расширить круг своих знаний и умений, и я решила изучить тему построения чертежа с использованием приёмов перспективы, изготовить чертёж здания.

Гипотеза: Предполагаю, что учащиеся девятых классов могут освоить тему построения объекта в перспективе.

Объект исследования: Перспектива в начертательной геометрии.

Предмет исследования: Чертёж здания с использованием приёмов перспективы.

Цель:Доказать, что тема перспективы доступна для учащихся в рамках школьной программы по черчению.

Задачи:

  1. Изучить теорию по теме Перспектива.
  2. Научиться использовать приемы перспективы в построении чертежа здания.
  3. Изготовить чертёж здания с применением приёмов перспективного построения.

Методы исследования:

  1. Изучение и теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
  2. Фотографирование, анализ, планирование.
  3. Практический.

Продукт: Чертёж фасада здания.

План работы:

  1. Изучить теоретические аспекты темы.
  2. Выбрать объект, вид перспективы, формат и инструменты для построения чертежа.
  3. Практическая часть (построение чертежа).
  4. Оформление теоретической и практической части.
  5. Анализ проделанной работы, формулировка выводов.
  6. Подготовка к защите проекта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для того что бы приступить к выполнению чертежа, мне пришлось ознакомиться с теоретическими основами темы «Перспектива».

Слово «перспектива» французское и означает «насквозь видеть», «внимательно рассматривать», а более позднее значение «смотреть в даль». Перспектива рассматривается как наука о построении изображений предметов на какой – либо поверхности такими, как их воспринимает глаз человека.

Виды перспективы:

  1. Линейная перспектива – это изображение, построенное на плоскости. В зависимости от назначения перспективных изображений плоскость может быть расположена вертикально, наклонно, горизонтально.
  2. Плафонная перспектива – это изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка.
  3. Панорамная перспектива – это изображение, построенное на внутренней цилиндрической поверхности.
  4. Купольная перспектива – это изображение, построенное на внутренней поверхности сферы или эллипсоида.
  5. Театральная перспектива – это изображения, построенные на нескольких вертикальных плоскостях, расположенных на различной глубине.
  6. Воздушная перспектива – это способ создания глубины пространства.

В начертательной геометрии изображения пространственных фигур на плоскости, как и любой поверхности, строят по методу проекций. В школьном курсе черчения учащиеся учатся способам построения трёх видов проекции и аксонометрической проекции методом изометрической проекции. Перспективное построение относится к методу центрального проецирования. Методом центрального проецирования получают изображения при фотографировании на фотопленке, при проецировании кадров на экран.

Центральной перспективой называют изображение с горизонтальной поверхностью и главной точкой схода горизонтальных линий.

Угловой перспективой называют изображение, на котором точками схода горизонтальных линий являются любые две точки.

Поворотной перспективой называется изображение, на котором точки схода горизонтальных линий фасадов зданий последовательно перемещаются вправо и влево по линии горизонта.

Для построения перспективных изображений задают основные элементы чертежа:

- форму и размер чертежа;

- линию горизонта;

- главную точку чертежа (точку схода);

- положение дистанционных точек.

        По построению угла наклона плоскости перспективные изображения разделяют на:

- восходящую

- нисходящую

- натуральную

        Для построения перспективы какой – либо кривой применяют способ описанного прямоугольника.

        Способ архитектора – это построение перспективы объекта по плану и фасаду с учетом положения точки зрения. Он очень прост и удобен тем, что при построении перспективы объекта можно заранее выбрать положение точки зрения и картины, чтобы обеспечить определенные условия наглядности изображения. Такое изображение не предусматривает точного соблюдения масштаба размеров здания – основной акцент делается на пропорции здания и его перспективное положение.

        Этапы работы над построением перспективного изображения фасада здания:

  1. Поиск в интернете фасада углового здания в городе Красноярске. Наш выбор пал на здание Купеческого общества, расположенного на углу улиц Перенсона 25 и Мира. Здание привлекло внимание необычными деталями,
  2. Сделать подходящие фотографии фасада здания. Фотографии показывают детали для построения более точного чертежа.
  3. Сделать технический рисунок будущего чертежа, подбор инструментов. Я сделала рисунок для того что бы понять смогу ли я сделать подобный чертеж.
  4. Начало графической работы на формате А1. Графическая работа выполняется на формате А1, чтобы не было ограничений в размерах и на формате хватило места для линий построений (линия горизонта, точки схода).
  5. Выбор точки зрения и определение композиционного расположения перспективного изображения на листе. Я выбрала нисходящую точку зрения для того что бы показать точки перспективы и для того что бы чертеж был более презентабельным.
  6. Построение габаритных размеров фасада с соблюдением видимых пропорций. Я сделала расчеты габаритных соотношений фасада и окон.
  7. Построение перспективы высот, глубин и широт точек объекта, нанесение перспективной сетки, а также вычерчивание деталей объекта с использованием способа масштабирования широт и высот. Я произвела расчеты соотношения всех деталей здания с учетом их удаляемости от наблюдаемого взгляда, это было сделано для того что бы сам чертеж фасада выглядел визуально гармоничным. Так как по законам перспективы, удаляющиеся детали уменьшаются, сужаются, четкость их теряется – все это необходимо было отразить в чертеже.
  8. Анализ собственных усилий, оценка своих возможностей при выполнении практической части в проекции на учебные возможности сверстников для объективной оценки гипотезы исследования. Формулировка выводов.
  9. Оформление проекта. Подготовка к защите проектного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема перспективного изображения предметов очень интересна и, как оказалось, очень разнообразна и сложна. Законы перспективы создавались и совершенствовались со средневековых времён. В своей исследовательской работе я попробовала лишь использовать несколько базовых приёмов построения. Я думаю, что для учащихся, освоивших начальный курс начертательной геометрии, овладеть элементарными приёмами по теме «Перспектива» будет несложно. Считаю, что своим опытом я доказала ту гипотезу, которую выдвинула перед началом исследования.

Самым трудным в моей работе было использование инструментов для построения чертежа и соблюдение взаимного положения прямых и изогнутых линий для создания эффекта удалённости.

В целом работа над проектом принесла удовлетворение от процесса работы над планированием и изготовлением чертежа. Чувствую свою заинтересованность в познании данной темы в дальнейшем.

Для меня работа над данным проектом имеет практическую ценность. Я планирую в перспективе поступить на архитектурный факультет, где базовые знания в построении чертежей мне очень пригодятся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Макарова М.Н. Практическая перспектива – М. 2005г.
  2. Макарова М.Н. Перспектива.
  3. Соловьёв С.А., Буланже Г.В., Шульга А.К. Черчение и перспектива - М.1982г.
  4. Яблонский А.Г. Начертательная геометрия (перспектива), - М.: Просвещение, 1966. – с. 175.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Березовская СОШ№3» Индивидуальный проект Тема: «Построение чертежа фасада здания с использованием приёмов перспективы» Предмет: черчение Вид проекта: творческий Выполнила: ученица 9 В класса Тетерина Кристина Руководитель: учитель ИЗО и черчения Тельных О.В . 2022г.

Слайд 2

Объект исследования : Перспектива в начертательной геометрии. Предмет исследования : Чертёж фасада здания с использованием приёмов перспективы. Цель: Доказать, что тема перспективы доступна для учащихся в рамках школьной программы по черчению. Задачи : 1. Изучить теорию по теме «Перспектива». 2. Научиться использовать приемы перспективы в построении чертежа фасада здания. 3. Изготовить чертёж фасада здания с использованием приёмов перспективного построения. Гипотеза: Предполагаю, что учащиеся девятых классов могут освоить тему построения объекта в перспективе.

Слайд 3

Слово «перспектива» французское и означает « насквозь видеть », « внимательно рассматривать», а более позднее значение « смотреть в даль».

Слайд 4

ВИДЫ ПЕРСПЕКТИВЫ Линейная перспектива Купольная перспектива Панорамная перспектива Воздушная перспектива Театральная перспектива Плафонная перспектива

Слайд 5

Виды проецирования при построении перспективы: Угловая перспектива Центральная Поворотная перспектива перспектива

Слайд 6

По построению угла наклона плоскости перспективные изображения разделяют на : Нисходящая перспектива Восходящая перспектива Натуральная перспектива

Слайд 7

Способ архитектора – это построение перспективы объекта по плану и фасаду с учетом положения точки зрения. Он очень прост и удобен тем, что при построении перспективы объекта можно заранее выбрать положение точки зрения и картины, чтобы обеспечить определенные условия наглядности изображения. Такое изображение не предусматривает точного соблюдения масштаба размеров здания – основной акцент делается на пропорции здания и его перспективное положение.

Слайд 8

Этапы работы над построением перспективного изображения фасада здания: Поиск в интернете фасада углового здания в городе Красноярске. В ыбор пал на здание Купеческого общества , расположенного на углу улиц Перенсона 25 и Мира. Сделать подходящие фотографии фасада здания.

Слайд 9

Этапы работы над построением перспективного изображения фасада здания:

Слайд 10

Этапы работы над построением перспективного изображения фасада здания: 3. Сделать технический рисунок будущего чертежа, подбор инструментов .

Слайд 11

Этапы работы над построением перспективного изображения фасада здания: 4. Работа над чертежом. Использование основных приёмов перспективы. Угловая, натуральная перспектива Две точки схода Линия горизонта

Слайд 12

Итог работы

Слайд 13

Вывод: Я думаю, что для учащихся, освоивших начальный курс начертательной геометрии, овладеть элементарными приёмами по теме «Перспектива» будет несложно!

Слайд 14

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ И ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ МОИХ УСИЛИЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок швейного дела и математики по теме: "Построение чертежа и раскрой наволочки"

Урок с применением ИКТ для развития творчества  и эстетического вкуса учащихся....

Конспект урока по теме "Построение чертежа основы прямой юбки"

Этот урок предназначен для обучающихся 7 классов школ VIII вида.  Конспект данного урока поможет учителям технологии подробно дать детям знания об истории головных уборов, их классификации,...

Урок технологии по теме "Построение чертежа ночной сорочки", 7-й класс

Урок технологии по теме "Построение чертежа ночной сорочки", 7-й класс...

План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.

План-конспект урока относится к модулю  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой  одежды». К разработке урока прилагается ег...

Презентация урока черчения (8 класс) по теме "Построение чертежа на основе анализа формы предмета"

Презентация урока черчения (8 класс) по теме "Построение чертежа на основе анализа формы предмета"...

Интегрированный урок (швейное дело+математика) Тема: Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья

Урок по теме «Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья»  из  раздела «Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды»  9 класса. Первый уро...

Интегрированный урок. швейное дело - математика 5 класс. Тема: «Построение чертежа квадратной салфетки».

Цель урока: Систематизация  и использование  измерительных знаний, умений и навыков, полученных на уроках швейного дела и математики при построении чертежа салфетки.Задачи урока:Образователь...