Технологическая карта урока 6 класса
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Иванова Екатерина Сергеевна

Тема урока: "Древние образы в народном искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_drevnie_obrazy_v_narodnom_iskusstve.docx45.95 КБ
Файл razd._material.docx690.87 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

"Волгодонский педагогический колледж"

(ГБПОУ РО "ВПК")

Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования детей

Выполнил: студент  группы ПДО-3.2

Иванова Екатерина Сергеевна.

Проверил:

Педагог-наставник: Ф.И.О. ________________

                                                         подпись

Методист: Владимирова Фаина Юрьевна ________________

                                                                                подпись

                                                                                             Оценка:

Волгодонск

2023г

Дата проведения:08.12.23

Направление деятельности: художественная

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Тема занятия: «Древние образы в народном искусстве»

Тип занятия: Комбинированный

Форма организации занятия: Фронтальная, индивидуальная

Применяемые педагогические технологии: Личностно-ориентированные технологии

Цель: Создание условий для знакомства обучающихся с языком русского народного искусства, открыть содержательный смысл образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.

Задачи:

1. Образовательные: научить передавать выразительность форм, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции; учится мыслить на языке декоративно-прикладного искусства;

2. Развивающие: формировать духовно-нравственного развитие;

3. Воспитательные: воспитывать интереса к народному искусству, воспитывать гражданственность и патриотизм, любвь к Родине к ее истокам.

Планируемые предметные результаты:

-знать: 

  • Осваивать характерные элементы народного орнамента (символы) и особенности цветового решения. 
  • Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы.

-умения: 

  • Использовать художественные материалы и инструменты для работы.
  • Уметь сравнивать, оценивать форму, распознавать символы.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе;
  • Развивать интерес к изобразительному искусству.

Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;
  • Умение организовать свою деятельность по времени, пошагово;
  • Умение осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;
  • Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные УУД

  • Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД

  • Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • Способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный.

Инвентарь и оборудование:

Ученик: карандаш, лист формата а4 и фломастеры.

Учитель: Последовательность рисования «окна со ставнями»;музыка; круги 3 цветов для рефлексии; лист а3 для пед рисунка; изображения окон со ставнями, таблицы с символами и образами.

Литература и интернет ресурсы:

  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. :
  2. https://risovanie24.ru/

Ход учебного занятия:

п/п

Этап

 учебного

 занятия

Время

Задачи этапа

Деятельность

Формируемые УУД

Педагога

Обучающихся

1

Подготовительный

1.1 Организационный (1 минута)

Подготовка детей к работе на занятии

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и я проведу у вас сегодня урок. Прежде, чем мы его начнем, давайте проверим свою готовность к нему.

-У вас на столе должны быть: лист формата а4 и фломастеры.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

2

Основной

2.1 Подготовительный

(подготовка к новому содержанию) (2 минуты)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи, выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний у учащихся.

-Сегодня мы поговорим о жизни наших предков, об их культуре. Как вы думаете, какие предметы украшали русского человека, его быт и дом? (одежда и полотенца украшены вышивкой, расписная посуда, у фасада избы украшали охолупня, оконные наличники и ставни, причелиы кровли).

-Если внимательно рассмотреть вышивку и роспись, что интересного можно увидеть? (орнамент, узоры, солярные знаки).

-В тех узорах, которыми украшены вещи, мы можем увидеть солярные знаки. Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах. Вы можете дать мне определения слов узор и орнамент? И в чем их отличия? ( узор – это рисунок, который представляет собой сочетание линий, красок и теней; орнамент - это украшение, узор, который состоит из ритмически повторяющихся элементов). (Отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека.)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? (Древние образы в народном искусстве)

-Наш урок посвящён знакомству с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые раскрываются как память народа.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока, отвечают на вопросы.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2.2 Усвоение новых знаний и способов действий (5 минут)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Украшая предметы быта и избы древними символами и образами человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал это при помощи своего народного искусства.

Народное искусство — это многовековой вид искусства, созданный людьми в разных частях света. Оно часто рассматривается как способ выражения культуры, происхождения и традиций. В народном искусстве используются древние образы, рисунки, узоры и символы для создания уникальных произведений искусства. Наши предки украшали свои дома и изделия простейшими орнаментами. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками и символами. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Символы и образы играют важную роль в народном искусстве, символизируя различные вещи, в зависимости от их контекста Они могут представлять мифических существ или божество, могут ссылаться на определенное событие, и даже отражать культурные взгляды человека. Во многих случаях эти образы и символы передавались из поколения в поколение.

Несмотря на изменения, произошедшие со временем в связи с модернизацией, древние образы и символы остаются неотъемлемой частью народного искусства

Самыми распространенными символами и образами являются:

  • Символ солнца

Солярный образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

  • Символ земли

А теперь рассмотрим символы земли. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

  • Символы воды.

Как вы думаете, в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией)

Волнистая горизонтальная линия – вода. Волнистая вертикальная линия – дождь. В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь.

  • Следующий образ – образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

  • Образ коня.

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Он олицетворял движущееся по небу солнце. Конь на крыше избы – знак, под защитой которого находится крестьянская изба. Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли.

  • Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

  • Древо жизни

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Осознанно слушают.

Познавательные:

Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Личностные:

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

2.3 Первичная проверка понимания изученного (4 минуты)

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

-Итак, давайте проверим, что из выше перечисленного вы запомнили:

  • Зачем люди в древности использовали символы и образы?
  • Что в вашем понимании «народное искусство»

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, ведут диалог

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2.4 практическая работа (25 минут)

Объяснение последовательности выполнения работы. Выполнение работы

-Ребята, мы познакомились с древними образами и символами в народном искусстве. А теперь давайте попробуем нарисовать окно со ставнями для избы, на альбомном листе используя для украшения древние символы и образы, изученные сегодня на уроке:

  • С симметричным расположением центрального образа (древо жизни; мать-земля, конь, птица, солнце);
  • С ритмическим повтором одного или двух мотивов.
  • Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из символов земли, воды, солнца или плодородия.

Последовательность рисования «окна со ставнями»:

  1. Возьмем лист и на нем начертим рамы окна, отступая от проема со всех сторон 1 см.
  2. Сделаем разметку для наличников. По бокам от рамы отложим по 1,5 см, а вниз и вверх по 3 см.
  3. По бокам рамы добавим ставни.
  4. Далее украсим вверх наличника. Например, вот такое или можете придумать свое украшение.
  5. И в последнем этапе вы должны будете раскрасить окно символами и образами народного искусства.

(народная музыка)

Выполняют рисунок на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце).

Создают выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных народных образов. 

Регулятивные:

Умение организовать свою деятельность по времени, пошагово, умение осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Умение осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;

Познавательные:

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

Личностные:

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

2.5 Контрольный (4 минуты)

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

-Ну что ребят, чудесные расписные окна у вас получились. Посмотрите, какие они разные и интересные. Кто может мне сказать:

  • Какие самые распространенные символы и образы древности вы запомнили? Охарактеризуйте их.
  • Опишите последовательность рисования «окна со ставнями»?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, ведут диалог.

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3 Итоговый

3.1 Итоговый (3 минуты)

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Организует выставку работ детей, их обсуждение;

-Вот вы и закончили работу над рисунком. Как вы думаете, получился ли у вас он? Расскажите, какие символы и образы вы использовали?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, ведут диалог.

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3.2 Рефлексивный (1 минута)

Мобилизация детей на самооценку

-Итак, давайте подведем итог проделанной работы за урок:

  • Поднимите вверх красный круг – если на уроке вам было трудно
  • Поднимите жёлтый – если на уроке неплохо поработали
  • А зеленый – если довольны своей работой на уроке

-И на этом наш урок подходит к концу.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Личностные

Способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.


План-конспект

«Древние образы в народном искусстве»

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и я проведу у вас сегодня урок. Прежде, чем мы его начнем, давайте проверим свою готовность к нему. У вас на столе должны быть: лист формата а4 и фломастеры.

-Сегодня мы поговорим о жизни наших предков, об их культуре. Как вы думаете, какие предметы украшали русского человека, его быт и дом? (одежда и полотенца украшены вышивкой, расписная посуда, у фасада избы украшали охолупня, оконные наличники и ставни, причелиы кровли).

-Если внимательно рассмотреть вышивку и роспись, что интересного можно увидеть? (орнамент, узоры, солярные знаки). В тех узорах, которыми украшены вещи, мы можем увидеть солярные знаки. Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах. Вы можете дать мне определения слов узор и орнамент? И в чем их отличия? ( узор – это рисунок, который представляет собой сочетание линий, красок и теней; орнамент - это украшение, узор, который состоит из ритмически повторяющихся элементов). (Отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека.)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? (Древние образы в народном искусстве) Наш урок посвящён знакомству с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые раскрываются как память народа.

Осн. часть:

Украшая предметы быта и избы древними символами и образами человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал это при помощи своего народного искусства.

Народное искусство — это многовековой вид искусства, созданный людьми в разных частях света. Оно часто рассматривается как способ выражения культуры, происхождения и традиций. В народном искусстве используются древние образы, рисунки, узоры и символы для создания уникальных произведений искусства. Наши предки украшали свои дома и изделия простейшими орнаментами. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками и символами. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Символы и образы играют важную роль в народном искусстве, символизируя различные вещи, в зависимости от их контекста Они могут представлять мифических существ или божество, могут ссылаться на определенное событие, и даже отражать культурные взгляды человека. Во многих случаях эти образы и символы передавались из поколения в поколение.

Несмотря на изменения, произошедшие со временем в связи с модернизацией, древние образы и символы остаются неотъемлемой частью народного искусства

Самыми распространенными символами и образами являются:

  • Символ солнца

Солярный образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

  • Символ земли

А теперь рассмотрим символы земли. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

  • Символы воды.

Как вы думаете, в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией)

Волнистая горизонтальная линия – вода. Волнистая вертикальная линия – дождь. В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь.

  • Следующий образ – образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

  • Образ коня.

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Он олицетворял движущееся по небу солнце. Конь на крыше избы – знак, под защитой которого находится крестьянская изба. Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли.

  • Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

  • Древо жизни

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

-Итак, давайте проверим, что из выше перечисленного вы запомнили:

  • Зачем люди в древности использовали символы и образы?
  • Что в вашем понимании «народное искусство»

Пр.часть:

-Ребята, мы познакомились с древними образами и символами в народном искусстве. А теперь давайте попробуем нарисовать окно со ставнями для избы, на альбомном листе используя для украшения древние символы и образы, изученные сегодня на уроке:

  • С симметричным расположением центрального образа (древо жизни; мать-земля, конь, птица, солнце);
  • С ритмическим повтором одного или двух мотивов.
  • Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из символов земли, воды, солнца или плодородия.

Последовательность рисования «окна со ставнями»:

  1. Возьмем лист и на нем начертим рамы окна, отступая от проема со всех сторон 1 см.
  2. Сделаем разметку для наличников. По бокам от рамы отложим по 1,5 см, а вниз и вверх по 3 см.
  3. По бокам рамы добавим ставни.
  4. Далее украсим вверх наличника. Например, вот такое или можете придумать свое украшение.
  5. И в последнем этапе вы должны будете раскрасить окно символами и образами народного искусства.

(народная музыка)

-Ну что ребят, чудесные расписные окна у вас получились. Посмотрите, какие они разные и интересные. Кто может мне сказать:

  • Какие самые распространенные символы и образы древности вы запомнили? Охарактеризуйте их.
  • Опишите последовательность рисования «окна со ставнями»?

Итог:

Организует выставку работ детей, их обсуждение;

-Вот вы и закончили работу над рисунком. Как вы думаете, получился ли у вас он? Расскажите, какие символы и образы вы использовали?

Рефлексия:

-Итак, давайте подведем итог проделанной работы за урок:

  • Поднимите вверх красный круг – если на уроке вам было трудно
  • Поднимите жёлтый – если на уроке неплохо поработали
  • А зеленый – если довольны своей работой на уроке

-И на этом наш урок подходит к концу.



Предварительный просмотр:

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/z/znhukwbJv1MD8C6TZBr9Vdp2704iXacPtjYyEHfNl/slide-7.jpg

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/r/RXLCxUfS0AN7PcwJaKj3qidtz8mnD4YbpW2hsT/slide-8.jpg

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674523846_gas-kvas-com-p-risunok-drevnikh-obrazov-v-uzorakh-vishivk-17.jpg

http://images.myshared.ru/118/1450405/slide_9.jpg

https://fhd.multiurok.ru/9/6/c/96c46c773386f06abf78620959c20f3c7e46b839/img19.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...