Проект "Сказочная птица"
проект по изобразительному искусству (изо)

Уткина Людмила Павловна

    Творческий проект прикладного харарактерас с элементами исследовательской работы в рамках научно- практической конференции "Шаг в науку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

XVI районная научно – практическая конференция педагогов и учащихся «Шаг в науку»

Направление: «Искусство»

Творческий проект

 «Сказочная птица»

                                                    Автор: Петроченко Карина,

МОБУ Тыгдинская СОШ

имени Т.А. Бояринцева,

с. Тыгда,

                                                                            7 класс

 Научный руководитель:

Уткина Людмила Павловна,

учитель ИЗО,

высшей категории,

МОБУ Тыгдинская СОШ

имени Т.А. Бояринцева,

с. Тыгда

 

с.Тыгда

2022 год

Содержание

1 . Введение

1.1. Обоснование выбора темы…………………..………………………2

1.2. Цель и задачи проектной работы………………………….………. .3

2. Основная часть

2.1. Историческая справка…………………………………………….....3-9

2.2.Знакомство с техникой объемного изображения  ………………..10

2.3.Инструменты и материалы…………………………………………10

2.4. Техника безопасности ……………………………………………10-11

2.5 Технологическая карта  создания изделия………………………11-12

2.7. Экономические расчеты ….…………………………………….……13

2.8. Экологическое обоснование…………………….………..….….……13

2.9. Эргономическая оценка……..……………………………………......14

3. Заключение……………………..……….………………….……..........14

4. Мои источники  информации……………………..….........................15

5. Приложение

Приложение 1. Анкета……………………………..……………………….16

Приложение 2. Реклама изделия…………………………………………..17

Приложение3. Готовая работа……………….……………….……………18-19

1.Введение

1.1. Обоснование выбора темы

«…народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем. Устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом… Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»

   2022 год объявлен Годом  культурного наследия народов России. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Сказочная птица, конь, человеческие фигурки, фантастические и диковинные цветы и деревья… Кто же и когда придумал эти образы, что они значили, какой смысл несут в себе? Мир, окружающий русского человека в глубокой древности, был «населен» сказочно – фантастическими существами. Центральное место в нем занимали обожествленные силы природы: дождь, ветер, солнце, луна, звезды. Птица  в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять солнце и солнечный свет, небо и воздух, душу, ветер, облако, молнию, грозу, бурю. Человек почитал  природу, считал живой и одушевленной, поклонялся ей , думал, что они наделены душой. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делал он это при помощи своего искусства. Шли десятилетия, века, развивалось народное искусство, но самое лучшее не исчезало из этой сокровищницы опыта и переходило из поколения в поколение.

Актуальность проекта

  Волшебных птиц в русской культуре великое множество — они буквально пронизывают нашу культуру и присутствуют повсюду — от сказаний, до предметов быта, украшений, конструкций и декоративных элементов жилых построек.  Распространение образа птицы и его присутствие на таких  предметах как прялки,   нательные украшения, резьба по дереву свидетельствует о его глубочайшей древности. С глубокой древности человечество связывало изображение птиц с мыслью о небе, птицу считали посредницей между землей и небом, между облаками, дарующими дождь, и земной поверхностью. Это способствовало осмыслению птицы как символа жизни. Всё, что было ценного в многовековом опыте народных мастеров, изучается и переносится в современную промышленность. Десятки учёных-специалистов по народному искусству прилагают свои усилия к тому, чтобы мы не забывали своего художественного наследства, а помня и любя его, на основе всенародного творческого опыта создавали современные бытовые предметы декоративного искусства.   

  В нашей культуре  птицы — это хранительницы домашнего очага, предвестники счастья.

  Я решила использовать современную технику изображения  для воплощения образа птицы счастья, благополучия как культурного наследия прошлого. И  сегодня такие изделия с изображением  птицы  пользуются большим спросом у наших современников.

1.2. Цель и задачи проектной работы

Проблемные вопросы:

  1. Как сделать  картину с образом птицы в народном искусстве в современной технике?
  2. Кто такая птица Сирин в славянской мифологии?

 

Цель проекта: Создание картины с образом сказочной птицы в народном искусстве.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать информацию по теме творческого проекта;
  2. Изучить историю образа птицы-девы;
  3. Знакомство с технологией  «пейп-арт»;
  4. Обобщить полученные результаты, подготовить презентацию.

Проектный продукт:

1.  Презентация к проекту;

2.  Картина в смешанной технике.

Вид проекта: творческий, долгосрочный, индивидуальный

Метод проекта: технологический

Мои  исследования: опрос, изучение литературы по теме, работа с информацией интернета,  технологический процесс  создания картины.

 

  Свое исследование я начала с анкетирования среди обучающихся. В результате выяснила, что большая часть опрошенных, не знает название птиц-дев в народном искусстве и их символическое значение.  (см. Приложение1.)

2. Основная часть

2.1 Историческая справка

  В рамках данного проекта я ставлю задачу подробнее остановиться именно на образах мифических птиц с женским лицом, к которым относятся Сирин, Алконост, Гамаюн.  Чтобы разобраться в их значении и причинах возникновения нам не обойтись и без некоторых других — реальных, но наделенных определенными магическими функциями птиц.

  Образ птицы как некий  символ занимает важнейшее место в славянской культуре — встречается он и в древних легендах о сотворении мира (Уточка, которая ныряет на дно Мирового Океана, чтобы достать кусочек земной тверди, из которой впоследствии образуется вся суша), и в сказках (Жар-птица как объект желания, Гуси-лебеди как помощники Бабы-Яги), и в былинах. Существует много птиц в народном искусстве.

Мифические девы-птицы

  В мифах славян довольно часто можно встретить описание необычных птиц с головами прекрасных дев. Они являют себя не всякому человеку. Известно о трёх таких девах - это Гамаюн, Алконост и Сирин. Две из них издревле ассоциировались у славян со светом и добром, а вот птица Сирин несла на своих крыльях тоску и печаль, чем предупреждала людей, к которым явилась, о скорой кончине. Как ни странно, этих сказочных существ часто изображали вместе. Существуют гипотезы, что таким образом люди старались уравновесить негативное влияние существа, известного как птица Сирин. Значение таких рисунков уже достаточно хорошо изучено. Но об этом мы расскажем чуть позже. А сейчас поближе познакомимся с этим мифическим существом.

Кто такая Сирин?

Птица Сирин: значение. Птица Сирин в славянской мифологии 

 Си́рин (др.-русск. сиринъ, из греч. Σειρῆνες — «сирены»)[1] — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы[2]. Считается, что Сирин представляет собой славянский образ греческих сирен[3]. Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом[4], но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё располагается нимб. [1]

Сирин. Лубок XVIII в.

Рисунок 1. Сирин. Лубок XVIII в.

  Мало кто сегодня знает, кто такая птица Сирин. Девы-птицы - так называют в славянской мифологии существа наделенные человеческими чертами. Одна из этих дев, сказочная птица Сирин, мало известна широкому кругу людей, хотя её изображения на предметах быта, одежде и украшениях славян встречаются довольно часто. Кто она? Опасна ли встреча с ней? И - самое главное – как выглядит Сирин?  

  Доподлинно неизвестно, почему именно Сирин отвели роль предвестницы бед и несчастий, ведь, согласно историческим данным, рождена она была в подобии рая – древнеславянском дохристианском Ирии. О прародителях ее ничего не известно. [2]

Рисунок 2.  Райский сад Ирий

  Как говорилось выше, из трёх сестёр зло предвещала только птица Сирин. Значение появления этого существа во многих сказках сводится именно к негативным последствиям. Однако изображение девы на предметах, напротив, обеспечивало охрану их владельцам, особенно если ими были женщины.

Место, где жили мифические девы-птицы

  В некоторых литературных источниках упоминается место обитания этого существа. Славянская птица Сирин, по уверениям древних писателей, обитала в индийских землях, близ рая. Согласно другим сказаниям местом её обитания было сказочное Лукоморье, где рос известный по пушкинским сказкам дуб-великан. Именно на его ветвях и свили свои гнёзда девы-птицы. Если же подходить к вопросу мест обитания мифических существ серьёзно, то точных географических координат не скажет ни один учёный. [3]

Птица Сирин и Сирены – одно и то же?

 Недавно историки выдвинули гипотезу о происхождении славянской птицы Сирин. Согласно ей, этот персонаж был заимствован из мифов Древней Греции.  Мы все помним, существуют достаточно много историй о греческих мореплавателях, гибнущих от пения Сирен – прекрасных дев-змей. Птица Сирин у славян тоже обладала прекрасным голосом. Все, кто слышал её пение, не могли спокойно жить и вскоре покидали мир живых. Могут ли эти, казалось бы, разные существа являться аналогами друг друга? Такого историки не исключают.

    Учёные говорили, что между Древней Грецией и Русью не могло быть контактов, а это значит, что знать о сказочных существах в культуре этих стран было невозможно. Но были  торговцы Финикии, которые могли стать тем промежуточным звеном, через которое сведения о поющих девах могло попасть в мифы славян. Описание Сирен и птицы Сирин слишком разные. Но никто не будет спорить, что вряд ли славяне могли описывать любое существо, вредящее населению Древней Руси, как обитателя океана. Что касается Сирина, то как уже было упомянуто — его прообразом считают опять же греческий источник — а именно сирен. История с сиренами несколько запутана: с одной, стороны — это женщины-птицы, облик которых дан им в наказание за некоторые проступки (наказание за гордость от Афродиты, или же наказание от муз, за то что состязались с ними в пении). С другой стороны — они тесно связаны с морем, и чаще всего угрожают своими песнями, от которых люди теряют рассудок и умирают, именно мореходам. Кто первым рассказал о ней историю - древнегреческий или древнеславянский сказитель, к сожалению, вряд ли удастся установить достоверно. [2]

 Описание девы-птицы

  Как же выглядела райская птица, Сирин? Описаниям в литературе, дева эта была прекрасна лицом. Тело её от плеч имело форму совы, а именно сыча. Перья были соответственно окрашены: серо-коричневые у основания и с тёмным тонким ободком по краю. Согласно древним описаниям, все девы-птицы были гологрудыми, однако в большинстве случаев Сирин и её сёстры изображались несколько иначе. Несмотря на то, что по пояс эти существа являлись человеком, обнажённой у них была только шея и зона декольте. Грудь же их покрывали перья или подобие одежд. Голову птицы Сирин на многих изображениях украшает венец, а в некоторых случаях – сияющий нимб, говорящий о её райском происхождении.

Рисунок 3. Птицы-девы

 О чём поёт Сирин?

  Птица Сирин, как говорилось выше, обладала прекрасным чарующим голосом. О чём же пела эта мифическая дева? Из некоторых легенд можно узнать, что основной темой её песнопений был утерянный рай и описание его прелестей. Сладкоголосая дева описывала это место настолько заманчиво, что слушающие её люди забывали о реальной жизни и всей душой стремились попасть в загробный мир. Из мифов о птице Сирин также известно, что она могла показать человеку то, что он пожелает. Расплата, правда, была слишком велика: кто-то слеп, кто-то утрачивал способность разговаривать, а кто-то и вовсе лишался жизни. Из этого можно сделать вывод, что это существо посылалось человеку как искушение. Если герой легенды выстоит перед ним, то останется при своём, если нет – беды не миновать. [2] 

Легенда о птице Сирин и любопытном дровосеке

  Приведём один пример из литературного наследия славян о деве-птице.

Одного дровосека буря застала в лесу. Сам он не испугался, так как многое уже в жизни повидал. В самый разгар ненастья увидел он, что буря треплет дитя девы птицы Сирин. Сжалился над необычным ребёнком дровосек, и спас его от гибели. Дева с телом птицы решила отблагодарить дровосека за его добро. Она стала петь ему о том, что в награду даст ему власть над людьми, удивительные способности, или покажет то, что другие никогда не увидят – красоты рая. Дровосек пожелал увидеть то, что ярче и могущественнее солнца. Сирин взмахнула своим пёстрым крылом, и мужчина тотчас очутился в пещере, заполненной горящими свечами. Чьей-то невидимой рукой свечи гасились одна за другой. На вопрос дровосека, кто же гасит пламя, птица Сирин ответила, что лучше ему этого не знать. Но мужчина настоял на своём. В тот же миг тьма окружила его плотным туманом. Дровосек понял, что он ослеп. С той поры стал он чувствовать приближение смерти. Люди из его деревни часто обращались к нему за советом перед тем, как отправляться в путешествие, на охоту или иной промысел. Если его спрашивали, откуда он знает о том, что кто-то вскоре умрёт, дровосек отвечал, что видел того, кто гасит свечи. Эта легенда в очередной раз свидетельствует о том, что мифическая дева-птица действительно имела способность искушать человека, предлагая ему различные блага или возможности. [3]

 Где изображалась дева с телом птицы Сирин?

  Изображение птицы Сирин во времена Древней Руси встречались нечасто. Её можно было увидеть разве что на картинках в книгах того времени. Зато к концу 20 века мифическое существо можно было наблюдать на лубочных картинках и предметах обихода. Схематическое изображение Сирин было на посуде, рушниках, вышитых гладью или крестиком, оконных наличниках и сундуках.

             

Рисунок 4 . Предметы быта с изображением птицы-девы

   Сирин нередко изображалась с другими девами-птицами, в частности, с Алконост. Как правило, оба сказочных существа располагались по разные стороны дерева, символизирующего жизненное начало. Эту же тему можно лицезреть и на картине известного художника В. М. Васнецова. При этом главная героиня   выглядит далеко не как птица счастья. Сирин, в отличие от Алконост, на картине художника изображена печальной и подавленной.

Образ птицы в народном творчестве, изображение №7

Рисунок 5. В.М. Васнецов посвятил Сирину и Алконосту

картину «Песня радости и печали»

Изображение птицы Сирин – оберег или предупреждение?

  Изначально славяне придавали изображениям птиц особый смысл. Так называемая «уточка», являющаяся упрощенным символом птицы, всегда несла положительный заряд. Что значит птица Сирин, изображённая, к примеру, на сундуке с хранящимися в нём тканями, платками и другим добром, или в виде схематического изображения на одежде славянки? В настоящий момент считается, что девы-птицы оберегают владельцев предметов, на которые они помещены. В стародавние времена верили, что их распростёртые крылья разгоняют несчастья и плохие мысли. В паре с Алконост Сирин считалась оберегом для женщин и детей. Этих персонажей часто вышивали на поясах. Такие предметы считались очень сильными оберегами. Именно Сирин олицетворяла чистоту помыслов, надежду на светлое будущее и помогала избавиться от различных соблазнов. Почему так произошло? Это до сих пор остаётся загадкой. Доподлинно известно, что негативные «функции» с начала 1 века н. э. на себя взяла Обида – тёмная птица, мало походившая на деву с крыльями Сирин. [3]

Сёстры Сирин: Гамаюн и Алконост

 Почти точные копии птицы Сирин - девы Алконост и Гамаюн - тоже обладали незаурядными способностями, но практически никогда не ассоциировались у славян с чем-то негативным. Гамаюн – в русской мифологии вещая птица, поющая божественные песни и предвещающая  будущее тем кто умеет слышать тайное. Алконост, несмотря на чёрное оперение, символизировала солнце и тепло. Нередко две из трёх сестёр изображались вместе в обрамлении листьев и зелёных ветвей. Как говорилось выше, растительные орнаменты символизировали начало жизненного цикла. Из некоторых легенд известно, что именно от двух мифических птиц и пошла жизнь на земле.

Сирин и другие девы-птицы: миф или реальность?

 Существует ли вероятность того, что девы-птицы существовали на самом деле, а не являются вымыслом доверчивых и богатых на фантазии древних людей? Говорить об этом пока рано, так как никаких свидетельств их реального существования в настоящий момент нет. Несмотря на обилие информации о том, что находятся останки необычных полудев, нижняя часть тела у которых больше напоминает птицу, достоверных научных данных по этому вопросу до сих пор ни один исследовательский институт не опубликовывал. Тем не менее многие склонны верить в то, что птицы Сирин, Алконост и Гамаюн существовали на самом деле. [3]

2.2.Знакомство с техникой объёмного изображения

  На создание панно меня вдохновил образ  птицы Сирин. 

  Передо мной возникла задача: В какой технике изображения выполнить изделие? Хотелось выполнить работу, которая визуально бы имитировала и объединяла сложные и дорогие современные дизайнерские техники: чеканку, резьбу по дереву, ковку, вышивку, лепку.

  Есть такая техника пейп-арт – это сравнительно молодое, но уже очень популярное рукоделие. Дословный перевод paper art – бумажное искусство.

В итоге получаются объемные изображения, в которых сложно угадать природу происхождения. И при этом основной материал практически всегда под рукой. Это обычные бумажные салфетки – столовые или косметические. Суть этой техники заключается в том, что нарезаются полоски из салфеток, закручиваются в нити с помощью воды, приклеиваются на подготовленную поверхность клеем ПВА. Получаются объемные изображения, которые потом декорируются под «чеканку».

Моя конкурсная Жар птица! | Художественные журналы, Картины, Птицы

Рисунок 6. Птица в технике «Пейп –арт»

   Просмотрев большое количество различных техник, я решила выполнить работу в смешанной технике. Вместо салфеток использовать шпаклевку и клей, так как у моей птицы очень много мелких деталей.   Процесс заключается в том, что подготовленный раствор, помещают в бутылочку с наконечником и  выдавливаются «нити», которые укладываются по рисунку. Раствор состоит из шпаклевки и клея ПВА 3/1, можно добавить крахмал для лучшего затвердения. После высыхания, все также декорируется под «чеканку».

2.3.  Материалы и инструменты

 Для создания изделия  мне потребуется следующие материалы и инструменты :

1.Клей ПВА                                                      

2.Шпаклевка

3.Крахмал

4.Грунтовка на основе ПВА

5.Наждачная бумага

6.Скотч узкий

7.Кисти

8.Акриловая черная гуашь

9. Акриловая золотистая краска

10. Поролоновая губка

11.Фанера                                    

2.4.        Техника безопасности

Техника безопасности при работе с клеем ПВА, шпаклевкой. 

1.    Для защиты рук, можно использовать крем для рук, перчатки.

 2.   При попадании клея ПВА, шпаклевки в глаза, надо  промыть их.

3.    По окончании работы обязательно вымыть руки.

4.    При работе материалами пользуйтесь салфеткой

2.5. Технологическая карта создания  изделия

п /п

Последовательность   изготовления

Изображение

Инструменты и материалы

1.

Выполняем  эскиз птицы Сирин.

Бумага форматом А3, простой карандаш

2.

Подготовить  фанеру, зачистить шероховатость, покрыть грунтовкой

Фанера, наждачная бумага, грунтовка на основе клея ПВА, кисть

3.

Наклеить на фанеру копировальную бумагу

Копировальная бумага, скотч узкий

4.

Закрепить эскиз птицы на основе.

Скотч узкий

5.

Перевести рисунок

Ручка

6.

Приготовить раствор из клея ПВА,  шпаклевки 1/3. Добавить крахмал, для затвердения. Тщательно перемешать. Наполнить бутылочку с наконечником этим раствором.  Обвести аккуратно рисунок на основе, сделать рамку. Дать картине высохнуть.

Клей ПВА, шпаклевка, крахмал, бутылочка с наконечником.

7.

Закрасить высохшую картину  черной акриловой краской. Дать высохнуть.

Черная акриловая гуашь, широкая кисть

8.

С помощью губки, покрываем картину золотистой акриловой краской. Поправляем рисунок тонкой кисточкой. Даём высохнуть

Работа  готова. (см. Приложение 3.)

Губка поролоновая, золотистая акриловая краска, тонкая кисть.

  1. Экономические расчеты

Для создания  изделия мне понадобилось:

Материалы и инструменты

Необходимое количество

Цена

Стоимость

Клей ПВА

200гр.

------

Есть в наличии

Шпаклевка

200гр.

-------

Есть в наличии

Крахмал

15гр.

-------

Есть в наличии

Грунтовка на основе ПВА

50гр

--------

Есть в наличии

Наждачная бумага

1шт

--------

Есть в наличии

Скотч узкий

1шт.

-------

Есть в наличии

Кисти

2шт

---------

Есть в наличии

Акриловая черная гуашь

1 бан.

--------

Есть в наличии

Акриловая золотистая краска

100гр.

--------

250р.

Губка поролоновая

1шт.

-------

Есть в наличии

                                           Итого:

250 руб.

Вывод: Затраты на проект получились незначительные. Это экономично для моей семьи. Многое имелось в наличии.   Затратные материалы остались после ремонта в доме.  Оставшиеся материалы пригодятся мне для других работ.

2.7. Экологическое обоснование

    С развитием промышленного производства, загрязнение окружающей среды резко увеличилось. Количество отходов, возникшее в результате хозяйственной деятельности - значительно влияют на биосферу.

   Я думаю, что  не загрязнила окружающую среду, так как от моего изделия не было отходов. Весь оставшийся материал  использую для следующих изделий.  В работе  я использовала клей ПВА, шпаклевку. Эти материалы не имеют вреда для здоровья.

   Эта изобразительная техника не оказывает  отрицательного воздействия   на  окружающую  среду.

2.8. Эргономическая оценка:

  Завершённый проект я показала своим близким, друзьям, учителям.

Области знаний, используемые при выполнении проекта:

  • Безопасность жизнедеятельности – организация рабочего места, техника безопасности;
  • Математика – расчет расхода материалов, денежных средств;
  • Материаловедение – изучение свойств материалов, для осуществления правильного выбора;
  • Декоративно-прикладное творчество – элементы узоров;
  • Рисование – разработка эскиза;
  • Технология – смешанная техника ДПИ;
  • Экология – безотходность и чистота  материалов;
  • Экономика – расчет себестоимости, экономика семьи;
  • Эстетика – воплощение изделия желаемой эстетической идеи.

3. Заключение

    Народное искусство, из самых  глубоких времен, донесло до нас яркие образы, которые связаны с историей народа, его трудом и бытом. В наследие от предков остались  вышитые  фигурками птиц полотенца-рушники, предметы быта. В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве.  Птица символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. Мы  бережно будем хранить традиции и наследие прошлого народов России. Мною была изготовлена картина с образом птицы-девы Сирин. Работа удалась, выполнена аккуратно. Для своего изделия я использовала смешанную технику ДПИ. Получилась объемная картина, с имитацией чеканки как вида декоративно-прикладного искусства. Выполнение декоративного панно доставило мне большое удовольствие. Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели. Кто ищет новые варианты, тот полон новых идей и постоянно стремится к совершенству. Кроме того,  такое изделие не найдешь  в магазине. Я чувствую радость, потому что   моя птица вписалась в интерьер комнаты.

  Пусть моя птица принесет счастье и благополучие в мой дом!

  Наша сила — это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний.

4.Список используемой литературы

Мои интернет – источники

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD

2.  https://snegir.org/post/mificheskie-syschestva-devi-ptitsi/

3. https://www.syl.ru/article/183205/new_ptitsa-sirin-znachenie-ptitsa-sirin-v-slavyanskoy-mifologi

        

Приложение 1.

Анкета «Исследование отношения одноклассников к образу птицы в декоративно – прикладном искусстве».

  В ходе исследования мною был проведён анкетный опрос среди обучающихся  моего класса 7 «Б». В анкете были заданы следующие вопросы:

1)  Кто такая   птица  Сирин и Алконост  в  народном искусстве?

2) Знаешь ли ты значение образа птицы в украшении предметов декоративно - прикладного искусства?

3) Хочешь ли ты узнать больше о символике птиц в народном искусстве?

Мною были получены следующие результаты:

1) Знают о птицах:

Сирин  - 16 человек

Алконост – 3 человека

Затруднились с ответом - 2 человека

2) Значение образа птицы в украшении предметов народного искусства:

Знают – 10 человек

Затруднились с ответом - 6человек

3) Хотят узнать больше о символике в декоративно-прикладном искусстве:

Хотят - 14 человек

Затруднились с ответом – 2 человека

  Выводы по проведению анкетного опроса среди обучающихся:

  Образ птицы Сирин у обучающихся связан со сказкой, к сожалению, многие не знают символику образа птицы Алконост и Сирин, но хотят узнать большинство.

Приложение 2.

                               Адрес: МОБУ Тыгдинская СОШ

имени Т.А Бояринцева

Телефон: 91-2-80

Приложение 3. Готовая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Экологические группы птиц. Птицы города.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда  в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...

Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна  Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область  Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

урок развития устной речи "Птицы. Польза, приносимая людям.Части тела птиц"

повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении,   среде обитания;расширение  кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о ...