Открытый урок по ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Тема урока в 5 классе : "Современное выставочное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_izo_5.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Класс: 5

Предмет: ИЗО

Тема урока: Современное выставочное искусство. Гобелен

Место и роль урока в изучаемой теме:  

Цель урока: расширить представление детей о декоративном искусстве.

Задачи:  

- изучить тему гобелен;

-способствовать развитию образно-ассоциативного мышления, как форму освоения мира, творческих способностей;

 -воспитать эстетическое отношение к современному декоративно-прикладному искусству, уважение к творчеству профессиональных художников, к декоративному творчеству.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация

Введение в урок. Создание благоприятной атмосферы в классе. Проверка готовности

Создание проблемной ситуации. 

Учащиеся сами находят тему урока, по представленным  фотосюжеты (стул современный и стул старинный, фото с выставок, картины, памятники, балет и тд) 

На доске формируется тема урока «Современное выставочное искусство… »

Последнее слово темы учащиеся угадывают через наводящий вопрос позже

Готовятся к работе.

Угадывают тему урока по рисункам

Самоопределение  Смыслообразование

Подведение под понятие

2.Актуализация знаний

-Итак, перепишем первую часть темы в альбомы. Проставим сегодняшнее число.

-Итак, получается о чем наша сегодняшняя тема?

- Это актуальное на сегодняшний день вид художественного творчества, предметы изобразительно-декоративного искусства, которое представляется на обозрение зрителям, становится популярным видом «hand made».

Разбор слов. Учащиеся пробуют перевести слова.

-Давайте вспомним эти виды декоративных изделий, которые призваны украшать наш быт (вышивка,  роспись по дереву, глиняные игрушки, посуда, керамика, работы по камню, ювелирные изделия, кованые изделия, гобелен, стекло итд ).

-А теперь, вспомним, зачем нам нужны эти произведения декоративного искусства или декор? 

Работают в альбомах. Отвечают на проблемные вопросы. Делают выводы. Переписывают новые термины

«Ручная работа». «Должен иметь»

Ответы учащихся

-Предметы декоративно-прикладного искусства создают среду, украшают быт, делают нашу жизнь более привлекательной и праздничной.  У каждого народа свои формы предметов, свои орнаменты, свои образы и мотивы. Используются и различные материалы: глина, металл, стекло, различные нити, ткань. Природные мотивы преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ.

Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

3.Формирование новых знаний

А сегодня мы будем с вами рассматривать по нашей теме вид ДПИ. Давайте попробуем угадать по предложенным параметрам. И ответить

-это плотная ткань

-весит на стене

-на нем изображены сценки с людьми, животными, архитектурой или орнамент с цветами

-обивают им мебель

-сейчас из него шьют и покрывала, чехлы для подушек, дамские и дорожные сумочки, салфетки

Запись термина в альбомах. Дописывают тему

-А как вы думаете, в каком стиле интерьера можно встретить гобелен?

-А теперь напишите сами определение слову гобелен

-Поменяйтесь альбомами проверьте друг-друга, правильно ли написали

-Что получилось?

Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей[1]:5. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение. Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефронакартон[2]

Шпалеры выполнялись из шерстишёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы[3]:13. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением[4]

Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект[4].

Особое развитие гобелен получил именно в эпоху барокко и рококо, была открыта самая крупная в Европе мануфактура Бове во Франции в одноименном городе. В этой мануфактуре были свои художники, которые придумывали разные композиции для ткания гобеленов, это были сценки из жизни пастухов, лирические сценки, сцены из жизни короля и вельмож. Создавались целые комплекты гобеленов, состаящих,  из стенного гобелена, покрывала для кровати, для надкроватного балдахина, обивки кресел, стульев, чтоб все было по одному художественному замыслу. А потом ко всему этому ткали ковры и ткани для обоев уже в другой мануфактуре. Мануфактура получала очень много заказов не только из Франции, но и по всей Европе. Не зря Францию называют законодателем мод.

Мануфактура Бове работает и по сей день. Но заказать гобелен могут только состоятельные люди.

А что касается России, то гобелены выпускают машинным, то есть дешевым способом, в Иваново. Такие гобелены могут купить все желающие. По внешним качествам они ничем не уступают дорогим гобеленам. Вы можете самостоятельно посмотреть на следующих сайтах – mm-dekor.ru,  Domole.ru, Gobelen-rus ,Literie.ru, В гобеленглавснаб.ру

Определяют тему. Производят взаимопроверку в парах, делают вывод. Работают в альбомах Дописывают тему урока.

Ответы учащихся. Слушание темы

-В интерьере  в стиле барокко, рококо

-Гобелен это настенная ткань с рисунком

Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) Зрительный ряд

4.Первичное закрепление

Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка).

Ученики встают друг за другом и проговаривают новые слова пройденные по сегодняшней теме

Динамическая пауза

Работа в классе

Контроль (Р)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения.

Обводят картонный шаблон стула в стиле Людовика XVI (первый урок)

Учащиеся перерисовывают вариант рисунка гобелена на перерисованный стул с доски (второй урок)

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

Проверка домашних работ

Работают самостоятельно в альбомах. Проверяют, перерисовывают, делают вывод.

Выполнение действий по алгоритму (П) Коррекция Р) Выполнение творческого задания

6. Систематизация знаний

Повторение

Вспоминают  некоторые элементы по теме

-Какие виды деятельности входят в категорию Декоративного искусства?

-Дайте краткую характеристику гобелену?

-Зачем нужны гобелены?

-В какой стране впервые стали изготавливать гобелен?

Выставление оценок за урок

Вспоминают пройденный материал. Перечисляют основные характеристики гобелена

Постановка и формулирование проблемы (П) Способность действовать с учѐтом позиций других (К)

7. Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу.

Составляют внутреннюю речь.  Оценивают свою работу.

Отвечает в альбоме

-что нового  узнал на этом уроке

-понравился ли  урок

-самооценка за урок

Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха, неуспеха

8. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Повторить тему, выучить термины,  найти информацию о старинных гобеленах.

Записывают задание в дневник.

Дифференцированные задания (П., Л)

-это плотная ткань

-весит на стене

-изображены сценки с людьми, животными, архитектурой или орнамент с цветами

-обивают им мебель

-впервые стали изготавливать во Франции

-сейчас из него шьют и покрывала, чехлы для подушек, дамские и дорожные сумочки, салфетки

-Понравился ли тебе сегодняшний урок?

-Что нового ты сегодня узнал(а)?

-Какую отметку за усвоение темы ты себе ставишь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...