Правополушарное рисование для всех
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Особенностью правополушарного рисования является то, что оно не имеет ничего общего с академическим рисованием, а художественные приемы в этой технике предельно просты и учат в первую очередь видеть и создавать образы в целом, а не по законам композиции. Данная методическая разработка будет полезна для учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_hodzher_l.yu_.docx461.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 1 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Правополушарное рисование»

        

Учитель изобразительного искусства

МБОУ НОШ № 1

Ходжер Лариса Юрьевна

п. Эльбан

2021

АННОТАЦИЯ.

На уроках изобразительного искусства иногда от детей можно услышать такие фразы:

- Я не умею!

- Я не знаю, как нарисовать!

При рисовании новых объектов детей появляется неуверенность и беспомощность, это возникает потому, что левое полушарие нашего мозга пытается найти способ решения задачи и не найдя его, подает сигнал тревоги. Происходит это из-за того, что у многих людей работает
левое полушарие, которое отвечает за логику и анализ, правое полушарие отвечает за образное восприятие, позволяет мечтать, воображать и фантазировать.
         От академического рисования, правополушарное (интуитивное) рисование отличается тем, что при таком методе мы не следуем логике, не анализируем, а рисуем интуитивно, эмоциями, и получаем настоящее удовольствие. При правополушарном рисовании снижается уровень стресса, неуверенность, напряжение, а главное, пропадает страх. Правополушарное рисование рекомендовано также для занятий с детьми, имеющими задержку речевого и умственного развития, неврозы, дефицит внимания и даже последствия детского церебрального паралича. Для многих детей, в том числе и с аутизмом, рисование — это единственный способ, чтобы раскрыть для себя свой внутренний мир и взаимодействия с окружающими.

         Данная методическая разработка будет полезна для учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений.

ВВЕДЕНИЕ

Стимулировать работу правого полушария не только очень интересно, но и важно!

В системе образования большая часть учебных часов отводится на изучение основных предметов, поэтому у школьников развивается левое полушарие, которое, отвечает за логическое мышление и разумный подход. Активизация работы правого полушария с помощью метода правополушарного рисования позволяет раскрыть потенциал ребенка. Занятия правополушарным рисованием повышают интерес школьников к учёбе, они становятся спокойнее, легче реагируют на трудности.

В методе правополушарного рисования используются разные упражнения, которые кажутся на первый взгляд необычными, их непонятность помогает отключать логику. Одним из основных упражнений правополушарного рисования является срисовывание контурных картинок. Суть упражнения заключается в том, что изображение должно быть закрыто и положено вверх ногами, картинку необходимо срисовать, постепенно ее раскрывая. Ребенок не понимает, что необходимо нарисовать, это и заставляет отключиться левое полушарие и тут активно включается правое. Неожиданностью для ребенка окажется то, что его рисунок, будет очень похож на тот рисунок, который он срисовывал.

Цель метода правополушарного рисования — это не просто обучение навыкам рисования – это формирование интуитивного мышления, раскрытие творческих способностей, развитие способностей к визуализации, формирование отношения к жизни как к творчеству.

Самое главное правило данной техники — нет никаких правил!

Отключаем логику и рисуем, используя любые кисточки художественные, малярные, губки для мытья посуды, можно использовать руки, можно смело выходить за пределы листа —  главное не обдумывать рисунок, не думать о процессе, а наслаждаться им!

При работе мы используем гуашь. Гуашь – краска доступна по цене, она идеально подходит для учебы. Густоту гуаши можно регулировать водой, по своей текстуре она плотная, ею легко исправляются ошибки. Она быстро сохнет – дети могут унести домой свой шедевр.

Опыт по реализации нетрадиционной формы обучения детей рисованию имеет свою актуальность и соответствует тенденциям современного образования в воспитании гармоничной личности. Актуальность метода обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы обучения с требованиями жизни.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие «правополушарное рисование» появилось благодаря профессору Бетти Эдвардс. Она разработала с методику рисования, при помощи которой ее ученики за короткое время учились рисовать и получали хорошие результаты.

Особенностью правополушарного рисования является то, что оно не имеет ничего общего с академическим рисованием, а художественные приемы в этой технике предельно просты и учат в первую очередь видеть и создавать образы в целом, а не по законам композиции. По своей сути данный метод рисования можно назвать интуитивным. Техника правополушарного рисования проста и доступна даже для тех, кто впервые держит кисть в руках. Рисуя в этой технике, ребенок без предварительного наброска за одно занятие создаст полноценную работу, даже не умея рисовать. Метод, разработанный Бетти Эдвардс быстро получил популярность среди преподавателей, художников. Согласно ее методу, рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.

Базовые навыки: Восприятие краёв. Восприятие пространства. Восприятие соотношений. Восприятие света и тени. Восприятие целостного образа

Тренировочные навыки: Рисование по памяти. Рисование при помощи воображения.

Самое простое и самое основное понять, как прикладывать кисть, как растягивать краску и наносить ее, так называемым методом «тычка».

Для синхронизации работы обоих полушарий в начале урока, я раздаю детям карточки с упражнениями, которые позволяют улучшить память, внимание и концентрацию, координацию движений. Затем приступаем к рисованию, дети повторяют действия преподавателя – покрывают лист белой гуашью, ставят разноцветные точки, соединяют их кистью щетиной.

Практическая часть.

Акварельную бумагу, зафиксированную на планшете, грунтуем белилами широкой кистью. Наносим густыми точками на загрунтованный лист краску желтого, красного, синего, зеленого цвета, этой же кистью начинаем растягивать цвета длинными, прямыми мазками от края, до края.

Лист должен быть закрашен полностью, без белых пробелов. Закрашенный лист кладем перед собой вертикально, сине-зеленый фон должен быть внизу.

Затем в нижней части листа кистью (например, № 6) вертикальными мазками зеленого цвета рисуем травинки, мазками разной длины добавляем оттенки светло-зеленого темно-зеленого цвета, на траву кладем тонкие вертикальные мазки желтого цвета, придаем объема траве.  Черной краской рисуем стебли листья и плодоножки одуванчика. Вокруг плодоножки, создаем пух одуванчика: ватными палочками, собранными в пучок, ставим точки белой краской. Тонкой кистью прорисовываем легкие пушинки в воздухе. Придаем объем цветам -  белой гуашью наносим тонкие мазки на стебли и листья одуванчика. Работа готова! Чаще всего на занятиях дети рисуют пейзажи, цветы, натюрморты, повторяют работы импрессионистов.

В процессе занятий с учениками я использую различные упражнения. Самые простые упражнения заключаются в написании различных фигур зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно, рисование в воздухе. Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иному восприятию реального предмета. К таким упражнениям, помогающим дать волю правому полушарию, относится: рисование пальцами рук, рисование с игнорированием границ листа.

На своих занятиях с детьми я использую специальные упражнения: «Вверх ногами», «Контурное рисование», «Видоискатель». Я заметила, что у тех детей, которые боялись чистого листа, сомневались в своих возможностях, после занятий правополушарного рисования появляется интерес к рисованию, ведь у них все получается, и они сразу видят результат своего труда.

Методика правополушарного рисования показывает, что дети раскрепощаются, появляется уверенность в себе, у них пропадают страхи и сомнения, они успокаиваются, погружаясь в творческий процесс. Именно правополушарное рисование позволяет включить в работу творческие способности,  за которые отвечает правое полушарие. Чтобы максимально развивать творческие задатки ребенка, заложенные природой, специалисты рекомендуют начинать занятия правополушарного рисования с 4-5 лет.

Интуитивное рисование дают возможность почувствовать себя художником абсолютно любому человеку, даже не имеющему навыков рисования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод правополушарного рисования позволяет упростить творческий процесс, развить пространственное мышление, творческие способности, воображение, умение свободно выражать свой замысел и работать разными материалами. Позволяет снять страхи, стрессы, внутренние преграды, развить уверенность в своих силах.

Работая в технике правополушарного  рисования, дети за короткое время видят результат своего творчества, они начинают верить в свои силы. Перестают бояться чистого листа, пропадают сомнения и неуверенность. Они уверенность в себе, в своих возможностях, смелость. С хорошим настроением появляется позитивный настрой, вдохновение, новые силы и устремления.

Данная методическая разработка была представлена на муниципальной неделе мастер-классов «Вдохновение – Мастерство – Образование» в городе Амурске.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Аннотация_______________________________________________стр.2
  2. Введение ________________________________________________стр.3
  3. Основная часть__________________________________________стр.4-5
  4. Заключение ______________________________________________стр.6
  5. Приложение 1 Конспект мастер-класса ____________________стр.8-11
  6. Приложение 2 Упражнения для правополушарного рисования___стр.12
  7. Приложение 3

Упражнения на синхронизацию межполушарных связей_____стр.13-15

Приложение 1

Конспект мастер – класса

Тема: Правополушарное рисование.

Ходжер Лариса Юрьевна

МБОУ НОШ №1 п. Эльбан  

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

1. Подготовительно - организационный:

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Цель: Формирование интереса к изобразительному искусству, используя   метод правополушарного рисования.

Задачи:

Образовательные: познакомить с техникой правополушарного рисования.

Развивающие: развивать пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику рук.

Воспитательные: развивать интерес к творчеству, воспитывать стремление к достижению результата.

Материал: гуашь, емкость с водой, кисти разной толщины, бумага формата  А 4,  ватные палочки, губки, салфетки, демонстрационный материал.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

  1. Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

- Здравствуйте, меня зовут Лариса Юрьевна. Я преподаю уроки изобразительного искусства.

Иногда на уроках, я слышу от детей такие фразы:

- Я не умею!

- У меня не получится!

- Я не знаю, как нарисовать!

У детей появляется неуверенность и беспомощность, это возникает потому, что левое полушарие нашего мозга пытается найти способ решения задачи и не найдя его, подает сигнал тревоги. А все из-за того, что у многих людей преобладает работа левого полушария, которое отвечает за логику и анализ, правое же полушарие отвечает за образное восприятие, позволяет мечтать, воображать и фантазировать.

При правополушарном рисовании снижается уровень стресса, неуверенность, напряжение, а главное, пропадает страх. 

Правополушарное рисование отличается от стандартного обучения, при таком методе мы не следуем логике, не анализируем, а рисуем интуитивно, эмоциями, и получаем настоящее удовольствие.

Понятие «правополушарное рисование» появился благодаря профессору Бетти Эдвардс. Она разработала с методику рисования, при помощи которой ее ученики за короткое время учились рисовать и получали хорошие результаты.

Метод правополушарного рисования позволяет упростить творческий процесс, развить пространственное мышление, творческие способности, воображение, умение свободно выражать свой замысел и работать разными материалами. Позволяет снять страхи, стрессы, внутренние преграды, развить уверенность в своих силах, ведь за одно занятие можно создать картину, даже не умея рисовать.

Практическая часть.

Итак, приступаем к работе: открываем банки с гуашь, нам понадобится плоская щетинистая кисть (например, №14). Берем акварельную бумагу, зафиксированную на планшете, грунтуем ее белилами широкой кистью. Наносим густыми точками на загрунтованный лист краску желтого, красного, синего, зеленого цвета, этой же кистью начинаем растягивать цвета длинными, прямыми мазками от края, до края.

Лист должен быть закрашен полностью, без белых пробелов. Закрашенный лист кладем перед собой вертикально, сине-зеленый фон должен быть внизу.

Затем в нижней части листа кистью (например, № 6) вертикальными мазками зеленого цвета рисуем травинки, мазками разной длины добавляем оттенки светло-зеленого темно-зеленого цвета, на траву кладем тонкие вертикальные мазки желтого цвета, придаем объема траве.  Черной краской рисуем стебли листья и плодоножки одуванчика. Вокруг плодоножки, создаем пух одуванчика: ватными палочками, собранными в пучок, ставим точки белой краской. Тонкой кистью прорисовываем легкие пушинки в воздухе. Придаем объем цветам -  белой гуашью наносим тонкие мазки на стебли и листья одуванчика.

Работа готова!

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование – представление выполненных работ.

3. Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:
- овладение обще интеллектуальными способами деятельности;
- развитие способности к рефлексии;
- развитие коммуникативной культуры.

У нас получилась интересная картина! Осталась вставить ее в рамку и восхищаться картиной, которую вы нарисовали сами.

- Легко ли вам рисовалось?

- Что интересного вы узнали?

- Применяете вы этот метод в работе? Если нет, будите ли вы применять этот его?

- Хотелось бы вам нарисовать еще что-нибудь в этой технике?

Рада была поделиться с вами своими знаниями! Всем большое спасибо!

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

Приложение 2

Упражнения для правополушарного рисования

Вверх ногами. Эта техника правополушарного рисования поразительно эффективна для детей и взрослых. Выполняется так: Выберите простой графический рисунок. Желательно, чтобы за вас это делал кто-то другой. В идеале видеть картинку в правильном положении вы не должны, чтобы левое полушарие не успело создать эталон. На компьютере пусть ваш помощник перевернет изображение вниз головой и распечатает. Поместите картинку перед собой. Для большей эффективности работы правого полушария несколько сантиметров снизу прикройте бумагой. Откроете доступ к этой части рисунка позже. Начинайте рисовать с любой точки. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.

Контурное рисование. Это упражнение для правого полушария очень легко выполнить дома [13]. Понадобится бумага, карандаш и скотч. Липкой лентой приклейте бумагу к столу, поворачивая ее так, чтоб рабочая рука оставалась на столе. Другую ладонь сложите так, чтобы стало видны мелкие складочки. Не шевелитесь. Засеките 5 минут. На бумагу смотреть запрещено. Медленно водите глазами по линиям руки и карандашом повторяйте движения. Рисуйте, пока не услышите звук таймера. В этом задании важен не результат, а то, чтобы добиться синхронизации зрения и движений карандаша.

Видоискатель. Для этого нужно вырезать рамку из картона, в центр приклеить экран из прозрачного пластика или плотной пленки. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.

Приложение 3

Упражнение на синхронизацию межполушарных связей

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2020.01.29-Проведи-линию.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\40060730_npP.jpg

https://sun9-17.userapi.com/impf/S28vR7h6VIDAghmsRdVnx9_S_30Xpk-kY8d9Sg/IS423bmlMqc.jpg?size=341x238&quality=96&sign=d915af62784ae9ed03fc93955bf296b3&type=album

https://r1.nubex.ru/s2929-85a/f1838_1c/1586976652_10544998.pngРаскрась кружки по образцу одновременно двумя руками.

Упражнение на межполушарное взаимодействие.

Двумя пальцами обоих рук одновременно скачем по кружкам и овалам, в кругах пальцы держим врозь, в овалах пальцы держим вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Овладение методикой правополушарного рисования» Проводит - руководитель студии «Креативное рисование» Топилина Юлия Геннадьевна

Мастер – класс  «Овладение методикой правополушарного рисования»Проводит - руководитель студии «Креативное рисование» Топилина Юлия Геннадьевна[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid"...

Семинар-практикум для родителей: Изодеятельность в технике правополушарного рисования «Найди себя в творчестве»

Какой ребенок не любит рисовать? Это самый простой и доступный способ выразить свои чувства. Рисование развивает творческие способности и формирует креативное мышление.Большим спросом сегодня...

Методическая рекомендация к занятию ИЗО "Правополушарное рисование"

В материалах вы можете найти Презентацию (в которой находятся примеры работ, выполненных "Правым полушарием") и Текстовый файл (Методические рекомендации к занятию).Возрастных ограничений в ...

Приёмы технологии правополушарного рисования, на уроках ИЗО для детей с интеллектуальными нарушениями.

Получить положительные результаты в развитии и воспитании  различных сторон личности умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующи...

"Правополушарное рисование как способ развития творческого мышления у детей с ОВЗ"

Правополушарное рисование– это интенсивный метод обучения рисованию, формированию  художественной уверенности и получению доступа...

"Тюльпаны. Правополушарное рисование". Мастер-класс. Внеурочная деятельность

Мастер-класс по правополушарному рисованию "Тюльпаны" для внеурочной деятельности. Рассчитан на учащихся 4-7 классов для занятий в шкоьной изостудии. Работа выполнена гуашью....

Методические рекомендации для проведения урока методом правополушарного рисования

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга....