«Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Сидоровская Елена Станиславовна

Тема и номер урока в теме: тема урока: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства», урок 30 в теме «Декоративно-прикладное и народное искусство», урок 2 в разделе «Декоративное искусство в современном мире».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина»

План-конспект  урока

по изобразительному искусству

в 5 классе

на тему

«Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства»

(Создание открытки ко Дню Победы)

Разработала: Сидоровская Е.С.

учитель изобразительного искусства и технологии МОУ «Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина»

Вепрь,

2023


  1. Класс: 5.
  2. Дата: 25.04.2023 г.
  3. Тема и номер урока в теме: тема урока: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства», урок 30 в теме «Декоративно-прикладное и народное искусство», урок 2 в разделе «Декоративное искусство в современном мире».
  4. Цель урока: создание открытки к 9 Мая.
  5. Задачи урока:
  1. обучающие: познакомить с особенностями создания открытки; научить выполнять открытку, используя различные материалы; закрепить умение обучающихся пользоваться художественными материалами;
  1. развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию;
  2. воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношении к миру, искусству, истории родной страны; внимательность, усидчивость, прививать навыки культуры труда и аккуратности.
  1. Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивать творческую фантазию, воображение, память, интерес к искусству и истории.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения своих знаний и неизвестного материала.

Познавательные: самостоятельно формулировать тему и цель урока; сравнивать объекты с целью выявления черт сходств и черт различия; преобразовывать шаблон в объект действия; анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; оценивать свои действия и действия одноклассников.

Предметные: иметь представление о подвиге советского народа, о необходимости памяти; понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства; совершенствовать опыт работы с материалами для творчества.

  1. Тип урока: комбинированный
  2. Методы проведения урока: объяснение, беседа, демонстрация, практическая работа.
  3. Необходимое техническое оборудование:  мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, учебник, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, ластик, фломастеры, маркеры или цветные ручки, раздаточный материал, сигнальные карточки.
  4. План урока:
  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Сообщение темы урока и постановка цели (5 мин)
  3. Изучение нового материала (15 мин)
  4. Физкультминутка (3 мин)
  5. Практическая работа (20 мин)
  6. Подведение итогов (3 мин)
  7. Рефлексия (2 мин)


Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин).

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Сегодня ребята у нас гости, они пришли посмотреть, как мы работаем на уроках и чему мы с вами научились.

Чтоб работа закипела

Приготовьте все для дела

Будем клеить, мастерить-

Все должно в порядке быть.

Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово для урока.

(СЛАЙД 1)

Нам сегодня потребуются для работы цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, ластик, фломастеры, цветные ручки или маркеры,  конверт с заданием и дополнительными материалами для работы, сигнальные карточки-смайлики для рефлексии.

(Дети проверяют готовность к уроку)

  1. Сообщение темы урока и постановка цели (5 мин).

Учитель. 

(СЛАЙД 2)

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

Скоро наступит долгожданный праздник – день Победы.

Ребята, кто знает, когда празднуется этот замечательный праздник?

(Ответы детей)

Учитель. Мы будем поздравлять ветеранов. В школе пройдет митинг, посвященный Дню Победы, акция Бессмертный полк. Возможно, кто-то из вас примет участие в районном шествии.

Ребята, сегодня у нас урок творчества. А результатом творческой деятельности будет создание работы в новой технике.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

(Ответы детей)

Учитель. Посмотрите на доску.

(На доске картины о Великой Отечественной войне)

 Учитель. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.  Сегодня на уроке об этих страницах в истории расскажут произведения искусства.

Алексей Семенов, «В бой с Интернационалом». Подвиг заставы лейтенанта Морина. 19 застава Рава-Русского погранотряда, где начальником был наш с вами земляк Ф. В. Морин, продержалась против во много раз превосходящих сил противника целых 5 часов. Оставшиеся в живых бойцы вместе со своим командиром пошли в последний рукопашный бой с Красным Знаменем в руках и пением «Интернационала». Они все погибли, но ни один из них не отступил.

Константин Юон, «Парад 7 ноября 1941 года на Красной площади». Когда фашисты напали на Советский Союз, они хвалились, что пройдут по Красной площади парадом еще до конца 1941 года. Парад состоялся, только совсем не тот, который ждали гитлеровцы. 7 ноября 1941 года по Красной площади прошли наши советские бойцы, и прямо с парада они отправились на передовую.

Александр Дейнека, «Оборона Севастополя». Длилась она почти 8 месяцев (с 30 октября 1941 по 4 июля 1942 гг.). Когда не хватало патронов и снарядов, бойцы шли в рукопашную. Общие потери советских войск за весь период обороны Севастополя с 30 октября 1941 года по начало июля 1942 года составили 200 481 человек, из них безвозвратные потери — 156 880 человек, санитарные — 43 601 человек. По официальным советским данным, озвученным в сводке Совинформбюро от 04.07.1942, немцы за всё время боёв в Крыму 41-42 г. потеряли 300 тыс. солдат, при этом 150 тыс. из них были потерями непосредственно при штурме Севастополя. 

Михаил Хмелько, «Триумф Победившей Родины». Парад Победы. 24 июня 1945 года.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, «За отвагу». Ветераны. С каждым днем их становится все меньше.

(Просмотр картин)

Учитель. Как назвать одним словом тех людей, которые нарисовали эти картины?

(Ответ детей: художники)

Учитель. Кто нарисован на картине?

(Ответы детей: солдаты, ветераны)

Учитель. Мы подошли к теме нашего урока. Мы сегодня на уроке создадим открытки в технике кардмейкинг на ПРАЗДНИК 9 Мая и потом подарим их ветеранам и односельчанам, когда они придут к нам в гости на митинг 5 мая.

(СЛАЙД 3)

  1. Изучение нового материала (10 мин).

(СЛАЙД 4)

Учитель. Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление поздравительных открыток вручную с использованием различных подручных материалов. 

Искусство изготовления открыток вручную зародилась в Древнем Китае. Там существовал обычай – в канун Нового года обмениваться открытками.

В 1400 году открытка, сделанная вручную, попала в Европу и стала популярной. Вплоть до середины XIX века люди поздравляли друг друга самодельными открытками. Позже появились печатные устройства, но. открытка ручной работы по-прежнему была дорогим и памятным подарком. Ее изготовлением занимались художники, подходя к каждой работе индивидуально, с душой, проявляя свое мастерство и фантазию.

Уникальность кардмейкинга и заключается в том, что открытка делается от всего сердца, с вложением души и фантазии.

Изготовление открыток своими руками предполагает использование различных стилевых направлений:

(СЛАЙД 5)

Винтаж – это своего рода ретро-стиль. Слово «винтаж» имеет французское происхождение. Открытки, изготовленные в этом стиле, декорируются под старину.

Гранж – отличается свободой творчества. Открытки, изготовленные в этом стиле, могут иметь элементы потертости, рваные края, цвета обычно преобладают темные: серый, черный, коричневый.

Мини-открытка. Она отличается простотой исполнения и используется в качестве дополнения к коробке конфет либо букету цветов.

Американский современный стиль  характеризуется использованием большого количества аксессуаров и украшений.

Европейский стиль. Характеризуется сдержанностью, строгостью, лаконичностью. В нем используется минимум цветов и декораций, четкость линий, единый шрифт, «квадратность» элементов и простой графический подход.

Смешанный стиль. Позволяет смешивать разные направления, стили, техники, материалы, текстуры и фактуры. Самым сложным и важным в данном случае является не перегрузить открытку слишком большим количеством элементов.  

  1. Физкультминутка (3 мин).

Учитель. Сейчас я попрошу вас, ребята, встать и выйти из-за парт. Давайте отдохнем немного и сделаем разминку.

(СЛАЙД 6)

(Физкультминутка)

Учитель. Отдохнули? Молодцы! Садимся на свои места.

  1. Практическая работа (20 мин).

Учитель. Ребята, у вас на парте лежат конверты, посмотрите, что там лежит. Какому событию, празднику посвящены эти предметы?

(Ответы детей)

Учитель. Правильно, это символы Победы шаблоны, с помощью которых мы с вами сможем сделать эти символы. Из них мы составим открытку.  Ребята, подумайте, как лучше разместить предметы на открытке. Сегодня вы будете немного и дизайнерами. Элементы и изображения на открытке можно будет расположить, так как вам больше нравится. Проявите фантазию. А из получившихся работ сделаем выставку на доске.

Кроме того, у вас на партах лежат инструкционные карты, используя которые, вы сможете выполнить цветок гвоздики.

(Выбор оптимального варианта открытки. Выбор художественных материалов.)

Учитель. Перед работой повторим правила техники безопасности. Прочитает их нам…:

(СЛАЙД 7)

С ножницами не шути,

Зря в руках их не верти.

И держа за острый край

Другу их передавай.

Лишь окончена работа

Ножницам нужна забота.

Надо их закрыть

И на место положить.

Учитель. Ребята не забывайте, работать надо аккуратно. Желаю удачи.

(По ходу работы дети получают необходимые рекомендации)

(Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся)

  1. Подведение итогов (3 мин).

Учитель. Ребята, давайте подведем итоги урока:

  • Кто первым придумал делать открытки?
  • Как называется техника изготовления открыток?
  • Что нового вы узнали об искусстве изготовления открыток?
  • Осталось решить, кому вы подарите свои открытки.

(Ответы детей)

Молодцы, у всех получились красивые открытки. Ребята, всем, кто справился с работой, получают отлично. Остальные – хорошо.

(Выставка открыток, выставление отметок в дневники)

  1. Рефлексия.

Учитель. Ребята, вы подготовили стихотворение Ольги Масловой. Прочитайте его, пожалуйста. С места, не вставая.

Полина.        СПАСИБО ГЕРОЯМ,

СПАСИБО СОЛДАТАМ,

Что МИР подарили,

Тогда — в сорок пятом!!!

Даша.        Вы кровью и потом

Добыли ПОБЕДУ.

Вы молоды были,

Сейчас — уже деды.

Арина.        Мы ЭТУ ПОБЕДУ —

Вовек не забудем!!!

Пусть МИРНОЕ солнце

Сияет всем людям!!!

Леша.         Пусть счастье и радость

Живут на планете!!!

Ведь мир очень нужен —

И взрослым, и детям!!!

Учитель. Ребята, у вас на партах лежат сигнальные карточки. Оцените пожалуйста наш урок и вашу работу. Синяя карточка – урок был интересный, я работал с удовольствием, у меня все получилось. Красная карточка – неинтересно, ничего не получилось.

Спасибо за работу.

А теперь попрошу вас навести порядок на партах.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина»

Самоанализ  урока

по изобразительному искусству

в 5 классе

на тему

«Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства»

(Создание открытки ко Дню Победы)

Разработала: Сидоровская Е.С.

учитель изобразительного искусства и технологии МОУ «Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина»

Вепрь,

2023


Урок проводился в 5 классе, тема урока: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства», урок 30 в теме «Декоративно-прикладное и народное искусство», урок 1 в разделе «Декоративное искусство в современном мире». Урок рассчитан на 45 минут. Тип урока: комбинированный.

Урок имел образовательную цель: создание открытки к празднику 9 Мая.

Я обозначила следующие задачи: познакомить с особенностями создания открытки; научить выполнять открытку, используя различные материалы; закрепить умение обучающихся пользоваться художественными материалами; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию; воспитывать нравственно-эстетическое отношении к миру, искусству, истории родной страны; внимательность, усидчивость, прививать навыки культуры труда и аккуратности.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивать творческую фантазию, воображение, память, интерес к искусству и истории.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения своих знаний и неизвестного материала.

Познавательные: самостоятельно формулировать тему и цель урока; преобразовывать шаблон в объект действия; анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; оценивать свои действия и действия одноклассников.

Предметные: иметь представление о подвиге советского народа, о необходимости памяти; понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства; совершенствовать опыт работы с материалами для творчества.

Методы проведения урока: объяснение, беседа, демонстрация, практическая работа.

На занятии применялись технологии:

- Здоровьесберегающие (физкультминутка, чередование разных видов познавательной деятельности)

- Мультимедийные технологии (презентация)

- Проблемного обучения (постановка проблемы – «история открытки»)

Соблюдены структурные компоненты урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Сообщение темы урока и постановка цели (5 мин)
  3. Изучение нового материала (15 мин)
  4. Физкультминутка (3 мин)
  5. Практическая работа (20 мин)
  6. Подведение итогов (3 мин)
  7. Рефлексия (2 мин)

Общая характеристика занятия

В ходе урока я сочетала индивидуальную и фронтальную формы работы. На этапе сообщения темы урока, постановки цели вела диалог с классом для удержания внимания на задачах урока. На этапе творческой работы дети работали индивидуально, я консультировала по мере надобности. Такая форма работы полностью оправдала себя.

Информативность занятия для данного класса была достаточной  и полной. Дети проявили интерес к истории России и истории развития открытки, просили снова показать иллюстрации, задавали интересующие вопросы.

Занятию удалось придать развивающий характер, этому способствовало наличие иллюстрации и рассказ об особенностях стиля кардмейкинга.

На уроке удалось реализовать принцип доступности, научности, проблемности и индивидуального подхода к обучающимся. Материал был изложен с учетом возраста класса (10-11 лет), максимально ярко и наглядно.

С материально-техническим обеспечением занятия трудностей не возникло. Презентация транслировалась на экране, класс был полностью подготовлен к уроку с материалами – бумага, клей, раздаточный материал, инструменты для рисования.

Я старалась уделить достаточно времени на объяснение нового и на его закрепление в практической работе.

Роль учителя на данном  уроке – проблемное объяснение нового материала, оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения при выполнении работы. Характер общения с учащимися планировался как доброжелательный, в тоне творческого сотрудничества, чего не составило труда добиться с классом.

Во время проведения урока я старалась говорить максимально выразительно, четко, лаконично и образно, чтобы удержать внимание класса на новой теме и грамотно передать новую информацию.

К самостоятельной работе обучающиеся приступили активно, с интересом. Во время выполнения детьми работы я предоставила им инструкционную карту изготовления открытки. Также транслировалась презентация.

Я старалась развивать речевую культуру детей, вызывая их к развернутым ответам на мои вопросы по теме урока, в конце занятия попросила закрепить свои работы на доске. Была организовала рефлексия урока.

В процессе изложения нового материала мне удалось акцентировать внимание класса на главном – различных техниках и материалах, применяемых для изготовления открыток. Также я обращалась к межпдисциплинарным связям с историей, когда раскрывала новую тему.

Метод наглядности и проблемного обучения имели большое значение на уроке.

Главным приёмом диагностики получаемых навыков и умений на уроке было мое наблюдение за ходом урока, за направленностью внимания класса, а также контроль за выполнением творческой работы.

Основными требованиями на занятии к обучающимся были: дисциплина, внимание, ответы на мои наводящие вопросы, включение в работу класса. Требования ставились в тоне сотрудничества с учителем, а не принуждения, с акцентом на интерес к теме урока.

Урок проводился с использованием мультимедийной презентации из 9 слайдов с наглядным материалом по теме урока и пояснениями к заданию. Презентация имела целью повышение качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти. Эффективность была положительной.

В целом дисциплина на занятии была положительной, это можно объяснись интересом к теме урока и наличием хорошо подобранного наглядного материала. С задачами обучающиеся хорошо справились. Выполнили открытку с использованием различных материалов и техник работы с бумагой.

Во время работы дети большое внимание уделяли деталям, и цвету.

У 5 класса высокая степень успешности ответов на вопросы, поставленные мной по теме урока в беседе. Класс слушал с интересом, хорошо подготовлен по предмету и быстро актуализирует знания. Диалог получился успешным.

На занятии возникла атмосфера сотрудничества между мной и школьниками. Класс был настроен ко мне и к занятию позитивно, прислушивался к моим советам, вступал в общение.

Я удовлетворена результатами и процессом нашего взаимодействия на уроке. Дети с заданием справились, был виден их интерес. Я увидела положительные и осознанные отзывы об уроке в момент рефлексии занятия.

Выводы

В целом степень моей готовности к занятию оказалась соответствующей и достаточной для успешного проведения урока.  Думаю, я грамотно подобрала иллюстративный и мультимедиа ряд, что имело больше значение на уроке. Мне удалось успешно управлять процессом урока и деятельностью обучающихся.

Считаю, что познавательная работа проведена успешно, связи сформированы, запланированные результаты получены, задачи выполнены, теоретические знания закреплены практической деятельностью. Могу оценить свою деятельность в роли преподавателя очень трудоемкой, но в целом успешной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытка к дню победы

Слайд 2

День победы Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовёт дорога На торжественный парад, И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят. (Тимофей Белозеров )

Слайд 3

Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление поздравительных открыток вручную с использованием различных подручных материалов.

Слайд 4

Винтажная открытка Стиль гранж Мини-открытки Открытка в американском стиле Открытка в европейском стиле Открытка в смешанном стиле

Слайд 5

физкультминутка

Слайд 6

Материалы для работы цветная бумага, клей , ножницы , простой карандаш, ластик , фломастеры, цветные ручки или маркеры, конверт с заданием и дополнительными материалами для работы, сигнальные карточки для рефлексии

Слайд 7

Техника безопасности С ножницами не шути, Зря в руках их не верти. И держа за острый край Другу их передавай. Лишь окончена работа Ножницам нужна забота. Надо их закрыть И на место положить.

Слайд 8

Итоги урока Кто первым придумал делать открытки? Как называется техника изготовления открыток? Что нового вы узнали об искусстве изготовления открыток? Осталось решить, кому вы подарите свои открытки .

Слайд 9

Спасибо за работу! С наступающим праздником!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства."

Творческий проект: " Тыс ам - мастер декоративно- прикладного искусства",  задуман как коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов и разработок эскизов для работы...

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства

   Декоративное искусство  продолжает жить в современном мире, находит новые средства выразительности.       Современные художники смело экспериме...

Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"

Цели и задачи урока:Предметные:знакомство учащихся с искусством витража;формирование представления об истории развития витража.Метопредметные:развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создан...

Открытый урок изобразительного искусства Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства. «Открытка. 9 мая – День Победы!»

·        Познакомить с особенностями создания открытки. Научить выполнять открытку, используя различные материалы....

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Урок Изобразительного искусства в 5 классе по теме: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Роспись матрешки)

Дружно спрятали косичкиИ живут семьей одной.Только старшую открой,В ней сидит сестра другая,В той еще сестра меньшая.Доберешься ты до крошки,Эти девицы — (матрешки).      ...