Адаптированная технология коллективного изготовления изделий в керамической мастерской с детьми с комплексными нарушениями развития.
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо)

Колупаева Анжела Станиславовна

Из опыта работы с детьми с ТМНР в керамической мастерской. В докладе описание приминения технологии коллективной работы с детьми школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Адаптированная технология коллективного изготовления изделий в керамической мастерской с детьми с комплексными нарушениями развития»

Колупаева А. С.

учитель

В общих положениях Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» выделены цели, одна из которых звучит так: «Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни».

Наша задача максимально социализировать детей с ТМНР в самостоятельную жизнь, выявить и развить их способности и личностные качества. Как мы знаем, при достижении этой цели, важная роль отводится трудовому обучению и воспитанию наших воспитанников. Потому что только в процессе трудовой деятельности формируется личность, выявляет свои качества, вступает в сложные социальные отношения, занимая в обществе своё место, реализует полученные ею познания.

Поэтому, одним из важных направлений коррекционной и реабилитационной работы интерната являются занятия в мастерских.

Одна из них – керамическая. Работа керамиста - это и ремесло, и творчество одновременно. Обучение керамическому ремеслу включает в себя знакомство с материалами, технологией изготовления изделий. Это многократное повторение, монотонность и системность каждой операции, которая закрепляет профессиональные навыки работы. И только при овладении профессиональных навыков керамист раскрывает свои творческие способности.

Для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития занятия керамикой это, ни сколько освоение ремесла и раскрытие творческих способностей, а - приобщение к труду, ознакомление с окружающим миром, социализация в обществе, коррекция поведения, развитие мелкой и крупной моторики.

В виду психофизических и сенсомоторных особенностей детей отработка каждой операции происходит за более длительный период, и, если учесть неоднородность нарушений учащихся в группе (по времени обучения, по своим моторным, интеллектуальным, сенсорным особенностям развития и др.), боязнь некоторых учащихся новых видов деятельности, то и усвоение материала каждым ребёнком сугубо индивидуально. В последнее время педагоги всё чаще стали замечать нежелание детьми трудиться, апатию к любому виду деятельности.

При продолжительном отрабатывании одной операции (скатывание колбасок, раскатывание пласта и т.д.) ребёнок не видит конечный результат своей работы, не понимает смысл деятельности, отсюда потеря интереса и негативное отношение ребёнка к уроку. Технология работы с керамическими материалами также имеет свои особенности (поэтапное выполнение изделия в швейной, ткацкой мастерской, Изостудии может растянуться на длительный срок - в керамике время ограничено, также могут возникнуть проблемы при сушке, после обжига и т.д.), и, при отрицательном результате отношение ребёнка к мастерской выливается в негатив.

Надо сказать, что работы, выполненные воспитанниками, ни только украшают интерьеры интерната, но и участвуют в выставках, на тематических ярмарках, используются в качестве подарков. А это требует и определённого количества, и высокого качества изделий.

Таким образом, назрела необходимость применения новых педагогических методов, приёмов и технологий в работе керамической мастерской с целью формирования не только трудовых умений и навыков, но и устойчивой мотивации на трудовую деятельность, т.к. если не ведется специальная работа, то у ребёнка с ТМНР развивается безразличие, равнодушие к труду. Как показывает практика трудовое обучение должно соответствовать реальным психофизическим возможностям детей данной категории.

Применение педагогической технологии коллективной деятельности при обучении детей с ТМНР в керамической мастерской весьма актуально, т.к. в процессе коллективного изготовления изделий каждый ребёнок с ТМНР может увидеть конечный результат своей работы, выполняя доступные ему операции. Это повышает его самооценку, вызывает интерес к деятельности, способствует развитию творческих способностей.

Коллективная деятельность с детьми с ТМНР в керамической мастерской позволяет достичь высоких результатов при правильной организации учебного процесса и выборе форм коллективного творчества.

Изучив систематизацию видов коллективной деятельности, разработанных Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым, В.К. Дьяченко для общеобразовательных учреждений, которые выделяют три основных формы коллективного творчества:

  • Совместно – индивидуальная, где индивидуальная работа учащегося соединяется в одну общую композицию;
  • Совместно – последовательная, при которой работа учащихся строится по принципу конвейера, когда каждый делает одну определённую операцию в процессе изготовления изделия;
  • Совместно – взаимодействующая - выполнение коллективной работы на одной плоскости, где каждый ученик делает свою часть задания, опираясь на общий эскиз и согласовывая свою деятельность с другими участниками проекта;

Кроме того, допускаются комбинированные формы совместной деятельности, что вносит разнообразие в коллективную работу и обогащает опыт коллективного творчества учащихся.

В современной коррекционной педагогике технология коллективной деятельности учащихся широко распространена на уроках предметно-практического обучения, Е.Н. Марциновской, Т.С. Зыковой и М.А. Зыковой систематизирована и классифицирована по количеству учащихся:

Парные - работа в паре;

Бригада – небольшие группы по 3-5 человек.

Анализируя опыт отечественной педагогики, опираясь на свой опыт работы со слепоглухими детьми, я пришла к выводу, что технология коллективного творчества и её адаптация для обучения учащихся с ТМНР в керамической мастерской поможет сгладить некоторые проблемы обучения.

Совместно - индивидуальная форма организации коллективной деятельности.

Совместно-индивидуальная коллективная деятельность является самой простой формой организации, я применяю её как на начальном этапе обучения или при длительной отработке определённой операции, так и в комплексе с другими формами организации. Эта форма даёт каждому ребёнку с ТМНР возможность индивидуально выполнить изделие, которое на конечном этапе, станет частью, коллективной работы. Так, например, при отработке навыка скатывания шариков и колбасок, моделирования из них простых форм, раскатывания пласта продолжительности урока недостаточно для создания индивидуального изделия, а если это соединить в общую композицию, то будет виден результат труда, работа будет закончена.

В начале урока проводится подготовительный этап, действия учеников заранее согласовываются:

  • перед учащимися ставится цель;
  • поэтапно планируется работа урока вместе с детьми или самостоятельно;
  • обсуждается композиция коллективной работы;
  • выбирается материал, техника исполнения, инструменты;
  • выполнение учеником определённой операции;
  • в конце урока происходит составление композиции по образцу или по представлению.

При данной форме коллективной деятельности:

  • в работе принимает участие как вся группа, так и пара учащихся;
  • каждый ученик, отрабатывая технологию изготовления изделия или элемента композиции, запоминает всю цепочку действий;
  • учащиеся сами могут проанализировать и оценить свою или коллективную работу.

На начальном этапе обучения много времени уделяется разделу программы «Керамика» «Знакомство со свойствами глины», где отрабатывается умение скатывать колбаски, шарики и моделирование из них заданной формы. При коллективной работе по изготовлению тарелки с помощью гипсовой формы учащимся ставится задача скатать колбаски одинаковой толщины, шарики одинакового размера, или скрутить спиральки, каждому даётся образец заготовки (сегмента).

На начальном этапе обучения я всю работу провожу в совместной деятельности или с максимальной помощью педагога. Как правило, усвоение навыков лепки детьми происходит не одновременно, выделяются учащиеся, которые выполняют работу качественнее и быстрее. Чтобы не нарушать учебный процесс я делю группу на пары, в которой один быстро (самостоятельно или в совместной деятельности) выполняет индивидуальное задание и приступает к следующему этапу работы, сборке изделия. Второй продолжает трудиться над скатыванием колбасок, шариков и т.д., но в конце урока присоединяется к напарнику и заканчивает сборку, затем готовое изделие обязательно оценивается всеми участниками учебного процесса.

По этому-же принципу строятся уроки и по другим видам деятельности: «Раскатывание пласта», «Набивка гипсовой формы» и т.д.

Уроки, построенные на основе совместно-индивидуальной формы коллективной деятельности, позволяют более продолжительное время задержаться над усвоением определённых операций, где один ребёнок продолжает двигаться вперёд, а другой не чувствует ущемлённости и старается делать лучше, и, каждый заинтересован в общем успехе.

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности.

Совместно-последовательная деятельность широко применяется в моей работе, используется на всех этапах обучения, довольно часто в комплексе с совместно-взаимодействующей формой. Деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определённой технологической операции. Такая форма коллективной деятельности напоминает конвейерную линию и знакомит детей с организацией работы на производстве, что делает урок интересным и более продуктивным.

Урок делится на этапы:

  • Постановка цели задания;
  • Анализ работы, распределение обязанностей;
  • Индивидуальное выполнение учеником определённой операции.

Совместно-последовательная деятельность – основная форма работы на моих уроках, особенно при изготовлении большого количества одинаковых изделий. Работа может проходить как внутри группы, так и выполняться в нескольких группах одновременно, объединяя учащихся с разным уровнем практической готовности. Например, декорирование гончарных изделий, изготовление сувениров, покрытие глазурью, сборка изделий.

При изготовлении колокольчика «Ангел» учащиеся делятся на группы (бригады), каждая группа выполняет определенную операцию, которая соответствует изучаемому по программе виду деятельности: одна группа вытягивает за гончарным кругом заготовки колокольчиков, другая раскатывает пласт и вырезает крылья по шаблону, третья скатывает шарики, колбаски, четвертая занимается декорированием колокольчика. В процессе работы каждый ребенок выполняет доступную ему операцию, старается это делать аккуратно, точно и быстро, не задерживая остальных участников процесса.

Совместно-последовательную коллективную деятельность я использую и в работе парой, которая предшествует групповой форме, в процессе обучения сразу видно, у кого какая операция получается лучше, и это учитывается во время распределения работы при изготовлении большого количества сувениров. Работа в паре позволяет закрепить этапы изготовления изделия, где каждый участник на одном уроке выполняет одну часть работы, а на следующем – другую. Работа в паре служит пропедевтикой для самостоятельного изготовления изделия, например, для выставок.

Совместно-последовательная форма коллективной деятельности позволяет не только осваивать учащимся приёмы лепки, но и готовить высохшие работы к обжигу, расписывать утильные изделия глазурью.

Такая форма деятельности помогает ребёнку с ТМНР в процессе работы не только отрабатывать навыков лепки, развивать словарь, концентрировать внимание, но и учиться сотрудничать в коллективе, контролировать свои действия, понимая, что от этого зависит темп работы всей группы. Если нарушается темп работы, то на помощь приходят другие участники, помогая исправить ситуацию.

Совместно-взаимодействующая форма организации коллективной деятельности.

Совместно-взаимодействующая форма считается наиболее сложной в организации коллективной деятельности, так как требует от учителя большой подготовительной работы. Такая форма организации предполагает одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, своего рода сотворчество, она является и самой интересной, т.к. даёт широкие возможности для творчества и показывает результат работы всего коллектива.

В основном совместно-взаимодействующую форму деятельности я использую для создания композиций, где принимают участие учащиеся нескольких мастерских, это не только большие по численности, но и по продолжительности проекты. Коллективные композиции потом выставляются на различных конкурсах детского творчества и занимают призовые места.

Совместно-взаимодействующая форма коллективной деятельности подразумевает:

  • создание эскиза, на основании которого выбираются материалы и техника исполнения;
  • распределение работы по группам, каждая из которых будет вести работу над своей частью коллективной композиции;
  • выполнение группой своей задачи, проявляя творчество и индивидуальность.

В ходе работы происходит сотрудничество и сотворчество межу учителем и учеником, между учеником и учеником, между учителем и учениками. У каждой группы своё задание, различное по времени выполнения, которое проходит в несколько этапов:

  1. Коллективное планирование работы. Обсуждение полученного задания, составление плана работы.
  2. Коллективная подготовка. Педагог помогает в распределении конкретной работы, поддерживает эмоциональный фон, осуществляет личностный подход.
  3. Коллективная работа. Практическая работа в каждой группе, где педагог помогает советами и рекомендациями, поддерживает рабочий настрой, поощряет успех каждого ребёнка.
  4. Коллективный анализ выполненной работы. Происходит обсуждение, педагог помогает учащимся правильно оценить представленные работы и отобрать лучшие для создания общей композиции.
  5. Следующий этап работы – это предварительная примерка композиции, где уточняются детали, вносятся исправления.
  6. После обжига происходит окончательная сборка всех элементов композиции.

Примером такой коллективной работы может служить пасхальная композиция «Вологодские фантазии», в создании которой участвовали керамическая и швейная мастерские. После подготовительного этапа, учащиеся делились на группы, перед ними ставилась цель работы. Каждой группе учащихся досталась посильная для их психофизического развития работа. В первую очередь по эскизу панно и картинкам с изображением вологодских кружев, был сделан большой рисунок на картоне. Во время работы уточнялись соотношения размеров, также оговаривался материал и техника исполнения, из которого будет выполнено панно. На этом этапе дети учились коллективно обсуждать работу и приходить к единому мнению.

На втором этапе изготавливали фон коллективной композиции, учащиеся другой группы наклеивали ткань на картон, прибивали рамку.

Следующий этап работы - лепка рельефа птиц. Здесь я использовала совместно-последовательную форму работы: одна группа раскатывала пласт и вырезала силуэты птиц по шаблону, другая группа скатывала колбаски и шарики, скручивала спиральки, следующая занималась сборкой рельефов методом налепов и тиснения. После окончания лепки в обсуждении результатов работы принимала вся группа, выявленные ошибки тут-же исправлялись.

Параллельно в швейной мастерской выполнялась своя часть работы.

Когда все детали композиции были сделаны, остался заключительный, самый интересный этап – сборка. В процессе сборки были отобраны не столько лучшие, сколько более подходящие по композиции рельефные птицы. Остальные, не вошедшие в общую композицию, были оформлены как отдельные панно.

В совместно-взаимодействующей коллективной деятельности учащиеся выполнили такие композиции, как панно «Ангел», «7 таинств», «Поднятие колоколов», «Пасхальный перезвон», макет городища «Пасхальные гуляния», декоративная ваза «Рождество».

При совместно-взаимодействующей форме коллективной деятельности учащиеся, от первого до последнего этапа, работая совместно, проявляют инициативу, индивидуальные способности. Дети не боятся заданий повышенной или пониженной сложности, самостоятельно анализируют свои способности и навыки. Сопереживая за общую коллективную работу, сотрудничают, оказывают друг другу помощь при необходимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая в керамической мастерской с детьми с ТМНР, пришла к выводу, что технология коллективной деятельности:

  • способствует качественному усвоению знаний и развитию профессиональных навыков учащихся;
  • учит контролировать не только свои действия, но и действия товарищей;
  • учит работать в коллективе;
  • формирует умение находить пути решения в проблемной ситуации.

Учащиеся с большим желанием участвуют в создании коллективных панно, которые выставляются на различных конкурсах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Комаровой Т.С. и Савенковым А.И «Коллективное творчество дошкольников». Издательство: Педагогическое общество России. Россия 2005 год.
  2. Зыкова Т. С., Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. М, 1980
  3. Марциновская Е. Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М, 1985
  4. Кулешова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. – М., 2006. – (Коррекционная педагогика)
  5. Токарева С.И., Токарева Ю.И. (АНО НПСПО «Благое дело») Ремесленные мастерские для «особых» людей: развитие, трудозанятость, включение в социум. Методическое пособие для специалистов социальной сферы по вопросам сопровождаемой трудозанятости людей с инвалидностью в художественно-ремесленных мастерских. – Верхний Тагил: Уральское провинциальное издательство (ИП Чумаков С.В.) – 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми с множественными нарушениями развития.

В статье отражены основные принципы и напрвления коррекционной работы с детьми с множественными нарушениями развития...

Дефектологическое сопровождение детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. С приложением

Система работы с детьми  дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра...

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

В этой статье говорится о том, что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд п...

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную  направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия  на каждого ребенка,...

Использование технологии коллективного взаимодействия в работе творческой мастерской «Веселый портняжка» как способ развития творческих и коммуникативных компетенций обучающихся

Моя многолетняя педагогическая практика показала, что коллективные способы обучения к решению данной задачи становятся все более востребованным в современных российских реалиях. Они позволяют максимал...