Конспект урока «Освещение. Свет и тень. Светотень как выразительное средство изобразительного искусства» 6 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

 6 класс

Тип урока: Изобразительное искусство

Тема: «Свет и тень. Светотень как выразительное средство изобразительного искусства»

Цель  урока: формирование у обучающихся изобразительных умений через выполнение портрета в технике акварель.

Задачи:

Обучающие:

-формировать знания о светотени и ее изображении;

- формировать умение анализировать светотеневые отношения в пространстве;

Развивающие:

- развивать наблюдательность и насмотренность;

- развивать понимание использования в рисунке основных правил объёмного изображения предмета

Воспитывающие:

-воспитывать аккуратность в работе;

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира через работу со светом и тенью;

- воспитывать ценностное отношение к искусству.

 

Планируемый результат

 

УУД:

Личностные: формирование мотивации, направленной на получение знаний о художественно-выразительных средства изобразительного искусства; формирование целенаправленной познавательной деятельности; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; формирование эстетических потребностей; отработка навыков самостоятельной работы.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом данным учителем; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному плану; учиться вместе с другими учащимися проводить сравнительный анализ и самоанализ, давать оценку деятельности учащихся на уроке.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать информацию, делать выводы; сравнивать; на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, оформить свою мысль в устной форме;  умение слушать и понимать других; уметь грамотно выстроить свой ответ.

 

Материалы и оборудование:

Для беседы: компьютер, интерактивная доска, проектор, слайд-презентация по теме

Для индивидуальной работы ученику: лист А4, карандаши разной мягкости, ластик, точилка.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий

Форма работы: фронтальная и индивидуальная

Методы: беседа,  практическая работа

Технология:  личностно ориентированного обучения, ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_svet_i_ten._6_klass.docx133.81 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 класс

Тип урока: Изобразительное искусство

Тема: «Свет и тень. Светотень как выразительное средство изобразительного искусства»

Цель урока: формирование у обучающихся изобразительных умений через выполнение портрета в технике акварель.

Задачи:

Обучающие:

-формировать знания о светотени и ее изображении;

- формировать умение анализировать светотеневые отношения в пространстве;

Развивающие:

- развивать наблюдательность и насмотренность;

- развивать понимание использования в рисунке основных правил объёмного изображения предмета

Воспитывающие:

-воспитывать аккуратность в работе;

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира через работу со светом и тенью;

- воспитывать ценностное отношение к искусству.

Планируемый результат

УУД:

Личностные: формирование мотивации, направленной на получение знаний о художественно-выразительных средства изобразительного искусства; формирование целенаправленной познавательной деятельности; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; формирование эстетических потребностей; отработка навыков самостоятельной работы.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом данным учителем; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному плану; учиться вместе с другими учащимися проводить сравнительный анализ и самоанализ, давать оценку деятельности учащихся на уроке.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать информацию, делать выводы; сравнивать; на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, оформить свою мысль в устной форме; умение слушать и понимать других; уметь грамотно выстроить свой ответ.

Материалы и оборудование:

Для беседы: компьютер, интерактивная доска, проектор, слайд-презентация по теме

Для индивидуальной работы ученику: лист А4, карандаши разной мягкости, ластик, точилка.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий

Форма работы: фронтальная и индивидуальная

Методы: беседа, практическая работа

Технология: личностно ориентированного обучения, ИКТ.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Рада нашей встрече. Давайте отметим кого сегодня нет.

Личностные

Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

Рассмотрите и разгадайте ребус, представленный на слайде. О чем будет наш сегодняшний урок?

Верно, ребята! Тема нашего урока «Свет и тень».

Познавательные

Регулятивные

Личностные

- ответы учащихся

Целеполагание, построение проекта выхода из проблемы

Мы видим мир, потому что есть свет. Благодаря отражённым от предметов световым лучам мы воспринимаем визуальные образы. Мы видим мир в цвете, в объёме. Неразлучное для света явление – тень.

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности.

Идеи на тему «Яблоко графика» (22) | графитовые рисунки, наброски, рисование

Посмотрите на это яблоко и скажите, какие части светотени вы здесь видите? Знаете ли вы как называется средняя часть между светом и тенью? Как называется самая светлая часть на яблоке? Пока что, ответить на эти вопросы нам сложно, поэтому давайте посмотрим небольшой видеоролик, рассказывающий нам о правилах светотени.

( Видеоролик от РЭШ: )

После просмотра видеоролика, что мы можем сказать о рисунке? Какие части светотени вы запомнили?

(Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом – на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения. Однако нельзя и преувеличивать силу рефлекса: он находится в тени и не спорит со светом. От предмета падает тень, которая называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – её самое тёмное место.)

Давайте перейдем от теории к практике. Сейчас перед вами я поставлю вазу, которую вам нужно изобразить на листе, используя светотень. Для работы вам понадобятся простые карандаши разной мягкости, точилка и ластик.

Познавательные

Коммуникативные

- просмотр видео

- ответы учащихся

Реализация построенного проекта

Критерии оценки результатов практической деятельности

учащихся(по Л.Б. Рыловой)

  1. Грамотность. Включает выполнение трех основных задач, поставленных на уроках:

- передачу материальности изображаемых предметов (как способность, умение решить новую художественно-познавательную задачу, поставленную учителем или самостоятельно учащимися);

- композиционную организацию изображения;

- передачу формы, пропорций, конструкции, пространственного расположения предметов (как способность, умение применять полученные ранее знания и навыки в новой ситуации).

  1. Выразительность. Понимается как:

- умение сбалансированно использовать светотеневую передачу в работе;

- способность, умение передать собственное отношение к объекту изображения через замысел;

- умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной художественно-изобразительной задаче.

Процентная шкала оценивания

90% -100% от общего максимального количества полученных баллов соответствует отметке «5»;

75%-89% от общего максимального количества полученных баллов соответствует отметке «4»;

60%-74% от общего максимального количества полученных баллов соответствует отметке «3»;

59% и менее - соответствует отметке «2».

Коммуникативные

Познавательные

Первичное закрепление материала

Самостоятельная работа

Этапы самостоятельной работы:

  1. Эскиз рисунка.
  2. Доработка эскиза, поправляем линии, делаем контур рисунка менее заметным.
  3. Наложение штриха по форме предмета. Важно начать именно с темных мест и плавно добираться к свету.
  4. Равномерно работаем карандашом по работе, стараясь переключаться с одного места на другое. Такой подход необходим для создания баланса в работе, иначе один участок может остаться недоработан.
  5. Прорисуйте мелкие детали после того, как наложите светотень.
  6. Ластиком уберите излишки линий и покажите блик на вазе.

Познавательные

Коммуникативные

Подведение итогов. Анализ творческих работ обучающихся.

Рефлексия. Самооценка.

(после завершения работы делаем маленькую выставку и рассуждаем над работами детей, подмечая интересные моменты и давая легкую характеристику и советы детям)

Что вы чувствуете когда смотрите на свой рисунок? Нравиться ли вам ваша работа? Какие замечания вы моги бы дать самому себе, а за что похвалить?

(дать возможность высказаться каждому ребенку и попросить оценить себя)

Регулятивные, личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс Выразительные возможности изобразительного искусства для 6 класса

Урок-конкурс Выразительные возможности изобразительного искусства для 6 класса...

Методическая разработка по подготовке к экзамену ОГЭ на тему: "Изобразительно-выразительные средства языка" 9 класс

Электронное пособие по русскому языку для подготовки учащихся к эезамену ОГЭ....

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Технологическая карта урока изобразительного искусства 6 класс Освещение. Свет и тень.

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе "Освещение. Свет и тень" по программе Б.М.Нееменского разработана в соответствии с ФГОС ООО. Содержит цель, задачи урока, УМ...

Тема урока: «Освещение. Свет и тень в пейзаже»

Цели: объяснить понятие "освещение", как средства выявления объема предмета; познакомить с понятиями: блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень....

Урок изобразительного искусства № 13. Тема « ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ»

Урок изобразительного искусства № 13.  Тема « ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ»...