Технологическая карта урока "Головной убор Древних скифов" 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа
Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Урок в 5-м классе
Технологическая карта урока
«Особенности конструкции и декора одежды»
«Головной убор Древних скифов»
Учитель изобразительного искусства без категории Кара-Сал Чодураа Доржуевна
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Особенности конструкции и декора одежды. Головной убор Древних скифов»
Учитель изобразительного искусства Кара-Сал Чодураа Доржуевна
Организация: МБОУ Чыраа-Бажынская СОШ Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Класс: 5
Тема урока: «Особенности конструкции и декора одежды. Головной убор Древних скифов»
Учебник: Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Цель урока: Восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение декора одежды Древних скифов, «звериного стиля». Художественное развитие обучающихся в процессе личногохудожественного творчества, в практической работе.
Учебные задачи для достижения предметных результатов:
Познакомить учащихся со «звериным» стилем Древних скифов, формирование навыков творческой работы.
Учебные задачи для достижения метапредметных результатов:
Понимание учащимися учебной задачи урока, формирование умения самостоятельной творческой работы.
Учебные задачи для достижения личностных результатов
Воспитание любви к малой Родине, ее истории, творческой работе, формирование эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Личностные: осваивают работу в группе, критически осмысливают выбор изображаемого животного и форму головного убора, проявляют интерес к изучению материала.
Метапредметные: научиться излагать свое мнение, определять способы выполнения работы.
Предметные: научиться различать звериный стиль скифов, представлять информацию.
Методы и формы обучения:наглядно-иллюстративный, практический, словесный, проблемный, индивидуальная, фронтальная и групповая работы.
Межпредметные и внутрипредметные связи: искусство, история родной республики, география расселения скифов.
Материалы к уроку: учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс», карта обитания скифов, фотографии и рисунки с изображением предметов быта, головного убора скифов; раздаточные материалы: карандаши, фломастеры, гелевые ручки, краски, кисти.
Зрительный ряд:
Слайды с изображением украшений скифов, мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | Результаты деятельности учащихся, УУД | |
деятельность учителя | деятельность учащихся | |||
1. Мотивирование к учебной деятельности 1 мин | Подготовка к восприятию темы, активация внимания и организация работы класса. | Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и проверим все свои учебные принадлежности, а я отмечу отсутствующих на занятии. | Приветствие, проверка готовности к уроку, устранение недостатков | Личностные: Мотивация к обучению; Коммуникативные: контролируют действия соседа по парте, свои; Регулятивные: самоконтроль. |
2. Актуализация и фиксирование индиви-дуальногозатруд-нения в пробном учебном действии 3 мин | Повторение материала с целью его расширения и углубления | Мы несколько уроков изучаем подраздел «Особенности конструкции и декора одежды»,Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода. Мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве. Суть декора (украшений) — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Мы уже обо всем этом знаем, да, ребята?Тогда, давайте поиграем в игру-тест поособенностям конструкции и декора одежды. Разделимся на 2 группы. - Перед вами карточки с ответами на каждый вопрос теста. При каждом вопросе на карточках имеются два варианта ответа. В качестве ответа поднимаете ту сторону карточки, где правильный ответ. Группа с большими правильными ответами побеждает. (слайд 1-13) | Отвечают: Да! Отвечают на вопросы теста с помощью карточек | Личностные:Развитие отзывчивости; Познавательные:умение выражать свои знания Коммуникативные: понимать суть вопроса и отвечать; Регулятивные: самоконтроль и контроль ответов ребят в группе. |
3. Выявле-ние места и причины затруд-нения 1 мин | Осознание детьми необходимости получения новых знаний | Вопрос к классу: Как вы думаете, какой головной убор у тувинцев? Вы об этом головном уборе говорите (слайд 14)А головной убор у нас был не всегда таким. Хотите узнать каким? | Ответы учащихся ответ: Да! | Личностные: Формирование эстетических потребностей; Познавательные:Осознание проблемы Коммуникативные: Умение слушать учителя; Регулятивные: умение выделять нужную информацию. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) 3 мин | Поставить задачи урока в совместной деятельности с детьми класса | Головной убор у тувинцев стал таковым после нашествия монголов с Чингисханом. Это 13-14 вв. нашей эры. До этого наша одежда и головной убор были совершенно другими. 6-12 вв. нашей эры – Енисейские Кыргызы (тюркский народ. У нас остались аймаки Кыргысов по одноименной фамилии). (слайд 15) Обратите внимание на головной убор кыргызов. У воинов – шлем, у народа войлочные шапки с узором. 8-9 вв нашей эры – Уйгурский каганат (тюркский народ. Предки наших Ондаров) (слайд 16) Головной убор у уйгуров совсем другого вида. Они – мирный народ. 6-7 вв. нашей эры – Тюркский каганат. (слайд 17) Мы относимся к тюркским народам. Посмотрите на головные уборы тюрков. Они более похожи на шапки Енисейских кыргызов. Потому что – они тоже относятся к тюркским народам. 2 век до нашей эры- 1 век нашей эры – эпоха Гунн-Сарматов в Туве. (слайд 18) Гунны – по-нашему – народы Хунну были очень воинственным и кочевым народом. Они проживали на огромной территории нашей страны. 8-3 вв. до нашей эры – Скифское время в Туве.Скифы тоже относятся к воинственным и кочевым народам. (слайд 19) Они занимали почти всю территорию нашей страны. Давайте посмотрим на ленту времени и подробнее рассмотрим во времени историю нашей Тувы (слайд 20). Итак тема нашего урока «Головной убор Древних скифов».(слайд 21) Давайте построим наши задачи. В предыдущих уроках мы изучили декоративно-прикладное искусство Древнего Китая, Греции, Европы и Египта. Значит, мы на этом уроке познакомимся с декоративно-прикладным искусством…. Правильно.(слайд 22) Запишем нашу первую задачу: 1. Познакомиться с декоративно-прикладным искусством Древних Скифов. Скифы кочевой народ, а мы… Да тоже кочевой народ. Наши предки верили мифам, поклонялись шаманам и природе. Да ребята, мы до сих пор связаны с природой, поклоняемся и приносим подношения хозяевам и духам нашей земли. Изучим нашу связь с природой? Итак, 2-я задача: 2. Изучить тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией. В других Древних цивилизациях, которых мы изучили, были отличия в одежде разных сословий? Как вы думаете, а у скифов они были? Хотим это знать? Третья задача: 3. Изучить отличия в одежде разных сословий Скифов. А создать свой собственный скифский головной убор мы можем? 4. Развивать творческую фантазию. Вам интересна культура других народов мира? Да ребята, мы должны уважать культуру других народов, какими бы они ни были. Наша пятая задача: 5. Интересоваться мировым искусством, быть толерантным | слушают учительницу Ответы: Древних скифов Ответы: Древних скифов Ответы: Да! Ответы: Да! Хотим Ответы: Можем | Личностные: любовь к культуре и истории своего народа; Познавательные:узнают этапы истории своего народа Коммуникативные: умение излагать свое мнение; Регулятивные:умение составлять задачи урока. |
5. Реализация построенного проекта 7 мин | Познакомить ребят с «звериным стилем» Древних скифов, географией их обитания, формой головного убора женщин и мужчин. | На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством наших предков, в частности, Древних Скифов. (наглядный материал на доске) Традиционная скифская культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Мы должны бережно хранить свою национальную историю, ребята, которая органично вошла в нашу сегодняшнюю жизнь. Давайте посмотрим места обитания скифов в V веке до нашей эры на карте. Мы видим, что они проживали с северной части Дальнего Востока, Сибири до Восточной и Центральной Европы. В нашей Туве также найдены захоронения Древних скифов на раскопках Аржаан-1 и Аржаан-2. (слайд 23) А) Мифологические представления. Учитель: Декоративно-прикладное искусство скифов отличается так называемым «Звериным стилем». Орнаменты и символы, придуманные древними скифами, полны смысла и содержания. (слайд 24) Изображение сильного животного на оружии придавало воину силу в бою, а быстрокрылая птица на конском снаряжении — ловкость и быстроту боевому скакуну. Бронзовая «пантера», свернувшаяся в кольцо — символ силы и мощи, образ вечного движения. (слайд 25) Это символ скифов как народа воинов. Часто встречающиеся фигурки оленей — фактически символ скифского искусства в целом. Также как и лошадь, олень, символизирует солнечное божество(слайд 25) Г) Головной убор. Прическа. Мужчины и женщины носили прически из длинных волос.(слайд 26-28) Прическа знатных женщин укладывалась своеобразно: составлялся высокий конус, на которую надевались украшения, диадемы в том же зверином стиле. Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили конические шапки с изгибом на вершине, небольшие шапочки из кожи, в торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие птиц. | слушают рассказ учительницы, изучая содержание интерактивной презентации | Личностные: духовное восприятие истории народа; Познавательные:узнают что такое «звериный стиль» скифов, их мировоззрение. Коммуникативные: умение слушать и слышать; Регулятивные: умение анализировать рассказ. |
6. Первич-ное закрепление с прогова-риванием во внешней речи 4 мин | Закрепление полученных знаний. Развитие воображения учащихся | Физминутка. Учитель организует групповую работу детей по представлениям Скифов: игра по созданию новых головных уборов в «зверином стиле» «Куда поместить зверя». Разделимся на 2 группы по другому. В каждой группе 7 участников. У каждой группы лист с разновидностями головных уборов и рисунки разных зверей. - Ребята, каких зверей использовали скифы-воины для декора на одежде? Хищных или травоядных? Почему? Где размещены звери на головных уборах? Можно разместить их по-другому? Можно ли уменьшить или увеличить размер зверя? 1. Каждый выбирает рисунок одного зверя. 2. Выбирает из предложенных видов понравившийся головной убор. 3. Помещает своего зверя на выбранный головной убор таким образом, чтобы он приобрел совершенно другой вид. (зверя можно обрезать, вырезать те или иные части тела и помещать на головной убор. 4. Каждая команда выбирает самую удачную работу. 5. Автор работы защищает свой головной убор. | Вместе с учителем выполняют упражнения. Участвуют в групповой работе, высказывают свое мнение, решают поставленную задачу. | Личностные:уважительное отношение к чужой и своей работе; Познавательные:узнаютизучает виды головных уборов и зверей, их размещение. Коммуникативные: умение слушать и слышать других; Регулятивные: умение оценивать свои работы, анализировать ошибки. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 20 мин | Создание творческой работы, умение применять полученные знание на практике | Практическая работа - Ребята, какого цвета, в основном, головные уборы. Какого цвета декор? Из какого материала? Давайте подготовимся к творческой работе и поработаем с нашим воображением. Закрываем глаза. Давайте представим - кто ты? Воин, пастух, скифская принцесса, хан, генерал войск и т.д. Теперь создаем для себя в воображении скифский головной убор исходя из того кто ты. Сначала представляем форму головного убора. Затем – какими животными и зверями декорирован головной убор, где размещены они и какого размера. Представили? Четко рисуем для себя материал и цвет. Открываем глаза, приступаем к работе. Каждый создает для себя свой скифский головной убор в «зверином стиле». | Выполняют индивидуальную творческую работу. | Личностные: уважительное отношение к чужой и своей работе; Познавательные:узнают изучает виды головных уборов и зверей, их размещение. Коммуникативные: умение слушать и слышать других; Регулятивные: умение оценивать свои работы, анализировать ошибки. |
8. Домашнее задание 2 мин | Побуждение интереса детей к творчеству художников Тувы | Домашнее задание - Пока вы работаете задаю домашнее задание. Есть у нас в Туве художник, который работает по мотивам «звериного стиля» скифов. Находки из археологических раскопок курганов Аржаан-1 и Аржаан-2 так вдохновили этого художника, что он создал ряд шедевров. Зовут этого худужника – Шой Чурук. Его работы стали украшением выставок на Алтае, Москве, Туве и ряда регионов нашей страны. Предлагаю вам рассмотреть его работу «Танец орла». Раздаю вам карточки с его работой. Дома напишете отзыв о работе художника. Расскажете что нарисовано на картине, какие абстрактные воспоминания возникают у вас при рассматривании картины и что вы ощущаете. Почему картина названа «Танец орла». В дальнейшем мы изучим еще работы этого художника. | Записывают домашнее задание | Личностные: уважительное отношение к культуре своего народа; Познавательные:узнают изучение работы художника Коммуникативные: умение выражать свое мнение; Регулятивные: умение оценивать и анализировать работу художника |
9. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 4 мин | Дать представление детей о месте темы урока в системе знаний. Повышение уровня осмысления материала, повторение существенных признаков «звериного стиля», изучение опыта работы других учащихся, самооценка и оценка работ. | На этом уроке вы прикоснулись к истории нашего народа. Узнали о декоративно-прикладном искусстве Древних скифов. Создали каждый для себя творческую работу. Давайте сделаем выставку наших работ. Декоративно-прикладное искусство каких народов мы изучили? Правильно: Китая, Греции, Европы, Египта, а сегодня также и Древних скифов. Декор Древних скифов отличается от других народов. А можно различить по декору место в обществе скифского человека? То есть они тоже различаются на высшие и низшие сословия по этим же признакам? Разделитесь по 2 человека. Поставьте оценку работе соседа по следующим критериям: соответствие выбранному персонажу, соотношение размеров животного и головного убора, место расположения. Использование звериного стиля, аккуратность работы. Объясните другу, почему поставили такую оценку. Теперь делаем самооценку своей работы по тем же критериям. Понравился вам урок? Спасибо, ребята, урок окончен. | Ответы: Древнего Китая, Греции и т.д. Ответы: Отличается Ответы: Да | Личностные: ответственность к результатам своей деятельности; Познавательные:узнают свои ошибки, изучают опыт своих одноклассников Коммуникативные: умение выражать свое мнение; Регулятивные: умение оценивать и анализировать работу |
Использованная литература
- http://ituvinec.ru/natsionalnaya-odezhda/
- https://externat-foxford-ru.turbopages.org/turbo/externat.foxford.ru/s/polezno-znat/triz-pedagogika-anatoliya-gina
- Детская энциклопедия. Том 5 «Древние цивилизации».– М.: «ТЕРРА» - «ТНРРА». 1995, с. 401-416.
- Танова Е.Т. «Торээн черин, торел чонун, тоогузун ооренип кор» - Кызыл, 2007.
- Художественные сокровища Тувы: Альбом. – Красноярск: Платина, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин....

технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения
паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”
Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:· уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления
Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....
Технологическая карта урока истории в 5 классе "Древняя Финикия"
Технологическая карта урока...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"
Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"
Материал по истории Древнего мираКласс: 5 Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...

