Технологическая карта урока истории в 5 классе "Древняя Финикия"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: история

Класс: 5

Автор учебника: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

Тема: Древняя Финикия

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Ф.И.О. учителя: Вологдина Наталья Леонидовна

Цель урока: Учащиеся должны определить вклад финикийцев в мировую культуру

Задачи:

Предметные:

  • Раскрыть влияние  природно-географического условий на формировании основных   занятий жителей древних государств;
  • оценить достижения и   вклад финикийцев в культуру древних цивилизаций.

Метапредметные:

Развивать умения:  

  • работать с текстом;
  • анализировать исторический источник;
  • устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, делать выводы;
  • самостоятельно определять тему урока  ставить цели урока

Личностные:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории;
  • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию древних цивилизаций

Этапы урока

Задания базового

уровня

Задания повышенного

уровня

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Организационно мотивационный

(15 минут)

1.Актуализация

Знаний

Работа

над понятийным аппаратом

Работа с датами

2. Определение темы урока

Постановка целей урока

Проблемное задание

- Покажите на карте  и объясните расположение Древнего Двуречья.

-Назовите еще два названия Двуречья?

-Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье?

-Расскажите о самом могущественном царе Древнего Двуречья? (годы правления, роль в истории).

-Законам Хаммурапи уже более 4 тысяч лет, как ученые могли узнать все подробности законов?

- Как вавилонские судьи решали, виновен обвиняемый, если не было свидетелей преступления?

-Чем отличалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба – чужеземца?

Дайте определение понятиям:

шумеры

клинопись

«отец школы»

Сыновья школы

Человек с палкой

Государство признаки государства

Закон

Зиккураты

Жрецы

ростовщик

- Подсчитайте, что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса Третьего в Египте? На сколько лет раньше

- Что такое держава? Каким образом государство может превратиться  державу?

-Какие территории входили в Вавилонское царство?

-  Какой исторический памятник древности напоминает  вам столб с законами Хаммурапи? (что такое палетка, какой царь изображен на палетке)

- Что в них общего?

-Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково?

-Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?

- Какие государства сейчас расположены на территории Египта и Двуречья?

- Сделайте вывод по теме «Древнее Двуречье»

- Определите о какой древней стране может идти речь?

«Около 1500 года эта страна была завоевана Тутмосом Третьим и стала частью Египетского государства. Во времена Хаммурапи вошла в состав Вавилонского царства?

- Известными городами этой страны были Тир, Библ и Сидон? О какой стране идет речь?

- Сформулируйте  тему урока (Древняя Финикия)

-Определите цели урока?

-Определите вклад финикийцев в мировую культуру

1.Создание системы заданий  на актуализацию знаний по теме: «Законы Хаммурапи»

2.Использование ИКТ (задание по карте)

3.Корректировка ответов учащихся

4. Интеграция с предметами: обществознание, география, математика

5. Организовывает работу учащихся с исторической картой

1.Создание системы заданий для определения  учащимися темы и целей урока.

2. Интеграция с предметом «русский язык».

3.Корректировка ответов учащихся.

4.Использование ИКТ

5. Сообщение плана работы по достижению цели

Постановка проблемного задания на урок

Познавательные

Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают

Формируемые:

Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания  устной форме;

Структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные

Осуществляемые: слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируемые:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

Регулятивные

Осуществляемые:

постановка темы, целей и задач урока

Формируемые:

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

   

     

2.Этап решения задач. Формирование УУД (20 минут)

Работа с документом

Работа с текстом учебника

- Пользуясь исторической картой объясните где расположена Древняя Финикия?

- С какими странами граничила Финикия? ( на юге – с Израильским царством, на востоке и севере – с Сирией)

-

- Прочитайте стр. 75-76 (Финикийские колонии) и ответьте на вопросы:

-Что такое колонии?

-Что такое колонизация?

-Зачем финикийцы основывали  колонии?

Какой город основали финикийцы в Северной Африке?

-Как далеко плавали финикийцы на своих кораблях?

-Чем отличался образ жизни финикийцев по сравнению с египтянами и вавилонянами?

-Сделайте вывод, какие занятия были характерны для финикийцев?

- Ознакомьтесь с документом  (Приложение №1) и сделайте вывод какие занятия были развиты в Древней Финикии?

- Предположите что могли продавать и покупать древние финикийцы?

-Прочитайте документ на  стр. 76. О чем свидетельствует этот документ?

- Прочитайте отрывки из древних легенд (Приложение №2)  и предположите о чем идет речь?

- Ознакомьтесь с документами (Приложение №3) и объясните как финикийцы изготавливали стекло и пурпурную краску?

Что изобрели финикийцы?

-Как вы думаете у финикийцев была письменность?

-Посмотрите на экран и ответьте на вопрос «Чем отличалась письменность финикийцев от письменности Египта и Двуречья»? (каждый знак соответствовал отдельному звуку и обозначал букву) Как эту письменность можно назвать? (алфавит)

- Прочитайте стр. 76 (Древнейший алфавит) и ответьте на вопросы:

- Сколько было букв в финикийском алфавите ? (22)

-Почему финикийский алфавит сложен для нашего понимания?

-Какой народ впервые заимствовал у финикийцев алфавит, изменил его?

- В чем значение финикийского алфавита для мировой культуры?

1.Использование технологии проблемного обучения.

2. Использование ИКТ

3.Корректировка ответов учащихся

4.Уточнение географических особенностей Финикии:

-Финикия располагалась на узкой полоске земли между Средиземным морем и Ливанскими горами, покрытые могучими ливанскими кедрами

-На территории Древней Финикии сейчас расположено государство – Ливан, столица - Бейрут

Познавательные

Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают.

Формируемые:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, доказательство, установление причинно- следственных связей

Коммуникативные

Осуществляемые

слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируемые:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Личностные

Осуществляемые:

Оценивают вклад финикийцев в миров-ую культуру

Формируемые

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

3. Этап рефлексии (10минут)

Инструктаж

по домашнему заданию

Выставление оценок

- Определите вклад финикийцев в мировую культуру.

- Достигли ли мы целей урока?

параграф 15

( пересказ), )учить определения, задания и вопросы на стр. 76 - 77

1.Корректировка ответов учащихся

2.Проведение инструктажа по домашнему заданию

3.Выставление оценок

Регулятивные

Осуществляемые

Оценивают и выделяют, что, что узнали, что было интересно и в чем возникли затруднения

Формируемые

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

                                                                                                               

                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                              Приложение №1

 Задание. Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы:

-Какие занятия были развиты в Древней Финикии?

-Предположите что могли продавать и покупать древние финикийцы?

Занятия финикийцев:

1.Очень много людей занимается строительством кораблей. Финикийцы были одними из первых мореплавателей. Наряду с торговым кораблем они создали тип военного корабля с тараном в носовой части для пробивания бортов вражеских кораблей. Впервые финикийцы стали применять гребцов на кораблях, создав новый тип корабля – галеру, главным двигателем, который был не парус, а весла. К сожалению, в качестве гребцов использовали рабов, которых финикийцы не стеснялись захватывать в море. Так что они были первыми пиратами.

2.Финикийцы научились сушить рыбу и продавать ее в таком виде в неприморские части страны.

3. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из плодов этих деревьев – оливок (другое название – маслины) они выдавливали душистое масло.

4. В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков из дерева и слоновой кости.

                                                                                                                                                       Приложение №2

Задание. Ознакомьтесь с документом и предположите о каких изобретениях финикийцев идет речь?

Изобретения финикийцев:

  1. «Однажды какой -то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем -то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет»

  1. «Команда какого-то корабля, утверждает легенда, высадилась на берег реки в Сирии. Желая приготовить себе обед на огне, они не нашли больших камней, чтобы поставить на них горшок, и использовали для этой цели крупные куски селитры  (каменная сода) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с окружающим песком и потекла струей жидкого стекла!»

                                                                                                                                                          Приложение №3.

Задание. Ознакомьтесь с документом и объясните каким образом финикийцы изготавливали стекло и пурпурную краску?

1.На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Финикийцы смешивали его с каменной содой, ракушками ( известь) и плавили, как медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых зеркалах из бронзы. Из маленьких стеклянных бусинок делали красивые украшения. Изготовление стекла и зеркал приносило большой доход и иностранцы, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: “Они из песка добывают сокровища!”

2.Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид раковины были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска.