Главные вкладки

    План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
    Технологическая карта урока истории в 5 классе "Древняя Финикия"

    Технологическая карта урока 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл karta.docx29.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет: история

    Класс: 5

    Автор учебника: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

    Тема: Древняя Финикия

    Тип урока: урок «открытия нового знания»

    Ф.И.О. учителя: Вологдина Наталья Леонидовна

    Цель урока: Учащиеся должны определить вклад финикийцев в мировую культуру

    Задачи:

    Предметные:

    • Раскрыть влияние  природно-географического условий на формировании основных   занятий жителей древних государств;
    • оценить достижения и   вклад финикийцев в культуру древних цивилизаций.

    Метапредметные:

    Развивать умения:  

    • работать с текстом;
    • анализировать исторический источник;
    • устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, делать выводы;
    • самостоятельно определять тему урока  ставить цели урока

    Личностные:

    • развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории;
    • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию древних цивилизаций

    Этапы урока

    Задания базового

    уровня

    Задания повышенного

    уровня

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    (УУД)

    Организационно мотивационный

    (15 минут)

    1.Актуализация

    Знаний

    Работа

    над понятийным аппаратом

    Работа с датами

    2. Определение темы урока

    Постановка целей урока

    Проблемное задание

    - Покажите на карте  и объясните расположение Древнего Двуречья.

    -Назовите еще два названия Двуречья?

    -Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье?

    -Расскажите о самом могущественном царе Древнего Двуречья? (годы правления, роль в истории).

    -Законам Хаммурапи уже более 4 тысяч лет, как ученые могли узнать все подробности законов?

    - Как вавилонские судьи решали, виновен обвиняемый, если не было свидетелей преступления?

    -Чем отличалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба – чужеземца?

    Дайте определение понятиям:

    шумеры

    клинопись

    «отец школы»

    Сыновья школы

    Человек с палкой

    Государство признаки государства

    Закон

    Зиккураты

    Жрецы

    ростовщик

    - Подсчитайте, что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса Третьего в Египте? На сколько лет раньше

    - Что такое держава? Каким образом государство может превратиться  державу?

    -Какие территории входили в Вавилонское царство?

    -  Какой исторический памятник древности напоминает  вам столб с законами Хаммурапи? (что такое палетка, какой царь изображен на палетке)

    - Что в них общего?

    -Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково?

    -Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?

    - Какие государства сейчас расположены на территории Египта и Двуречья?

    - Сделайте вывод по теме «Древнее Двуречье»

    - Определите о какой древней стране может идти речь?

    «Около 1500 года эта страна была завоевана Тутмосом Третьим и стала частью Египетского государства. Во времена Хаммурапи вошла в состав Вавилонского царства?

    - Известными городами этой страны были Тир, Библ и Сидон? О какой стране идет речь?

    - Сформулируйте  тему урока (Древняя Финикия)

    -Определите цели урока?

    -Определите вклад финикийцев в мировую культуру

    1.Создание системы заданий  на актуализацию знаний по теме: «Законы Хаммурапи»

    2.Использование ИКТ (задание по карте)

    3.Корректировка ответов учащихся

    4. Интеграция с предметами: обществознание, география, математика

    5. Организовывает работу учащихся с исторической картой

    1.Создание системы заданий для определения  учащимися темы и целей урока.

    2. Интеграция с предметом «русский язык».

    3.Корректировка ответов учащихся.

    4.Использование ИКТ

    5. Сообщение плана работы по достижению цели

    Постановка проблемного задания на урок

    Познавательные

    Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают

    Формируемые:

    Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания  устной форме;

    Структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

    Коммуникативные

    Осуществляемые: слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

    Формируемые:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

    Регулятивные

    Осуществляемые:

    постановка темы, целей и задач урока

    Формируемые:

    целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

       

         

    2.Этап решения задач. Формирование УУД (20 минут)

    Работа с документом

    Работа с текстом учебника

    - Пользуясь исторической картой объясните где расположена Древняя Финикия?

    - С какими странами граничила Финикия? ( на юге – с Израильским царством, на востоке и севере – с Сирией)

    -

    - Прочитайте стр. 75-76 (Финикийские колонии) и ответьте на вопросы:

    -Что такое колонии?

    -Что такое колонизация?

    -Зачем финикийцы основывали  колонии?

    Какой город основали финикийцы в Северной Африке?

    -Как далеко плавали финикийцы на своих кораблях?

    -Чем отличался образ жизни финикийцев по сравнению с египтянами и вавилонянами?

    -Сделайте вывод, какие занятия были характерны для финикийцев?

    - Ознакомьтесь с документом  (Приложение №1) и сделайте вывод какие занятия были развиты в Древней Финикии?

    - Предположите что могли продавать и покупать древние финикийцы?

    -Прочитайте документ на  стр. 76. О чем свидетельствует этот документ?

    - Прочитайте отрывки из древних легенд (Приложение №2)  и предположите о чем идет речь?

    - Ознакомьтесь с документами (Приложение №3) и объясните как финикийцы изготавливали стекло и пурпурную краску?

    Что изобрели финикийцы?

    -Как вы думаете у финикийцев была письменность?

    -Посмотрите на экран и ответьте на вопрос «Чем отличалась письменность финикийцев от письменности Египта и Двуречья»? (каждый знак соответствовал отдельному звуку и обозначал букву) Как эту письменность можно назвать? (алфавит)

    - Прочитайте стр. 76 (Древнейший алфавит) и ответьте на вопросы:

    - Сколько было букв в финикийском алфавите ? (22)

    -Почему финикийский алфавит сложен для нашего понимания?

    -Какой народ впервые заимствовал у финикийцев алфавит, изменил его?

    - В чем значение финикийского алфавита для мировой культуры?

    1.Использование технологии проблемного обучения.

    2. Использование ИКТ

    3.Корректировка ответов учащихся

    4.Уточнение географических особенностей Финикии:

    -Финикия располагалась на узкой полоске земли между Средиземным морем и Ливанскими горами, покрытые могучими ливанскими кедрами

    -На территории Древней Финикии сейчас расположено государство – Ливан, столица - Бейрут

    Познавательные

    Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают.

    Формируемые:

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, доказательство, установление причинно- следственных связей

    Коммуникативные

    Осуществляемые

    слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

    Формируемые:

    умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

    Личностные

    Осуществляемые:

    Оценивают вклад финикийцев в миров-ую культуру

    Формируемые

    нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    3. Этап рефлексии (10минут)

    Инструктаж

    по домашнему заданию

    Выставление оценок

    - Определите вклад финикийцев в мировую культуру.

    - Достигли ли мы целей урока?

    параграф 15

    ( пересказ), )учить определения, задания и вопросы на стр. 76 - 77

    1.Корректировка ответов учащихся

    2.Проведение инструктажа по домашнему заданию

    3.Выставление оценок

    Регулятивные

    Осуществляемые

    Оценивают и выделяют, что, что узнали, что было интересно и в чем возникли затруднения

    Формируемые

    оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                  Приложение №1

     Задание. Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы:

    -Какие занятия были развиты в Древней Финикии?

    -Предположите что могли продавать и покупать древние финикийцы?

    Занятия финикийцев:

    1.Очень много людей занимается строительством кораблей. Финикийцы были одними из первых мореплавателей. Наряду с торговым кораблем они создали тип военного корабля с тараном в носовой части для пробивания бортов вражеских кораблей. Впервые финикийцы стали применять гребцов на кораблях, создав новый тип корабля – галеру, главным двигателем, который был не парус, а весла. К сожалению, в качестве гребцов использовали рабов, которых финикийцы не стеснялись захватывать в море. Так что они были первыми пиратами.

    2.Финикийцы научились сушить рыбу и продавать ее в таком виде в неприморские части страны.

    3. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из плодов этих деревьев – оливок (другое название – маслины) они выдавливали душистое масло.

    4. В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков из дерева и слоновой кости.

                                                                                                                                                           Приложение №2

    Задание. Ознакомьтесь с документом и предположите о каких изобретениях финикийцев идет речь?

    Изобретения финикийцев:

    1. «Однажды какой -то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем -то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет»

    1. «Команда какого-то корабля, утверждает легенда, высадилась на берег реки в Сирии. Желая приготовить себе обед на огне, они не нашли больших камней, чтобы поставить на них горшок, и использовали для этой цели крупные куски селитры  (каменная сода) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с окружающим песком и потекла струей жидкого стекла!»

                                                                                                                                                              Приложение №3.

    Задание. Ознакомьтесь с документом и объясните каким образом финикийцы изготавливали стекло и пурпурную краску?

    1.На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Финикийцы смешивали его с каменной содой, ракушками ( известь) и плавили, как медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых зеркалах из бронзы. Из маленьких стеклянных бусинок делали красивые украшения. Изготовление стекла и зеркал приносило большой доход и иностранцы, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: “Они из песка добывают сокровища!”

    2.Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид раковины были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Поэма Гомера "Одиссей"

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Поэма Гомера "Одиссей"...

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Поэма Гомера "Одиссей"

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Поэма Гомера "Одиссей"...

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»

    В технологической катре описаны деятельность учителя, деятельность учеников, этапы урока, формирование УУД, планируемые результаты....

    технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения

    паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...

    Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

    Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

    Технологическая карта урока истории в 5 классе и видеоматериал урока

    Технологическая карта и ссылка на видеоурок. Урок можно также просмотреть в разделе видео....