Композиция. Композиционный центр.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование.

Актуализация знаний детей о композиции, композиционном центре и способах его выделения.

Методы и технология обучения.  Анализ репродукций картин известных художников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Композиция Композиционный центр Учитель изобразительного искусства: Кишова О.А. Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Уриковская средняя школа»

Слайд 2

Если все части соединить, можно хорошую композицию получить.

Слайд 3

Целостность – внутреннее единство композиции

Слайд 4

Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Слайд 5

Чтобы правила композиции правильно понять, попробуем ошибки разобрать. Рисунок и лист бумаги должны дружно жить! Как же нам рисунок правильно расположить? Машина летает в облаках – это нехороший знак. Лист наполовину пустой это тоже знак плохой.

Слайд 6

Опять на листе не порядок, друзья. Машина в угол уехала зря. Почему?

Слайд 7

Чтобы ошибки не совершать, как же рисунок располагать? Пора, друзья, вам понять, что в центре машину лучше рисовать.

Слайд 8

Найди рисунки с ошибками. Найди правильный. Объясни свой выбор. м 1 2 3 4 5

Слайд 9

Закон целостности, закон соподчинения Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Слайд 10

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением.

Слайд 11

Анализ репродукций картин знаменитых художников В.М. Васнецов «Аленушка»

Слайд 12

В.М. Васнецов «Богатыри»

Слайд 13

В.М. Васнецов «Ковёр - самолёт»

Слайд 14

В.М. Васнецов «Снегурочка»

Слайд 15

В.М. Васнецов «Иван – Царевич на сером волке»

Слайд 16

Как можно выделить композиционный центр? Цветом Размером Местоположением Освещением

Слайд 17

Рассмотрите иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане , о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди ». Как художник выделил композиционный центр ? Выполните моделирование композиции

Слайд 18

Закончите фразы Я узнал (а), что…………………….. Я смог (ла)……………………………. Я хочу…………………………………...



Предварительный просмотр:

Педагог: Кишова Ольга Анатольевна, учитель изобразительного искусства, МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

Предмет: изобразительное искусство

Общая информация о занятии

Тема. Композиция. Композиционный центр.

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование.

Методы и технология обучения.  Анализ репродукций картин известных художников.

Материально-технические средства: для учителя: презентация, аудиовизуальные средства, произведения живописи (иллюстрации).

Для учащихся: бумага, карандаш, гуашь

Цель: актуализировать знания детей о композиции, композиционном центре и способах его выделения.

Личностные: развитие самостоятельности мышления, целеустремленности, внимательности. Развитие интереса и глубокого понимания изобразительного искусства. Умение устанавливать причинно-следственные связи.  Развитие эстетических потребностей.

Познавательные:

Знакомство с понятиями «композиция», «композиционный центр». Первичные знания о способах выделения композиционного центра.

Коммуникативные: Эмоционально откликаться. Умение слушать своего собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение.  Развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания.

Регулятивные: Развить умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Определять последовательность действий.

Предметные: Формирование представление о композиции, о композиционном центре.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная часть.
  3. Анализ репродукций картин художников.

Учитель. Наша жизнь существует из звуков, каждый день мы слышим музыку, а что такое музыка?

Ответы обучающихся

 Музыка - это произведение, которое создал композитор.

Музыка - это соединение красивых звуков, композиция, над которой работает композитор.

Учитель. Мы смотрим фильмы, над ними работает кинорежиссёр - это тоже композиция. Рассматриваем картины в художественных галереях и это тоже композиция.

Так, что же такое композиция?

Ответы обучающихся

Это что-то соединённое, связанное между собой, имеющее единый смысл.

Целостность – внутреннее единство композиции.

Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Ребятам демонстрируется показ репродукций художников. Рассматриваем репродукции и размышляем, чем достигается выразительность картины (колорит, светотень). В ходе беседы обратить внимание ребят на то, как художник умело размещает на полотне людей и окружающие их предметы, что зрителю становится понятна главная мысль его произведения. Это и есть искусство композиции. Само слово происходит от латинского «composito» и означает «сочинение» или «составление».

Композиция важна и в портрете, и в пейзаже, и в натюрморте. Обычно в картине существует некий центр, в котором происходит основное действие и где находятся ее главные герои.

Рассмотреть репродукции картин В.И. Васнецова « Алёнушка».

Учитель. Кого вы видите в центре картины?

В центре картины изображена девушка (Алёнушка).

Учитель. Почему художник изобразил её в центре полотна?

(Чтобы мы сразу обратили на неё внимание. Алёнушка - это главный герой картины.)

Учитель. Как ещё Васнецов выделяет главную героиню?

(Он сделал её светлее, чем фон. Особенно выделяется лицо Алёнушки на фоне тёмного леса).

Какие краски использует художник, чтобы передать печальное настроение?

(Васнецов использует в картине, холодные, мрачные краски и этим показывает грусть и печаль Алёнушки).

 Учитель. Правильно. Цвет, размер, расположение героев картины позволил художнику передать свой замысел, а нам понять смысл изображения.

Дети рассматривают картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Ковёр -  самолёт».

Учитель. Так что же такое композиция? (Ответы обучающихся)

 Композиция – это такое расположение элементов картины, которое позволяет автору передать свой замысел.

А нам зрителям понять, этот замысел.

Учитель. Как художник выделяет главное в композиции?

 Главное должно быть расположено в центре, на переднем плане.

Главное выделяется размером и цветом.

Учитель. Что же такое композиционный центр?

 Это то, что привлекает к себе внимание и рассказывает о содержании картины.

Задание. Рассмотрите иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди». Выполните моделирование композиции.

Учитель. Как художник выделил композиционный центр?

Сегодня мы будем моделировать композицию, используя симметрию. И работать мы будем в парах. На листе вы должны выложить из кусочков цветной бумаги композицию к сказке «…о царе Салтане», выделяете не только главное, но и второстепенное. Не забывайте, что вы работаете парой.

Обучающиеся выполняют самостоятельно работу, используя цветную бумагу, клей и ножницы.

По окончании практической работы подвести итог урока.

Предложить ребятам закончите фразы:

Я узнал (а), что…………………….

Я смог (ла)…………………………

Я хочу………………………………

Анализ урока. Рассматривая и анализируя картины, ребята пришли к выводу, что композиция – это способ, который придает произведению единство и целостность, соподчиняет все его элементы друг другу и всему замыслу автора.

Композиционный центр можно выделить цветом, размером и расположением. Дети рассмотрели и проанализировали иллюстрации В.И. Васнецова и И. Я. Билибина. Выполнили моделирование композиции, закрепили знания о композиции, композиционном центре.

Список литературы

  • Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; РАН, ИН-т рус. яз. Им. В. В. Виноградова. – М. : Азбуковник, 1997.- 944с.
  • Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2000. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие композиционного мышления у школьников 1-3 классов

Работа посвящена развитию композиционного мышления, недостаток которого не позволяет учащимся более широко познать изобразительное искусство, как неотъемлемую часть гармонично развитой личности....

Урок в 10 классе «Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»

                    Данный урок является интегрированным и рассчитан на 2 учебных часа, он помогает совместить анализ исторических событий и вн...

Программа творческой мастерской «Солнце в ладошках» по декоративно- прикладной композиции профильной смены «Радуга» для одарённых детей на базе спортивно-оздоровительного центра имени Валентины Терешковой г. Курск

Программа творческой мастерской «Солнце в ладошках» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер...

Урок прикладной композиции "Решение композиционных задач с использованием нетрадиционных техник рисования"

Конспкт урока по композиции в профильном классе ДШИ. Перед учениками ставиться сложная задача по созданию декоративной композиции за короткий промежуток времени, с использованием "нетрадиционных" прие...

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа « Евгений Онегин»

Целью урока  является обобщение сведений учащихся об образе автора в романе «Евгений Онегин». Содержание урокаОрганизационный этап.Актуализация знанийОбобщение и систематизация зна...

Программа творческой мастерской "Солнце в ладошках" по декоративно-прикладной композиции для одаренных детей на базе спортивно-оздоровительного центра им. Валентины Терешковой. г. Курск

Программа творческой мастерской "Солнце в ладошках" по декоративно-прикладной композиции для одаренных детей на базе спортивно-оздоровительного центра им. Валентины Терешковой. г. Курск...