Доклад "Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства."
статья по изобразительному искусству (изо)

Ершова Людмила Николаевна

Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях развивающегося современного общества. Методические инновации в современном образовании связаны с внедрением в педагогику информационных компьютерных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_doklad.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 

Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино,  

ул. Мира, 16 

Телефон: (886386) 35-2-48, 35-2-08 

Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru 

"Развитие творческих способностей через применение нетрадиционных техник и материалов на уроках труда»

Учитель ИЗО. технологии: Ершова Л.Н.

2024-2025 учебный год

«Использование нетрадиционных техник на уроках технологии»

Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

Урокам технологии отдается особая роль. Хотя эти уроки строятся на основе применения общих для всех школьных предметов дидактических принципов, их отличает ряд особенностей, например, ученики занимаются не только познавательной, но и созидательной деятельностью.

Дети любят уроки технологии больше других уроков. Ведь на уроках технологии ребенок занят изготовлением различных поделок. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда.

Вашему вниманию хочу представить техники, которые мной используются на уроках технологии.

Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев, ваты и др. Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж. (ФОТО 1)

В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы

Ассамбляж

Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась. (ФОТО 3, 4,5)

Вытынанка (ФОТО 6)

Искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны. (ФОТО 6)

Граттаж

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»! (ФОТО 7)

Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить Фейри или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Декупаж (ФОТО 8)

Декупаж (от французского decoupage — «вырезать») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.

Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность — кожа, дерево, металл, керамика, картон, гипс — должны быть однотонным и светлыми, т. к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.

Живопись бумажная

Техника Бумажной живописи напоминает технику Обычной живописи, т. к. просматривается явная аналогия принципа нанесения рисунка послойно, но не красками, а кусочками разноцветной бумаги.

Квиллинг (ФОТО 9)

Искусство бумагокручения называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. Более подробно о квиллинге.

Коллаж( ФОТО 10,11,12) — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д. Надо отличать коллаж от близких по своей сути и технике, но всё же других средств изображения — аппликации, инкрустации и родственной техники ассамбляж, в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости.

Мозаика (ФОТО 13)

Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение.

 

Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения.

В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.
Мозаика может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки.

Орига́ми (ФОТО 14) (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона. Разновидности оригами — модульное оригами и кусудама.

Папье́-маше́ (ФОТО 15) - (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.

Плетение (ФОТО 16, 17)

Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.

С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение, плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...

Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.

 

Пуантилизм (ФОТО 18) (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

Основоположником стиля явился Жорж Сера.

Другое название пуантилизма — дивизионизм (от лат. divisio — разделение, дробление).

Чеканка

Плоская чеканка (ФОТО 19) - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.

Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.

Работая с младшими ребятишками мы применяем аналогичные инструменты и материалы - пластилин или металлизированную фольгу, стеки или ручку. Такая чеканка называется уже эмбоссинг (тиснение).

Шитье (ФОТО 20) - разговорная форма от глагола "шить", т. е. то, что шьется или сшито.

При помощи иглы можно из куска ткани создать одежду, предметы быта, украшения, игрушки и еще массу нужных и полезных вещей.

Также на уроках технологии я учу ребят оформлять блюда (ФОТО 21-28), работать с воздушным пластилином, делать композиции из живых цветов.

Современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу-формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет педагогов искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Ребёнок с творческими наклонностями - это человек, умеющий воспринимать красоту окружающей природы, способный с радостью и нежностью смотреть на всё окружающее его, любящий искусство - это эстетически воспитанный человек.

Система дополнительного образования детей определяет одним из своих направлений и важнейших задач именно развитие творческих способностей подрастающего поколения, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребёнка в обществе, поскольку формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновлённость.

Изучив статьи в периодической печати, проанализировав опыт работы педагогов, я пришла к выводу, что на занятиях ДПИ применяются в основном традиционные художественные материалы и техники и не достаточно широко используются нетрадиционные, так называемый «бросовый материал».Возникает необходимость повышения заинтересованности, и совершенствования развития творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладным искусством с применением на занятиях нетрадиционных художественных материалов - эта проблема является актуальной и перспективной.

Развитие творческих способностей детей, путём проведения непосредственно организованной деятельности по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных материалов для изготовления художественных изделий на занятиях ДПИ.

Работа с разным бросовым материалом способствует активизации творческого потенциала ребёнка, позволяет поддерживать устойчивый интерес к обучению. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный это поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Именно нетрадиционность в выполнении изображения даёт большой толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает их к творческой активности, творческой свободе, даёт подлинную радость и эффективный результат.

Применение на занятиях ДПИ бросового материала как художественного материала имеет ряд положительных аспектов экологический аспект: с древних времён перед человечеством стояла проблема утилизации мусора, но никогда она не стояла так остро как сейчас. Изготовление изделий из бросового материала конечно же полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть.

Социальный аспект: занятия ДПИ и применение на занятиях «бросового материала» даёт возможность привлечь для совместного творчества детей и педагогов. Сбор материала, обдумывание идеи сближает, объединяет вокруг общего дела.

Экономический аспект: ребёнок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой-то мере экономить природные ресурсы, Бросовый материал является доступным по материальным затратам.

Но применение нетрадиционных материалов - это не только защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение, решение общей задачи, проблемы. Радость от того, что, кажется, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Занятия с применением бросового материала я планирую и провожу с детьми разного возраста, и с младшими воспитанниками и ребятами среднего звена, и со старшими, ориентируясь на возрастные особенности детей.

Создание объемных изделий формирует проектное мышление, дает большие возможности для самореализации воспитанников. Осознание своего авторства, значимости своего творения имеет большое значение в становлении личности.

Для реализации  необходимо создавать материальную базу, в течении года собираются всевозможных размеров коробки, полиэтиленовые бутылки, высохшие фломастеры, пуговки, проволока, одноразовая посуда, детали от наборов школьного конструктора, старые ключи, монеты, лампочки, ракушки. Младшие воспитанники осуществляют совместные творческие проекты – проектные игры: «Моя будущая квартира», «Сказочный город», где примеряют на себя роль архитектора, дизайнера и все вместе создают дома из коробок различных размеров, объединяя их в город. Нравится младшим воспитанникам и такие материалы как компьютерные диски, одноразовая посуда, формы, оживлять их и превращать в рыбок, черепашек, зверюшек.

Проектная деятельность применяется мной и для детей 11-13 лет. Ребята изучают народное творчество, и выполняют традиционные росписи – Гжель, Хохлома. Это эффективный способ объединения традиционных художественных ценностей с новыми нетрадиционными выразительными возможностями в процессе обучения ДПИ, закрепляет и обобщает знания, умения и навыки, приобретенные ранее при изучении народных промыслов. Такой необычный способ изображения воспитывает усидчивость, аккуратность, вырабатывает твердость руки, внимательность и ответственность.

Создание игрушек из картонных коробок тоже увлекает ребят 10-11 лет. Эти дети еще любят игрушки. Универсальность этого материала позволяет полностью раскрыть свои творческие способности. Даже сейчас, когда все готовое можно купить в магазине, наши дети с не меньшим удовольствием изготовляют поделки из коробок. Ведь уже сам процесс создания поделок (игрушек) из бросового материала способствует развитию у ребенка творческого мышления и воображения. А так же развитию логического, пространственного, ассоциативного мышления. Приступая к созданию дизайнерской игрушки, ребята подбирают коробки, обязательно делают эскизы, продумывают материал для оформления, это могут быть ткани, бумага, картон, использование красок.

В старших классах (13-17 лет) детей больше интересуют современные формы декоративно – прикладного искусства, нетрадиционные техники, применение и сочетание необычных материалов. Мы познакомились с техниками «терра», «стимпанк», «инсталляция», где бросовый материал приобретает новое художественное звучание. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, отношение к миру.

Я не ставлю целью сделать из воспитанников специалистов в той или иной области декоративно прикладного искусства, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества, дать понимание свободы творчества, свободы от стереотипов мышления, развивать у ребенка чувство свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов, вдохновить ребят на творчество. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был воспитанник в дальнейшем, все это обязательно пригодиться ему в жизни.

Одной из форм результативности являются выставки детских работ. Творческие работы детей с успехом принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня: городского, всероссийского, международного и отмечены грамотами и дипломами различных степеней.

Считаю опыт своей работы «Развитие творческих способностей детей на занятиях кружка Умелые руки» через применение нетрадиционных художественных материалов» перспективным, так как он позволяет развивать у детей оригинальность способа выражения, находчивость в поисках решения поставленных задач, активизировать познавательную и творческую активность, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает природные задатки детей, настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»

Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...

«Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства»

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образова...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

«Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства»

Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащи...

Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства

Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства...

Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства.

Заевская Евгения Евгеньевна, (ewgenija10@mail.ru),учитель изобразительного искусстваМАОУ "Гимназия №3»г. БалашихаЯ широко использую современные образовательные технологии, которые развивают...