Элективный курс "Химия,история, искусство: пути взаимодействия"
элективный курс по химии (10 класс) по теме

Салтанова Наталья Викторовна

Элективный курс для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс рассчтиан на 34 часа. Введение данного курса предпологает расширение базового уровня по органической химии. Он направлен на развитие содержание оргнической химии как смежного профильным предметам социально-гуманитарного уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_10_klass.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс « Химия, история, искусство: пути взаимодействия» 10 класс

Учитель ГБОУ СОШ № 599

Салтанова Наталья Викторовна

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов ,изучающих химию на базовом уровне, а также  для гуманитариев. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса предусматривает расширение базового уровня по органической химии. Он направлен на развитие содержания органической химии как смежного профильным предметам социально-гуманитарного уровня.

В наше время происходит усиление химизации большинства сфер жизни человека, но успехи  органической химии используются без  осознания необходимости грамотного применения веществ и материалов. Изучение курса поможет учащимся раскрыть свойства широкого спектра веществ и материалов в связи с их использованием.

Основные цели курса:

- помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии

- расширение и углубление знаний об органических веществах

- развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием разных источников , в том числе и компьютерных

- воспитание убежденности в позитивной роли  химии в жизни современного общества

Задача курса

- раскрыть более подробно содержание  органической химии

- показать практическое значение органических веществ  для человека

- научить применять полученные знания и умения для безопасного использования органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью.

- раскрыть роль и перспективы химических знаний в решений экологических проблем

- способствовать развитию способности к самостоятельной работе

- совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской деятельности

Отличительной особенностью  курса является  то, что его содержание сопряжено с основным курсом органической химии, развертывается во времени параллельном ему. Это даёт возможность постоянно и  последовательно связывать учебный материал курса с основным курсом , а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.

По окончании курса учащиеся должны

Знать:

- классификацию органических соединений

- общие свойства гомологических рядов в зависимости от строения

- практическое значение отдельных представителей широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения

-способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь:

- устанавливать структурно - логические связи между всеми классами органических веществ

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- составлять уравнения реакций разных типов

-соблюдать экологические требования в практической деятельности и в повседневной жизни

- проводить самостоятельный поиск информации

В качестве основных форм проведения занятий предполагается проведение лекций ,семинаров, организации коллективных   способов обучения, метод проектов.

В ходе изучения темы теоретические вопросы контролируются тестированием, решение расчетных задач –контрольной работой, практическая и учебно-исследовательская деятельность с использованием справочников, энциклопедий  электронных библиотек, дополнительной литературой в виде защиты проекта по одной из тем.

По окончании  курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета. Для получения зачета необходимо выполнить 55-60% тестовых заданий, подготовить и защитить на уроке-конференции проектную работу.

Содержание курса.

Тема 1

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2ч)

Электронная и электронно-графическая формулы атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.

Тема 2

Основы номенклатуры и изомерии (4ч)

Принципы образований названий органических веществ. Структурная изомерия и ее виды, геометрическая. Изомерия и запах : ванилин и изованилин, диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов.

Тема 3

Сравнительная характеристика углеводородов (5ч)

Общие формулы, нахождение в природе,  виды изомерии, генетическая связь между классами органических соединений.

Практическая работа №1 «Углеводороды»

Тема 4

Применение углеводородов (7ч)

Синтез-газ ,хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, винилхлорид, бензол,  нафталин, стирол, полимеры. Расчетные задачи: 1) Термохимические расчёты

                                                    2) Объемные доли

Проектные работы:

-Как повысить октановое число?

- Продукты переработки  нефти – народному хозяйству

- Перспективы развития энергетики

- Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.

- Эластомеры

Тема 5

Кислородосодержащие органические вещества на службе человека (8ч)

Монофункциональные соединения: спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, антифризы, анестезирующие вещества(эфиры), антисептики(фенолы и их производные)

Карбоновые кислоты, получение мыла, полисахариды в природе, их биологическая роль. Проблемы питания.

Расчётные задачи 1) Массовая доля растворённого вещества

Практическая работа №2 «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала»

Тема 6

Азотсодержащие соединения (5ч)

Амины и нитросоединения (анилин,гидразин,стрептоцид) ,Медицинские препараты, кислотно-основные свойства аминокислот. Белки,как природные полимеры, пищевые добавки.

Практическая работа №3 « Анализ пищевых продуктов»

Тема 7

Экологические проблемы в курсе органической химии (3ч)

Вещества-тератогены, вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека, вредное воздействие на организм человека спиртов и фенолов.

Проектные работы

- Действие  этанола на белковые вещества

-Загрязнения атмосферы

- Влияние СМС на водную экосистему

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого. Из истории открытия.

2 ч

Групповая работа

Опорный конспект

2

Основы номенклатуры и изомерии

4 ч

Семинар, тестирование

Конспект,

выполнение упражнений, тесты

3

Сравнительная характеристика углеводородов, их значение для жизни человека

5 ч

Лекция с элементами беседы

Групповая работа

Практическая работа 1

Опорный конспект,

заполнение таблицы, отчет о практ.работе

4

Применение углеводородов.

7 ч

Лекция, групповая работа, решение расчетных задач

Опорный конспект, тесты,

проекты,

мультемедийные презентации

5

Кислородосодержащие органические вещества на службе человека

8 ч

Лекции, эвристическая беседа, тестирование,

Практическая работа 2, расчетные задачи

Выполнение упр,

тесты, отчет о практ.работе,

 контрольная работа

6

Азотсодержащие соединения

5 ч

Фронтальная беседа, парная работа

Практическая работа3

Опорный конспект, выполнение упр,

Тесты,

презентации

7

Экологические проблемы в курсе органической химии

3 ч

Урок-конференция,

защита проектов

Решение проблемных задач, защита проектов, мультимедийные презентации

итого

34 ч

Литература  :

1.Артеменко А.И.,Тикунова И.В. Химия 10-11 класс ,М «Просвещение»2000

2. Богданова Н.Н. Химия.Лабораторные опыты 8-11 класс М, «Астрель»2001

3. Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга для учителяМ, «Дрофа» 204

4. Габриелян О.С. Остроумов И.Г Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс М «Дрофа» 2004

5. Лидин Р.А. Маргулис В.Б. Химия 10-11 класс М «Дрофа» 2002

6. Малеева В.Ф. Обобщающий урок по теме «Азотосодержащие органические вещества»  « Химия в школе  №1 2007



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Химия,история, искусство: пути взаимодействия"

Элективный курс для учащихся 10 классов, изучающих химию на базовом уровне, а также для гуманитариев. Курс рассчтиан на 34 часа. Введение данного курса предпологает расширение базового уровня по орган...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников

В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...

Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.

Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....

Духовное и светское образование: пути взаимодействия и сотрудничества

«Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на...

Элективный курс "ХИМИЯ. ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться как “поддерживающий” изучение основного курса химии в рамках естественно-научного профиля, и как курс, служащи...

Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащегося

Материалы методической работы содержат описание направлений взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по изучению личности учащихся, с описанием сфер психолого-педагогической диа...

Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества

На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, ...