Урок-путешествие в страну Неорганику
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Антышева Нина Александровна

Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний, умений и навыков по неорганической химии в 9 классе в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_9_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Путешествие в страну Неорганику».

Цели:

Образовательные: Обобщить знания учащихся по неорганической химии, проверить степень усвоения материала, закрепить навыки составления  химических уравнений.  Расширить и углубить знания учащихся к химии, показать разнообразие использования химических знаний на практике.

Развивающие: Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию , умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике, совершенствовать экспериментальные умения учащихся.

Воспитательные: Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно, воспитание познавательной активности как личностного качества.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная ( общеклассная), урок-путешествие.

Сюжет игры – форма интеллектуальной деятельности. Игры, связанные

с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта. Игра содействует сплочению коллектива, имет познавательное значение, активизирует общественную деятельность учащихся, обеспечивает мыслительную активность участников игры, создаёт условия для детского творчества, соответствует принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".

Метод обучения: репродуктивный.

Оборудование:  Na,  NaOH , HCl, H2O, KМnO4 , H2SO4 , KNO3, Cu,  AgNO3,

Na2SO4 , BaCl2,  C2H5OH, NH3 ,  HCl,

спиртовка, платок, простоквашница, пробирки.

Материалы для урока в стихотворной форме были взяты частично из журнала «Химия в школе».

Путешествие в страну «Неорганику».

   Этот урок был мною проведён  в 9 классе в рамках Дня Открытых Дверей нашей школы. На нем присутствовали гости из других школ. Также данный урок можно провести в конце изучения раздела неорганической химии.

Оформление на доске:  Химия – реакции, пробирки.

                                           Химия – поэма вещества.

                                           Химия – пусть на одежде дырки –

                                           Познаёт основы существа.

Девиз нашего урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества». (Д.И.Менделеев)    

   У дверей стоит кассир и всем гостям предлагает химпутёвки. Цена химпутёвки: назвать любое неорганическое вещество и его формулу, реакции или прибор для проведения опыта. (химпутёвки отпечатаны.

Вступительное слово учителя:

Наше химическое бюро предлагает сегодня посетить по химпутёвке, которую вы приобрели ,страну «Неорганику».  С особенностями этой прекрасной страны мы знакомились на протяжении 8 и 9 классов. И сегодня у нас есть уникальная возможность посетить «Неорганику» за вполне умеренную «плату». Но, чтобы отправиться в любое путешествие, необходим багаж. Мы не будем брать с собой чемоданы с  одеждой и косметикой, мы возьмём с собой знания, которые получили на уроках химии. Для этого сейчас повторим  основные понятия и законы химии.

(Фронтальная беседа по основным разделам неорганической химии).

Итак, места заняты согласно купленным билетам. Каждый поедет на таком транспорте, который ему по душе и на который хватит вашей фан тазии : на самолёте, на поезде, на корабле, на автомобиле, на велосипеде, на самокате, а может кто – то предпочитает пешком. (В цену химпутёвки входит всё).  В добрый путь!

Музыкальное сопровождение. (Объявление остановок).

1 остановка. Таможня.

Встречают 2 таможенника.

1 таможенник: Чтобы попасть на территорию страны «Неорганики» необходим досмотр ваших знаний  по правилам техники безопасности, иначе въезд запрещён.

2 таможенник: Мы будем зачитывать правила, а вы подтверждаете или опровергаете их.

1т: Если хочется в пробирке всё скорей перемешать,

      То закрой пробирку пальцем и сильнее потряси.

      Если пальцев станет меньше – не грусти и не рыдай,

      Ну и что , что стало девять? Девять всё-таки не семь!

( ответы учащихся)

 2т: Если вдруг ты на спиртовке нагревать чего-то хочешь,

      Смело действуй, направляй свою пробирку на соседа.

      Если выброс из пробирки вдруг нечаянно случится,

      Пусть сосед идёт лечиться, главное, что ты здоров!

( ответы учащихся)

1т: Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело,

      Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.

      И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно,

      Но зато соседка ваша не пойдёт уж больше стричься –

      Ёрш волос на голове ей напомнит об огне!

( ответы учащихся)

2т: Ну а если хочешь что-то ты в штативе закрепить,

      Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет

      И осколки острым краем вдруг вопьютя прямо в глаз,

      Пара глаз – ведь это роскошь, как Кутузов –

      Одноглазый ты теперь и навсегда!

(ответы учащихся)

1т: Если хочешь ты понюхать незнакомый порошок,

      То немедленно всем носом зарывайся ты в него.

      Полчаса прилежно нюхай, а потом свои полноса

      Доставай и так живи. Главное вот так понюхать

      Сможешь ты ещё разок!

( ответы учащихся)

 2т: Если есть в пробирке жидкость неизвестная тебе,

       То её ты смело пробуй, кисло – значит кислота,

       Горько – это ,значит, щёлочь или яд какой другой.

       Ну и что, что эта проба для тебя последней будет,

       Зато жил ты как герой!

( ответы учащихся)

 1т: Если вас застал учитель за любимым делом вашим:

       Потихоньку что- то слили, иль приборы вы разбили,

       Иль ещё какой пустяк,                                                                                                                                

       Объяси ему, что это ваш сюрприз к его уроку,

       Что без химии любимой вы не можете никак!

( ответе учащихся)

2т: Ну что ж , проверку вы  успешно прошли. Таможня даёт добро!

      Счастливого путешествия по нашей великолепной стране!

Музыкальное сопровождение.

 2 остановка. Станция Периодическая.

Начальник станции: Проверим, проверим, что вы знаете о нашей стране.

Душой за химию болея, создал таблицу  …(Менделеев).

Наша станция небольшая, в ней проживает всего 114 жителей-элементов. У каждого есть свой дом. Список жителей всегда на виду (показывает на таблицу Менделеева).

Дома- клеточки  образуют вертикальные и горизонтальные ряды, какие? (период и группа). По номеру дома можно многое узнать о его жителе. Например:

Он бежит по проводам,

Он бывает тут итам,

Свет зажёг, нагрел утюг,

Он наш верный, лучший друг,

Если в атом он попал,

То , считай совсем пропал:

Он с утра и до утра носится вокруг ядра.  

(Электрон. Количество электронов равно  порядковому номеру элемента).

Зарядом я похвастать не могу,

А потому сижу в ядре и ни гу-гу.

А то подумают : шпион,

А я нейтральный, я – (нейтрон).

(Количество нейтронов равно: относительная атомная масса минус порядковый номер элемента.)

Очень положительный

С массою внушительной,

А таких, как он, отряд создаёт в ядре заряд.

Лучший друг его нейтрон.

Догадались? Он – (протон)

( Количество протонов равно порядковому номеру элемента и количеству электронов).

Молодцы! Счастливого путешествия по нашей стране.

 Музыкальное сопровождение.

3 остановка. Станция «Практическая».

Начальник станции: Я очень рад, что вы посетили нашу страну, и со своими помощниками  покажем, что мы умеем и на что способны.

 

Опыт 1.  В простоквашницу с водой и с добавленным в неё фенолфталеином  кидаем кусочек натрия.

Кусочек натрия пинцетом взят,

Отметьте, что условия обычны.

Опустим в воду – тут же результат:

Пошла реакция, она экзотермична.

Вмиг из воды наш щелочной металл

Газ водород активно вытесняет,

А тот, ликуя, что свободным стал

Шипит и натрий по воде гоняет.

Кружит металл, как шаловливый пёс,

Как будто за хвостом своим гоняясь,

Потерю электронов перенёс,

С гидроксогруппой в щёлочь превращаясь.

( На доске учащиеся записывают уравнение реакции.                                  

 2 Na + 2HOH = 2 NaOH + H2 ↑ + Q )

Опыт 2.  Гидроксид натрия, подкрашенный фенолфталеином с соляной кислотой.

Есть реакция такая,

Не сказать, чтбы простая:

Только было здесь вино –

Стало вдруг водой оно.             NaOH + HCl = NaCl + H2O

Опыт 3 .  Сульфат натрия с хлоридом бария.

Вот так дело, вот процесс!

До чего дошёл прогресс!

Быстро жидкости сливая,

Молоко я получаю.                  

                                                   Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4 ↓

Опыт 4.   Несгораемый платок.

Платок смачивается в воде , а затем в спирте и поджигается.

Вот платок , какое диво !

Посмотрите, как красиво!

Поместили его в спирт, а платок и не горит!

  C2H5OH + 3O2 = 2CO2 +3 H2O

Опыт 5.  Дым без огня.

Хоть и говорят в народе, что дыма без огня не бывает, а у нас в «Неорганике» всё возможно.

( 2 стакана, в 1 – капля аммиака, во 2 – капля конц. соляной кислоты ).

NH3 + HCl = NH4Cl

Опыт 6. Серебрение медных монет.

Из медных монет мы можем получить серебряные, несите свои денежки, не стесняйтесь.

Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag

Опыт 7. Зажигание костра без спичек. А ещё , только взмахнув рукой, мы можем зажечь костёр.

( В фарфоровой чашке или на кафельной плитке  в центре положить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты, вокруг кашицы, не касаясь смеси , поместить сухие стружки так, чтобы при появлении пламени они легко могли загореться. Между пальцами поместить ватку, смоченную спиртом, капнуть на смесь).

2KМnO4 + H2SO4 = Mn2O7 + K2SO4 + H2O

6Mn2O7 + 5C2H6O + 12H2SO4 = 12MnSO4 + 10CO2 + 27H2O

Опыт 8. Выжигание бумаги. Аещё мы можем рисовать без карандаша и вырезать без ножниц.

( На плотном белом листе бумаги нарисовать рисунок сплошной линией насыщенным раствором нитрата калия ( для этого в 20 мл. воды растворить 30 г. соли, всыпая соль небольшими порциями при нагревании). Коснуться концом горящей лучинки.

2KNO3 = 2KNO2 + O2

Учитель: Загостились уж мы, пора и честь знать, надо бы домой отправляться.

 Музыкальное сопровождение.

Таможня.

1т.: Мы мзду не берём, но чтобы домой возвратиться , немного надо потрудиться.

2т.: Ответьте на несколько вопросов и спокойно выезжайте из нашей страны.

1. Что такое «царская водка»?

(смесь азотной и соляной кислот в соотношении 1:3)

2. Какой элемент образует и очень твёрдое и очень мягкое вещество?

(углерод: алмаз и графит)

3. Как называют вещества , изменяющие свою окраску в зависимости от среды?

(индикаторы)

4. Каким элементом богата морская капуста – ламинария?

(йод)

5. Сплав, из которого сделаны и Медный всадник, и Царь – колокол, и Царь – пушка ?

(бронза)

6. Металл, который по мнению химиков, зарождался и накапливался на Земле под влиянием планеты Марс?

(железо)

1т.: Ну что ж , вы имеете достаточно сведений о нашей стране, но это далеко не всё, поэтому сейчас :«Счастливого пути и приезжайте к нам ещё!»

Музыкальное сопровождение.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие , но наше  химагенство надеется, что вы ещё не один раз воспользуетесь нашими услугами и вместе с нами посетите бескрайние просторы Химии. Всего вам доброго, до новых встреч и ( на доске прикреплен лист бумаги с написанныма раствором хлорида железа(III) словами «Спасибо за внимание» , брызгаем раствором жёлтой кровяной соли, слова проявляются).

Спасибо за внимание!                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Путешествие в литературную страну"

Закрепление изученного материала, прививать любовь к родной природе, чтению....

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

Урок -путешествие по электрической стране

Урок в 8 классе в игровой форме знакомит учащихся с электрическими явлениями, проверяет знания школьников по разделу. Сопровождается презентацией....

Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Разработка урока "Путешествие в волшебную страну" 2класс

Разработка урока "Путешествие в волшебную страну" 2класс...

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...