Урок-путешествие в страну Неорганику
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний, умений и навыков по неорганической химии в 9 классе в форме игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_9_klass.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Путешествие в страну Неорганику».
Цели:
Образовательные: Обобщить знания учащихся по неорганической химии, проверить степень усвоения материала, закрепить навыки составления химических уравнений. Расширить и углубить знания учащихся к химии, показать разнообразие использования химических знаний на практике.
Развивающие: Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию , умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике, совершенствовать экспериментальные умения учащихся.
Воспитательные: Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно, воспитание познавательной активности как личностного качества.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная ( общеклассная), урок-путешествие.
Сюжет игры – форма интеллектуальной деятельности. Игры, связанные
с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта. Игра содействует сплочению коллектива, имет познавательное значение, активизирует общественную деятельность учащихся, обеспечивает мыслительную активность участников игры, создаёт условия для детского творчества, соответствует принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".
Метод обучения: репродуктивный.
Оборудование: Na, NaOH , HCl, H2O, KМnO4 , H2SO4 , KNO3, Cu, AgNO3,
Na2SO4 , BaCl2, C2H5OH, NH3 , HCl,
спиртовка, платок, простоквашница, пробирки.
Материалы для урока в стихотворной форме были взяты частично из журнала «Химия в школе».
Путешествие в страну «Неорганику».
Этот урок был мною проведён в 9 классе в рамках Дня Открытых Дверей нашей школы. На нем присутствовали гости из других школ. Также данный урок можно провести в конце изучения раздела неорганической химии.
Оформление на доске: Химия – реакции, пробирки.
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познаёт основы существа.
Девиз нашего урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества». (Д.И.Менделеев)
У дверей стоит кассир и всем гостям предлагает химпутёвки. Цена химпутёвки: назвать любое неорганическое вещество и его формулу, реакции или прибор для проведения опыта. (химпутёвки отпечатаны.
Вступительное слово учителя:
Наше химическое бюро предлагает сегодня посетить по химпутёвке, которую вы приобрели ,страну «Неорганику». С особенностями этой прекрасной страны мы знакомились на протяжении 8 и 9 классов. И сегодня у нас есть уникальная возможность посетить «Неорганику» за вполне умеренную «плату». Но, чтобы отправиться в любое путешествие, необходим багаж. Мы не будем брать с собой чемоданы с одеждой и косметикой, мы возьмём с собой знания, которые получили на уроках химии. Для этого сейчас повторим основные понятия и законы химии.
(Фронтальная беседа по основным разделам неорганической химии).
Итак, места заняты согласно купленным билетам. Каждый поедет на таком транспорте, который ему по душе и на который хватит вашей фан тазии : на самолёте, на поезде, на корабле, на автомобиле, на велосипеде, на самокате, а может кто – то предпочитает пешком. (В цену химпутёвки входит всё). В добрый путь!
Музыкальное сопровождение. (Объявление остановок).
1 остановка. Таможня.
Встречают 2 таможенника.
1 таможенник: Чтобы попасть на территорию страны «Неорганики» необходим досмотр ваших знаний по правилам техники безопасности, иначе въезд запрещён.
2 таможенник: Мы будем зачитывать правила, а вы подтверждаете или опровергаете их.
1т: Если хочется в пробирке всё скорей перемешать,
То закрой пробирку пальцем и сильнее потряси.
Если пальцев станет меньше – не грусти и не рыдай,
Ну и что , что стало девять? Девять всё-таки не семь!
( ответы учащихся)
2т: Если вдруг ты на спиртовке нагревать чего-то хочешь,
Смело действуй, направляй свою пробирку на соседа.
Если выброс из пробирки вдруг нечаянно случится,
Пусть сосед идёт лечиться, главное, что ты здоров!
( ответы учащихся)
1т: Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело,
Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.
И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно,
Но зато соседка ваша не пойдёт уж больше стричься –
Ёрш волос на голове ей напомнит об огне!
( ответы учащихся)
2т: Ну а если хочешь что-то ты в штативе закрепить,
Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет
И осколки острым краем вдруг вопьютя прямо в глаз,
Пара глаз – ведь это роскошь, как Кутузов –
Одноглазый ты теперь и навсегда!
(ответы учащихся)
1т: Если хочешь ты понюхать незнакомый порошок,
То немедленно всем носом зарывайся ты в него.
Полчаса прилежно нюхай, а потом свои полноса
Доставай и так живи. Главное вот так понюхать
Сможешь ты ещё разок!
( ответы учащихся)
2т: Если есть в пробирке жидкость неизвестная тебе,
То её ты смело пробуй, кисло – значит кислота,
Горько – это ,значит, щёлочь или яд какой другой.
Ну и что, что эта проба для тебя последней будет,
Зато жил ты как герой!
( ответы учащихся)
1т: Если вас застал учитель за любимым делом вашим:
Потихоньку что- то слили, иль приборы вы разбили,
Иль ещё какой пустяк,
Объяси ему, что это ваш сюрприз к его уроку,
Что без химии любимой вы не можете никак!
( ответе учащихся)
2т: Ну что ж , проверку вы успешно прошли. Таможня даёт добро!
Счастливого путешествия по нашей великолепной стране!
Музыкальное сопровождение.
2 остановка. Станция Периодическая.
Начальник станции: Проверим, проверим, что вы знаете о нашей стране.
Душой за химию болея, создал таблицу …(Менделеев).
Наша станция небольшая, в ней проживает всего 114 жителей-элементов. У каждого есть свой дом. Список жителей всегда на виду (показывает на таблицу Менделеева).
Дома- клеточки образуют вертикальные и горизонтальные ряды, какие? (период и группа). По номеру дома можно многое узнать о его жителе. Например:
Он бежит по проводам,
Он бывает тут итам,
Свет зажёг, нагрел утюг,
Он наш верный, лучший друг,
Если в атом он попал,
То , считай совсем пропал:
Он с утра и до утра носится вокруг ядра.
(Электрон. Количество электронов равно порядковому номеру элемента).
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то подумают : шпион,
А я нейтральный, я – (нейтрон).
(Количество нейтронов равно: относительная атомная масса минус порядковый номер элемента.)
Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд создаёт в ядре заряд.
Лучший друг его нейтрон.
Догадались? Он – (протон)
( Количество протонов равно порядковому номеру элемента и количеству электронов).
Молодцы! Счастливого путешествия по нашей стране.
Музыкальное сопровождение.
3 остановка. Станция «Практическая».
Начальник станции: Я очень рад, что вы посетили нашу страну, и со своими помощниками покажем, что мы умеем и на что способны.
Опыт 1. В простоквашницу с водой и с добавленным в неё фенолфталеином кидаем кусочек натрия.
Кусочек натрия пинцетом взят,
Отметьте, что условия обычны.
Опустим в воду – тут же результат:
Пошла реакция, она экзотермична.
Вмиг из воды наш щелочной металл
Газ водород активно вытесняет,
А тот, ликуя, что свободным стал
Шипит и натрий по воде гоняет.
Кружит металл, как шаловливый пёс,
Как будто за хвостом своим гоняясь,
Потерю электронов перенёс,
С гидроксогруппой в щёлочь превращаясь.
( На доске учащиеся записывают уравнение реакции.
2 Na + 2HOH = 2 NaOH + H2 ↑ + Q )
Опыт 2. Гидроксид натрия, подкрашенный фенолфталеином с соляной кислотой.
Есть реакция такая,
Не сказать, чтбы простая:
Только было здесь вино –
Стало вдруг водой оно. NaOH + HCl = NaCl + H2O
Опыт 3 . Сульфат натрия с хлоридом бария.
Вот так дело, вот процесс!
До чего дошёл прогресс!
Быстро жидкости сливая,
Молоко я получаю.
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4 ↓
Опыт 4. Несгораемый платок.
Платок смачивается в воде , а затем в спирте и поджигается.
Вот платок , какое диво !
Посмотрите, как красиво!
Поместили его в спирт, а платок и не горит!
C2H5OH + 3O2 = 2CO2 +3 H2O
Опыт 5. Дым без огня.
Хоть и говорят в народе, что дыма без огня не бывает, а у нас в «Неорганике» всё возможно.
( 2 стакана, в 1 – капля аммиака, во 2 – капля конц. соляной кислоты ).
NH3 + HCl = NH4Cl
Опыт 6. Серебрение медных монет.
Из медных монет мы можем получить серебряные, несите свои денежки, не стесняйтесь.
Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag
Опыт 7. Зажигание костра без спичек. А ещё , только взмахнув рукой, мы можем зажечь костёр.
( В фарфоровой чашке или на кафельной плитке в центре положить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты, вокруг кашицы, не касаясь смеси , поместить сухие стружки так, чтобы при появлении пламени они легко могли загореться. Между пальцами поместить ватку, смоченную спиртом, капнуть на смесь).
2KМnO4 + H2SO4 = Mn2O7 + K2SO4 + H2O
6Mn2O7 + 5C2H6O + 12H2SO4 = 12MnSO4 + 10CO2 + 27H2O
Опыт 8. Выжигание бумаги. Аещё мы можем рисовать без карандаша и вырезать без ножниц.
( На плотном белом листе бумаги нарисовать рисунок сплошной линией насыщенным раствором нитрата калия ( для этого в 20 мл. воды растворить 30 г. соли, всыпая соль небольшими порциями при нагревании). Коснуться концом горящей лучинки.
2KNO3 = 2KNO2 + O2
Учитель: Загостились уж мы, пора и честь знать, надо бы домой отправляться.
Музыкальное сопровождение.
Таможня.
1т.: Мы мзду не берём, но чтобы домой возвратиться , немного надо потрудиться.
2т.: Ответьте на несколько вопросов и спокойно выезжайте из нашей страны.
1. Что такое «царская водка»?
(смесь азотной и соляной кислот в соотношении 1:3)
2. Какой элемент образует и очень твёрдое и очень мягкое вещество?
(углерод: алмаз и графит)
3. Как называют вещества , изменяющие свою окраску в зависимости от среды?
(индикаторы)
4. Каким элементом богата морская капуста – ламинария?
(йод)
5. Сплав, из которого сделаны и Медный всадник, и Царь – колокол, и Царь – пушка ?
(бронза)
6. Металл, который по мнению химиков, зарождался и накапливался на Земле под влиянием планеты Марс?
(железо)
1т.: Ну что ж , вы имеете достаточно сведений о нашей стране, но это далеко не всё, поэтому сейчас :«Счастливого пути и приезжайте к нам ещё!»
Музыкальное сопровождение.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие , но наше химагенство надеется, что вы ещё не один раз воспользуетесь нашими услугами и вместе с нами посетите бескрайние просторы Химии. Всего вам доброго, до новых встреч и ( на доске прикреплен лист бумаги с написанныма раствором хлорида железа(III) словами «Спасибо за внимание» , брызгаем раствором жёлтой кровяной соли, слова проявляются).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Путешествие в литературную страну"
Закрепление изученного материала, прививать любовь к родной природе, чтению....
Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"
Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...
Урок -путешествие по электрической стране
Урок в 8 классе в игровой форме знакомит учащихся с электрическими явлениями, проверяет знания школьников по разделу. Сопровождается презентацией....
Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Разработка урока "Путешествие в волшебную страну" 2класс
Разработка урока "Путешествие в волшебную страну" 2класс...
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.
Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...