Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе
календарно-тематическое планирование (химия, 9 класс) по теме

 

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Программы «Курс химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (автор О.С. Габриелян  – М.: Дрофа, 2010).

Курс химии 9 класса (Вестник образования России №4, 2010г) начинается введением, в котором обобщаются основные вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.

Далее рассматриваются общие свойства классов химических элементов – металлов и неметаллов. Затем в обобщенном плане разбираются свойства отдельных, наиболее ярких представителей каждого класса, групп химических элементов: свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Далее, в плане восхождения от абстрактного к конкретному, рассматриваются и свойства отдельных, важных в народнохозяйственном отношении веществ, образованных конкретными химическими элементами. При изучении химии классов, групп и отдельных химических элементов повторяются, обобщаются и развиваются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории базового курса.

Курс химии 9 класса, построенный по концентрической концепции, завершается темой «знакомство с органическими веществами», в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

На изучение химии в 9-ом классе отводится 68 часов: 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_himii_za_9_kl.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели изучения химии в 8-9 классах

        Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

        овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

        развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

        воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

        применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Программы «Курс химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (автор О.С. Габриелян  – М.: Дрофа, 2010).

Курс химии 9 класса (Вестник образования России №4, 2010г) начинается введением, в котором обобщаются основные вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.

Далее рассматриваются общие свойства классов химических элементов – металлов и неметаллов. Затем в обобщенном плане разбираются свойства отдельных, наиболее ярких представителей каждого класса, групп химических элементов: свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Далее, в плане восхождения от абстрактного к конкретному, рассматриваются и свойства отдельных, важных в народнохозяйственном отношении веществ, образованных конкретными химическими элементами. При изучении химии классов, групп и отдельных химических элементов повторяются, обобщаются и развиваются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории базового курса.

Курс химии 9 класса, построенный по концентрической концепции, завершается темой «знакомство с органическими веществами», в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

На изучение химии в 9-ом классе отводится 68 часов: 2 часа в неделю.


Программа:

О.С.Габриелян  - М.: Издательство «Дрофа» 20108 год.

Учебник:

«Химия. 9 класс»: О.С.Габриелян  - М.: Дрофа. – 2009 год.

Методические пособия:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9» /О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.
  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2006.
  5. Горковенко М.Ю. Химия 9 кл. Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна (М.: Дрофа); Л.С. Гузея и др. (М.: Дрофа); Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (М.: Просвещение). – М.: «ВАКО», 2009.


В тематическое планирование включены следующие темы:

1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов);

2. Металлы  (16 уроков + 1 пр.раб.);

3. Неметаллы (23 урока + 3 пр. раб.);

4. Органические вещества (10 уроков + 1 пр. раб.);

5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 урока + 2 пр. раб.)  

При составлении календарно-тематического планирования учитывается возможность его варьирования, т.е. незначительное (2-3 часа) увеличение или уменьшение часов на прохождение каких-либо тем,  разделов из-за  индивидуальных особенностей усвоения учебной программы.

Обязательный минимум практических работ:

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств»;

Практическая работа №2  «Получение, собирание и распознавание кислорода»;

Практическая работа №3  «Получение собирание и распознавание углекислого газа»;

Практическая работа №4«Решение экспериментальных  задач «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»;

Практическая работа №5 «Изготовление моделей углеводородов»;

Практическая работа №6 «Знакомство с образцами лекарственных  препаратов»;

Практическая работа №7 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены».

        

Обязательный минимум лабораторных опытов:

1. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекцией);

2. Вытеснение одного металла другим из раствора соли;

3. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединения алюминия;

4. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами,  силикатами);

5. Растворение железа и цинка в соляной кислоте;

6. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и катионов аммония, натрия кальция, бария.

        В тематическом плане запланированы контрольные работы, соответствующие программе по химии для 9 класса О.С.Габриеляна. Контрольные работы предназначены для проведения на уроке текущего и итогового контроля по основным темам курса.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ,  электроотрицательность, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  2. основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;
  3. химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

        уметь

  1. называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  2. объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  3. характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  4. определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  5. составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  6. обращаться с химической посудой лабораторным оборудованием;
  7. распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ион;
  8. вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. безопасного обращения с веществами и материалами;
  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  3. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  4. критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  5. приготовление растворов заданной концентрации.

урока

п/п

Кол-во

часов по теме

Тема урока

Тип учебного занятия

Методы

Формы

Планируемые результаты

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса, 6 часов

1.

1.

Характеристика
химического элемента на основании его положения в
Периодической системе
Д.И. Менделеева

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые

групповые

дать план общей характеристики химического элемента по его положению в Периодической системе и научить использовать его для составления характеристики элемента-металла

периодическая таблица Д.И. Менделеева, портрет Д.И. Менделеева, план характеристики химического элемента

контроль

§1,
упр. 1-3

2.

2.

Характеристика
химического элемента-неметалла на основании его
положения в
Периодической системе
Д.И. Менделеева

урок закрепления изученного

словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые

групповые

научить давать общую характеристику элемента-неметалла

периодическая таблица Д.И. Менделеева, портрет Д.И. Менделеева, план характеристики химического элемента

само

контроль

§1,

3.

3.

Переходные элементы

Дем. №1

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать понятие об амфотерности; повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической связи между классами веществ

растворы едкого натрия, соляной кислоты, солей цинка и алюминия; пробирки

само

контроль

§2,
упр.1-3

4.

4.

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделеева

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической связи между классами веществ

само

контроль

§3, упр. 1-3

5.

5.

Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

знать определение оксидов и оснований с позиции ТЭД; уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, уметь составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций

портрет Д.И. Менделеева; разные варианты (формы) Периодической системы

само

контроль

§35-43 (по учебнику 8 кл.)

6.

6.

Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

знать определение кислот и солей с позиции ТЭД; уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, уметь составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций

само

контроль

§35-43 (по учебнику 8 кл.)

Демонстрация

1. Реакции получения и свойства гидроксидов цинка;

Лабораторная работа

-

Практическая работа

-

Контрольная работа

-

ТЕМА 1. Металлы, 15 часов

7.

1.

История в металлах, металлы в истории

изучение нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые

групповые

контроль

§4 упр. 1-3

8.

2.

Положение элементов-металлов в
Периодической системе
Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические
свойства металлов

Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами металлов и сплавов»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые

групповые

повторить положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов; обобщить и расширить сведения о физических свойствах металлов и их классификации

коллекции образцов металлов; образцы монет и медалей

контроль

§5 выучить, упр. 1-3, §6

9.

3.

Химические свойства
металлов

Лабораторный опыт №2 «Вытеснение одного металла другим из раствора соли»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обобщить знания об общих химических свойствах металлов; повторить особенности протекания реакций металлов с растворами электролитов

Li, Na, Ca, Al, Zn, Cu, Fe, Mg, I2, S, Sb, KMnO4, HCl, CuSO4, пробирки, колбы, воронки, вата, фильтровальная бумага, кристаллизаторы, тигли

само

контроль

§8,
упр. 1,3,

10.

4.

Общие понятия о
коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение

Дем. №2

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах; познакомить с важнейшими сплавами и их значением в жизни общества; дать понятие о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии

коллекция сплавов черных металлов: чугунов и сталей, изделий из них; коллекции сплавов цветных металлов и изделий из них; железный гвоздь, растворы электролитов

само

контроль

§7,

упр. 1-3, §10,

упр. 2,6

11.

5.

Металлы в природе.
Общие способы их
получения

Дем. №3

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

познакомить с природными соединениями металлов и с самородными металлами; дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть ее разновидности

коллекция руд железа, природные соединения натрия, калия, кальция, магния и алюминия

само

контроль

§9,
упр. 1-5

12.

6.

Общая характеристика
элементов главной
подгруппы I группы

Дем. №4

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать общую характеристику металлов I группы; повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе

образцы щелочных металлов; HCl, чашечка Петри, вода, фенолфталеин, ложечка для сжигания веществ

само

контроль

§11 до соединений щелочных металлов,

упр. 1-2

13.

7.

Соединения щелочных
металлов
Дем. №5

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обзор важнейших соединений щелочных металлов; щелочи, соли; природные соединения щелочных металлов

образца природных соединений щелочных металлов

само

контроль

§11 до конца, упр. 3,4 (на выбор)

14.

8.

Общая характеристика
элементов главной
подгруппы II группы

Дем. №6

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать общую характеристику металлов II группы; повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе

образцы щелочноземельных металлов

само

контроль

§12 до соединений ЩЗМ, упр. 1,6

15.

9.

Соединения щелочноземельных металлов

Дем. №7

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обзор важнейших соединений ЩЗМ

образцы природных соединений кальция

само

контроль

§12 до солей ЩЗМ, упр.5,8

16.

10.

Алюминий, его физические и химические свойства

Дем. №8

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия – простого вещества; применение алюминия

коллекция изделий из алюминия и его сплавов

само

контроль

§13 до соединений Al, упр.3,4,7

17.

11.

Соединения алюминия

Дем. №9

Лабораторный опыт №3 «Знакомство с соединениями алюминия»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

амфотерность оксида и гидроксида алюминия; глинозем и его модификации; распространенность алюминия в природе

образцы природных соединений алюминия

само

контроль

§13 - «соединения алюминия», упр.8

18.

12.

Железо, его физические и химические свойства

Лабораторный опыт №3 «Знакомство с рудами железа, соединения алюминия;

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

особенности строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа; степени окисления железа в соединениях; физические и химические соединения железа

образцы сплавов железа

само

контроль

§14 до соединений железа, упр.4,5

19.

13.

Генетические ряды

 Fe2+ и Fe3+

Дем. №10

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) и гидроксидов железа (II) и (III)

Fe, NaOH,  желтая и красная кровяные соли

само

контроль

§14, упр.2 (а), 8

20.

14.

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств»

урок-практикум

словесно-наглядные, проблемные, практические

парами

Получить и изучить свойства соединений металлов

оборудование и реактивы для практической работы №1

контроль

21.

15.

Обобщение по теме
«Металлы»

урок обобщения и систематизации знаний

словесно-наглядные, частично-поисковые

групповые

обобщение и систематизация знаний, подготовка к контрольной работе

контроль

§4 – 14 повторить

22.

16.

Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

урок проверки и оценки знаний

репродуктивные, частично-поисковые

индивидуальные

проверить и оценить усвоение знаний по теме «Металлы»

контроль

Демонстрация

2. Опыт по коррозии металлов и защита их от коррозии;

3. Коллекции руд;

4. Образцы щелочных металлов, взаимодействие их с водой;

5. Распознавание солей Na+ и K+ по окраске пламени;

6. Образцы щелочноземельных металлов, взаимодействие их с водой;

7. Образцы природных соединений кальция;

8. Коллекция изделий из алюминия;

9. Образцы природных соединений алюминия;

10. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+;

Лабораторный опыт:

1. Знакомство с образцами металлов и сплавов;

2. Вытеснение одного металла другим из раствора соли;

3. Знакомство с соединениями алюминия;

 Знакомство с рудами железа, соединения алюминия;

 

Практическая работа

1. Решение экспериментальных задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств»

Контрольная работа

1. «Металлы»

ТЕМА 2. Неметаллы, 23 часа

23.

1.

Общая характеристика
неметаллов

Лабораторный опыт №4 «Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами,  силикатами)»

изучение нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые

групповые

рассмотреть положение неметаллов в ПС и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности; повторить понятие аллотропие, рассмотреть физические свойства неметаллов

образцы неметаллов – простых веществ

контроль

§15, упр.1-5

24.

2.

Водород

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

рассмотреть положение водорода в ПСХЭ, строение атома и молекулы; определить физические и химические свойства водорода

само

контроль

§17, упр.2-4

25.

3.

Общая характеристика

галогенов

Дем. №11

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать общую сравнительную характеристику галогенов;

образцы галогенов – простых веществ; образцы природных минералов

само

контроль

§18,

26.

4.

Важнейшие соединения галогенов

Лабораторный опыт №5 «Растворение железа и цинка в соляной кислоте»

Дем. №12

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

хлороводород и соляная кислота; хлориды, их применение в народном хозяйстве

образцы природных хлоридов

само

контроль

§19, 20, упр. 1-6

27.

5.

Кислород

Практическая работа №2 «Получение, собирание и распознавание кислорода»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать общую характеристику халькогенов

руды и минералы: красны, бурый и магнитный железняки, колчедан, цинковая обманка, гипс

само

контроль

§21, упр.1,2

28.

6.

Сера, ее физические и
химические свойства

Дем. №13

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

охарактеризовать серу в форме атома, простого вещества; химические свойства серы рассмотреть в свете ОВР

сера, натрий, железо, цынк, алюминий, медная проволока, соляная кислота; пробирки, горелка,

само

контроль

§22, упр.2,3,6

29.

7.

Оксиды серы (IV) и (VI).

Серная кислота и ее соли

Дем. №14, 15

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

на примере оксидов  серы крнкретизировать общие свойства кислотных оксидов; закрепить знания об ОВР на примере оксида серы (IV); конкретизировать общие знания о свойствах кислот в свете ТЭД на примере разбавленной серной кислоты и знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты

Na2SO3, HCl, NaOH,  цветки герани или бальзамина, лакмус, пробирки, кристаллизатор, раствор фуксина, резиновая трубка; H2SO4 (конц), Zn, Cu, CuO, CuSO4, NaOH, BaCl2,  сахарная пудра; пробирки

само

контроль

§23 оксиды серы (IV) и (VI) , упр.1,2,5

30.

8.

Азот и его свойства

Дем. №16

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

конкретизировать знания о строении атома и ковалентной неполярной связи на примере строения атома и молекулы азота; рассмотреть физические свойства азота в свете ОВР

NH4Cl, NaNO3, спирт, ступка с пестиком, пробирки, фарфоровая чашечка

само

контроль

§24, упр.1-4

31.

9.

Аммиак и его свойства

Дем. №17

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

рассмотреть строение молекулы аммиака, повторить на ее примере ковалентную полярную связь; познакомить с физическими свойствами, собиранием, распознаванием и химическими свойствами аммиака

нашатырный спирт, аммиачная вода, NH4Cl и Ca(OH)2, фенолфталеин, соляная кислота; кристаллизатор, установка для демонстрации «фонтана» в колбе, пробирки

само

контроль

§25, упр.1-5

32.

10.

Соли аммония, их свойства

Дем. №18

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

закрепить представления о составе, получении и распознавании солей аммония; рассмотреть их физические и химические свойства; дать краткую характеристику представителям

конц. растворы HCl, HNO3; NH4Cl и Ca(OH)2, лакмусовая бумажка; растворы нитрата серебра, хлорида бария; пробирки

само

контроль

§26, упр.1-5

33.

11.

Азотная кислота и ее
свойства

Дем. №19

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

повторить на примере оксидов азота классификацию и свойства оксидов, а на примере свойств азотной кислоты – общие свойства кислот в свете ТЭД; дать понятие о способах получения азотной кислоты и областях ее применения

медь, азотная кислота (разб. и конц.), оксид меди; растворы гидроксида натрия, сульфата меди, лакмуса; пробирки, лучинка, стакан

само

контроль

§27 (до солей азотной кислоты), упр.1-3

34.

12.

Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения

Дем. №20

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать понятие о нитратах; рассмотреть их физические и химические свойства

Cu, H2SO4; NaNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3; пробирки; коллекция азотных удобрений

само

контроль

§27, упр.6,7

35.

13.

Фосфор, его физические и химические свойства

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

повторить строение атома, аллотропию и сравнительную характеристику красного и белого фосфора;

Р (кр), лакмус, вода, растворы гидроксида натрия, фенолфталеина, карбоната натрия, нитрата серебра, азотной кислоты

само

контроль

§28 (до кислотных соединений фосфора), упр.1-3

36.

14.

Соединения фосфора

Дем. №21

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

рассмотреть кислородные соединения фосфора: оксид фосфора (V), фосфорную кислоту и ее соли; дать представление о фосфорных удобрениях

коллекция фосфорных удобрений, свеча, CS2, колба, пробирки

само

контроль

§28, упр.4-7

37.

15.

Обобщение знаний по теме «Азот, фосфор и их соединения»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

контроль

записи

38.

16.

Углерод, его физические и химические свойства

Дем. №22

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

повторить строение атома и аллотропию на примере углерода; рассмотреть строение, сравнение свойств и применение алмаза и графита; познакомить с явлением адсорбции и его практическим значением

модели кристаллических решеток алмаза и графита, образцы изделий из графита и сажи, древесный уголь; одеколон; вата, речной песок, колба, пипетки

само

контроль

§29, упр.1-6

39.

17.

Оксиды углерода (II) и (IV)

Практическая работа №3 «Получение собирание и распознавание углекислого газа»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газа

HCOOH, H2SO4 (конц), известковая вода, мрамор, соляная кислота, магний; стаканы, свечи, лучинка, пробирки

само

контроль

§29 до угольной кислоты, упр.1-3

40.

19.

Угольная кислота
и

ее соли

Дем. №23, 24

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

повторить соли средние и кислые на примере карбонатов и гидрокарбонатов; познакомить с характерными свойствами солей угольной кислоты и их представителями; рассмотреть жесткость воды и способы ее устранения

мрамор, соляная кислота, известковая вода, лакмус; пробирки, раствор мыла

само

контроль

§30, упр.6-8

41.

20.

Кремний, его физические и химические свойства

Дем. №25

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения

образцы горных пород (гранита, базальта), горного хрусталя, кварца, аметиста; растворимое стекло, соляная кислота, пробирки

само

контроль

§31 до применения кремния, упр.1-4

42.

21.

Силикатная
промышленность

Дем. №26

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать понятие о силикатной промышленности, о производстве керамика, стекла, цемента

образцы изделий из фарфора, керамики, фаянса, стекла

само

контроль

§31, упр.5-6

43.

22.

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

урок-практикум

словесно-наглядные, проблемные, практические

парами

44.

23.

Решение расчетных задач

Лабораторный опыт №6. «Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и катионов аммония, натрия кальция, бария»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

решать задачи и упражнения

само

контроль

§17-31 повторить

45.

24.

Решение расчетных задач

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

решать задачи и упражнения

само

контроль

§17-31 повторить

46.

25.

Обобщение по теме
«Неметаллы»

урок обобщения и систематизации знаний

словесно-наглядные, частично-поисковые

групповые, индивидуальные

обобщение и систематизация знаний, подготовка к контрольной работе

само

контроль

подготовка к контрольной работе, повторить

§ 17-31

47.

26.

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»

урок проверки и оценки знаний

репродуктивные, частично-поисковые

индивидуальные

проверить и оценить усвоение знаний по теме «Неметаллы»

контроль

повторить

§ 17-31

Демонстрация

11. Образцы галогенов – простых веществ;

12. Образцы природных хлоридов;

13. Получение пластической серы;

14. Свойства серной кислоты (разб.) как типичной кислоты;

15. Взаимоотношение серной кислоты (конц.) с медью;

16. Корни культур бобовых растений с клубеньками;

17. Получение,  собирание и распознавание аммиака, его взаимодействие с хлороводородом;

18. Получение солей аммония;

19. Взаимодействие конц. азотной кислоты с медью;

20. Знакомство с коллекцией азотных удобрений;

21. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений;

22. Адсорбционные свойства активированного угля;

23. Получение угольной кислоты;

24. Знакомство с коллекцией карбонатов;

25. Знакомство с коллекцией природных соединений кремния;

26. Знакомство с коллекцией  изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента;

Лабораторный опыт

4. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами,  силикатами)

5. Растворение железа и цинка в соляной кислоте;

6. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и катионов аммония, натрия кальция, бария.

Практическая работа

2. Получение, собирание и распознавание кислорода;

3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа;

4. Решение экспериментальных задач «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»

Контрольная работа

2. «Неметаллы»

ТЕМА 3. Органические соединения, 10 часов

48.

1.

Предмет органической химии. Строения атома
углерода

изучение нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные, частично-поисковые

групповые

дать понятие о предмете органической химии; показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими; сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления

органические вещества для демонстрации; шаростержневые модели молекул органических веществ

контроль

§32, упр.1-3

49.

2.

Предельные углеводороды. Строение молекулы метана.

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

познакомить с понятием «гомологический ряд», «гомологи», «общая формула» на примере алканов; развить понятие об изомерии для этого класса УВ

вазелин, парафин, парафиновая свеча

само

контроль

§33, упр.1-3

50.

3.

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать представление о реакциях дегидрирования как основном способе получения алкенов из алканов и реакциях гидрирования как противоположном процессе; познакомить с гомологическим рядом алкенов, их свойствами и применением

этиловый спирт, серная кислота, бромная вода, светлое растительное масло

само

контроль

§34

51.

4.

Ароматические углеводороды. Бензол

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать представление о бензоле как представителя ароматических углеводородов

§36

52.

5.

Практическая работа №5 «Изготовление моделей углеводородов»

урок-практикум

словесно-наглядные, проблемные, практические

парами

знать масштабные и шаростержневые модели углеводородов

масштабные и шаростержневые модели

53.

6.

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин

Дем. №27

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

на примере реакции гидратации алкенов познакомить с предельным одноатомными спиртами, их свойствами, получением и применением

этиловый спирт, глицерин, медная проволока, спиртовки

само

контроль

§37, упр.2,3

54.

7.

Альдегиды

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

познакомить с альдегидами, их представителями, свойствами и применением;

само

контроль

§38

55.

8.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.  Сложные эфиры

Дем. №28

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать понятие о предельных одноосновных карбоновых кислотах

формалин, раствор глюкозы, аммиака, гидроксид натрия, нитрат серебра; растворы уксусной кислоты

само

контроль

§39, упр.2,3

56.

9.

Понятие об
аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации

Дем. №30

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать понятие об аминокислотах как амфотерных органических соединениях; познакомить с полипептидами - белками

яичный белок, растворы гидроксида натрия, сульфата меди; плакаты с изображением первичной, вторичной, третичной структуры белка

само

контроль

§41, упр.2,3

57.

10.

Понятие об углеводах

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать общее представление об углеводах и их классификации

глюкоза, крахмал, виноградный сок; вата, картофелина, мука, яблоко

само

контроль

§42, упр.2,3

58.

11.

Обобщение знаний по
органической химии Контрольная работа № 3 по теме «Органическая химия»

(20 мин)

урок проверки и оценки знаний

репродуктивные, частично-поисковые

индивидуальные

обобщение и систематизация знаний, проверить и оценить усвоение знаний по теме «Органическая химия»

контроль

Демонстрация

27. Качественная реакция на многоатомные спирты;

28. Типичные кислотные свойства уксусной кислоты;

29. Образцы твердых и жидких кислот;

30. Цветные реакции белков;

31. Образцы природных и химических полимеров;

Лабораторный опыт

Практическая работа

5. Изготовление моделей углеводородов;

Контрольная работа

3. «Органическая химия»

ТЕМА 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы, 8 часов

59.

1.

Химия и здоровье.

урок ознакомления с новым материалом

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

знать состав аспирина, солода, парацетамола и фенацетина, их свойства и действие на организм, способы безопасного применения

демонстрация лекарственных препаратов

само

контроль

конспект по теме

60.

2.

Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

 Дем. №32

урок применения знаний и умений

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

знать состав аспирина, солода, парацетамола и фенацетина, их свойства и действие на организм, способы безопасного применения

демонстрация лекарственных препаратов

само

контроль

конспект по теме

61.

3.

Практическая работа №6 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов»

урок-практикум

словесно-наглядные, проблемные, практические

парами

правила ТБ, свойства аспирина, парацетамола

лекарственные препараты

контроль

оформить отчет

62.

4.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

урок применения знаний и умений

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

знать правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ

само контроль

конспект по теме

63.

5.

Химические  вещества как строительные и поделочные материалы

64.

6.

Практическая работа №7 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены»

урок-практикум

словесно-наглядные, проблемные, практические

парами

знать правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ

образцы бытовой химии

контроль

оформить отчет

65.

7.

Взаимосвязь строения и свойств веществ

комбинированный

словесно-наглядные, частично-поисковые

групповые

обобщить и систематизировать полученные знания

контроль

повторить записи

66.

8.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

комбинированный

словесно-наглядные, частично-поисковые

групповые

обобщить и систематизировать полученные знания

образцы бытовой химии

контроль

повторить записи

67.

9.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

комбинированный

словесно-наглядные, частично-поисковые

групповые

обобщить и систематизировать полученные знания

контроль

повторить записи

68.

10.

Итоговая контрольная работа №4  по химии за курс основной школы

урок проверки и оценки знаний

репродуктивные, частично-поисковые

индивидуальные

обобщение и систематизация знаний, проверить и оценить усвоение знаний

контроль

Демонстрация

32. Демонстрация лекарственных препаратов;

Лабораторный опыт

-

Практическая работа

6. Знакомство с образцами лекарственных препаратов;

7. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены

Контрольная работа

4. Итоговая контрольная работа по химии за курс основной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе

Примерная программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Про...

Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе

Примерная программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Про...

Примерное календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе

Рабочая программа  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для X–XI  классов общеобразователных учреждений и программы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...