Компетентностный подход в обучении химии через проектную деятельность
статья по химии по теме

Кузьмина Светлана Николаевна

статья о компетентностном подходе в обучении химии через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferenciya_po_himii.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в обучении химии через проектную деятельность

                                          Кузьминой Светланы Николаевны,                        

                                        учителя химии высшей квалификационной

                                        категории МОУ «Средняя общеобразовательная

                                        школа № 4 г. Вольска Саратовской области»,

                                        Почётного работника общего образования РФ,

                                        победителя ПНПО

Идеи компетентностного подхода в обучении

     «Быть  всегда творческим - значит быть всесильным. Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем быть творческим  всякий раз, когда это необходимо, в любой момент решать проблемы и разрабатывать новые концепции», - эти  слова Марка Фишера отражают одно из перспективных направлений модернизации образования – разработку идей компетентностного подхода в обучении.  При этом подходе помимо знаний и умений  обучающихся важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется ключевыми компетенциями.

    Для решения поставленных задач уже много лет с  успехом применяется метод проектов. Этот метод существует уже более ста лет, но всё ещё сохраняет свою эффективность и актуальность.

В своей практике я использую проектную деятельность в обучении и воспитании в течение последних лет. Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей.   

 Несмотря на широкий выбор тем проектов, различия в уровне сложности и глубине ученического  исследования, все проекты характеризуются единым подходом к их осуществлению. Работу над ними можно разделить на несколько этапов: 

      На первом этапе - погружения в проект - я знакомлю ребят с сюжетной  ситуацией, мы вместе определяем  тему и  цели проекта, ставим проблемы,  которые должны быть посильными, а форма - знакомой.

   На начальном этапе изучения химии в 8 классе обычно возникают трудности с усвоением химического языка. Для решения этой проблемы предлагаю проект «Химия в стихах, загадках, рисунках», цель которого - помочь освоению уникальной знаковой системы химического языка и   усилить мотивацию к изучению химии.

   В 10 классе при изучении темы «Биологически активные вещества»  возникает  напряженность, обусловленная большим объёмом  информации и страхом забыть её на уроке. Обсудив со мной эту проблему, ребята сделали компьютерную презентацию в программе Microsoft Power Point  по направлениям: витамины, гормоны, ферменты, лекарства и самостоятельно провели  урок, попробовав себя в роли учителя.

На этом этапе формируется  компетенция учеников в сфере познавательной деятельности: знания и умения организации, планирования идей,  готовность к дальнейшему самообразованию.

На втором этапе – организации деятельности – я занимаюсь совместно с обучающимися организацией групп, пар, отдельных                               обучающихся, распределением ролей, планированием дальнейшей деятельности по решению задач проекта.

Если проект групповой, при работе над ним объединяются  обучающиеся с разными учебными возможностями, среди которых есть и неподготовленные  к самостоятельной исследовательской, творческой  деятельности,  они обычно выполняют  роль статистов.

Готовые к проектной  деятельности  обучающиеся на этом этапе самостоятельно  распределяют роли в группах, планируют работу по виду деятельности и содержанию.

При этом необходимо учесть  следующие показатели:

- данные социометрического исследования, проведенного психологом по выявлению лидеров в коллективе;

- личные пожелания обучающихся заниматься определёнными видами деятельности, выраженные в форме  ответов на  вопросы экспресс  -  анкеты: что тебя заинтересовало в этом проекте? чем ты хочешь заняться?

-  данные мониторинга обученности по предмету: хорошо успевающие ребята могут выступить в качестве консультантов.

      В результате формируется коммуникативная компетенция, предусматривающая владение способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе.

Так, при работе над проектами «Полимеры» в 11 классе, «Этанол, его физиологическое действие на организм человека» в 10 классе, «Силикатная промышленность» в 9 классе и других обучающиеся самостоятельно распределяли роли и обязанности, делились на группы.

           На третьем этапе – осуществления деятельности -  при необходимости консультирую обучающихся, ненавязчиво контролирую работу над проектом.

Каждый из обучающихся работает в соответствии со своими интересами, подбирает информацию, готовит презентацию результатов, совместными усилиями  ребята проводят экспериментальную,  исследовательскую  работу.

     В результате формируются информационная и коммуникативная компетенции, предусматривающие умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимые сведения, строить отношения с окружающими, приобретать навыки работы в коллективе.

     Результаты работы над проектом ребята представляют в различных формах.

     На уроке химии в 9 классе по теме «Силикатная промышленность» ребята, работая в группах по направлениям: керамика, стекло, цемент, по-разному изложили собранный и творчески переработанный материал. Группа по изучению цемента изложила материал в форме экскурсии на предприятие «Вольскцемент», в ходе которой кратко рассказала об акционерном обществе, дала историческую справку о производстве цемента, познакомила с технологией производства цемента. Ребята не забыли сказать об экологических проблемах, продемонстрировали опыты получения бетона, охарактеризовали свойства различных видов бетона.

Группа «Керамика» провела экскурс в историю,  рассказала и показала изделия из керамики, майолики, фарфора, фаянса, огнеупорные материалы, гончарные изделия.

 Максимум творчества проявила группа «Стекло». Она показала театрализованное представление, в ходе которого рассказала о происхождении стекла, получении различных его видов, сделала сообщение о Саратовском заводе технического стекла. В ходе урока обучающиеся на доске и в тетради заполнили схему по основным отраслям силикатной промышленности.

 Ребята обсудили созданную презентацию, консультировались со мной, внесли необходимые изменения.

Практикую работу над одним проектом  обучающихся разных классов. Так, в 10-х классах при изучении темы «Спирты» обучающимся я предложила проект «Этанол, его физиологическое действие на организм человека», на основе которого были проведены уроки. Цель их заключалась в формировании знаний об этаноле как представителе предельных одноатомных спиртов, его физиологическом действии на основе самостоятельно выполненной учащимися работы. Каждый класс подготовил свой проект и защитил его на уроке.

Обучающиеся 10а класса представили результат своей деятельности в виде театрализованного представления «Борьба со злом, или меняем жизнь к лучшему». Действующими лицами в нем были ведущие, студенты, доктора, химики, физики, аналитики. Они поведали историю о том, как двое молодых  людей – студентов пристрастились к употреблению алкоголя, в результате чего у них случилась белая горячка. На помощь им пришли доктора, а затем различные специалисты, доказавшие, что от алкогольной зависимости можно избавиться, если есть разум и сила воли.

Учащиеся 10б класса защитили свой проект в форме ролевой игры, выступив историками, представителями химкомбината, медиками. Они рассказали об истории возникновения спиртных напитков, их действие на организм человека, получении спиртов. Был продемонстрирован опыт «Действие этанола на белок». В заключение мальчики класса исполнили частушки о вреде употребления спиртных напитков.

Оба урока прошли эмоционально. Ребята работали активно, проявили творческие способности, смекалку, фантазию.

На уроке химии в 11 классе по теме «Полимеры», цель которого – сформировать знания о составе, свойствах, получении и применении полимеров на основе самостоятельно выполненной работы, я дала только направление деятельности обучающимся, а сама выступила в роли консультанта.

Ребята сами выбрали направления, сформировали группы: «Волокна», «Пластмассы», «Каучуки».

В ходе работы они применили прием разделения труда – каждый занимался своим делом – работой с различными источниками информации, составлением опорных конспектов, их защитой, изготовлением эмблем, подготовкой и постановкой эксперимента, оформлением наглядности, составлением вопросов для конкурса «Ты – мне, я – тебе», включающих не только знания свойств полимеров, но и осмысление экологических проблем, связанных с их применением.

В ходе урока ребята в тетрадях составляли опорные конспекты по полимерам.

    В результате формировались коммуникативная, общекультурная, социально - трудовая  компетенции, компетенция личностного  самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самооценки.

    На четвёртом этапе – презентации деятельности  и рефлексии –  определяю очередность выступления групп, акцентирую (при необходимости) внимание обучающихся  на узловых моментах темы, слушаю и задаю вопросы в роли рядового участника, обобщаю результаты, подвожу итоги обучения, работы групп.

    В результате формируется учебно – познавательная компетенция, предусматривающая владение анализом деятельности, рефлексией и способами  самооценки.

    В рефлексивных тестах, предлагаемых  мной в конце уроков, обучающиеся выражают свое мнение об уроке, из чего следует, что такая форма организации работы нравится детям. Об этом же свидетельствуют и результаты дифференцированного творческого домашнего задания по выбору, выполненного в виде сочинений, проектов развития родного города, отчетах об уроке. Вот строки из отзывов обучающихся: «…Такие уроки всегда интересны и увлекательны, запоминаются надолго;…самая главная ценность  в том, что мы сами создавали этот урок, проявляя творчество и выдумку; …интересно то, что о силикатной промышленности говорили не в общем, а на примере нашего города, что заставило задуматься о его будущем, какие отрасли можно развивать в городе и наше участие в этом;…благодаря таким урокам, мы можем проявить свои качества: ум, находчивость, изобретательность, творчество, а групповая форма работы помогает в сплочении нашего коллектива, в сближении ученика и учителя; …думаю, что подобные уроки помогут в выборе профессии» и др.Ко мне, как к  учителю, применяющему в своей работе проектную деятельность, предъявляются определенные требования. Это, прежде всего, принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны, не давать в готовом виде ни правил работы, ни решения проблем, с другой – научить  ребят  выдвигать предположения, слушать и слышать мнения своих товарищей, учитывать разные точки зрения при планировании собственных действий.

 Моя роль как учителя заключается в создании благоприятных условий для развития субъект – субъектных отношений внутри группы и различных форм коммуникации между группами, и особое  внимание уделяется  индивидуальному развитию  обучающихся.

          В результате формируются коммуникативная компетенция, предусматривающая владение способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе, учебно – познавательная компетенция в сфере познавательной деятельности, социально – трудовая компетенция.

В ходе работы над проектами обучающиеся приобретают социальный опыт, практические навыки, которые пригодятся им в жизни.

Ежегодно мои ученики поступают в ВУЗы и ССУЗы, где профилирующим  предметом является химия.

Мой опыт использования проектной деятельности в обучении и воспитании неоднократно обобщался на муниципальном и региональном уровнях.

Проектная технология реализует компетентностный подход в обучении, который расширяет, дополняет  знаниево–ориентированный подход, так как  рассматривает подчинённость знаний умениям, делая акцент на практической стороне содержания. Меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Этот подход более соответствует условиям рыночной экономики, так как предполагает наряду с приобретением знаний, умений и навыков, ещё и формирование ключевых компетенций, востребованных рынком труда.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Божович Е. Д., Питанова М. Е. Принципы и технология формирования групп для совместной учебной работы школьников в классе. – Психологическая наука и образование. – 2005. - №3,4.
  2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме . – Педагогика. – 2006. - №10.
  3. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1999.
  4. Логинова О.Е. От «углублёнки» к профильному обучению. – Химия в школе №2 2006.
  5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. –  М. : АРКТИ, 2007.
  6. Скоробогатова Г. Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно – блочная технологии в работе учителя. – М.: МИОО, 2004.
  7. Скороходова Н. Ю. Психология ведения урока. – СПб.: Речь. 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении физике и математике

Учителя – люди ищущие. В современных условиях развития общества преподавание физики и математики требует новых подходов, переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...

презентация к докладу «Личностно-ориентированное обучение истории-через проектную деятельность»

Достижение метапредметных результатов  посредством технологии личностно-ориентированного обучения.Формирование у обучающихся самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно а...

Доклад Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность

Доклад Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность...

Реализация компетентностного подхода через проектную деятельность на уроках английского языка

Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть наборо...