Доклад Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность
статья по обществознанию

Лиджиева Кема Гаряевна

Доклад Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность

Слайд 1.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю методический совет «Личностно-ориентированное обучение истории через  проектную деятельность»

Слайд 2

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современной системе образования. Hе секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, то есть стирает в школьнике те качества, которыми должен обладать высокообразованный и воспитанный человек. Поэтому, всё больше внимания сегодня уделяется созданию в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности.

Слайд 3.

В новых социально-экономических условиях чрезвычайно актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно осуществлять свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартами требований, осознанно и адекватно оценивать свою деятельность.

Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления моего педагогического опыта:

  • внедрение новых ФГОС;
  • курсовая подготовка;
  • изучение опыта коллег;
  • изучение литературы по теме.

Слайд 4

По ФГОС второго поколения процесс обучения понимается как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта, формирования толерантности жизни в поликультурном обществе. Поэтому был неслучаен выбор темы самообразования: «Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность»

Работая над данной темой, перед собой я поставила цель – достижение метапредметных результатов посредством технологии личностно-ориентированного обучения.  (задачи: 1.Формирование у обучающихся самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;  

2. Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;

 3.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.       4.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.)

Слайд 5

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов личностно – ориентированного  подхода:

1.     Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально  приобретенных возможностей.

2.   Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3.    Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

4.     Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

5. Принцип доверия и поддержкиРешительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.

Слайд 6

Личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. Это позволяет осуществлять дифференцированный и даже индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, пробуждает к большей самостоятельности и активности.

 Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности, организовывать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов». Александр Григорьевич Асмолов сказал: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» и поэтому

Слайд 7

в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Данная технология позволяет учить детей сравнивать, анализировать, делать выводы и многое другое.

Проектная деятельность возможна и на уроке. Фрагменты проектной деятельности вводятся мною на уроках истории в   классе при изучении тем:

- в  7 классе  «Внешняя политика»

- в 8 классе «Внутренняя и внешняя политика Александра I.

В основном, я использую исследовательские и творческие и информационные проекты, чтобы развить у детей познавательный интерес к учебной деятельности. Для меня является важным тот факт, что работая над проектом, дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.

Так, например, совместно с учащимися мы подготовили несколько информационных проектов на темы:

- в 8 классе «Реформатская деятельность М.М. Сператского»,

-в 7 классе « Итоги последствия Смутного времени».

На уроках истории в 6 классе учащиеся выполнили творческие проекты:

- «Борьба Руси с западными завоевателями» - « Начало рыцарских набегов на Русь»

Можно отметить следующие положительные стороны этого вида работы:

 1. Повышение общей мотивации учащихся и значимости предмета как средства общения.

 3. Образовательная и воспитательная ценность. Благодаря использованию межпредметных связей (ИЗО, технология, география и т.д.), у учащихся развивается познавательная активность, воображение.

Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки.

Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. Задача педагога - управлять этим процессом, постепенно усложнять речемыслительные коммуникативные задачи. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа личностно-ориентированной технологии обучения. А сотрудничеству, взаимодействию присуща разнонаправленность (ученик - учитель, учитель - ученик, ученик - ученик).

Слайд 8

Проектная деятельность активизирует все стороны личности школьника; его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но со стороны учителя необходимы поддержка и поощрение учеников.

Исходя из требований ФГОС к метапредметным результатам обучения и освоения содержания курса по истории, учу учащихся сознательно организовывать и регулировать свою деятельность,

 Слайд 9 (видеоролик)

решать творческие задачи, представлять свою деятельность в различных формах-презентациях, рефератах, сообщениях, эссе, стенгазетах.

Слайд 10

Для воспитания всесторонне развитой личности хорошим подспорьем я считаю и внеклассную работу по предмету, имеющую большую разветвленную сеть направлений, одним из которых является патриотическое воспитание.

Так, например, учащиеся под моим руководством успешно выступили с докладами на научно-практической конференции

Слайд 11

 В школе я руковожу  кружком «Поиск», участниками  которого были подготовлены и проведены экскурсии в школьном музее по экспозициям: «История поселка Хар-Булук», «Из истории школы», «Велопробеги», «Участники Великой Отечественной войны-наши земляки», «Труженики тыла», «Сибирская ссылка»

Также в рамках недели «Музей и дети» для учащихся школы была организована экскурсия в Национальный музей, музей школы № 2, музей Сити-Чесс.

Слайд 11

Таким образом, личностно ориентированное обучение через проектную деятельность формирует:

- Информационную компетенцию при работе с различными источниками информации (аудио, видеоматериалы, словари, документы и др . и основным из методов является использование ресурсов сети Интернет. Примером может служить проведение урока в   7    классе по теме « Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова » с использованием ЭОР.

- Социальную компетенцию   через проведение деловых игр, конференций. Вместе с детьми участвую в социально-значимых проектах- День пожилого человека, День матери и др.).

 - Коммуникативная компетенция у детей формируется при участии в научно-практических конференциях.

- Основная компетенция учебно-познавательная. Формируется следующими методами: через использование проблемного обучения (анализ документов, сравнительные характеристики, групповые работы); через самостоятельную работу учащихся, составление логических схем и таблиц, индивидуальные творческие задания.

Слайд 12

Несмотря на свой небольшой опыт работы уже имею результаты:

       -  устойчивый, высокий интерес к истории;

 - руководство кружком «Поиск»,

- руководство элективным курсом «Технология выполнения тематических заданий по истории»,

- подготовка тематических экскурсий («История образования на территории поселка Хар-Булук», «Подвиг чернобыльцев», «Участники Сталинградской битвы-наши земляки»)  

    -     активное участие во внеклассных мероприятиях;

    -  1-е  место в районном конкурсе «Музей и дети».

Отмечая свой профессиональный рост, я надеюсь и верю

труд учителя таков,

что вспыхнет моя яркая звезда

поступками моих учеников.

Слайд 13 Спасибо за внимание

Проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат. Это может быть хорошей альтернативой классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся. Личностно-ориентированное обучение  предполагает также сотрудничество учеников, родителей, учителей.

. Как показала практика, метод проектов может позволить решать дидактические задачи и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учѐтом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Как уже отмечалось, в основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы еѐ решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объѐмом разнообразных предметных связей, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определѐнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы и т.п. Формирование названных умений является задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, затем умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе (не только в обучение ИЯ), предмет же иностранный язык вносит свою существенную лепту в данный учебный процесс и в общее развитие ребѐнка.

 Слайд 8 

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволяет:

  1. повысить мотивированность учащихся к обучению;
  2. повысить их познавательную активность;
  3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
  4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
  5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
  6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
  7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
  8. отследить динамику развития учащи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении химии через проектную деятельность

статья о компетентностном подходе в обучении химии через проектную деятельность...

Роль внеклассной работы по истории через проектную и исследовательскую деятельность - путь к становлению самодостаточной личности.

Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Статья "Повышение мотивации к обучению математике учащихся коррекционной школы через проектную деятельность"

В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности в коррекционной школе. Представлен материал из опыта работы....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.

Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....

презентация к докладу «Личностно-ориентированное обучение истории-через проектную деятельность»

Достижение метапредметных результатов  посредством технологии личностно-ориентированного обучения.Формирование у обучающихся самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно а...